Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №2073»
Конспект образовательного события по познавательному, речевому и социально-коммуникативному развитию в рамках ФГОС «Знакомство с народами Севера»
для детей 5-6 лет
группы общеразвивающей направленности
ФИО автора: Евтеева У.В.
воспитатель
Москва, 2023 г.
Образовательные области: познавательная, речевая, социально-коммуникативная.
Цель занятия: Расширить представления детей об окружающем мире. Закрепить знания детей о своей стране – России.
Задачи:
Познавательные:
- Содействовать накоплению знаний детей о культуре и быте народов Крайнего Севера России: природе, жилищах, одежде, труде.
- Способствовать обогащению словарного запаса детей.
Воспитательные:
- Формировать и расширять знания детей о России, о многообразии народов, их особенностях. Содействовать воспитанию уважительного отношения к жизни, традициям и обычаям коренных народов Севера.
Развивающие:
- Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.
Словарная работа: активизировать в речи детей слова: чум, иглу, оленевод, стойбище, нарты.
Предварительная работа: беседы с детьми о многообразии народов России, рассматривании карты России, чтение художественной литературы (Сказки народов севера: «Кукушка» ненецкая сказка, «Тала-медведь и великий колдун» саамская сказка, игры, «Идэ» хантыйская сказка), подвижные игры народов России «Змейка» (русская народная игра), «Вестовые» (якутская народная игра), «Поляна — жердь» (удмуртская народная игра, «Стой, олень» (игра, народа коми).
Формы работы: коллективная деятельность, самостоятельная деятельность детей.
Методы и приёмы: игровая, наглядная, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра.
Материалы и оборудование: почтовая коробка-посылка, экран телевизора или проектор, ободки-сёядыр с подвесками и медальонами (как у эвенков) для каждого ребенка, бубен, макет костра, мягкие модули для постройки самолета.
Демонстрационный материал: презентация «Жизнь и быт народов Севера» (разработала Евтеева У.В.), дидактическая игра (в презентации) «Кто на севере живет».
Раздаточный материал: карточки с одеждой, карандаш.
Ход занятия:
- Вводная часть
В: Ребята, посмотрите! Нам сегодня пришла посылка! Хотите узнать, что в ней? Дети открывают посылку, в который лежит письмо и бубен!
Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте ребята! Приглашаем вас к себе в гости! Но чтобы понять, куда мы вас приглашаем, отгадайте загадку!
На планете это место
Чрезвычайно интересно.
Там совсем деревьев нет
Не растет и клевер,
Там повсюду только снег!
Это место – ? (Север)»
В: Правильно ребята, это север! Сегодня мы отправимся с вами на Север нашей родины.
- Основная часть
В: А как вы думаете, как можно добраться до севера России? На чем?
Ответы детей. (Самолет, поезд, машина, пароход)
Какой из этих транспортов быстрее доставит нас на Север?
Ответы детей. (Самолет)
В: Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, скажите какая на Севере погода? Тепло там, или холодно?
Ответы детей. (Холодно, там всегда снег)
В: А как вы думаете, какую одежду нам надо надеть? (Теплую)
Детям предлагается д/и «Одежда». На карточках (для каждого ребенка) нарисована летняя и зимняя одежда. Ребятам предлагается закрасить/ обвести в кружок только ту, в которой они смогут ходить на Севере.
В: почему ты (имя ребенка) выбрал эту одежду, …?
В: а как ты думаешь,…, что будет, если одеть на севере платье или шорты?
В: Итак, мы полетим сегодня на самолете! А где же его нам взять?
Ответы детей. (Можно нарисовать, построить…)
В: Выбираем построить из модулей! Почему?
Ответы детей.
Дети строят самолет.
Выбираются пилот и стюардесса. Дети «заходят» в самолет, предъявляя билеты (хлопают по руке стюардессу).
В: Вас приветствует капитан самолета, просьба пристегнуть ремни, мы взлетаем. Рейс Москва – Север России. Как называется город, в котором мы живем?
Ответы детей. (Москва)
В: Как называется страна, в которой мы живем?
Ответы детей (Россия).
В: А как называются национальность людей, которые живут в России?
Ответы детей. (Россияне)
В: А кто-нибудь знает, как называют себя Северные народы?
В: Правильно. Россия – большая страна и в ней много разных народов: на Севере, например, это долганы, эвенки, энцы, ненцы, нганасаны.
В: ООО, ребята, посмотрите в иллюминаторы (так называются окна самолета), на что похоже это облако? (развитие воображения)
Ответы детей.
В: Мы приземляемся, наш полет окончен, прошу покинуть самолет (ребята аплодируют приземлению), отстегните ремни, всего вам доброго.
В: Поглядите (слайд №1: народы севера в национальной одежде), нас встречает делегация Северных народов! Они нас приветствуют и в знак уважения дарят нам такие же головные уборы, чтоб приобщиться к их культуре.
Дети одевают ободки – сёядыр.
В: А сейчас они проведут нам экскурсию: и расскажут нам про свою культуру и быт.
Обратите внимание на одежду коренных народов Севера. Как вы думаете, жителям Тундры холодно?
