Коноваленко Лилия Владимировна
учитель-логопед
г. Верхняя Пышма МАДОУ «Детский сад № 69»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №192765
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Лучший конспект урока», в соответствии с требованиями ФГОС и ФООП (ФАООП)
Наименование конкурсной работы: Логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Приключения звуков Р, Рь»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №192765


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 69»

Логопедическое занятие

по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе

«Приключения звуков Р, Рь»

Составитель: Учитель-логопед

Коноваленко Л.В.

 

 

Цели:

 

1.Коррекционные:

  • Развивать воображение, силу и высоту голоса.
  • Развивать и укреплять мышцы артикуляционного аппарата.
  • Развивать фонематическое и фонетическое восприятие и слух.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление.

 

2.Образовательные:

  • Уточнить имеющиеся знания о гласных и согласных звуках путём актуализации знаний.
  • Уточнить артикуляционно-акустическую характеристику звуков Р,РЬ, используя символику обозначения согласных звуков.
  • Закрепить знания о букве Р.
  • Совершенствовать умение звуко-буквенного анализа и синтеза прямых и обратных слогов и слогового анализа и синтеза слов с использованием карточек ВДК.
  • Совершенствовать умение подбирать слова с определённым звуком .
  • Закрепить умение проводить звуко-буквенный анализ и синтез слов с использованием пиктограммы.
  • Закрепить умение анализировать словесный состав простого предложения из четырёх слов.
  • Закреплять умение понимать учебную задачу и выполнять её по собственному выбору: самостоятельно или в паре.
  • Совершенствовать умение оценивать свою деятельность на занятии, используя эмоциональные символы.

 

  1. Воспитательные: Воспитывать чувство взаимовыручки и доброжелательного отношения друг к другу.

 

       

 

1.Орг. момент. Установка на внимание.

Психогимнастика: дети жестами и мимикой показывают, как « улыбается солнышко» и «хмурятся тучки».

-Какое у вас сегодня настроение? Если хорошее и радостное, то покажите «солнышко». Если плохое и грустное- «тучки».

 

2.Артикуляционная гимнастика «Сказка».

-Хотите, чтобы ваше настроение было ещё радостнее? Предлагаю вам отправиться в сказочную страну Речецвети..

Дети вместе с логопедом выполняют артикуляционную гимнастику:

Чтобы в сказку всем сердцем поверить,

В мир волшебный откроются двери.

(Широко открыть рот).

Вы туда без труда попадёте на волшебном ковре-самолёте.

(Упр. «Лопатка»).

На летучем большом корабле

( Упр. «Чашечка»)

Или с бабой Ягой на метле.

(Упр. «Часики»).

И верхом на Коньке Горбунке

(Упр. «Лошадка»).

В сказку можно взлететь на Жар –птице

(Упр. «Качели»)

Или на Колобке закатиться

(Упр. «Карусель»).

Или проехать, как слон на еже

(упр. «Блинчик»).

Вот мы кажется в сказке уже!

 

  1. Актуализация знаний.

-Кто живёт в волшебной стране Речецветия? (Звуки, слова, предложения, буквы).

 

Стихотворение про гласные звуки.

-Что за звуки – словно птицы,

Нет преграды на пути.

Голосисты, как артисты?

Ты их в слове назови:

Шар (А), слон (О), зуб (У), сыр (ы), Рэкс (Э), гриб (И).

-Как называются эти звуки? (Гласные звуки ).

-Какую «одежду» носят гласные?(Красную).

 Опора на сигнальную схему «Характеристика звуков».

        

Стихотворение про согласные звуки.

Кроме гласных есть другие.

Вы не знаете какие?

Много трудностей в пути

Предстоит им всем пройти.

Им преграды строят губы,

Щёки, язычок и зубы.

Как зовутся те бойцы-

                           Удалые молодцы?   (Согласные звуки).

 

-Какие бывают согласные звуки?

Ответы детей с опорой на сигнальную схему

 

4.Сообщение темы, работа над голосом.

-Поиграем в превращения, будем превращаться в разных животных.

 

Психогимнастика (стоя):

Раз.два- повернись и в животных превратись.

Изобразите:

-как рычит сердитый тигр;

-как мурлычет ласковая кошечка;

-как трещит беспокойная сорока;

-как чирикает любопытный воробышек.

-Вы догадались, с какими звуками будем сегодня играть? (Со звуками Р,РЬ).

 

Послушайте присказку:  В волшебной стране Речецветия высоко в горах жили звуки Р.РЬ. Вокруг них рычали звери, падали камни, грохотал гром. Это были звуки, с которыми нельзя подружиться. Стало нашим звукам грустно и полетели они искать друзей и приключения по всей стране Речецветия.

-Хотите им помочь?

