Автор: Бурова О. В., учитель – логопед
МАДОУ «Детский сад №26 комбинированного вида»
Методическое пособие
«Знакомство детей среднего дошкольного возраста с ОНР с миром диких животных через использование авторского пособия «Дикие животные нашего леса»
Пояснительная записка
Методическое пособие посвящено ознакомлению детей среднего возраста с дикими животными и является важной задачей педагогического процесса дошкольной организацией.
Методическое пособие «Дикие животные нашего леса», поможет педагогам введению дошкольников в мир диких животных, расширит представления детей о разнообразии животных нашего леса.
Значение ознакомления дошкольников с дикими животными заключается в том, что у детей расширяется кругозор, появляются новые знания. Формирование элементарных экологических представлений расширяет представления детей о животных. Дети с большим желанием знакомятся с дикими животными, особенностями их поведения и питания.
Вариативно (есть несколько вариантов использования игр).
Доступно: его структура и содержание детям среднего дошкольного возраста.
Обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую активность всех воспитанников
Пособие рекомендуется учителям – логопедам, учителям – дефектологам, воспитателям ДОУ, а также родителям в работе с детьми среднего дошкольного возраста 4–5 лет.
Содержание методического пособия полностью соответствует требованиям ФГОС и включает в себя:
- 14 натуралистических изображений диких животных, а также их семей (бурый медведь, волк, заяц, еж, белка, лиса, лось).
- Дидактические игры: «Назови семью», «Кем станет, когда вырастет», «Один – много», «Лесовичок – Боровичок», «Назови ласково», «Кто где живет», «Чья это еда?», «Четвертый лишний», «Один – пять», «Кто где сидит?», «Кто где стоит?»
- Карточки – схемы для описательного рассказа: «Расскажи о животном».
- Чистоговорки.
- 7 разрезных картинок.
Для удобства педагогу: на обратной стороне карточек, подсказки – какая игра, вопросы и ответы.
Все карточки выполнены в едином стиле (красная канва).
Задачи:
Учить узнавать и называть животных и их детенышей. Закрепить знания детей о диких животных.
Коррекционно-образовательные цели. Накопление словаря по лексической теме. Дальнейшее обучение пониманию вопросов косвенных падежей (Кого? Что? Чего? Чему? Кому? Кем? Чем?). Образование единственного и множественного числа существительных. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Формирование умения вслушиваться в речь взрослого и запоминать чистоговорки, с последующим воспроизведением. Выделение из ряда предметов лишнего.
Активизация словаря по теме. Развитие понимания обобщающего значения слова и формирование обобщающего понятия «Дикие животные».
Употребление существительных в винительном падеже. Закрепление правильного употребления личных местоименных форм. Закрепление правильного употребления количественных и порядковых числительных. Совершенствование навыка употребления в речи предлогов НА, ПОД. Совершенствование умения повторять за взрослым описательный рассказ, состоящий из 2–3 простых предложений.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие артикуляционной моторики (общие артикуляционные упражнения). Развитие дыхания. Формирование умения задавать вопросы и отвечать на них предложениями из нескольких слов. Развитие тонкой и общей моторики, зрительного внимания.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению задания.
Раздел работы | Картинный материал |
Развитие лексики | Кто как голос подает (глагольный словарь)
Игра «Назови семью» (словообразование) Части тела животного «Кто кем станет?» (зайчонок – зайцем, и т. д.) «Кто где живет» «Чья это еда?» |
Слуховое внимание и память | «Чистоговорки» |
Развитие ВПФ | Игра «Четвертый лишний» |
Грамматический строй речи | «Один – много», «Один – пять» (согласование числит. с сущ. ед.ч. и мн.ч.)
«Назови ласково» (ум.-ласкательный суффикс) Игра «Лесовичок – боровичок» (согласование местоимений мой, моя с сущ.) «Кто где сидит» (составление предложений с предлогом НА) «Кто где стоит» (составление предложений с предлогом ПОД) |
Связная речь | Составление описательного рассказа по карточкам – схемам «Расскажи о животном» |