Ответы детей. Дети выдвигают гипотезы во что могут быть одеты народы Севера.
Давайте рассмотрим ее внимательно. Малица – длинная одежда из оленьих шкур мехом внутрь с капюшоном и рукавицами мехом наружу. У каждого народа севера есть свой особый головной убор.
Народы Севера очень талантливы. Они делают очень красивые изделия из меха. В долгую полярную ночь женщины расшивают удивительными узорами одежду из оленьего меха и украшают ее различными способами.
Слайд №2 (жилища – чум и иглу)
В: Посмотрите, в каких удивительных домах живут народы Севера – они называются чумы. Чум можно разобрать и перевезти на другое место. Чум укрепляется на деревянных жердях. Сверху жерди связаны пучком, внизу растопырены. В середине чума, на земле горит костер, над ним висит чайник с водой или котел с супом. В самом верху чума дыра, куда уходит дым. Возле стенок на дощатом полу размещаются постели, низкий столик, сундучок с посудой, ведро с водой и другие нужные вещи.
Слайд №3 (промыслы: рыбалка, оленеводство, охота)
Промыслы Северных народов
Северные народы – очень смелые и сильные люди. Ведут они кочевой образ жизни. Профессия этих людей – оленеводы, они разводят северных оленей. В поисках корма для животных, часто переходят, кочуют с одного места на другое. Съедят олени корм и идут дальше, а за ними и оленеводы. Уходят далеко к берегам Северного Ледовитого океана. То место, где живут оленеводы, уходящие за оленями, называется стойбище. Кроме оленеводства народы севера занимаются охотой, рыболовством. Рыбу ловят в реках, озерах, которых много в этих краях.
Слайд №4 (шаман с бубном)
В: Народы севера издревле верят духов Огня, Воды, Земли, Охоты, Дома. Северные народы верят, что духи помогают им быть удачливыми в охоте, берегут их скот и защищают от болезней. Шаман – тот кто вызывает духов.
Физкультминутка и дыхательная гимнастика.
Ребята, вставайте вокруг костра, сейчас вместе с шаманом мы будем вызывать духов огня, чтоб они уберегли нас от холода. У каждого шамана, есть специальный бубен, с помощью которого он общается с духами.
Дети встают вкруг и вместе с воспитателем, идут вокруг «костра». Имитируя ритуальный танец шамана, сопровождая его ударами в бубен и громко выдыхая воздух с различными гласными.
Приставной шаг в сторону, удар в бубен возле правого бедра, протяжное «Э».
Приставной шаг в сторону, 3 удара в бубен над головой, 3 коротких «Э».
Повторить в другую сторону.
Удар в бубен над головой, удар в бубен перед собой, нараспев чередуя «А», «У».
Покружиться вокруг себя, короткие удары в бубен, короткие выдохи «ААУ», «УУА»
Приставной шаг в сторону, удар в бубен возле правого уха, протяжное «Э»
Приставной шаг в сторону, 3 удара в бубен над головой, 3 коротких «Э».
Весь танец повторить несколько раз.
Затем медленно опустить на коленях вокруг костра, поднимая и опуская руки вверх. Совсем сесть на колени, лицом вниз, руки вытянуты вперед. Дети успокоились.
В: теперь мы точно не замерзнем на Севере, духи огня услышали нас. Можем путешествовать дальше.
В: А как вы думаете, чем они занимаются в свободное от работы время? Как они могут развлекаться?
Слайд №6 (развлечения: собачьи и оленьи упряжки)
Ездят ненцы, эвенки, долганы и другие северные народы на длинных санях, нартах. Запрягают в упряжку оленей или северных собак, хасок. Олени бегут по глубокому снегу там, где нельзя проехать на лошади и автомобиле. А управляет оленями каюр.В руке у каюра длинный шест – хорей, чтобы погонять оленей. И они с удовольствием устраивают гонки на таких вот упряжках в свободное от работы время.
В: Северные народы приготовили для вас игру, которая называется «Кто на севере живет?» слайды 7-15 (на слайде изображены пары животных из которых нужно выбрать, кто на севере живет и объяснить свой выбор: белый и бурый медведь, писец и лиса, филин и полярная сова, пингвины и сурикаты, лось и северный олень, морж и дельфин, тюлень и акула)
На каждом слайде 2 животных, одно из них обитает на севере, детям предлагается выбрать и объяснить свой выбор.
В: Вот и подошло наше путешествие к концу и нам пора возвращаться домой.
Прощаемся с Северными народами. «Садимся» в самолет.
III. Заключительная часть:
Во время полета РЕФЛЕКСИЯ
Вопросы для рефлексии.
А что нового и интересного вы узнали сегодня?
Что вам больше всего запомнилось из экскурсии? Понравилось, удивило?
Наводящие вопросы при необходимости.
Куда мы с вами летали? Где живут Северные народы?
Как называется одежда Северных народов?
Как называются жилища Северных народов?
Как добывают себе пищу? Какими промыслами занимаются Северные народы?
На чем передвигаются?
Какие животные живут на Севере?
Что еще вы узнали о Северных народах.