Мы будем на них смотреть будто в волшебное зеркало, всё видеть и помогать звукам Р.РЬ.

 

5.Артикуляционно-акустическая характеристика звуков Р,РЬ.

-Что происходит с языком, когда мы произносим эти звуки? (Дрожит за верхними зубами).

Логопед неправильно выставляет  символы звуков Р,РЬ.

-Будут ли наши звуки носить такую «одежду»? 

Тот, кто скажет «ДА», поднимите правую руку вверх.

-Почему?

Дети обосновывают свой выбор и выбирают правильные звуки (Согласные, звонкие, Р-твёрдый,  Рь—мягкий).

 

6.Анализ буквы Р.

Прилетели Р,РЬ в Буквоград, сели на Домик согласных букв.  А в какую квартирку залететь не знают, стали стучать в глухой подъезд.

-Как вы думаете, найдут они там свою букву? Почему?

– На что похожа буква Р?

Стихотворение про букву Р.

Кто делает зарядку по утрам,

Тот букву Р легко покажет вам.

Одно лишь надо не забыть:

Какой руке согнутой быть.

 

Дети стоя изображают букву Р и находят её в Доме согласных.

 

7.Звуко-буквенный синтез и анализ слогов.

Полетели звуки Р, Рь дальше и видят перед ними…(картинка с горами)

-Поможем звукам Р, РЬ перебраться через горы?

Наши звуки полетят на воздушных шариках- слогах

Прилетел звук А.    

–    Какой прямой слог получился? (РА).

–    А если наоборот? (АР).

Логопед показывает шарики-слоги. Аналогично играем с гласными: О, У, И.

-Получилось волшебное заклинание: РУ-РО-РИ-РА – расступись гора!

 Дети повторяют и изображают, как раздвигается гора

 

8.Слоговой синтез слов.

Расступилась гора, а за ней огромные «ТА-ВО-РО».

-Что я перепутала? Произнесите слово правильно (ВОРОТА).

Упали звуки, поранились и крикнули: « ОХ, РАНА!»

-Какое слово можно составить из этих двух слов? (ОХРАНА)

 

-Чтобы охрана пропустила звуки, надо выполнить несколько заданий:

1.Собрать слова со слогами с прямыми слогами: РА,РО,РУ,РЫ,РИ.

Д/и «Собери словечко»:

Предлагаю  произнести  вместе игралочку:

 

РА-РА-РА. Начинается игра.

Руку другу тянет друг,

Встали все в широкий круг!

 

Логопед раздаёт детям карточки со слогами. Затем каждый ребёнок читает свой слог, а логопед договаривает слово. Дети говорят получившиеся слова.

 

Например: РА- (ДУГА), РА-(КЕТА), РО-(ЗА), РО-(БОТ), РУ-(ЧКА), РУ- (ЖЬЁ), РЫ- (СИ), РЫ-(БАК), РИ-(ТА), РИ-(СУНОК).

 

  1. Подбор слов со звуками Р,РЬ, звуко-буквенный анализ и синтез слова.

– Смотрите, перед воротами есть небольшой зоопарк, где разные животные живут в клетках.

Картина с изображением зоопарка.

-Вспомните, в названии каких животных зоопарка есть звуки Р, РЬ? 

Дети называют животных

-Одно из животных пропало. Надо его найти по первым звукам названия картинок.

 

Д/и «Шифровщик».  Пиктограмма «КРОТ».

-Составим звуковую схему слова.

Дети на столах выкладывают слово звуками, один по желанию на доске

-Соединим звуки вместе, какое слово получилось? (КРОТ)

Фонетический анализ слова:

-Сколько всего звуков в слове?

-Сколько гласных звуков?

-Значит, сколько будет слогов?

-Какой по счёту звук Р? Покажите его на схеме.

-Попробуем в кассах букв выложить слово из рассыпанных на доске букв.

Дети выкладывают из букв слово «КРОТ»

Появляется картинка с изображением крота.

 

10.Анализ предложения.

Послушайте стихотворение про крота:

 

Роет землю серый крот,

Разрыхляет огород.

-Повторите стихотворение, выделяя звук Р.

-Что делает серый крот? (Серый крот роет землю.)

Д/и «Живое предложение».

-Сколько слов в предложении «Серый крот роет землю» ?

-Какое по счёту слово «КРОТ»?

-Назовите первое, третье и четвёртое слова.

 

11.Итог. Рефлексия.

-Ворота открываются.

Дети жестами показывают открытые ворота

-А там много воздушных шариков.

-Звуки Р, РЬ нашли друзей среди вас и дарят вам шарики. Возьмите жёлтый шарик, если вам понравилось играть с нашими рычащими звуками, сиреневый- если вам не понравилось.

 

Логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Приключения звуков Р, Рь»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram