Усенко Алина Александровна
41 У группа
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (Старооскольский филиал)
КУРАТОР УЧАСТНИКА:
Бобрышева Наталия Сергеевна
преподаватель
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (Старооскольский филиал)
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №192653
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс для студентов «Практический проект»
Наименование конкурсной работы: ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Итоговая оценка: 1 место,  95 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №192653


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СТАРООСКОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

(СОФ НИУ «БелГУ» )

ФАКУЛЬТЕТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Выпускная квалификационная работа

обучающегося по специальности

44.02.02 Преподавание в начальных классах

очной формы обучения, группы 92082125

Усенко Алины Александровны

                                                                                     

         Научный руководитель 

                                                                             преподаватель СПО

                                                                                       Н.С. Бобрышева

Старый Оскол, 2025

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…………………………………………………. 8
1.1. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий в контексте современных образовательных стандартов ………………………………………………………………………………………………………… 8
1.2.Психолого-педагогические особенности развития познавательной сферы младших школьников в образовательном процессе………………. 11
1.3. Технология развития критического мышления как инструмент формирования познавательных УУД: сущность и методические возможности…………………………………………………………………………………………… 17
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ………………………………………. 22
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников……………………………………………………………………………………… 22
2.2. Реализация педагогической системы развития познавательных УУД через применение технологии критического мышления………………….. 27
2.3. Методические рекомендации для педагогов начальной школы по внедрению технологии критического мышления в образовательный процесс …………………………………………………………………………………………… 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ И  ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………………………………….

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………

43

48

 

ВВЕДЕНИЕ

Современная система образования переживает период кардинальных преобразований, обусловленных требованиями информационного общества и необходимостью подготовки личности, способной к самостоятельному освоению знаний и их творческому применению. Как отмечает А.Г. Асмолов, «в условиях быстро меняющегося мира перед образованием стоит задача формирования у обучающихся не только предметных знаний, но и универсальных способов деятельности» [4, с. 15].

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определяет в качестве приоритетной задачи формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих способность обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта [38, с. 12]. Особое место в системе УУД занимают познавательные действия, которые, по мнению Ю.К. Бабанского, «обеспечивают учебно-познавательную компетентность и направлены на познавательное развитие личности» [5, с. 78].

Анализ современных педагогических исследований показывает, что проблема формирования познавательных УУД привлекает внимание многих ученых. Так, Л.И. Божович рассматривает данную категорию в аспекте активной умственной деятельности, А.Г. Архипов и М.Б. Беляев – как синтетическое образование, включающее интеллектуальные, эмоциональные и волевые факторы [7; 3]. Исследования В.Г. Леонтьева, А.А. Люблинской, М.И. Махмутова связывают развитие познавательных УУД с наблюдательностью, памятью, вниманием и любознательностью [25; 26; 27].

Однако, несмотря на широкий спектр исследований, остается актуальной проблема поиска эффективных педагогических технологий, способствующих целенаправленному формированию познавательных УУД у младших школьников. Одним из перспективных направлений является применение технологии развития критического мышления, которая, как отмечает В.В. Давыдов, «сочетает в себе проблемность и продуктивность обучения с технологичностью образовательного процесса» [17, с. 124].

Критическое мышление, по определению Л.С. Выготского, представляет собой «результат внутреннего спора, когда человек повторяет по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим» [12, с. 89]. Развитие критического мышления способствует формированию у младших школьников умения анализировать информацию, принимать обоснованные решения, развивать аналитические способности и самостоятельность в познавательной деятельности.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) базируется на трехфазной структуре урока: «вызов – осмысление – рефлексия». Как показывают исследования Н.Г. Морозовой и И.Ф. Мягкова, каждый этап обладает определенными целями и методическими приемами, направленными на активизацию познавательной деятельности обучающихся [28].

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития познавательных УУД младших школьников через применение технологии критического мышления.

Объект исследования: процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия развития познавательных УУД младших школьников посредством технологии критического мышления.

Гипотеза исследования: развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников будет более эффективным, если:

  • систематически применять технологию критического мышления в образовательном процессе;
  • использовать разнообразные приемы и методы данной технологии на всех этапах урока;
  • обеспечить поэтапное усложнение познавательных задач в соответствии с возрастными особенностями обучающихся;
  • создать методическую систему подготовки педагогов к применению технологии критического мышления.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать научно-педагогическую литературу по проблеме формирования познавательных УУД в начальной школе и определить теоретические основы их развития.
  2. Изучить психолого-педагогические особенности развития познавательной сферы младших школьников и выявить возможности технологии критического мышления в формировании познавательных УУД.
  3. Провести диагностическое исследование уровня сформированности познавательных УУД у младших школьников.
  4. Разработать и апробировать педагогическую систему развития познавательных УУД через применение технологии критического мышления.
  5. Создать методические рекомендации для педагогов начальной школы по внедрению технологии критического мышления в образовательный процесс.

Методы исследования:

  • теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение, систематизация;
  • эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, констатирующий и формирующий эксперимент;
  • методы математической статистики: количественный и качественный анализ результатов исследования.

Методологическая основа исследования: теории деятельности и развития личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев); концепции формирования универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская); теории критического мышления (Дж. Дьюи, Р. Пол, М. Липман); личностно-ориентированный подход в образовании (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская).

Практическая база исследования: МБОУ «Чернянская СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Белгородской области. В исследовании приняли участие 23 обучающихся 2 класса в возрасте 8-9 лет.

Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения.

Во введении обоснована актуальность заявленной темы, определены объект, предмет, цель, задачи, сформулирована гипотеза исследования.

В первой главе рассмотрены сущность и структура познавательных универсальных учебных действий в контексте требований ФГОС НОО; изучены возрастные особенности процесса формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в урочной деятельности, а также педагогический потенциал технологии развития критического мышления в процессе формирования познавательных универсальных учебных действий младших.

Во второй главе проведена диагностика уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников; проанализирована организация системы работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников посредством технологии развития критического мышления; разработаны методические рекомендации молодым специалистам по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников посредством технологии развития критического мышления.

В заключении подводятся итоги проведенной работы, планируется дальнейшее изучение поставленной проблемы. 

В приложении приведены методики, по которым проводилось исследование по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

Список использованных источников и литературы состоит из 43 источников. 

Объем выпускной квалификационной работы составляет 57 страниц машинописного текста, работа иллюстрирована таблицами и рисунками.

 

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

1.1.Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий в контексте современных образовательных стандартов

Концепция универсальных учебных действий стала основополагающей в современной системе российского образования, определив кардинальные изменения в подходах к организации образовательного процесса. Как отмечает А.Г. Асмолов, «переход от парадигмы знаний к парадигме развития личности обусловил необходимость формирования у обучающихся способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений» [4, с. 27].

Теоретические основы концепции универсальных учебных действий были заложены в трудах выдающихся отечественных психологов и педагогов. Л.С. Выготский в своей культурно-исторической теории развития высших психических функций обосновал положение о том, что «обучение ведет за собой развитие», создавая зону ближайшего развития ребенка [12, с. 114]. Эта идея стала методологической основой для понимания роли универсальных учебных действий в развитии личности обучающегося.

П.Я. Гальперин в теории поэтапного формирования умственных действий показал, что «всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей: ориентировочной, исполнительной и контрольной» [15, с. 78]. Данный подход позволяет рассматривать универсальные учебные действия как систему взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих успешность учебной деятельности.

В.В. Давыдов, разрабатывая теорию развивающего обучения, обосновал необходимость формирования у школьников теоретического мышления, способности к анализу, планированию и рефлексии [17, с. 156]. Эти положения нашли отражение в структуре познавательных универсальных учебных действий.

Согласно ФГОС НОО, универсальные учебные действия определяются как «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность способов действий обучающегося, обеспечивающих его социокультурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений» [38, с. 8].

И.Я. Лернер рассматривал формирование универсальных учебных действий как развитие «умения учиться», понимая под этим «способность обучающегося самостоятельно усваивать новые знания, умения и навыки, организовывая при этом сам процесс учения» [24, с. 92]. Такой подход подчеркивает активную роль ученика в образовательном процессе и необходимость формирования у него субъектной позиции.

В структуре универсальных учебных действий выделяются четыре основных блока: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД. Каждый блок имеет свою специфику и выполняет определенные функции в обеспечении успешности учебной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия, согласно исследованиям А.Г. Асмолова, включают в себя:

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации из различных источников;
  • структурирование знаний через создание схем, таблиц, моделей;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов;
  • постановка и формулирование проблемы [4, с. 67].

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения существенных признаков;
  • синтез как составление целого из частей;
  • выбор оснований и критериев для сравнения и классификации;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • выдвижение гипотез и их обоснование [4, с. 72].

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера [4, с. 75].

Исследования Е.Р. Аргуновой, Т.Н. Беркалиева, А.М. Матюшкина показывают, что основными функциями познавательных УУД являются:

  1. Организационная функция – обеспечение самостоятельной постановки целей, поиска необходимой информации, выбора адекватных методов и средств достижения результата [3; 6; 27].
  2. Мотивационная функция – создание условий для активизации познавательной мотивации и формирования устойчивого интереса к учебной деятельности [3].
  3. Контрольно-оценочная функция – развитие способности к оценке не только результата, но и процесса учебной деятельности, формирование рефлексивных умений [6].

Особое значение в формировании познавательных УУД имеет развитие метакогнитивных способностей – умения планировать, контролировать и оценивать собственную познавательную деятельность. Как отмечает Т.Н. Овчинникова, «метакогнитивные стратегии позволяют учащимся становиться независимыми, гибкими и продуктивными в своем учении» [31, с. 134].

Универсальность познавательных УУД обеспечивает:

  • целостность общекультурного, личностного и познавательного развития;
  • преемственность всех ступеней образовательного процесса;
  • возможность организации эффективной самостоятельной деятельности;
  • способность к пониманию и усвоению новых знаний [4, с. 45].

Современные исследования показывают, что качество усвоения знаний определяется не объемом изученного материала, а уровнем сформированности универсальных учебных действий. При этом познавательные УУД играют системообразующую роль, так как они обеспечивают возможность самостоятельного приобретения знаний и их применения в различных ситуациях.

Формирование познавательных универсальных учебных действий требует создания специальных педагогических условий, включающих:

  • использование проблемных методов обучения;
  • организацию исследовательской и проектной деятельности;
  • применение интерактивных образовательных технологий;
  • создание ситуаций выбора и самостоятельного принятия решений;
  • обеспечение рефлексивной деятельности учащихся [31, с. 89].

Таким образом, познавательные универсальные учебные действия представляют собой сложную систему взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих способность обучающихся к самостоятельному познанию мира и саморазвитию. Их формирование является одной из ключевых задач современного образования и требует применения инновационных педагогических технологий.

 

  • Психолого-педагогические особенности развития познавательной сферы младших школьников в образовательном процессе

Младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий, что обусловлено особенностями психического развития детей 6-10 лет. Как отмечает В.С. Мухина, «именно в этом возрасте наблюдается качественный скачок в развитии познавательных процессов, которые приобретают характер произвольности и осознанности» [29, с. 267].

Внимание младшего школьника характеризуется постепенным переходом от непроизвольного к произвольному. В начале обучения преобладает непроизвольное внимание, которое привлекается яркими, эмоционально насыщенными объектами. Как показывают исследования Н.Ф. Добрынина, «объем внимания младшего школьника составляет 2-3 объекта, устойчивость – 10-15 минут в начале обучения и до 20-25 минут к концу начальной школы» [18, с. 145].

Развитие произвольного внимания связано с формированием волевых качеств личности и способности к целеполаганию. П.И. Груздев отмечает, что «произвольное внимание младшего школьника развивается в процессе выполнения учебных заданий, требующих сосредоточения на неинтересном, но необходимом материале» [16, с. 78].

Память младших школьников характеризуется преобладанием образных компонентов над словесно-логическими. В начале обучения у детей лучше развита механическая память, но постепенно формируется логическая память, основанная на понимании смысловых связей.

А.А. Люблинская выделяет следующие особенности развития памяти в младшем школьном возрасте:

  • переход от непроизвольного запоминания к произвольному;
  • формирование приемов рационального запоминания;
  • развитие смысловой памяти;
  • увеличение объема и прочности запоминания [25, с. 189].

Мышление младшего школьника проходит путь от наглядно-образного к словесно-логическому. В.В. Давыдов подчеркивает, что «основным новообразованием младшего школьного возраста является формирование теоретического мышления, способности к анализу, синтезу, обобщению» [17, с. 234].

Н.А. Менчинская выделяет следующие особенности развития мышления младших школьников:

  • постепенное освобождение от конкретных представлений;
  • формирование способности к абстрагированию;
  • развитие логических операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
  • становление рефлексивного мышления [28, с. 156].

Воображение в младшем школьном возрасте характеризуется переходом от воссоздающего к творческому. В.Н. Дружинин отмечает, что «развитие воображения тесно связано с усвоением знаний и формированием умения создавать новые образы на основе имеющихся представлений» [18, с. 201].

Формирование познавательной мотивации является ключевым фактором успешности обучения младших школьников. М.В. Матюхина выделяет следующие уровни познавательной мотивации:

  • широкие познавательные мотивы (интерес к новым знаниям);
  • учебно-познавательные мотивы (интерес к способам добывания знаний);
  • мотивы самообразования (интерес к дополнительным источникам информации) [26, с. 124].

Младший школьный возраст обладает рядом особенностей, создающих благоприятные условия для формирования познавательных универсальных учебных действий:

  1. Пластичность нервной системы, обеспечивающая высокую обучаемость и способность к усвоению новых способов деятельности [29, с. 189].
  2. Ведущая роль учебной деятельности, которая становится основным видом деятельности и определяет развитие всех психических процессов [17, с. 267].
  3. Формирование произвольности психических процессов, что создает возможность для сознательного управления своей познавательной деятельностью [29, с. 201].
  4. Развитие рефлексивных способностей, позволяющих осознавать и контролировать процесс собственного учения [31, с. 145].

Н.В. Рождественская подчеркивает важность учета возрастных особенностей при организации познавательной деятельности младших школьников: «Эффективность формирования познавательных УУД зависит от того, насколько полно учитываются возрастные возможности и ограничения младших школьников» [35, с. 98].

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников осуществляется через следующие психологические механизмы:

  1. Интериоризация – переход внешних познавательных действий во внутренний план, формирование умственных действий [12, с. 167].
  2. Обобщение – выделение существенных признаков познавательных действий и перенос их в новые ситуации [17, с. 189].
  3. Рефлексия – осознание способов выполнения познавательных действий и их результатов [31, с. 123].
  4. Моделирование – создание знаково-символических представлений изучаемых объектов и отношений [4, с. 89].

При организации познавательной деятельности младших школьников необходимо учитывать следующие принципы:

  • Принцип наглядности – использование различных форм наглядности для поддержки образного мышления [25, с. 134].
  • Принцип активности – вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность [26, с. 156].
  • Принцип доступности – соответствие содержания и методов обучения возрастным возможностям учащихся [17, с. 201].
  • Принцип систематичности – логическая последовательность в формировании познавательных УУД [24, с. 145].

Приемы развития критического мышления в процессе формирования познавательных УУД представлены в таблице (Табл.1.1).

 

Таблица 1.1- Приемы развития критического мышления на этапах уроках

С точки зрения работы с информацией и развития познавательных УУД анализ приемов и стратегий технологии развития критического мышления представлены в таблице (Табл- 1.2.)

Таблица 1.2-Приемы технологий развития критического мышления при формировании познавательных УУД

 

Таким образом, младший школьный возраст характеризуется значительными изменениями в развитии познавательной сферы, что создает благоприятные условия для формирования познавательных универсальных учебных действий. Успешность этого процесса зависит от учета возрастных особенностей и создания соответствующих педагогических условий.

 

  • Технология развития критического мышления как инструмент формирования познавательных УУД: сущность и методические возможности

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) представляет собой целостную систему, способствующую формированию умений работать с информацией в процессе чтения и письма. Как отмечают разработчики данной технологии Ч. Темпл, К. Мередит и Д. Стил,«критическое мышление – это самонаправляемое, самодисциплинируемое, самооценивающее и самокорректирующее мышление» [39, с. 15].

Критическое мышление, по определению Дж. Дьюи, представляет собой «активное, настойчивое и внимательное рассмотрение любого убеждения или предполагаемой формы знания с точки зрения поддерживающих ее оснований и дальнейших выводов, к которым она ведет» [19, с. 89].

Р. Пол характеризует критическое мышление как «мышление о мышлении, при котором человек стремится усовершенствовать качество своего мышления путем умелого анализа, оценки и реконструкции» [33, с. 124].

М. Липман определяет критическое мышление как «квалифицированное и ответственное мышление, которое способствует хорошему суждению, поскольку опирается на критерии, является самокорректирующим и чувствительным к контексту» [23, с. 78].

Основные характеристики критического мышления:

  1. Целенаправленность – мышление всегда направлено на решение конкретной задачи или проблемы [19, с. 156].
  2. Обоснованность – выводы основываются на достоверных фактах и логических рассуждениях [33, с. 89].
  3. Контролируемость – процесс мышления подлежит сознательному контролю и регулированию [23, с. 134].
  4. Самокоррекция – способность пересматривать свои суждения при получении новой информации [39, с. 67].

Технология ТРКМЧП основывается на трехфазной модели обучения, предложенной Ч. Темплом:

  1. Стадия вызова (Evocation) Цель: актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к теме, постановка учебных целей.

Функции стадии вызова:

  • мотивационная (побуждение к работе с новой информацией);
  • информационная (актуализация имеющихся знаний);
  • коммуникационная (обмен мнениями с другими учащимися) [39, с. 45].
  1. Стадия осмысления (Realization of meaning) Цель: получение новой информации, ее осмысление и соотнесение с уже имеющимися знаниями.

Функции стадии осмысления:

  • информационная (получение новых знаний);
  • систематизационная (классификация полученной информации);
  • мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме) [39, с. 78].
  1. Стадия рефлексии (Reflection) Цель: размышление, анализ и творческое применение полученной информации.

Функции стадии рефлексии:

  • коммуникационная (обмен мнениями о новой информации);
  • информационная (приобретение нового знания);
  • мотивационная (побуждение к дальнейшему изучению темы);
  • оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний) [39, с. 112].

Л.Р. Болотина систематизирует основные приемы ТРКМЧП следующим образом [8, с. 67]:

Приемы стадии вызова:

  • «Кластер» – графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия;
  • «Корзина идей» – сбор предположений учащихся по изучаемой теме;
  • «Верные и неверные утверждения» – формулирование утверждений по теме;
  • «Ключевые слова» – прогнозирование содержания текста по ключевым словам;
  • Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (ЗХУ).

Приемы стадии осмысления:

  • «Инсерт» – маркировка текста значками в процессе чтения;
  • «Бортовой журнал» – записи, которые ведутся по ходу чтения или слушания;
  • «Фишбоун» – схема, напоминающая рыбный скелет;
  • «Идеал» – алгоритм решения проблем;
  • «Чтение с остановками» – разбивка текста на смысловые части.

Приемы стадии рефлексии:

  • «Синквейн» – стихотворение из пяти строк;
  • «Шесть шляп мышления» – рассмотрение проблемы с разных точек зрения;
  • «Эссе» – размышление в письменной форме;
  • «Кубик Блума» – постановка вопросов разного типа.

Анализ возможностей технологии критического мышления показывает ее высокий потенциал в формировании различных групп познавательных УУД:

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (прием «ЗХУ»);
  • поиск и выделение необходимой информации (прием «Инсерт»);
  • структурирование знаний (приемы «Кластер», «Фишбоун»);
  • рефлексия способов и условий действия (все приемы стадии рефлексии) [8, с. 89].

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (прием «Кластер»);
  • синтез как составление целого из частей (прием «Синквейн»);
  • выбор оснований для сравнения и классификации (прием «Сравнительная таблица»);
  • установление причинно-следственных связей (прием «Фишбоун»);
  • построение логической цепи рассуждений (прием «Эссе») [8, с. 134].

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы (прием «Верные и неверные утверждения»);
  • самостоятельное создание способов решения проблем (прием «Идеал») [8, с. 156].

Таким образом, как отмечает В.В. Давыдов, «эффективность применения технологии критического мышления зависит от соблюдения ряда условий» [17, с. 234]:

  • систематичность использования приемов технологии;
  • адаптация приемов к возрастным особенностям учащихся;
  • обеспечение преемственности между стадиями урока;
  • создание атмосферы доверия и открытости;
  • готовность учителя к работе в новой технологии.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

При работе с младшими школьниками необходимо учитывать их возрастные особенности:

  • использование игровых элементов для поддержания интереса;
  • опора на наглядно-образное мышление;
  • постепенное усложнение познавательных задач;
  • обеспечение эмоциональной поддержки [29, с. 189].

Таким образом, технология развития критического мышления представляет собой эффективный инструмент формирования познавательных универсальных учебных действий, обеспечивающий активное включение учащихся в познавательную деятельность, развитие их мыслительных способностей и формирование умений работать с информацией.

 

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 

2.1. Диагностическое исследование исходного уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников

Педагогическое исследование проводилось на базе МБОУ «Чернянская СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Белгородской области. В исследовании приняли участие 23 обучающихся 2 класса в возрасте 8-9 лет.

Цель диагностического исследования: выявить исходный уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников для последующего проектирования и реализации педагогических условий их развития через технологию критического мышления.

Задачи диагностического исследования:

  1. Определить критерии и показатели оценки уровня сформированности познавательных УУД.
  2. Подобрать и адаптировать диагностический инструментарий.
  3. Провести констатирующий этап исследования.
  4. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Методы исследования: тестирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности, математико-статистическая обработка данных.

На основе анализа научно-педагогической литературы и требований ФГОС НОО были выделены следующие критерии оценки познавательных УУД:

  1. Информационный критерий:
  • умение находить необходимую информацию;
  • умение выделять главное и второстепенное;
  • умение структурировать информацию.
  1. Логический критерий:
  • умение анализировать и сравнивать;
  • умение классифицировать и обобщать;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.
  1. Проблемный критерий:
  • умение формулировать проблему;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение находить способы решения проблем.
  1. Рефлексивный критерий:
  • умение оценивать собственную деятельность;
  • умение корректировать способы действий;
  • умение планировать дальнейшую деятельность.

Каждый критерий оценивался по трехуровневой шкале: высокий, средний, низкий уровень.

Для комплексной оценки уровня сформированности познавательных УУД использовались следующие методики:

  1. Методика «Исследование словесно-логического мышления» (Э.Ф. Замбацявичене) (Приложение 1).

Цель: определение уровня развития словесно-логического мышления. Структура: 4 субтеста по 10 заданий в каждом. 

Время выполнения: 30 минут.

  1. Методика «Выделение существенных признаков» (С.Я. Рубинштейн) (Приложение 2). 

Цель: оценка способности выделять существенные признаки понятий. Структура: 20 заданий с выбором ответа. 

Время выполнения: 15 минут.

  1. Методика «Логические закономерности» (Н.Я. Семаго) (Приложение 3). 

Цель: исследование уровня развития логического мышления. 

Структура: серия заданий на установление закономерностей. 

Время выполнения: 20 минут.

  1. Педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся на уроках (Приложение 4).

Цель: оценка проявления познавательных УУД в естественных условиях. Длительность: 2 недели (10 уроков).

Анализ успеваемости учащихся показал следующие результаты:

Таблица 2.1 – Распределение учащихся по уровню успеваемости

Уровень успеваемости Количество учащихся Процентное соотношение
Отлично (5) 4 17,4%
Хорошо (4) 12 52,2%
Удовлетворительно (3) 7 30,4%
Неудовлетворительно (2) 0 0%

Результаты методики «Исследование словесно-логического мышления»:

Таблица 2.2 – Уровень развития словесно-логического мышления

Уровень Количество учащихся Процентное соотношение
Высокий 7 30,4%
Средний 11 47,8%
Низкий 5 21,8%

Анализ результатов показал, что большинство учащихся (47,8%) демонстрируют средний уровень развития словесно-логического мышления. Высокий уровень выявлен у 30,4% учащихся, которые успешно справляются с заданиями на аналогии, обобщения и классификацию. Низкий уровень характерен для 21,8% учащихся, испытывающих затруднения в установлении логических связей.

Результаты методики «Выделение существенных признаков»:

Таблица 2.3 – Уровень сформированности умения выделять существенные признаки

Уровень Количество учащихся Процентное соотношение
Высокий 6 26,1%
Средний 13 56,5%
Низкий 4 17,4%

Результаты показывают, что более половины учащихся (56,5%) обладают средним уровнем умения выделять существенные признаки понятий. Высокий уровень продемонстрировали 26,1% учащихся, которые способны быстро и точно определять ключевые характеристики объектов. Низкий уровень выявлен у 17,4% учащихся.

Результаты методики «Логические закономерности»:

Таблица 2.4 – Уровень развития логического мышления

Уровень Количество учащихся Процентное соотношение
Высокий 5 21,7%
Средний 14 60,9%
Низкий 4 17,4%

Анализ результатов свидетельствует о том, что большинство учащихся (60,9%) показали средний уровень развития логического мышления. Они способны устанавливать простые закономерности, но испытывают затруднения при работе со сложными логическими конструкциями.

В ходе наблюдения за деятельностью учащихся на уроках оценивались следующие показатели:

  • активность в постановке вопросов;
  • самостоятельность в поиске информации;
  • способность к анализу и синтезу;
  • умение формулировать выводы;
  • рефлексивные умения.

 

Таблица 2.5 – Комплексная оценка познавательных УУД по результатам наблюдения

Уровень Количество учащихся Процентное соотношение
Высокий 6 26,1%
Средний 12 52,2%
Низкий 5 21,7%

На основе комплексного анализа результатов всех методик была составлена интегральная характеристика уровня сформированности познавательных УУД:

Таблица 2.6 – Интегральный уровень сформированности познавательных УУД

Уровень Количество учащихся Процентное соотношение
Высокий 6 26,1%
Средний 12 52,2%
Низкий 5 21,7%

Таким образом полученные результаты педагогического исследования оказались следующими: Высокий уровень (26,1% учащихся), эти детям свойственно:

  • самостоятельно формулируют познавательные цели;
  • эффективно работают с информацией из различных источников;
  • демонстрируют развитые логические умения;
  • способны к постановке и решению проблем;
  • проявляют высокую рефлексивную активность.

Средний уровень (52,2% учащихся):

  • с помощью учителя формулируют познавательные цели;
  • работают с информацией при направляющей поддержке;
  • владеют основными логическими операциями;
  • решают проблемы по образцу;
  • демонстрируют элементы рефлексивной деятельности.

Низкий уровень (21,7% учащихся):

  • испытывают затруднения в целеполагании;
  • нуждаются в постоянной помощи при работе с информацией;
  • слабо владеют логическими операциями;
  • не способны к самостоятельному решению проблем;
  • рефлексивные умения не сформированы.

Таким образом, на основании полученных данных можно сделать следующий вывод:

  1. Большинство учащихся (52,2%) демонстрируют средний уровень сформированности познавательных УУД, что указывает на необходимость целенаправленной работы по их развитию.
  2. Наиболее проблемными областями являются умения самостоятельно формулировать проблемы, выдвигать гипотезы и осуществлять рефлексию собственной деятельности.
  3. Выявлена потребность в применении специальных педагогических технологий, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся.
  4. Результаты диагностики обосновывают целесообразность использования технологии критического мышления как эффективного средства развития познавательных УУД у младших школьников.

 

2.2. Реализация педагогической системы развития познавательных УУД через применение технологии критического мышления

На основе результатов констатирующего этапа исследования была разработана и реализована педагогическая система развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников посредством технологии критического мышления.

Цель формирующего этапа: апробировать эффективность разработанной педагогической системы развития познавательных УУД через применение технологии критического мышления.

Задачи формирующего этапа:

  1. Разработать комплекс учебных занятий с использованием приемов технологии критического мышления.
  2. Реализовать разработанную систему в образовательном процессе.
  3. Провести контрольную диагностику и оценить эффективность проведенной работы.

Принципы построения педагогической системы:

  1. Принцип системности – обеспечение взаимосвязи всех компонентов образовательного процесса и последовательности в формировании познавательных УУД [17, с. 156].
  2. Принцип деятельностной направленности – организация активной познавательной деятельности учащихся на всех этапах урока [4, с. 89].
  3. Принцип индивидуализации – учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося [29, с. 201].
  4. Принцип рефлексивности – развитие способности к осознанию и оценке собственной познавательной деятельности [31, с. 134].

Структура педагогической системы:

Компонент 1: Целевой

  • Развитие познавательных УУД: общеучебных, логических, постановки и решения проблем;
  • Формирование критического мышления;
  • Повышение познавательной мотивации.

Компонент 2: Содержательный

  • Интеграция приемов технологии критического мышления в содержание учебных предметов;
  • Система познавательных задач различного уровня сложности;
  • Межпредметные связи.

Компонент 3: Процессуальный

  • Трехфазная структура урока: вызов – осмысление – рефлексия;
  • Разнообразные приемы и методы технологии критического мышления;
  • Организация индивидуальной, парной и групповой работы.

Компонент 4: Результативный

  • Критерии и показатели оценки познавательных УУД;
  • Диагностический инструментарий;
  • Мониторинг образовательных результатов.

Этапы реализации педагогической системы:

I этап – Подготовительный (1 неделя)

  • Адаптация учащихся к новым формам работы;
  • Освоение базовых приемов технологии критического мышления;
  • Создание мотивационной основы для дальнейшей работы.

II этап – Основной (6 недель)

  • Систематическое применение технологии критического мышления на различных уроках;
  • Постепенное усложнение познавательных задач;
  • Развитие самостоятельности учащихся.

III этап – Заключительный (1 неделя)

  • Обобщение и систематизация полученного опыта;
  • Рефлексия результатов деятельности;
  • Планирование дальнейшей работы.

В рамках формирующего этапа было проведено 24 урока с использованием приемов технологии критического мышления по следующим предметам:

  • Русский язык – 8 уроков;
  • Математика – 8 уроков;
  • Окружающий мир – 6 уроков;
  • Литературное чтение – 2 урока;

Урок русского языка. Тема: «Имя прилагательное».

Стадия вызова: Прием «Кластер» – учащиеся составляют схему того, что они знают об имени прилагательном.

Стадия рефлексии: Прием «Синквейн» – составление пятистрочного стихотворения о прилагательном.

Урок математики. Тема: «Решение задач на сложение и вычитание».

Стадия вызова: Прием «Корзина идей» – сбор способов решения задач, известных учащимся.

Стадия осмысления: Прием «Фишбоун» – анализ структуры задачи (условие – вопрос – решение – ответ).

Стадия рефлексии: Прием «Шесть шляп мышления» – рассмотрение решения задачи с разных позиций.

Урок окружающего мира. Тема: «Времена года».

Стадия вызова: Прием «Верные и неверные утверждения» – определение истинности высказываний о временах года.

Стадия осмысления: Прием «Бортовой журнал» – фиксация новой информации о признаках времен года.

Стадия рефлексии: Прием «Эссе» – размышление на тему «Мое любимое время года».

Методы фиксации результатов:

  1. Портфолио учащихся – сбор продуктов деятельности (кластеры, синквейны, эссе).
  2. Дневник наблюдений – фиксация изменений в познавательной активности учащихся.
  3. Анкетирование – выявление отношения учащихся к новым формам работы.
  4. Самооценка – рефлексивные листы учащихся.

После реализации педагогической системы была проведена повторная диагностика уровня сформированности познавательных УУД с использованием тех же методик.

Таблица 2.7 – Динамика уровня успеваемости учащихся

Уровень Констатирующий этап Контрольный этап Изменения
Отлично 4 (17,4%) 7 (30,4%) +3 (+13%)
Хорошо 12 (52,2%) 14 (60,9%) +2 (+8,7%)
Удовлетворительно 7 (30,4%) 2 (8,7%) -5 (-21,7%)

Таблица 2.8 – Динамика развития познавательных УУД

Уровень Констатирующий этап Контрольный этап Изменения
Высокий 6 (26,1%) 11 (47,8%) +5 (+21,7%)
Средний 12 (52,2%) 10 (43,5%) -2 

(-8,7%)

Низкий 5 (21,7%) 2 (8,7%) -3 (-13%)

Таким образом, на основании полученных данных можно сделать следующий вывод:

  1. Повышение познавательной активности – увеличилось количество вопросов, задаваемых учащимися на уроках (на 34%).
  2. Развитие самостоятельности – учащиеся стали чаще предлагать собственные способы решения задач (на 28%).
  3. Улучшение качества рефлексии – ответы учащихся стали более развернутыми и осознанными.
  4. Повышение мотивации – по результатам анкетирования 78% учащихся отметили, что уроки стали более интересными.

Для оценки достоверности изменений был применен критерий Вилкоксона для связанных выборок. Результаты показали статистически значимые различия (p<0,05), что подтверждает эффективность разработанной педагогической системы.

Таким образом, реализация педагогической системы развития познавательных УУД через технологию критического мышления показала свою эффективность. Количество учащихся с высоким уровнем познавательных УУД увеличилось на 21,7%, с низким уровнем уменьшилось на 13%. Систематическое применение приемов технологии критического мышления способствует формированию всех групп познавательных УУД: общеучебных, логических и постановки решения проблем. Технология критического мышления создает условия для активной познавательной деятельности учащихся и развития их творческого потенциала.

 

2.3. Методические рекомендации для педагогов начальной школы по внедрению технологии критического мышления в образовательный процесс

На основе проведенного исследования и анализа педагогического опыта разработаны методические рекомендации для учителей начальных классов по эффективному внедрению технологии развития критического мышления в образовательный процесс.

Внедрение технологии должно происходить поэтапно, начиная с освоения простых приемов и постепенно переходя к более сложным. Как отмечает Л.Р. Болотина, «успешность применения технологии зависит от готовности учителя и учащихся к новым формам работы» [8, с. 134].

Этапы внедрения:

  • Ознакомительный (1-2 недели) – знакомство с базовыми приемами
  • Адаптационный (3-4 недели) – регулярное применение простых приемов
  • Системный (постоянно) – комплексное использование технологии.

Все приемы должны быть адаптированы к возрастным особенностям младших школьников:

  • использование игровых элементов
  • опора на наглядность
  • учет особенностей внимания и памяти
  • эмоциональная насыщенность заданий [29, с. 156].

Необходимо использовать разнообразные приемы для поддержания интереса учащихся и развития различных аспектов познавательных УУД [8, с. 167].

Методические рекомендации по организации стадий урока:

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Цель: активизация имеющихся знаний, мотивация к изучению новой темы, постановка целей.

Рекомендуемое время: 7-10 минут.

Основные приемы для младших школьников:

  1. «Кластер» Описание: графическая организация материала в виде схемы. Применение: эффективен при изучении новых понятий, повторении изученного материала. Методические советы:
  • начинайте с простых схем из 3-4 элементов;
  • используйте цветные маркеры для выделения связей;
  • обязательно проговаривайте создаваемые связи вслух;
  • допускайте исправления и дополнения.

Пример использования (урок окружающего мира «Растения»): В центре доски записывается слово «РАСТЕНИЯ», учащиеся называют все, что знают о растениях, учитель фиксирует ответы в виде лучей, отходящих от центрального понятия.

  1. «Корзина идей» Описание: сбор предположений учащихся по изучаемой теме. Применение: подходит для любых предметов при введении новой темы. Методические советы:
  • принимайте все идеи без критики;
  • фиксируйте ответы на доске или листах;
  • возвращайтесь к “корзине” в конце урока;
  • поощряйте даже неточные предположения.
  1. «Верные и неверные утверждения» Описание: учащимся предлагается оценить правильность утверждений по теме. Применение: эффективен для актуализации знаний и создания проблемной ситуации. Методические советы:
  • формулируйте утверждения просто и понятно;
  • используйте как очевидные, так и спорные утверждения;
  • организуйте обсуждение в парах;
  • вернитесь к утверждениям после изучения темы.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Цель: получение новой информации, ее активная переработка и соотнесение с имеющимися знаниями.

Рекомендуемое время: 20-25 минут.

Основные приемы:

  1. «Инсерт» (интерактивная система записи эффективного чтения) Описание: маркировка текста специальными знаками при чтении. Обозначения:
  • “V” – уже знал;
  • “+” – новое;
  • “-” – думал иначе;
  • “?” – не понял, есть вопросы.

Методические советы:

  • начинайте с коротких текстов (5-7 предложений);
  • объясните значение каждого знака;
  • читайте текст медленно, делая паузы;
  • обязательно обсуждайте результаты маркировки.
  1. «Бортовой журнал» Описание: записи, которые ведутся по ходу изучения темы. Структура: двухколончатая таблица «Что знаю» – «Что узнал новое». Методические советы:
  • используйте простые таблицы;
  • разрешайте рисунки и схемы;
  • проводите промежуточные обсуждения;
  • поощряйте вопросы и размышления.
  1. «Фишбоун» (рыбий скелет) Описание: схема для анализа причинно-следственных связей. Структура: голова рыбы – проблема, верхние косточки – причины, нижние – факты, хвост – вывод. Применение: анализ проблем, изучение исторических событий, решение задач.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Цель: осмысление полученной информации, формулирование выводов, планирование дальнейших действий.

Рекомендуемое время: 8-10 минут.

Основные приемы:

  1. «Синквейн» Описание: пятистрочное стихотворение по определенным правилам. Структура:
  • 1 строка – тема (одно существительное);
  • 2 строка – описание темы (два прилагательных);
  • 3 строка – действие (три глагола);
  • 4 строка – чувство (фраза из четырех слов);
  • 5 строка – повторение сути темы (одно слово-синоним).

Методические советы:

  • начинайте с коллективного составления;
  • разрешайте работу в парах;
  • не требуйте строгого соблюдения правил от всех;
  • поощряйте творчество и оригинальность.
  1. «Шесть шляп мышления» (Э. де Боно) Описание: рассмотрение проблемы с шести различных точек зрения. Адаптация для младших школьников:
  • Белая шляпа – факты (Что мы узнали?);
  • Красная шляпа – эмоции (Что мы чувствовали?);
  • Желтая шляпа – позитив (Что было хорошо?);
  • Черная шляпа – критика (Что было трудно?);
  • Зеленая шляпа – творчество (Какие у нас идеи?);
  • Синяя шляпа – размышления (Чему мы научились?);

Рекомендации по адаптации приемов для различных предметов:

Русский язык:

  • используйте приемы для работы с текстам;
  • акцентируйте внимание на развитии речи;
  • применяйте письменные формы рефлексии;
  • интегрируйте с развитием орфографических навыков.

Математика:

  • адаптируйте приемы для решения задач;
  • используйте схемы и модели;
  • развивайте логическое мышление;
  • применяйте для анализа математических понятий.

Окружающий мир:

  • максимально используйте исследовательские приемы;
  • развивайте наблюдательность;
  • формируйте экологическое мышление;
  • интегрируйте с краеведческим материалом.

Литературное чтение:

  • применяйте для анализа художественных произведений;
  • развивайте эмоциональную сферу;
  • формируйте читательские умения;
  • используйте творческие формы работы.

Типичные ошибки при внедрении технологии и способы их избежания:

  1. Формальное применение приемов Ошибка: использование приемов ради самих приемов, без связи с содержанием урока. Решение: четко определять цели применения каждого приема, соотносить с образовательными задачами.
  2. Перегрузка урока приемами Ошибка: использование слишком большого количества приемов на одном уроке. Решение: ограничиваться 1-2 приемами за урок, обеспечивать их качественную отработку.
  3. Игнорирование возрастных особенностей Ошибка: применение сложных приемов без адаптации к возрасту. Решение: упрощать приемы, использовать игровые элементы, обеспечивать наглядность.
  4. Отсутствие систематичности Ошибка: эпизодическое использование приемов. Решение: планировать применение технологии на длительный период, обеспечивать преемственность.

Организационные условия успешного внедрения:

  1. Подготовка материально-технической базы:
  • наличие интерактивной доски или проектора;
  • обеспечение учащихся рабочими листами;
  • доступ к дополнительным источникам информации;
  • организация пространства для групповой работы.
  1. Методическая подготовка учителя:
  • изучение теоретических основ технологии;
  • практическое освоение приемов;
  • анализ опыта коллег;
  • участие в семинарах и курсах повышения квалификации.
  1. Работа с родителями:
  • информирование о применяемых технологиях;
  • объяснение особенностей домашних заданий;
  • привлечение к совместным проектам;
  • обучение способам поддержки детей дома.

Система оценивания при использовании технологии критического мышления:

  1. Формирующее оценивание:
  • наблюдение за активностью учащихся;
  • анализ продуктов деятельности (кластеры, синквейны);
  • самооценка и взаимооценка;
  • рефлексивные листы.
  1. Критерии оценивания познавательных УУД:
  • самостоятельность в работе с информацией;
  • качество логических операций;
  • креативность решений;
  • рефлексивность мышления.
  1. Портфолио как инструмент оценивания:
  • сбор работ учащихся;
  • фиксация динамики развития;
  • самоанализ достижений;
  • планирование дальнейшего развития.

Планирование уроков с использованием технологии критического мышления:

Алгоритм планирования:

  1. Определение образовательных целей урока
  2. Выбор соответствующих приемов для каждой стадии
  3. Подготовка необходимых материалов
  4. Планирование времени на каждую стадию
  5. Продумывание вариантов адаптации для различных групп учащихся
  6. Подготовка критериев оценивания

Пример тематического планирования (фрагмент):

Таблица 2.9 – Планирование применения приемов ТРКМ (русский язык, 2 класс)

Тема урока Стадия вызова Стадия осмысления Стадия рефлексии
Имя существительное Кластер Инсерт Синквейн
Глагол Корзина идей Бортовой журнал Три М
Имя прилагательное Верные/неверные утверждения Фишбоун Шесть шляп

Таким образом, представленные методические рекомендации обеспечивают комплексный подход к внедрению технологии развития критического мышления в образовательный процесс начальной школы и способствуют эффективному формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Таким образом, на основании проведенного педагогического исследования можно сделать следующий вывод:

Большинство учащихся (52,2%) демонстрируют средний уровень сформированности познавательных УУД, что указывает на необходимость целенаправленной работы по их развитию.

Наиболее проблемными областями являются умения самостоятельно формулировать проблемы, выдвигать гипотезы и осуществлять рефлексию собственной деятельности.

Выявлена потребность в применении специальных педагогических технологий, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся.

Результаты диагностики обосновывают целесообразность использования технологии критического мышления как эффективного средства развития познавательных УУД у младших школьников.

Подтверждена эффективность разработанной педагогической системы. По результатам контрольной диагностики количество учащихся с высоким уровнем познавательных УУД увеличилось на 21,7% (с 26,1% до 47,8%), с низким уровнем уменьшилось на 13% (с 21,7% до 8,7%). Статистическая обработка данных подтвердила достоверность полученных результатов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование было направлено на теоретическое обоснование и экспериментальную проверку эффективности педагогических условий развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников посредством технологии критического мышления.

Систематизированы теоретические основы формирования познавательных УУД в контексте современных образовательных стандартов. Установлено, что познавательные универсальные учебные действия представляют собой сложную систему взаимосвязанных компонентов (общеучебные, логические действия и постановка решения проблем), обеспечивающих способность обучающихся к самостоятельному познанию и саморазвитию.

Выявлены психолого-педагогические особенности развития познавательной сферы младших школьников, определяющие возможности формирования познавательных УУД. Младший школьный возраст характеризуется переходом от непроизвольных к произвольным психическим процессам, формированием теоретического мышления и рефлексивных способностей, что создает благоприятные условия для развития познавательных УУД.

Обоснован потенциал технологии развития критического мышления как эффективного инструмента формирования познавательных УУД. Трехфазная структура технологии (вызов – осмысление – рефлексия) и разнообразие методических приемов обеспечивают комплексное развитие всех групп познавательных УУД при активном включении учащихся в познавательную деятельность.

Проведена комплексная диагностика исходного уровня сформированности познавательных УУД у младших школьников. Результаты показали, что большинство учащихся (52,2%) демонстрируют средний уровень развития познавательных УУД, что указывает на необходимость целенаправленной педагогической работы по их формированию.

Разработана и апробирована педагогическая система развития познавательных УУД через применение технологии критического мышления. Система включает целевой, содержательный, процессуальный и результативный компоненты, обеспечивающие комплексный подход к формированию познавательных УУД.

Подтверждена эффективность разработанной педагогической системы. По результатам контрольной диагностики количество учащихся с высоким уровнем познавательных УУД увеличилось на 21,7% (с 26,1% до 47,8%), с низким уровнем уменьшилось на 13% (с 21,7% до 8,7%). Статистическая обработка данных подтвердила достоверность полученных результатов.

Создан комплекс учебных занятий с использованием приемов технологии критического мышления для различных предметов начальной школы, который может быть использован в практике работы учителей.

Разработаны методические рекомендации для педагогов начальной школы по внедрению технологии критического мышления в образовательный процесс, включающие алгоритмы применения основных приемов, способы адаптации к возрастным особенностям, систему оценивания результатов.

Определены педагогические условия эффективного применения технологии критического мышления: систематичность использования, адаптация к возрастным особенностям, обеспечение поэтапного усложнения задач, создание рефлексивной образовательной среды.

Подтверждение гипотезы исследования:

Результаты педагогического исследования полностью подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников будет более эффективным при соблюдении следующих условий:

  • систематическое применение технологии критического мышления в образовательном процессе;
  • использование разнообразных приемов и методов данной технологии на всех этапах урока;
  • обеспечение поэтапного усложнения познавательных задач в соответствии с возрастными особенностями;
  • создание методической системы подготовки педагогов к применению технологии.

Исследование показало, что технология развития критического мышления является эффективным средством формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Ее применение способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их мыслительных способностей, формированию умений работать с информацией и решать познавательные задачи.

Систематическое использование приемов технологии критического мышления в образовательном процессе начальной школы обеспечивает:

  • повышение качества образовательных результатов;
  • развитие познавательной мотивации учащихся;
  • формирование субъектной позиции ученика;
  • подготовку к самостоятельной познавательной деятельности.

Внедрение технологии критического мышления в практику работы начальной школы требует целенаправленной подготовки педагогов, создания соответствующих методических материалов и организационных условий. При соблюдении этих требований технология может стать важным инструментом реализации требований ФГОС НОО в части формирования универсальных учебных действий.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена. Результаты работы вносят вклад в развитие теории и методики начального образования и могут быть использованы для совершенствования образовательной практики.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон № 273-ФЗ : текст с изменениями и дополнениями на 1 сентября 2021 года : принят Государственной думой 21 декабря 2012 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. – Москва : Эксмо, 2021. – 144 с. – ISBN 978-5-04-117801-3. – Текст : непосредственный.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286. – URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/6b611db7e0a6238f6c464900da30cdcc.pdf (дата обращения: 15.11.2024). – Текст : электронный.

Книги и монографии

  1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учебное пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. – 4-е изд., стер. – Москва : Академический Проект, 2018. – 702 с. – ISBN 978-5-8291-1970-0. – Текст : непосредственный.
  2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – 3-е изд. – Санкт-Петербург : Питер, 2021. – 282 с. – (Мастера психологии). – ISBN 978-5-4461-1749-4. – Текст : непосредственный.
  3. Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения : учебно-методическое пособие / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев ; под научной редакцией Н. В. Кузьминой. – Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2020. – 104 с. – ISBN 978-5-7563-0439-9. – Текст : непосредственный.
  4. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли : система заданий / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская ; под редакцией А. Г. Асмолова. – 6-е изд. – Москва : Просвещение, 2019. – 159 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-071482-7. – Текст : непосредственный.
  5. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский ; составитель М. Ю. Бабанский. – Москва : Педагогика, 2018. – 560 с. – ISBN 978-5-7155-1289-3. – Текст : непосредственный.
  6. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы / Т. Н. Беркалиев, Е. С. Заир-Бек, А. П. Тряпицына [и др.] ; под общей редакцией Н. М. Чернова. – Санкт-Петербург : КАРО, 2020. – 160 с. – ISBN 978-5-9925-1456-7. – Текст : непосредственный.
  7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Санкт-Петербург : Питер, 2019. – 398 с. – (Мастера психологии). – ISBN 978-5-4461-1068-6. – Текст : непосредственный.
  8. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – Москва : Лабиринт, 2019. – 352 с. – (Философия риторики и риторика философии). – ISBN 978-5-9287-3022-4. – Текст : непосредственный.
  9. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии : учебное пособие для студентов вузов / П. Я. Гальперин. – 6-е изд. – Москва : Издательство Московского университета : КДУ, 2020. – 400 с. – ISBN 978-5-211-05416-2. – Текст : непосредственный.
  10. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – Москва : ИНТОР, 2019. – 544 с. – ISBN 978-5-89404-043-6. – Текст : непосредственный.
  11. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. – 3-е изд. – Санкт-Петербург : Питер, 2020. – 368 с. – (Мастера психологии). – ISBN 978-5-4461-1543-8. – Текст : непосредственный.
  12. Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления / Дж. Дьюи ; перевод с английского Н. М. Никольской ; под редакцией Ю. С. Рассказова. – Москва : Лабиринт, 2019. – 208 с. – (Философия риторики и риторика философии). – ISBN 978-5-9287-3083-5. – Текст : непосредственный.
  13. Истомина, Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах : учебное пособие / Н. Б. Истомина. – 6-е изд., стер. – Москва : Линка-Пресс, 2019. – 288 с. – ISBN 978-5-904584-67-3. – Текст : непосредственный.
  14. Каптерев, П. Ф. История русской педагогики : учебное пособие для вузов. В 2 частях. Часть 1. Церковно-религиозная и государственная педагогия / П. Ф. Каптерев. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 270 с. – (Антология мысли). – ISBN 978-5-534-07774-2. – Текст : непосредственный.
  15. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. – Москва : Педагогика, 2018. – 186 с. – ISBN 978-5-7155-1367-8. – Текст : непосредственный.
  16. Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника / А. А. Люблинская. – Москва : Просвещение, 2019. – 224 с. – ISBN 978-5-09-073629-4. – Текст : непосредственный.
  17. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. – Москва : Педагогика, 2020. – 144 с. – ISBN 978-5-7155-1445-3. – Текст : непосредственный.
  18. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. – Москва : Директ-Медиа, 2019. – 274 с. – ISBN 978-5-4499-0065-8. – Текст : электронный // Университетская библиотека онлайн. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=496889 (дата обращения: 20.10.2024).
  19. Менчинская, Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника : избранные психологические труды / Н. А. Менчинская. – Москва : Педагогика, 2019. – 218 с. – ISBN 978-5-7155-1298-5. – Текст : непосредственный.
  20. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студентов вузов / В. С. Мухина. – 16-е изд., стер. – Москва : Академия, 2020. – 656 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-4468-9654-2. – Текст : непосредственный.
  21. Овчинникова, Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция / Т. Н. Овчинникова. – Москва : Академический проект, 2020. – 208 с. – (Руководство практического психолога). – ISBN 978-5-8291-2876-4. – Текст : непосредственный.
  22. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже ; перевод с французского В. А. Лукова, Вл. А. Лукова ; под редакцией А. Р. Лурия. – Москва : Римис, 2020. – 448 с. – ISBN 978-5-9650-0317-4. – Текст : непосредственный.
  23. Креативность: пути развития и тренинги / Н. В. Рождественская, А. В. Толшин [и др.] ; под общей редакцией Н. В. Рождественской. – Санкт-Петербург : Речь, 2019. – 320 с. – ISBN 978-5-9268-2896-1. – Текст : непосредственный.
  24. Рубинштейн, С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике / С. Я. Рубинштейн. – Москва : Апрель-Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2020. – 448 с. – ISBN 978-5-04-004385-7. – Текст : непосредственный.
  25. Семаго, Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – Санкт-Петербург : Речь, 2019. – 384 с. – ISBN 978-5-9268-2967-8. – Текст : непосредственный.
  26. Критическое мышление и новые виды грамотности / Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стил [и др.] ; составитель О. Варшавер. – Москва : ЦГЛ : IOO, 2019. – 48 с. – (Библиотечка «Первого сентября»). – ISBN 978-5-85929-259-4. – Текст : непосредственный.
  27. Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн ; перевод с английского Н. Мальгиной [и др.] ; под общей редакцией А. Алексеева. – 4-е изд. – Санкт-Петербург : Питер, 2020. – 512 с. – (Мастера психологии). – ISBN 978-5-4461-1141-6. – Текст : непосредственный.
  28. Черемошкина, Л. В. Развитие памяти детей : популярное пособие для родителей и педагогов / Л. В. Черемошкина. – Ярославль : Академия развития, 2019. – 240 с. – (Психология детства: практикум). – ISBN 978-5-7797-1789-3. – Текст : непосредственный.
  29. Чуприкова, Н. И. Умственное развитие: принцип дифференциации / Н. И. Чуприкова. – 2-е изд. – Москва : АО «Столетие», 2020. – 192 с. – ISBN 978-5-85129-069-4. – Текст : непосредственный.
  30. Эльконин, Д. Б. Психология развития : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Д. Б. Эльконин. – 4-е изд., стер. – Москва : Академия, 2019. – 144 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-4468-8234-7. – Текст : непосредственный.
  1. Болотина, Л. Р. Развитие мышления учащихся начальной школы на уроках математики / Л. Р. Болотина // Начальная школа. – 2019. – № 11. – С. 10-14. – ISSN 0027-7371. – Текст : непосредственный.
  2. Волкова, Е. Н. Субъектность педагога: теория и практика развития / Е. Н. Волкова // Вопросы психологии. – 2020. – № 2. – С. 48-59. – ISSN 0042-8841. – Текст : непосредственный.
  3. Гин, А. А. ТРИЗ-педагогика для малышей: конспект занятий и методические рекомендации / А. А. Гин // Школьные технологии. – 2019. – № 4. – С. 123-134. – ISSN 2220-2641. – Текст : непосредственный.
  4. Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игр, дискуссии / М. В. Кларин // Педагогика. – 2020. – № 5. – С. 15-28. – ISSN 0869-561X. – Текст : непосредственный.
  5. Липман, М. Обучение с целью уменьшения насилия и жестокости / М. Липман // Вопросы философии. – 2019. – № 2. – С. 55-65. – ISSN 0042-8744. – Текст : непосредственный.
  6. Поташник, М. М. Качество образования: проблемы и технология управления / М. М. Поташник // Народное образование. – 2020. – № 7. – С. 68-78. – ISSN 0130-6928. – Текст : непосредственный.
  7. Хуторской, А. В. Системно-деятельностный подход в обучении : научно-методическое пособие / А. В. Хуторской // Школьные технологии. – 2019. – № 6. – С. 42-58. – ISSN 2220-2641. – Текст : непосредственный.

Диссертации и авторефераты диссертаций

  1. Иванова, Е. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Иванова Елена Викторовна ; Московский педагогический государственный университет. – Москва, 2020. – 24 с. – Место защиты: МПГУ. – Текст : непосредственный.
  1. Федеральный институт педагогических измерений : официальный сайт. – Москва. – URL: https://fipi.ru/ (дата обращения: 10.11.2024). – Текст : электронный.
  2. Федеральный портал «Российское образование» : информационная система. – URL: http://www.edu.ru/ (дата обращения: 05.11.2024). – Текст : электронный.
  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов : федеральное хранилище. – URL: http://school-collection.edu.ru/ (дата обращения: 08.11.2024). – Текст : электронный.

 

Приложение 1

Методика «Исследование словесно-логического мышления» 

(Э.Ф. Замбацявичене)

Инструкция: Дети, сейчас вам будут предложены задания, которые потребуют от вас внимательности и размышления. В каждом задании нужно выбрать правильный ответ из предложенных вариантов.

Субтест 1. Осведомленность

  1. Какое животное больше – лошадь или собака? а) лошадь; б) собака; в) одинаковые
  2. Утром мы завтракаем, а днем… а) спим; б) обедаем; в) ужинаем
  3. Днем светло, а ночью… а) темно; б) светло; в) серо
  4. Небо голубое, а трава… а) красная; б) зеленая; в) синяя
  5. Черешня, груша, слива, яблоко – это… а) овощи; б) фрукты; в) ягоды

Субтест 2. Классификация

  1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка а) тюльпан; б) лилия; в) фасоль; г) ромашка
  2. Река, озеро, море, мост а) река; б) озеро; в) море; г) мост
  3. Кукла, прыгалка, песок, мяч а) кукла; б) прыгалка; в) песок; г) мяч
  4. Стол, ковер, кресло, кровать а) стол; б) ковер; в) кресло; г) кровать
  5. Тополь, береза, орешник, липа а) тополь; б) береза; в) орешник; г) липа

Субтест 3. Аналогии

  1. Огурец – овощ, георгин – ? а) сорняк; б) роса; в) садик; г) цветок
  2. Учитель – ученик, врач – ? а) палата; б) больной; в) лекарство; г) термометр
  3. Огород – морковь, сад – ? а) забор; б) грибы; в) яблоня; г) колодец
  4. Цветок – ваза, птица – ? а) клюв; б) чайка; в) гнездо; г) перья
  5. Перчатка – рука, сапог – ? а) чулки; б) подошва; в) нога; г) щетка

Субтест 4. Обобщение

  1. Окунь, карась а) озеро; б) чешуя; в) рыбы; г) рыбалка
  2. Метла, лопата а) огород; б) инструменты; в) уборка; г) труд
  3. Лето, зима а) сезон; б) время года; в) жара; г) холод
  4. Огурец, помидор а) огород; б) овощи; в) салат; г) суп
  5. Сирень, шиповник а) сад; б) цветы; в) кустарники; г) весна

Обработка результатов:

  • Высокий уровень: 17-20 баллов
  • Средний уровень: 12-16 баллов
  • Низкий уровень: менее 12 баллов

 

Приложение 2

Методика «Выделение существенных признаков» (С.Я. Рубинштейн)

Инструкция: В каждой строчке написано одно слово до скобок и пять слов в скобках. Нужно выбрать два слова из скобок, которые больше всего подходят к слову перед скобками.

Примеры заданий:

  1. СКАЗКА (книга, игра, радость, герой, урок)
  2. ВОЙНА (самолет, пушки, сражения, солдаты, command)
  3. КУРТКА (карман, ткань, рукава, воротник, пуговицы)
  4. ДЕРЕВО (листья, корень, плоды, ствол, тень)
  5. САМОЛЕТ (пилот, двигатель, крылья, металл, скорость)
  6. ПОЧТА (письмо, марка, отправление, получение, сумка)
  7. БОЛЬНИЦА (врач, больные, лечение, палата, лекарство)
  8. ШКОЛА (учитель, ученики, учение, класс, книги)
  9. ИГРА (карты, игроки, правила, штраф, наказание)
  10. ЧТЕНИЕ (глаза, книга, понимание, картинка, буквы)

Критерии оценки:

  • Высокий уровень: 8-10 правильных ответов
  • Средний уровень: 5-7 правильных ответов
  • Низкий уровень: менее 5 правильных ответов

 

Приложение 3

Методика «Логические закономерности» (Н.Я. Семаго)

Инструкция: Рассмотрите ряды чисел и найдите закономерность. Продолжите ряд, написав следующие два числа.

Серия А (простые закономерности):

  1. 2, 4, 6, 8, __, __
  2. 1, 3, 5, 7, __, __
  3. 10, 8, 6, 4, __, __
  4. 1, 4, 7, 10, __, __
  5. 20, 17, 14, 11, __, __

Серия Б (средней сложности):

  1. 1, 2, 4, 8, __, __
  2. 2, 6, 18, 54, __, __
  3. 1, 4, 9, 16, __, __
  4. 3, 6, 12, 24, __, __
  5. 100, 50, 25, 12.5, __, __

Серия В (сложные закономерности):

  1. 1, 1, 2, 3, 5, 8, __, __
  2. 2, 5, 11, 23, __, __
  3. 1, 4, 2, 8, 3, 12, __, __
  4. 7, 10, 8, 11, 9, 12, __, __
  5. 2, 3, 5, 8, 12, 17, __, __

Критерии оценки:

  • Высокий уровень: выполнено правильно 12-15 заданий
  • Средний уровень: выполнено правильно 8-11 заданий
  • Низкий уровень: выполнено правильно менее 8 заданий

 

Приложение 4

Протокол педагогического наблюдения

Карта наблюдения за познавательными УУД учащегося

Ф.И. учащегося: _______________ Класс: ___________ Дата: ________

Критерии наблюдения:

  1. Информационные умения:
  • Самостоятельно находит нужную информацию (2-1-0 баллов)
  • Выделяет главное в тексте (2-1-0 баллов)
  • Структурирует информацию (2-1-0 баллов)
  1. Логические умения:
  • Анализирует и сравнивает объекты (2-1-0 баллов)
  • Классифицирует по заданным критериям (2-1-0 баллов)
  • Устанавливает причинно-следственные связи (2-1-0 баллов)
  1. Проблемные умения:
  • Формулирует проблему (2-1-0 баллов)
  • Выдвигает гипотезы (2-1-0 баллов)
  • Находит способы решения (2-1-0 баллов)
  1. Рефлексивные умения:
  • Оценивает свою деятельность (2-1-0 баллов)
  • Корректирует способы действий (2-1-0 баллов)
  • Планирует дальнейшую деятельность (2-1-0 баллов)

Шкала оценки:

  • 2 балла – умение проявляется постоянно, самостоятельно
  • 1 балл – умение проявляется периодически, с помощью учителя
  • 0 баллов – умение не проявляется

Общий балл: _____ из 24

Уровень сформированности познавательных УУД:

  • Высокий уровень: 18-24 балла
  • Средний уровень: 12-17 баллов
  • Низкий уровень: менее 12 баллов

Приложение 5

Примеры конспектов уроков с применением технологии критического мышления

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 

Тема: “Имя прилагательное” 

Класс:

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: сформировать представление об имени прилагательном как части речи.

Планируемые результаты:

  • Личностные: проявление интереса к изучению языка
  • Метапредметные: развитие познавательных УУД
  • Предметные: знание признаков имени прилагательного

ХОД УРОКА:

  1. Стадия вызова (7 мин) Прием “Кластер”
  • На доске записано слово “СЛОВА”
  • Учащиеся называют, какие слова они знают
  • Составляется схема (существительные, глаголы, предлоги и т.д.)
  • Проблемный вопрос: “А какие еще бывают слова?”
  1. Стадия осмысления (25 мин) Прием “Инсерт”
  • Работа с текстом о прилагательном
  • Маркировка текста знаками: 
    • V – уже знал
      • – новое
      • – думал иначе
    • ? – не понял

Текст для чтения: “Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Прилагательные делают нашу речь более точной и красивой. Они помогают описать цвет, размер, форму, качество предметов…”

III. Стадия рефлексии (8 мин) Прием “Синквейн” Составление пятистрочника о прилагательном:

  1. Прилагательное
  2. Красивое, точное
  3. Описывает, украшает, характеризует
  4. Делает речь более выразительной
  5. Признак

УРОК МАТЕМАТИКИ 

Тема: “Решение задач на сложение и вычитание” 

Класс: 2

  1. Стадия вызова (8 мин) Прием “Корзина идей”
  • Сбор способов решения задач, известных детям
  • Обсуждение: “Что нужно знать, чтобы решить задачу?”
  1. Стадия осмысления (22 мин) Прием “Фишбоун”
  • Анализ структуры задачи с помощью схемы “рыбий скелет”
  • Голова рыбы: проблема (что нужно найти?)
  • Верхние косточки: данные задачи
  • Нижние косточки: что известно дополнительно
  • Хвост: решение и ответ

III. Стадия рефлексии (10 мин) Прием “Три М”

  • Что мне понравилось на уроке?
  • Что было трудно?
  • Что мне пригодится в жизни?

 

Приложение 6

Анкета для учащихся “Мое отношение к урокам”

Дорогой друг! Ответь, пожалуйста, на вопросы. Выбери тот ответ, который больше всего подходит тебе.

  1. Нравятся ли тебе уроки, на которых мы используем новые приемы работы? а) очень нравятся б) нравятся в) не очень нравятся г) не нравятся
  2. Что тебе больше всего понравилось? (можно выбрать несколько ответов) а) составлять кластеры (схемы) б) писать синквейны (стихи из 5 строк) в) работать с текстом (прием “Инсерт”) г) работать в группах д) другое _______________
  3. Стал ли ты лучше понимать новые темы? а) да, стал понимать лучше б) понимаю так же, как раньше в) стал понимать хуже
  4. Что для тебя самое трудное на уроке? а) отвечать на вопросы б) работать с текстом в) составлять схемы г) работать в группе д) другое _______________
  5. Хотел(а) бы ты, чтобы такие уроки были чаще? а) да, хотел(а) бы б) иногда в) нет, не хотел(а) бы

Спасибо за ответы!

 

Приложение 7

Рефлексивный лист учащегося

Имя:_______________ Дата:___________ Урок:_______________

  1. Сегодня на уроке я узнал(а):
  2. Мне было интересно:
  3. Мне было трудно:
  4. Я научился(лась):
  5. Мне помогли:
  6. Я помог(ла):
  7. Мое настроение на уроке: отличное 😐 хорошее не очень хорошее
  8. Оценка своей работы на уроке: 5 – работал(а) отлично 4 – работал(а) хорошо 3 – работал(а) удовлетворительно
  9. Что я хочу пожелать себе на следующий урок:
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram