ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СТАРООСКОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
(СОФ НИУ «БелГУ» )
ФАКУЛЬТЕТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Выпускная квалификационная работа
обучающегося по специальности
44.02.02 Преподавание в начальных классах
очной формы обучения, группы 92082125
Усенко Алины Александровны
Научный руководитель
преподаватель СПО
Н.С. Бобрышева
Старый Оскол, 2025
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… | 3 |
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…………………………………………………. | 8 |
1.1. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий в контексте современных образовательных стандартов ………………………………………………………………………………………………………… | 8 |
1.2.Психолого-педагогические особенности развития познавательной сферы младших школьников в образовательном процессе………………. | 11 |
1.3. Технология развития критического мышления как инструмент формирования познавательных УУД: сущность и методические возможности…………………………………………………………………………………………… | 17 |
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ………………………………………. | 22 |
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников……………………………………………………………………………………… | 22 |
2.2. Реализация педагогической системы развития познавательных УУД через применение технологии критического мышления………………….. | 27 |
2.3. Методические рекомендации для педагогов начальной школы по внедрению технологии критического мышления в образовательный процесс …………………………………………………………………………………………… | 32 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… | 40 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………………………………. |
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………
43
48
ВВЕДЕНИЕ
Современная система образования переживает период кардинальных преобразований, обусловленных требованиями информационного общества и необходимостью подготовки личности, способной к самостоятельному освоению знаний и их творческому применению. Как отмечает А.Г. Асмолов, «в условиях быстро меняющегося мира перед образованием стоит задача формирования у обучающихся не только предметных знаний, но и универсальных способов деятельности» [4, с. 15].
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определяет в качестве приоритетной задачи формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих способность обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта [38, с. 12]. Особое место в системе УУД занимают познавательные действия, которые, по мнению Ю.К. Бабанского, «обеспечивают учебно-познавательную компетентность и направлены на познавательное развитие личности» [5, с. 78].
Анализ современных педагогических исследований показывает, что проблема формирования познавательных УУД привлекает внимание многих ученых. Так, Л.И. Божович рассматривает данную категорию в аспекте активной умственной деятельности, А.Г. Архипов и М.Б. Беляев – как синтетическое образование, включающее интеллектуальные, эмоциональные и волевые факторы [7; 3]. Исследования В.Г. Леонтьева, А.А. Люблинской, М.И. Махмутова связывают развитие познавательных УУД с наблюдательностью, памятью, вниманием и любознательностью [25; 26; 27].
Однако, несмотря на широкий спектр исследований, остается актуальной проблема поиска эффективных педагогических технологий, способствующих целенаправленному формированию познавательных УУД у младших школьников. Одним из перспективных направлений является применение технологии развития критического мышления, которая, как отмечает В.В. Давыдов, «сочетает в себе проблемность и продуктивность обучения с технологичностью образовательного процесса» [17, с. 124].
Критическое мышление, по определению Л.С. Выготского, представляет собой «результат внутреннего спора, когда человек повторяет по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим» [12, с. 89]. Развитие критического мышления способствует формированию у младших школьников умения анализировать информацию, принимать обоснованные решения, развивать аналитические способности и самостоятельность в познавательной деятельности.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) базируется на трехфазной структуре урока: «вызов – осмысление – рефлексия». Как показывают исследования Н.Г. Морозовой и И.Ф. Мягкова, каждый этап обладает определенными целями и методическими приемами, направленными на активизацию познавательной деятельности обучающихся [28].
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития познавательных УУД младших школьников через применение технологии критического мышления.
Объект исследования: процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия развития познавательных УУД младших школьников посредством технологии критического мышления.
Гипотеза исследования: развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников будет более эффективным, если:
- систематически применять технологию критического мышления в образовательном процессе;
- использовать разнообразные приемы и методы данной технологии на всех этапах урока;
- обеспечить поэтапное усложнение познавательных задач в соответствии с возрастными особенностями обучающихся;
- создать методическую систему подготовки педагогов к применению технологии критического мышления.
Задачи исследования:
- Проанализировать научно-педагогическую литературу по проблеме формирования познавательных УУД в начальной школе и определить теоретические основы их развития.
- Изучить психолого-педагогические особенности развития познавательной сферы младших школьников и выявить возможности технологии критического мышления в формировании познавательных УУД.
- Провести диагностическое исследование уровня сформированности познавательных УУД у младших школьников.
- Разработать и апробировать педагогическую систему развития познавательных УУД через применение технологии критического мышления.
- Создать методические рекомендации для педагогов начальной школы по внедрению технологии критического мышления в образовательный процесс.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение, систематизация;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, констатирующий и формирующий эксперимент;
- методы математической статистики: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Методологическая основа исследования: теории деятельности и развития личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев); концепции формирования универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская); теории критического мышления (Дж. Дьюи, Р. Пол, М. Липман); личностно-ориентированный подход в образовании (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская).
Практическая база исследования: МБОУ «Чернянская СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Белгородской области. В исследовании приняли участие 23 обучающихся 2 класса в возрасте 8-9 лет.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения.
Во введении обоснована актуальность заявленной темы, определены объект, предмет, цель, задачи, сформулирована гипотеза исследования.
В первой главе рассмотрены сущность и структура познавательных универсальных учебных действий в контексте требований ФГОС НОО; изучены возрастные особенности процесса формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в урочной деятельности, а также педагогический потенциал технологии развития критического мышления в процессе формирования познавательных универсальных учебных действий младших.
Во второй главе проведена диагностика уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников; проанализирована организация системы работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников посредством технологии развития критического мышления; разработаны методические рекомендации молодым специалистам по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников посредством технологии развития критического мышления.
В заключении подводятся итоги проведенной работы, планируется дальнейшее изучение поставленной проблемы.
В приложении приведены методики, по которым проводилось исследование по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Список использованных источников и литературы состоит из 43 источников.
Объем выпускной квалификационной работы составляет 57 страниц машинописного текста, работа иллюстрирована таблицами и рисунками.
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1.Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий в контексте современных образовательных стандартов
Концепция универсальных учебных действий стала основополагающей в современной системе российского образования, определив кардинальные изменения в подходах к организации образовательного процесса. Как отмечает А.Г. Асмолов, «переход от парадигмы знаний к парадигме развития личности обусловил необходимость формирования у обучающихся способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений» [4, с. 27].
Теоретические основы концепции универсальных учебных действий были заложены в трудах выдающихся отечественных психологов и педагогов. Л.С. Выготский в своей культурно-исторической теории развития высших психических функций обосновал положение о том, что «обучение ведет за собой развитие», создавая зону ближайшего развития ребенка [12, с. 114]. Эта идея стала методологической основой для понимания роли универсальных учебных действий в развитии личности обучающегося.
П.Я. Гальперин в теории поэтапного формирования умственных действий показал, что «всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей: ориентировочной, исполнительной и контрольной» [15, с. 78]. Данный подход позволяет рассматривать универсальные учебные действия как систему взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих успешность учебной деятельности.
В.В. Давыдов, разрабатывая теорию развивающего обучения, обосновал необходимость формирования у школьников теоретического мышления, способности к анализу, планированию и рефлексии [17, с. 156]. Эти положения нашли отражение в структуре познавательных универсальных учебных действий.
Согласно ФГОС НОО, универсальные учебные действия определяются как «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность способов действий обучающегося, обеспечивающих его социокультурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений» [38, с. 8].
И.Я. Лернер рассматривал формирование универсальных учебных действий как развитие «умения учиться», понимая под этим «способность обучающегося самостоятельно усваивать новые знания, умения и навыки, организовывая при этом сам процесс учения» [24, с. 92]. Такой подход подчеркивает активную роль ученика в образовательном процессе и необходимость формирования у него субъектной позиции.
В структуре универсальных учебных действий выделяются четыре основных блока: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД. Каждый блок имеет свою специфику и выполняет определенные функции в обеспечении успешности учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия, согласно исследованиям А.Г. Асмолова, включают в себя:
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников;
- структурирование знаний через создание схем, таблиц, моделей;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов;
- постановка и формулирование проблемы [4, с. 67].
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения существенных признаков;
- синтез как составление целого из частей;
- выбор оснований и критериев для сравнения и классификации;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- выдвижение гипотез и их обоснование [4, с. 72].
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера [4, с. 75].
Исследования Е.Р. Аргуновой, Т.Н. Беркалиева, А.М. Матюшкина показывают, что основными функциями познавательных УУД являются:
- Организационная функция – обеспечение самостоятельной постановки целей, поиска необходимой информации, выбора адекватных методов и средств достижения результата [3; 6; 27].
- Мотивационная функция – создание условий для активизации познавательной мотивации и формирования устойчивого интереса к учебной деятельности [3].
- Контрольно-оценочная функция – развитие способности к оценке не только результата, но и процесса учебной деятельности, формирование рефлексивных умений [6].
Особое значение в формировании познавательных УУД имеет развитие метакогнитивных способностей – умения планировать, контролировать и оценивать собственную познавательную деятельность. Как отмечает Т.Н. Овчинникова, «метакогнитивные стратегии позволяют учащимся становиться независимыми, гибкими и продуктивными в своем учении» [31, с. 134].
Универсальность познавательных УУД обеспечивает:
- целостность общекультурного, личностного и познавательного развития;
- преемственность всех ступеней образовательного процесса;
- возможность организации эффективной самостоятельной деятельности;
- способность к пониманию и усвоению новых знаний [4, с. 45].
Современные исследования показывают, что качество усвоения знаний определяется не объемом изученного материала, а уровнем сформированности универсальных учебных действий. При этом познавательные УУД играют системообразующую роль, так как они обеспечивают возможность самостоятельного приобретения знаний и их применения в различных ситуациях.
Формирование познавательных универсальных учебных действий требует создания специальных педагогических условий, включающих:
- использование проблемных методов обучения;
- организацию исследовательской и проектной деятельности;
- применение интерактивных образовательных технологий;
- создание ситуаций выбора и самостоятельного принятия решений;
- обеспечение рефлексивной деятельности учащихся [31, с. 89].
Таким образом, познавательные универсальные учебные действия представляют собой сложную систему взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих способность обучающихся к самостоятельному познанию мира и саморазвитию. Их формирование является одной из ключевых задач современного образования и требует применения инновационных педагогических технологий.
- Психолого-педагогические особенности развития познавательной сферы младших школьников в образовательном процессе
Младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий, что обусловлено особенностями психического развития детей 6-10 лет. Как отмечает В.С. Мухина, «именно в этом возрасте наблюдается качественный скачок в развитии познавательных процессов, которые приобретают характер произвольности и осознанности» [29, с. 267].
Внимание младшего школьника характеризуется постепенным переходом от непроизвольного к произвольному. В начале обучения преобладает непроизвольное внимание, которое привлекается яркими, эмоционально насыщенными объектами. Как показывают исследования Н.Ф. Добрынина, «объем внимания младшего школьника составляет 2-3 объекта, устойчивость – 10-15 минут в начале обучения и до 20-25 минут к концу начальной школы» [18, с. 145].
Развитие произвольного внимания связано с формированием волевых качеств личности и способности к целеполаганию. П.И. Груздев отмечает, что «произвольное внимание младшего школьника развивается в процессе выполнения учебных заданий, требующих сосредоточения на неинтересном, но необходимом материале» [16, с. 78].
Память младших школьников характеризуется преобладанием образных компонентов над словесно-логическими. В начале обучения у детей лучше развита механическая память, но постепенно формируется логическая память, основанная на понимании смысловых связей.
А.А. Люблинская выделяет следующие особенности развития памяти в младшем школьном возрасте:
- переход от непроизвольного запоминания к произвольному;
- формирование приемов рационального запоминания;
- развитие смысловой памяти;
- увеличение объема и прочности запоминания [25, с. 189].
Мышление младшего школьника проходит путь от наглядно-образного к словесно-логическому. В.В. Давыдов подчеркивает, что «основным новообразованием младшего школьного возраста является формирование теоретического мышления, способности к анализу, синтезу, обобщению» [17, с. 234].
Н.А. Менчинская выделяет следующие особенности развития мышления младших школьников:
- постепенное освобождение от конкретных представлений;
- формирование способности к абстрагированию;
- развитие логических операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
- становление рефлексивного мышления [28, с. 156].
Воображение в младшем школьном возрасте характеризуется переходом от воссоздающего к творческому. В.Н. Дружинин отмечает, что «развитие воображения тесно связано с усвоением знаний и формированием умения создавать новые образы на основе имеющихся представлений» [18, с. 201].
Формирование познавательной мотивации является ключевым фактором успешности обучения младших школьников. М.В. Матюхина выделяет следующие уровни познавательной мотивации:
- широкие познавательные мотивы (интерес к новым знаниям);
- учебно-познавательные мотивы (интерес к способам добывания знаний);
- мотивы самообразования (интерес к дополнительным источникам информации) [26, с. 124].
Младший школьный возраст обладает рядом особенностей, создающих благоприятные условия для формирования познавательных универсальных учебных действий:
- Пластичность нервной системы, обеспечивающая высокую обучаемость и способность к усвоению новых способов деятельности [29, с. 189].
- Ведущая роль учебной деятельности, которая становится основным видом деятельности и определяет развитие всех психических процессов [17, с. 267].
- Формирование произвольности психических процессов, что создает возможность для сознательного управления своей познавательной деятельностью [29, с. 201].
- Развитие рефлексивных способностей, позволяющих осознавать и контролировать процесс собственного учения [31, с. 145].
Н.В. Рождественская подчеркивает важность учета возрастных особенностей при организации познавательной деятельности младших школьников: «Эффективность формирования познавательных УУД зависит от того, насколько полно учитываются возрастные возможности и ограничения младших школьников» [35, с. 98].
Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников осуществляется через следующие психологические механизмы:
- Интериоризация – переход внешних познавательных действий во внутренний план, формирование умственных действий [12, с. 167].
- Обобщение – выделение существенных признаков познавательных действий и перенос их в новые ситуации [17, с. 189].
- Рефлексия – осознание способов выполнения познавательных действий и их результатов [31, с. 123].
- Моделирование – создание знаково-символических представлений изучаемых объектов и отношений [4, с. 89].
При организации познавательной деятельности младших школьников необходимо учитывать следующие принципы:
- Принцип наглядности – использование различных форм наглядности для поддержки образного мышления [25, с. 134].
- Принцип активности – вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность [26, с. 156].
- Принцип доступности – соответствие содержания и методов обучения возрастным возможностям учащихся [17, с. 201].
- Принцип систематичности – логическая последовательность в формировании познавательных УУД [24, с. 145].
Приемы развития критического мышления в процессе формирования познавательных УУД представлены в таблице (Табл.1.1).
Таблица 1.1- Приемы развития критического мышления на этапах уроках
С точки зрения работы с информацией и развития познавательных УУД анализ приемов и стратегий технологии развития критического мышления представлены в таблице (Табл- 1.2.)
Таблица 1.2-Приемы технологий развития критического мышления при формировании познавательных УУД
Таким образом, младший школьный возраст характеризуется значительными изменениями в развитии познавательной сферы, что создает благоприятные условия для формирования познавательных универсальных учебных действий. Успешность этого процесса зависит от учета возрастных особенностей и создания соответствующих педагогических условий.
- Технология развития критического мышления как инструмент формирования познавательных УУД: сущность и методические возможности
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) представляет собой целостную систему, способствующую формированию умений работать с информацией в процессе чтения и письма. Как отмечают разработчики данной технологии Ч. Темпл, К. Мередит и Д. Стил,«критическое мышление – это самонаправляемое, самодисциплинируемое, самооценивающее и самокорректирующее мышление» [39, с. 15].
Критическое мышление, по определению Дж. Дьюи, представляет собой «активное, настойчивое и внимательное рассмотрение любого убеждения или предполагаемой формы знания с точки зрения поддерживающих ее оснований и дальнейших выводов, к которым она ведет» [19, с. 89].
Р. Пол характеризует критическое мышление как «мышление о мышлении, при котором человек стремится усовершенствовать качество своего мышления путем умелого анализа, оценки и реконструкции» [33, с. 124].
М. Липман определяет критическое мышление как «квалифицированное и ответственное мышление, которое способствует хорошему суждению, поскольку опирается на критерии, является самокорректирующим и чувствительным к контексту» [23, с. 78].
Основные характеристики критического мышления:
- Целенаправленность – мышление всегда направлено на решение конкретной задачи или проблемы [19, с. 156].
- Обоснованность – выводы основываются на достоверных фактах и логических рассуждениях [33, с. 89].
- Контролируемость – процесс мышления подлежит сознательному контролю и регулированию [23, с. 134].
- Самокоррекция – способность пересматривать свои суждения при получении новой информации [39, с. 67].
Технология ТРКМЧП основывается на трехфазной модели обучения, предложенной Ч. Темплом:
- Стадия вызова (Evocation) Цель: актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к теме, постановка учебных целей.
Функции стадии вызова:
- мотивационная (побуждение к работе с новой информацией);
- информационная (актуализация имеющихся знаний);
- коммуникационная (обмен мнениями с другими учащимися) [39, с. 45].
- Стадия осмысления (Realization of meaning) Цель: получение новой информации, ее осмысление и соотнесение с уже имеющимися знаниями.
Функции стадии осмысления:
- информационная (получение новых знаний);
- систематизационная (классификация полученной информации);
- мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме) [39, с. 78].
- Стадия рефлексии (Reflection) Цель: размышление, анализ и творческое применение полученной информации.
Функции стадии рефлексии:
- коммуникационная (обмен мнениями о новой информации);
- информационная (приобретение нового знания);
- мотивационная (побуждение к дальнейшему изучению темы);
- оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний) [39, с. 112].
Л.Р. Болотина систематизирует основные приемы ТРКМЧП следующим образом [8, с. 67]:
Приемы стадии вызова:
- «Кластер» – графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия;
- «Корзина идей» – сбор предположений учащихся по изучаемой теме;
- «Верные и неверные утверждения» – формулирование утверждений по теме;
- «Ключевые слова» – прогнозирование содержания текста по ключевым словам;
- Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (ЗХУ).
Приемы стадии осмысления:
- «Инсерт» – маркировка текста значками в процессе чтения;
- «Бортовой журнал» – записи, которые ведутся по ходу чтения или слушания;
- «Фишбоун» – схема, напоминающая рыбный скелет;
- «Идеал» – алгоритм решения проблем;
- «Чтение с остановками» – разбивка текста на смысловые части.
Приемы стадии рефлексии:
- «Синквейн» – стихотворение из пяти строк;
- «Шесть шляп мышления» – рассмотрение проблемы с разных точек зрения;
- «Эссе» – размышление в письменной форме;
- «Кубик Блума» – постановка вопросов разного типа.
Анализ возможностей технологии критического мышления показывает ее высокий потенциал в формировании различных групп познавательных УУД:
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (прием «ЗХУ»);
- поиск и выделение необходимой информации (прием «Инсерт»);
- структурирование знаний (приемы «Кластер», «Фишбоун»);
- рефлексия способов и условий действия (все приемы стадии рефлексии) [8, с. 89].
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (прием «Кластер»);
- синтез как составление целого из частей (прием «Синквейн»);
- выбор оснований для сравнения и классификации (прием «Сравнительная таблица»);
- установление причинно-следственных связей (прием «Фишбоун»);
- построение логической цепи рассуждений (прием «Эссе») [8, с. 134].
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы (прием «Верные и неверные утверждения»);
- самостоятельное создание способов решения проблем (прием «Идеал») [8, с. 156].
Таким образом, как отмечает В.В. Давыдов, «эффективность применения технологии критического мышления зависит от соблюдения ряда условий» [17, с. 234]:
- систематичность использования приемов технологии;
- адаптация приемов к возрастным особенностям учащихся;
- обеспечение преемственности между стадиями урока;
- создание атмосферы доверия и открытости;
- готовность учителя к работе в новой технологии.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
При работе с младшими школьниками необходимо учитывать их возрастные особенности:
- использование игровых элементов для поддержания интереса;
- опора на наглядно-образное мышление;
- постепенное усложнение познавательных задач;
- обеспечение эмоциональной поддержки [29, с. 189].
Таким образом, технология развития критического мышления представляет собой эффективный инструмент формирования познавательных универсальных учебных действий, обеспечивающий активное включение учащихся в познавательную деятельность, развитие их мыслительных способностей и формирование умений работать с информацией.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников
Педагогическое исследование проводилось на базе МБОУ «Чернянская СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Белгородской области. В исследовании приняли участие 23 обучающихся 2 класса в возрасте 8-9 лет.
Цель диагностического исследования: выявить исходный уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников для последующего проектирования и реализации педагогических условий их развития через технологию критического мышления.
Задачи диагностического исследования:
- Определить критерии и показатели оценки уровня сформированности познавательных УУД.
- Подобрать и адаптировать диагностический инструментарий.
- Провести констатирующий этап исследования.
- Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Методы исследования: тестирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности, математико-статистическая обработка данных.
На основе анализа научно-педагогической литературы и требований ФГОС НОО были выделены следующие критерии оценки познавательных УУД:
- Информационный критерий:
- умение находить необходимую информацию;
- умение выделять главное и второстепенное;
- умение структурировать информацию.
- Логический критерий:
- умение анализировать и сравнивать;
- умение классифицировать и обобщать;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
- Проблемный критерий:
- умение формулировать проблему;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение находить способы решения проблем.
- Рефлексивный критерий:
- умение оценивать собственную деятельность;
- умение корректировать способы действий;
- умение планировать дальнейшую деятельность.
Каждый критерий оценивался по трехуровневой шкале: высокий, средний, низкий уровень.
Для комплексной оценки уровня сформированности познавательных УУД использовались следующие методики:
- Методика «Исследование словесно-логического мышления» (Э.Ф. Замбацявичене) (Приложение 1).
Цель: определение уровня развития словесно-логического мышления. Структура: 4 субтеста по 10 заданий в каждом.
Время выполнения: 30 минут.
- Методика «Выделение существенных признаков» (С.Я. Рубинштейн) (Приложение 2).
Цель: оценка способности выделять существенные признаки понятий. Структура: 20 заданий с выбором ответа.
Время выполнения: 15 минут.
- Методика «Логические закономерности» (Н.Я. Семаго) (Приложение 3).
Цель: исследование уровня развития логического мышления.
Структура: серия заданий на установление закономерностей.
Время выполнения: 20 минут.
- Педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся на уроках (Приложение 4).
Цель: оценка проявления познавательных УУД в естественных условиях. Длительность: 2 недели (10 уроков).
Анализ успеваемости учащихся показал следующие результаты:
Таблица 2.1 – Распределение учащихся по уровню успеваемости
Уровень успеваемости | Количество учащихся | Процентное соотношение |
Отлично (5) | 4 | 17,4% |
Хорошо (4) | 12 | 52,2% |
Удовлетворительно (3) | 7 | 30,4% |
Неудовлетворительно (2) | 0 | 0% |
Результаты методики «Исследование словесно-логического мышления»:
Таблица 2.2 – Уровень развития словесно-логического мышления
Уровень | Количество учащихся | Процентное соотношение |
Высокий | 7 | 30,4% |
Средний | 11 | 47,8% |
Низкий | 5 | 21,8% |
Анализ результатов показал, что большинство учащихся (47,8%) демонстрируют средний уровень развития словесно-логического мышления. Высокий уровень выявлен у 30,4% учащихся, которые успешно справляются с заданиями на аналогии, обобщения и классификацию. Низкий уровень характерен для 21,8% учащихся, испытывающих затруднения в установлении логических связей.
Результаты методики «Выделение существенных признаков»:
Таблица 2.3 – Уровень сформированности умения выделять существенные признаки
Уровень | Количество учащихся | Процентное соотношение |
Высокий | 6 | 26,1% |
Средний | 13 | 56,5% |
Низкий | 4 | 17,4% |
Результаты показывают, что более половины учащихся (56,5%) обладают средним уровнем умения выделять существенные признаки понятий. Высокий уровень продемонстрировали 26,1% учащихся, которые способны быстро и точно определять ключевые характеристики объектов. Низкий уровень выявлен у 17,4% учащихся.
Результаты методики «Логические закономерности»:
Таблица 2.4 – Уровень развития логического мышления
Уровень | Количество учащихся | Процентное соотношение |
Высокий | 5 | 21,7% |
Средний | 14 | 60,9% |
Низкий | 4 | 17,4% |
Анализ результатов свидетельствует о том, что большинство учащихся (60,9%) показали средний уровень развития логического мышления. Они способны устанавливать простые закономерности, но испытывают затруднения при работе со сложными логическими конструкциями.
В ходе наблюдения за деятельностью учащихся на уроках оценивались следующие показатели:
- активность в постановке вопросов;
- самостоятельность в поиске информации;
- способность к анализу и синтезу;
- умение формулировать выводы;
- рефлексивные умения.
Таблица 2.5 – Комплексная оценка познавательных УУД по результатам наблюдения
Уровень | Количество учащихся | Процентное соотношение |
Высокий | 6 | 26,1% |
Средний | 12 | 52,2% |
Низкий | 5 | 21,7% |
На основе комплексного анализа результатов всех методик была составлена интегральная характеристика уровня сформированности познавательных УУД:
Таблица 2.6 – Интегральный уровень сформированности познавательных УУД
Уровень | Количество учащихся | Процентное соотношение |
Высокий | 6 | 26,1% |
Средний | 12 | 52,2% |
Низкий | 5 | 21,7% |
Таким образом полученные результаты педагогического исследования оказались следующими: Высокий уровень (26,1% учащихся), эти детям свойственно:
- самостоятельно формулируют познавательные цели;
- эффективно работают с информацией из различных источников;
- демонстрируют развитые логические умения;
- способны к постановке и решению проблем;
- проявляют высокую рефлексивную активность.
Средний уровень (52,2% учащихся):
- с помощью учителя формулируют познавательные цели;
- работают с информацией при направляющей поддержке;
- владеют основными логическими операциями;
- решают проблемы по образцу;
- демонстрируют элементы рефлексивной деятельности.
Низкий уровень (21,7% учащихся):
- испытывают затруднения в целеполагании;
- нуждаются в постоянной помощи при работе с информацией;
- слабо владеют логическими операциями;
- не способны к самостоятельному решению проблем;
- рефлексивные умения не сформированы.
Таким образом, на основании полученных данных можно сделать следующий вывод:
- Большинство учащихся (52,2%) демонстрируют средний уровень сформированности познавательных УУД, что указывает на необходимость целенаправленной работы по их развитию.
- Наиболее проблемными областями являются умения самостоятельно формулировать проблемы, выдвигать гипотезы и осуществлять рефлексию собственной деятельности.
- Выявлена потребность в применении специальных педагогических технологий, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся.
- Результаты диагностики обосновывают целесообразность использования технологии критического мышления как эффективного средства развития познавательных УУД у младших школьников.
2.2. Реализация педагогической системы развития познавательных УУД через применение технологии критического мышления
На основе результатов констатирующего этапа исследования была разработана и реализована педагогическая система развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников посредством технологии критического мышления.
Цель формирующего этапа: апробировать эффективность разработанной педагогической системы развития познавательных УУД через применение технологии критического мышления.
Задачи формирующего этапа:
- Разработать комплекс учебных занятий с использованием приемов технологии критического мышления.
- Реализовать разработанную систему в образовательном процессе.
- Провести контрольную диагностику и оценить эффективность проведенной работы.
Принципы построения педагогической системы:
- Принцип системности – обеспечение взаимосвязи всех компонентов образовательного процесса и последовательности в формировании познавательных УУД [17, с. 156].
- Принцип деятельностной направленности – организация активной познавательной деятельности учащихся на всех этапах урока [4, с. 89].
- Принцип индивидуализации – учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося [29, с. 201].
- Принцип рефлексивности – развитие способности к осознанию и оценке собственной познавательной деятельности [31, с. 134].
Структура педагогической системы:
Компонент 1: Целевой
- Развитие познавательных УУД: общеучебных, логических, постановки и решения проблем;
- Формирование критического мышления;
- Повышение познавательной мотивации.
Компонент 2: Содержательный
- Интеграция приемов технологии критического мышления в содержание учебных предметов;
- Система познавательных задач различного уровня сложности;
- Межпредметные связи.
Компонент 3: Процессуальный
- Трехфазная структура урока: вызов – осмысление – рефлексия;
- Разнообразные приемы и методы технологии критического мышления;
- Организация индивидуальной, парной и групповой работы.
Компонент 4: Результативный
- Критерии и показатели оценки познавательных УУД;
- Диагностический инструментарий;
- Мониторинг образовательных результатов.
Этапы реализации педагогической системы:
I этап – Подготовительный (1 неделя)
- Адаптация учащихся к новым формам работы;
- Освоение базовых приемов технологии критического мышления;
- Создание мотивационной основы для дальнейшей работы.
II этап – Основной (6 недель)
- Систематическое применение технологии критического мышления на различных уроках;
- Постепенное усложнение познавательных задач;
- Развитие самостоятельности учащихся.
III этап – Заключительный (1 неделя)
- Обобщение и систематизация полученного опыта;
- Рефлексия результатов деятельности;
- Планирование дальнейшей работы.
В рамках формирующего этапа было проведено 24 урока с использованием приемов технологии критического мышления по следующим предметам:
- Русский язык – 8 уроков;
- Математика – 8 уроков;
- Окружающий мир – 6 уроков;
- Литературное чтение – 2 урока;
Урок русского языка. Тема: «Имя прилагательное».
Стадия вызова: Прием «Кластер» – учащиеся составляют схему того, что они знают об имени прилагательном.
Стадия рефлексии: Прием «Синквейн» – составление пятистрочного стихотворения о прилагательном.
Урок математики. Тема: «Решение задач на сложение и вычитание».
Стадия вызова: Прием «Корзина идей» – сбор способов решения задач, известных учащимся.
Стадия осмысления: Прием «Фишбоун» – анализ структуры задачи (условие – вопрос – решение – ответ).
Стадия рефлексии: Прием «Шесть шляп мышления» – рассмотрение решения задачи с разных позиций.
Урок окружающего мира. Тема: «Времена года».
Стадия вызова: Прием «Верные и неверные утверждения» – определение истинности высказываний о временах года.
Стадия осмысления: Прием «Бортовой журнал» – фиксация новой информации о признаках времен года.
Стадия рефлексии: Прием «Эссе» – размышление на тему «Мое любимое время года».
Методы фиксации результатов:
- Портфолио учащихся – сбор продуктов деятельности (кластеры, синквейны, эссе).
- Дневник наблюдений – фиксация изменений в познавательной активности учащихся.
- Анкетирование – выявление отношения учащихся к новым формам работы.
- Самооценка – рефлексивные листы учащихся.
После реализации педагогической системы была проведена повторная диагностика уровня сформированности познавательных УУД с использованием тех же методик.
Таблица 2.7 – Динамика уровня успеваемости учащихся
Уровень | Констатирующий этап | Контрольный этап | Изменения |
Отлично | 4 (17,4%) | 7 (30,4%) | +3 (+13%) |
Хорошо | 12 (52,2%) | 14 (60,9%) | +2 (+8,7%) |
Удовлетворительно | 7 (30,4%) | 2 (8,7%) | -5 (-21,7%) |
Таблица 2.8 – Динамика развития познавательных УУД
Уровень | Констатирующий этап | Контрольный этап | Изменения |
Высокий | 6 (26,1%) | 11 (47,8%) | +5 (+21,7%) |
Средний | 12 (52,2%) | 10 (43,5%) | -2
(-8,7%) |
Низкий | 5 (21,7%) | 2 (8,7%) | -3 (-13%) |
Таким образом, на основании полученных данных можно сделать следующий вывод:
- Повышение познавательной активности – увеличилось количество вопросов, задаваемых учащимися на уроках (на 34%).
- Развитие самостоятельности – учащиеся стали чаще предлагать собственные способы решения задач (на 28%).
- Улучшение качества рефлексии – ответы учащихся стали более развернутыми и осознанными.
- Повышение мотивации – по результатам анкетирования 78% учащихся отметили, что уроки стали более интересными.
Для оценки достоверности изменений был применен критерий Вилкоксона для связанных выборок. Результаты показали статистически значимые различия (p<0,05), что подтверждает эффективность разработанной педагогической системы.
Таким образом, реализация педагогической системы развития познавательных УУД через технологию критического мышления показала свою эффективность. Количество учащихся с высоким уровнем познавательных УУД увеличилось на 21,7%, с низким уровнем уменьшилось на 13%. Систематическое применение приемов технологии критического мышления способствует формированию всех групп познавательных УУД: общеучебных, логических и постановки решения проблем. Технология критического мышления создает условия для активной познавательной деятельности учащихся и развития их творческого потенциала.
2.3. Методические рекомендации для педагогов начальной школы по внедрению технологии критического мышления в образовательный процесс
На основе проведенного исследования и анализа педагогического опыта разработаны методические рекомендации для учителей начальных классов по эффективному внедрению технологии развития критического мышления в образовательный процесс.
Внедрение технологии должно происходить поэтапно, начиная с освоения простых приемов и постепенно переходя к более сложным. Как отмечает Л.Р. Болотина, «успешность применения технологии зависит от готовности учителя и учащихся к новым формам работы» [8, с. 134].
Этапы внедрения:
- Ознакомительный (1-2 недели) – знакомство с базовыми приемами
- Адаптационный (3-4 недели) – регулярное применение простых приемов
- Системный (постоянно) – комплексное использование технологии.
Все приемы должны быть адаптированы к возрастным особенностям младших школьников:
- использование игровых элементов
- опора на наглядность
- учет особенностей внимания и памяти
- эмоциональная насыщенность заданий [29, с. 156].
Необходимо использовать разнообразные приемы для поддержания интереса учащихся и развития различных аспектов познавательных УУД [8, с. 167].
Методические рекомендации по организации стадий урока:
СТАДИЯ ВЫЗОВА
Цель: активизация имеющихся знаний, мотивация к изучению новой темы, постановка целей.
Рекомендуемое время: 7-10 минут.
Основные приемы для младших школьников:
- «Кластер» Описание: графическая организация материала в виде схемы. Применение: эффективен при изучении новых понятий, повторении изученного материала. Методические советы:
- начинайте с простых схем из 3-4 элементов;
- используйте цветные маркеры для выделения связей;
- обязательно проговаривайте создаваемые связи вслух;
- допускайте исправления и дополнения.
Пример использования (урок окружающего мира «Растения»): В центре доски записывается слово «РАСТЕНИЯ», учащиеся называют все, что знают о растениях, учитель фиксирует ответы в виде лучей, отходящих от центрального понятия.
- «Корзина идей» Описание: сбор предположений учащихся по изучаемой теме. Применение: подходит для любых предметов при введении новой темы. Методические советы:
- принимайте все идеи без критики;
- фиксируйте ответы на доске или листах;
- возвращайтесь к “корзине” в конце урока;
- поощряйте даже неточные предположения.
- «Верные и неверные утверждения» Описание: учащимся предлагается оценить правильность утверждений по теме. Применение: эффективен для актуализации знаний и создания проблемной ситуации. Методические советы:
- формулируйте утверждения просто и понятно;
- используйте как очевидные, так и спорные утверждения;
- организуйте обсуждение в парах;
- вернитесь к утверждениям после изучения темы.
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
Цель: получение новой информации, ее активная переработка и соотнесение с имеющимися знаниями.
Рекомендуемое время: 20-25 минут.
Основные приемы:
- «Инсерт» (интерактивная система записи эффективного чтения) Описание: маркировка текста специальными знаками при чтении. Обозначения:
- “V” – уже знал;
- “+” – новое;
- “-” – думал иначе;
- “?” – не понял, есть вопросы.
Методические советы:
- начинайте с коротких текстов (5-7 предложений);
- объясните значение каждого знака;
- читайте текст медленно, делая паузы;
- обязательно обсуждайте результаты маркировки.
- «Бортовой журнал» Описание: записи, которые ведутся по ходу изучения темы. Структура: двухколончатая таблица «Что знаю» – «Что узнал новое». Методические советы:
- используйте простые таблицы;
- разрешайте рисунки и схемы;
- проводите промежуточные обсуждения;
- поощряйте вопросы и размышления.
- «Фишбоун» (рыбий скелет) Описание: схема для анализа причинно-следственных связей. Структура: голова рыбы – проблема, верхние косточки – причины, нижние – факты, хвост – вывод. Применение: анализ проблем, изучение исторических событий, решение задач.
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
Цель: осмысление полученной информации, формулирование выводов, планирование дальнейших действий.
Рекомендуемое время: 8-10 минут.
Основные приемы:
- «Синквейн» Описание: пятистрочное стихотворение по определенным правилам. Структура:
- 1 строка – тема (одно существительное);
- 2 строка – описание темы (два прилагательных);
- 3 строка – действие (три глагола);
- 4 строка – чувство (фраза из четырех слов);
- 5 строка – повторение сути темы (одно слово-синоним).
Методические советы:
- начинайте с коллективного составления;
- разрешайте работу в парах;
- не требуйте строгого соблюдения правил от всех;
- поощряйте творчество и оригинальность.
- «Шесть шляп мышления» (Э. де Боно) Описание: рассмотрение проблемы с шести различных точек зрения. Адаптация для младших школьников:
- Белая шляпа – факты (Что мы узнали?);
- Красная шляпа – эмоции (Что мы чувствовали?);
- Желтая шляпа – позитив (Что было хорошо?);
- Черная шляпа – критика (Что было трудно?);
- Зеленая шляпа – творчество (Какие у нас идеи?);
- Синяя шляпа – размышления (Чему мы научились?);
Рекомендации по адаптации приемов для различных предметов:
Русский язык:
- используйте приемы для работы с текстам;
- акцентируйте внимание на развитии речи;
- применяйте письменные формы рефлексии;
- интегрируйте с развитием орфографических навыков.
Математика:
- адаптируйте приемы для решения задач;
- используйте схемы и модели;
- развивайте логическое мышление;
- применяйте для анализа математических понятий.
Окружающий мир:
- максимально используйте исследовательские приемы;
- развивайте наблюдательность;
- формируйте экологическое мышление;
- интегрируйте с краеведческим материалом.
Литературное чтение:
- применяйте для анализа художественных произведений;
- развивайте эмоциональную сферу;
- формируйте читательские умения;
- используйте творческие формы работы.
Типичные ошибки при внедрении технологии и способы их избежания:
- Формальное применение приемов Ошибка: использование приемов ради самих приемов, без связи с содержанием урока. Решение: четко определять цели применения каждого приема, соотносить с образовательными задачами.
- Перегрузка урока приемами Ошибка: использование слишком большого количества приемов на одном уроке. Решение: ограничиваться 1-2 приемами за урок, обеспечивать их качественную отработку.
- Игнорирование возрастных особенностей Ошибка: применение сложных приемов без адаптации к возрасту. Решение: упрощать приемы, использовать игровые элементы, обеспечивать наглядность.
- Отсутствие систематичности Ошибка: эпизодическое использование приемов. Решение: планировать применение технологии на длительный период, обеспечивать преемственность.
Организационные условия успешного внедрения:
- Подготовка материально-технической базы:
- наличие интерактивной доски или проектора;
- обеспечение учащихся рабочими листами;
- доступ к дополнительным источникам информации;
- организация пространства для групповой работы.
- Методическая подготовка учителя:
- изучение теоретических основ технологии;
- практическое освоение приемов;
- анализ опыта коллег;
- участие в семинарах и курсах повышения квалификации.
- Работа с родителями:
- информирование о применяемых технологиях;
- объяснение особенностей домашних заданий;
- привлечение к совместным проектам;
- обучение способам поддержки детей дома.
Система оценивания при использовании технологии критического мышления:
- Формирующее оценивание:
- наблюдение за активностью учащихся;
- анализ продуктов деятельности (кластеры, синквейны);
- самооценка и взаимооценка;
- рефлексивные листы.
- Критерии оценивания познавательных УУД:
- самостоятельность в работе с информацией;
- качество логических операций;
- креативность решений;
- рефлексивность мышления.
- Портфолио как инструмент оценивания:
- сбор работ учащихся;
- фиксация динамики развития;
- самоанализ достижений;
- планирование дальнейшего развития.
Планирование уроков с использованием технологии критического мышления:
Алгоритм планирования:
- Определение образовательных целей урока
- Выбор соответствующих приемов для каждой стадии
- Подготовка необходимых материалов
- Планирование времени на каждую стадию
- Продумывание вариантов адаптации для различных групп учащихся
- Подготовка критериев оценивания
Пример тематического планирования (фрагмент):
Таблица 2.9 – Планирование применения приемов ТРКМ (русский язык, 2 класс)
Тема урока | Стадия вызова | Стадия осмысления | Стадия рефлексии |
Имя существительное | Кластер | Инсерт | Синквейн |
Глагол | Корзина идей | Бортовой журнал | Три М |
Имя прилагательное | Верные/неверные утверждения | Фишбоун | Шесть шляп |
Таким образом, представленные методические рекомендации обеспечивают комплексный подход к внедрению технологии развития критического мышления в образовательный процесс начальной школы и способствуют эффективному формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Таким образом, на основании проведенного педагогического исследования можно сделать следующий вывод:
Большинство учащихся (52,2%) демонстрируют средний уровень сформированности познавательных УУД, что указывает на необходимость целенаправленной работы по их развитию.
Наиболее проблемными областями являются умения самостоятельно формулировать проблемы, выдвигать гипотезы и осуществлять рефлексию собственной деятельности.
Выявлена потребность в применении специальных педагогических технологий, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся.
Результаты диагностики обосновывают целесообразность использования технологии критического мышления как эффективного средства развития познавательных УУД у младших школьников.
Подтверждена эффективность разработанной педагогической системы. По результатам контрольной диагностики количество учащихся с высоким уровнем познавательных УУД увеличилось на 21,7% (с 26,1% до 47,8%), с низким уровнем уменьшилось на 13% (с 21,7% до 8,7%). Статистическая обработка данных подтвердила достоверность полученных результатов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование было направлено на теоретическое обоснование и экспериментальную проверку эффективности педагогических условий развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников посредством технологии критического мышления.
Систематизированы теоретические основы формирования познавательных УУД в контексте современных образовательных стандартов. Установлено, что познавательные универсальные учебные действия представляют собой сложную систему взаимосвязанных компонентов (общеучебные, логические действия и постановка решения проблем), обеспечивающих способность обучающихся к самостоятельному познанию и саморазвитию.
Выявлены психолого-педагогические особенности развития познавательной сферы младших школьников, определяющие возможности формирования познавательных УУД. Младший школьный возраст характеризуется переходом от непроизвольных к произвольным психическим процессам, формированием теоретического мышления и рефлексивных способностей, что создает благоприятные условия для развития познавательных УУД.
Обоснован потенциал технологии развития критического мышления как эффективного инструмента формирования познавательных УУД. Трехфазная структура технологии (вызов – осмысление – рефлексия) и разнообразие методических приемов обеспечивают комплексное развитие всех групп познавательных УУД при активном включении учащихся в познавательную деятельность.
Проведена комплексная диагностика исходного уровня сформированности познавательных УУД у младших школьников. Результаты показали, что большинство учащихся (52,2%) демонстрируют средний уровень развития познавательных УУД, что указывает на необходимость целенаправленной педагогической работы по их формированию.
Разработана и апробирована педагогическая система развития познавательных УУД через применение технологии критического мышления. Система включает целевой, содержательный, процессуальный и результативный компоненты, обеспечивающие комплексный подход к формированию познавательных УУД.
Подтверждена эффективность разработанной педагогической системы. По результатам контрольной диагностики количество учащихся с высоким уровнем познавательных УУД увеличилось на 21,7% (с 26,1% до 47,8%), с низким уровнем уменьшилось на 13% (с 21,7% до 8,7%). Статистическая обработка данных подтвердила достоверность полученных результатов.
Создан комплекс учебных занятий с использованием приемов технологии критического мышления для различных предметов начальной школы, который может быть использован в практике работы учителей.
Разработаны методические рекомендации для педагогов начальной школы по внедрению технологии критического мышления в образовательный процесс, включающие алгоритмы применения основных приемов, способы адаптации к возрастным особенностям, систему оценивания результатов.
Определены педагогические условия эффективного применения технологии критического мышления: систематичность использования, адаптация к возрастным особенностям, обеспечение поэтапного усложнения задач, создание рефлексивной образовательной среды.
Подтверждение гипотезы исследования:
Результаты педагогического исследования полностью подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников будет более эффективным при соблюдении следующих условий:
- систематическое применение технологии критического мышления в образовательном процессе;
- использование разнообразных приемов и методов данной технологии на всех этапах урока;
- обеспечение поэтапного усложнения познавательных задач в соответствии с возрастными особенностями;
- создание методической системы подготовки педагогов к применению технологии.
Исследование показало, что технология развития критического мышления является эффективным средством формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Ее применение способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их мыслительных способностей, формированию умений работать с информацией и решать познавательные задачи.
Систематическое использование приемов технологии критического мышления в образовательном процессе начальной школы обеспечивает:
- повышение качества образовательных результатов;
- развитие познавательной мотивации учащихся;
- формирование субъектной позиции ученика;
- подготовку к самостоятельной познавательной деятельности.
Внедрение технологии критического мышления в практику работы начальной школы требует целенаправленной подготовки педагогов, создания соответствующих методических материалов и организационных условий. При соблюдении этих требований технология может стать важным инструментом реализации требований ФГОС НОО в части формирования универсальных учебных действий.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена. Результаты работы вносят вклад в развитие теории и методики начального образования и могут быть использованы для совершенствования образовательной практики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон № 273-ФЗ : текст с изменениями и дополнениями на 1 сентября 2021 года : принят Государственной думой 21 декабря 2012 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. – Москва : Эксмо, 2021. – 144 с. – ISBN 978-5-04-117801-3. – Текст : непосредственный.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286. – URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/6b611db7e0a6238f6c464900da30cdcc.pdf (дата обращения: 15.11.2024). – Текст : электронный.
Книги и монографии
- Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учебное пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. – 4-е изд., стер. – Москва : Академический Проект, 2018. – 702 с. – ISBN 978-5-8291-1970-0. – Текст : непосредственный.
- Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – 3-е изд. – Санкт-Петербург : Питер, 2021. – 282 с. – (Мастера психологии). – ISBN 978-5-4461-1749-4. – Текст : непосредственный.
- Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения : учебно-методическое пособие / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев ; под научной редакцией Н. В. Кузьминой. – Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2020. – 104 с. – ISBN 978-5-7563-0439-9. – Текст : непосредственный.
- Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли : система заданий / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская ; под редакцией А. Г. Асмолова. – 6-е изд. – Москва : Просвещение, 2019. – 159 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-071482-7. – Текст : непосредственный.
- Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский ; составитель М. Ю. Бабанский. – Москва : Педагогика, 2018. – 560 с. – ISBN 978-5-7155-1289-3. – Текст : непосредственный.
- Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы / Т. Н. Беркалиев, Е. С. Заир-Бек, А. П. Тряпицына [и др.] ; под общей редакцией Н. М. Чернова. – Санкт-Петербург : КАРО, 2020. – 160 с. – ISBN 978-5-9925-1456-7. – Текст : непосредственный.
- Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Санкт-Петербург : Питер, 2019. – 398 с. – (Мастера психологии). – ISBN 978-5-4461-1068-6. – Текст : непосредственный.
- Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – Москва : Лабиринт, 2019. – 352 с. – (Философия риторики и риторика философии). – ISBN 978-5-9287-3022-4. – Текст : непосредственный.
- Гальперин, П. Я. Лекции по психологии : учебное пособие для студентов вузов / П. Я. Гальперин. – 6-е изд. – Москва : Издательство Московского университета : КДУ, 2020. – 400 с. – ISBN 978-5-211-05416-2. – Текст : непосредственный.
- Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – Москва : ИНТОР, 2019. – 544 с. – ISBN 978-5-89404-043-6. – Текст : непосредственный.
- Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. – 3-е изд. – Санкт-Петербург : Питер, 2020. – 368 с. – (Мастера психологии). – ISBN 978-5-4461-1543-8. – Текст : непосредственный.
- Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления / Дж. Дьюи ; перевод с английского Н. М. Никольской ; под редакцией Ю. С. Рассказова. – Москва : Лабиринт, 2019. – 208 с. – (Философия риторики и риторика философии). – ISBN 978-5-9287-3083-5. – Текст : непосредственный.
- Истомина, Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах : учебное пособие / Н. Б. Истомина. – 6-е изд., стер. – Москва : Линка-Пресс, 2019. – 288 с. – ISBN 978-5-904584-67-3. – Текст : непосредственный.
- Каптерев, П. Ф. История русской педагогики : учебное пособие для вузов. В 2 частях. Часть 1. Церковно-религиозная и государственная педагогия / П. Ф. Каптерев. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 270 с. – (Антология мысли). – ISBN 978-5-534-07774-2. – Текст : непосредственный.
- Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. – Москва : Педагогика, 2018. – 186 с. – ISBN 978-5-7155-1367-8. – Текст : непосредственный.
- Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника / А. А. Люблинская. – Москва : Просвещение, 2019. – 224 с. – ISBN 978-5-09-073629-4. – Текст : непосредственный.
- Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. – Москва : Педагогика, 2020. – 144 с. – ISBN 978-5-7155-1445-3. – Текст : непосредственный.
- Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. – Москва : Директ-Медиа, 2019. – 274 с. – ISBN 978-5-4499-0065-8. – Текст : электронный // Университетская библиотека онлайн. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=496889 (дата обращения: 20.10.2024).
- Менчинская, Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника : избранные психологические труды / Н. А. Менчинская. – Москва : Педагогика, 2019. – 218 с. – ISBN 978-5-7155-1298-5. – Текст : непосредственный.
- Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студентов вузов / В. С. Мухина. – 16-е изд., стер. – Москва : Академия, 2020. – 656 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-4468-9654-2. – Текст : непосредственный.
- Овчинникова, Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция / Т. Н. Овчинникова. – Москва : Академический проект, 2020. – 208 с. – (Руководство практического психолога). – ISBN 978-5-8291-2876-4. – Текст : непосредственный.
- Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже ; перевод с французского В. А. Лукова, Вл. А. Лукова ; под редакцией А. Р. Лурия. – Москва : Римис, 2020. – 448 с. – ISBN 978-5-9650-0317-4. – Текст : непосредственный.
- Креативность: пути развития и тренинги / Н. В. Рождественская, А. В. Толшин [и др.] ; под общей редакцией Н. В. Рождественской. – Санкт-Петербург : Речь, 2019. – 320 с. – ISBN 978-5-9268-2896-1. – Текст : непосредственный.
- Рубинштейн, С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике / С. Я. Рубинштейн. – Москва : Апрель-Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2020. – 448 с. – ISBN 978-5-04-004385-7. – Текст : непосредственный.
- Семаго, Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – Санкт-Петербург : Речь, 2019. – 384 с. – ISBN 978-5-9268-2967-8. – Текст : непосредственный.
- Критическое мышление и новые виды грамотности / Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стил [и др.] ; составитель О. Варшавер. – Москва : ЦГЛ : IOO, 2019. – 48 с. – (Библиотечка «Первого сентября»). – ISBN 978-5-85929-259-4. – Текст : непосредственный.
- Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн ; перевод с английского Н. Мальгиной [и др.] ; под общей редакцией А. Алексеева. – 4-е изд. – Санкт-Петербург : Питер, 2020. – 512 с. – (Мастера психологии). – ISBN 978-5-4461-1141-6. – Текст : непосредственный.
- Черемошкина, Л. В. Развитие памяти детей : популярное пособие для родителей и педагогов / Л. В. Черемошкина. – Ярославль : Академия развития, 2019. – 240 с. – (Психология детства: практикум). – ISBN 978-5-7797-1789-3. – Текст : непосредственный.
- Чуприкова, Н. И. Умственное развитие: принцип дифференциации / Н. И. Чуприкова. – 2-е изд. – Москва : АО «Столетие», 2020. – 192 с. – ISBN 978-5-85129-069-4. – Текст : непосредственный.
- Эльконин, Д. Б. Психология развития : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Д. Б. Эльконин. – 4-е изд., стер. – Москва : Академия, 2019. – 144 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-4468-8234-7. – Текст : непосредственный.
- Болотина, Л. Р. Развитие мышления учащихся начальной школы на уроках математики / Л. Р. Болотина // Начальная школа. – 2019. – № 11. – С. 10-14. – ISSN 0027-7371. – Текст : непосредственный.
- Волкова, Е. Н. Субъектность педагога: теория и практика развития / Е. Н. Волкова // Вопросы психологии. – 2020. – № 2. – С. 48-59. – ISSN 0042-8841. – Текст : непосредственный.
- Гин, А. А. ТРИЗ-педагогика для малышей: конспект занятий и методические рекомендации / А. А. Гин // Школьные технологии. – 2019. – № 4. – С. 123-134. – ISSN 2220-2641. – Текст : непосредственный.
- Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игр, дискуссии / М. В. Кларин // Педагогика. – 2020. – № 5. – С. 15-28. – ISSN 0869-561X. – Текст : непосредственный.
- Липман, М. Обучение с целью уменьшения насилия и жестокости / М. Липман // Вопросы философии. – 2019. – № 2. – С. 55-65. – ISSN 0042-8744. – Текст : непосредственный.
- Поташник, М. М. Качество образования: проблемы и технология управления / М. М. Поташник // Народное образование. – 2020. – № 7. – С. 68-78. – ISSN 0130-6928. – Текст : непосредственный.
- Хуторской, А. В. Системно-деятельностный подход в обучении : научно-методическое пособие / А. В. Хуторской // Школьные технологии. – 2019. – № 6. – С. 42-58. – ISSN 2220-2641. – Текст : непосредственный.
Диссертации и авторефераты диссертаций
- Иванова, Е. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Иванова Елена Викторовна ; Московский педагогический государственный университет. – Москва, 2020. – 24 с. – Место защиты: МПГУ. – Текст : непосредственный.
- Федеральный институт педагогических измерений : официальный сайт. – Москва. – URL: https://fipi.ru/ (дата обращения: 10.11.2024). – Текст : электронный.
- Федеральный портал «Российское образование» : информационная система. – URL: http://www.edu.ru/ (дата обращения: 05.11.2024). – Текст : электронный.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов : федеральное хранилище. – URL: http://school-collection.edu.ru/ (дата обращения: 08.11.2024). – Текст : электронный.
Приложение 1
Методика «Исследование словесно-логического мышления»
(Э.Ф. Замбацявичене)
Инструкция: Дети, сейчас вам будут предложены задания, которые потребуют от вас внимательности и размышления. В каждом задании нужно выбрать правильный ответ из предложенных вариантов.
Субтест 1. Осведомленность
- Какое животное больше – лошадь или собака? а) лошадь; б) собака; в) одинаковые
- Утром мы завтракаем, а днем… а) спим; б) обедаем; в) ужинаем
- Днем светло, а ночью… а) темно; б) светло; в) серо
- Небо голубое, а трава… а) красная; б) зеленая; в) синяя
- Черешня, груша, слива, яблоко – это… а) овощи; б) фрукты; в) ягоды
Субтест 2. Классификация
- Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка а) тюльпан; б) лилия; в) фасоль; г) ромашка
- Река, озеро, море, мост а) река; б) озеро; в) море; г) мост
- Кукла, прыгалка, песок, мяч а) кукла; б) прыгалка; в) песок; г) мяч
- Стол, ковер, кресло, кровать а) стол; б) ковер; в) кресло; г) кровать
- Тополь, береза, орешник, липа а) тополь; б) береза; в) орешник; г) липа
Субтест 3. Аналогии
- Огурец – овощ, георгин – ? а) сорняк; б) роса; в) садик; г) цветок
- Учитель – ученик, врач – ? а) палата; б) больной; в) лекарство; г) термометр
- Огород – морковь, сад – ? а) забор; б) грибы; в) яблоня; г) колодец
- Цветок – ваза, птица – ? а) клюв; б) чайка; в) гнездо; г) перья
- Перчатка – рука, сапог – ? а) чулки; б) подошва; в) нога; г) щетка
Субтест 4. Обобщение
- Окунь, карась а) озеро; б) чешуя; в) рыбы; г) рыбалка
- Метла, лопата а) огород; б) инструменты; в) уборка; г) труд
- Лето, зима а) сезон; б) время года; в) жара; г) холод
- Огурец, помидор а) огород; б) овощи; в) салат; г) суп
- Сирень, шиповник а) сад; б) цветы; в) кустарники; г) весна
Обработка результатов:
- Высокий уровень: 17-20 баллов
- Средний уровень: 12-16 баллов
- Низкий уровень: менее 12 баллов
Приложение 2
Методика «Выделение существенных признаков» (С.Я. Рубинштейн)
Инструкция: В каждой строчке написано одно слово до скобок и пять слов в скобках. Нужно выбрать два слова из скобок, которые больше всего подходят к слову перед скобками.
Примеры заданий:
- СКАЗКА (книга, игра, радость, герой, урок)
- ВОЙНА (самолет, пушки, сражения, солдаты, command)
- КУРТКА (карман, ткань, рукава, воротник, пуговицы)
- ДЕРЕВО (листья, корень, плоды, ствол, тень)
- САМОЛЕТ (пилот, двигатель, крылья, металл, скорость)
- ПОЧТА (письмо, марка, отправление, получение, сумка)
- БОЛЬНИЦА (врач, больные, лечение, палата, лекарство)
- ШКОЛА (учитель, ученики, учение, класс, книги)
- ИГРА (карты, игроки, правила, штраф, наказание)
- ЧТЕНИЕ (глаза, книга, понимание, картинка, буквы)
Критерии оценки:
- Высокий уровень: 8-10 правильных ответов
- Средний уровень: 5-7 правильных ответов
- Низкий уровень: менее 5 правильных ответов
Приложение 3
Методика «Логические закономерности» (Н.Я. Семаго)
Инструкция: Рассмотрите ряды чисел и найдите закономерность. Продолжите ряд, написав следующие два числа.
Серия А (простые закономерности):
- 2, 4, 6, 8, __, __
- 1, 3, 5, 7, __, __
- 10, 8, 6, 4, __, __
- 1, 4, 7, 10, __, __
- 20, 17, 14, 11, __, __
Серия Б (средней сложности):
- 1, 2, 4, 8, __, __
- 2, 6, 18, 54, __, __
- 1, 4, 9, 16, __, __
- 3, 6, 12, 24, __, __
- 100, 50, 25, 12.5, __, __
Серия В (сложные закономерности):
- 1, 1, 2, 3, 5, 8, __, __
- 2, 5, 11, 23, __, __
- 1, 4, 2, 8, 3, 12, __, __
- 7, 10, 8, 11, 9, 12, __, __
- 2, 3, 5, 8, 12, 17, __, __
Критерии оценки:
- Высокий уровень: выполнено правильно 12-15 заданий
- Средний уровень: выполнено правильно 8-11 заданий
- Низкий уровень: выполнено правильно менее 8 заданий
Приложение 4
Протокол педагогического наблюдения
Карта наблюдения за познавательными УУД учащегося
Ф.И. учащегося: _______________ Класс: ___________ Дата: ________
Критерии наблюдения:
- Информационные умения:
- Самостоятельно находит нужную информацию (2-1-0 баллов)
- Выделяет главное в тексте (2-1-0 баллов)
- Структурирует информацию (2-1-0 баллов)
- Логические умения:
- Анализирует и сравнивает объекты (2-1-0 баллов)
- Классифицирует по заданным критериям (2-1-0 баллов)
- Устанавливает причинно-следственные связи (2-1-0 баллов)
- Проблемные умения:
- Формулирует проблему (2-1-0 баллов)
- Выдвигает гипотезы (2-1-0 баллов)
- Находит способы решения (2-1-0 баллов)
- Рефлексивные умения:
- Оценивает свою деятельность (2-1-0 баллов)
- Корректирует способы действий (2-1-0 баллов)
- Планирует дальнейшую деятельность (2-1-0 баллов)
Шкала оценки:
- 2 балла – умение проявляется постоянно, самостоятельно
- 1 балл – умение проявляется периодически, с помощью учителя
- 0 баллов – умение не проявляется
Общий балл: _____ из 24
Уровень сформированности познавательных УУД:
- Высокий уровень: 18-24 балла
- Средний уровень: 12-17 баллов
- Низкий уровень: менее 12 баллов
Приложение 5
Примеры конспектов уроков с применением технологии критического мышления
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема: “Имя прилагательное”
Класс: 2
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: сформировать представление об имени прилагательном как части речи.
Планируемые результаты:
- Личностные: проявление интереса к изучению языка
- Метапредметные: развитие познавательных УУД
- Предметные: знание признаков имени прилагательного
ХОД УРОКА:
- Стадия вызова (7 мин) Прием “Кластер”
- На доске записано слово “СЛОВА”
- Учащиеся называют, какие слова они знают
- Составляется схема (существительные, глаголы, предлоги и т.д.)
- Проблемный вопрос: “А какие еще бывают слова?”
- Стадия осмысления (25 мин) Прием “Инсерт”
- Работа с текстом о прилагательном
- Маркировка текста знаками:
- V – уже знал
-
- – новое
-
- – думал иначе
- ? – не понял
Текст для чтения: “Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Прилагательные делают нашу речь более точной и красивой. Они помогают описать цвет, размер, форму, качество предметов…”
III. Стадия рефлексии (8 мин) Прием “Синквейн” Составление пятистрочника о прилагательном:
- Прилагательное
- Красивое, точное
- Описывает, украшает, характеризует
- Делает речь более выразительной
- Признак
УРОК МАТЕМАТИКИ
Тема: “Решение задач на сложение и вычитание”
Класс: 2
- Стадия вызова (8 мин) Прием “Корзина идей”
- Сбор способов решения задач, известных детям
- Обсуждение: “Что нужно знать, чтобы решить задачу?”
- Стадия осмысления (22 мин) Прием “Фишбоун”
- Анализ структуры задачи с помощью схемы “рыбий скелет”
- Голова рыбы: проблема (что нужно найти?)
- Верхние косточки: данные задачи
- Нижние косточки: что известно дополнительно
- Хвост: решение и ответ
III. Стадия рефлексии (10 мин) Прием “Три М”
- Что мне понравилось на уроке?
- Что было трудно?
- Что мне пригодится в жизни?
Приложение 6
Анкета для учащихся “Мое отношение к урокам”
Дорогой друг! Ответь, пожалуйста, на вопросы. Выбери тот ответ, который больше всего подходит тебе.
- Нравятся ли тебе уроки, на которых мы используем новые приемы работы? а) очень нравятся б) нравятся в) не очень нравятся г) не нравятся
- Что тебе больше всего понравилось? (можно выбрать несколько ответов) а) составлять кластеры (схемы) б) писать синквейны (стихи из 5 строк) в) работать с текстом (прием “Инсерт”) г) работать в группах д) другое _______________
- Стал ли ты лучше понимать новые темы? а) да, стал понимать лучше б) понимаю так же, как раньше в) стал понимать хуже
- Что для тебя самое трудное на уроке? а) отвечать на вопросы б) работать с текстом в) составлять схемы г) работать в группе д) другое _______________
- Хотел(а) бы ты, чтобы такие уроки были чаще? а) да, хотел(а) бы б) иногда в) нет, не хотел(а) бы
Спасибо за ответы!
Приложение 7
Рефлексивный лист учащегося
Имя:_______________ Дата:___________ Урок:_______________
- Сегодня на уроке я узнал(а):
- Мне было интересно:
- Мне было трудно:
- Я научился(лась):
- Мне помогли:
- Я помог(ла):
- Мое настроение на уроке: ☺ отличное 😐 хорошее ☹ не очень хорошее
- Оценка своей работы на уроке: 5 – работал(а) отлично 4 – работал(а) хорошо 3 – работал(а) удовлетворительно
- Что я хочу пожелать себе на следующий урок: