Печникова Валерия Викторовна - Воспитатель,
Косова Екатерина Николаевна - Воспитатель
МДОУ ЦРР № 6 «Синяя птица», г. Малоярославец
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №192864
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс творческих, учебно-образовательных, исследовательских, научно-популярных проектов «Научно-образовательного центра педагогических проектов»
Наименование конкурсной работы: Детский исследовательский проект «Загадки и тайны полевых цветов»
Итоговая оценка: 1 место,  88 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №192864


Загадки и тайны полевых цветов

Загадки и тайны полевых цветов.

  Вместе: Здравствуйте.

  Саша: Меня зовут Саша.

  Василиса: – А меня – Василиса. 

Вместе: Мы представляем вам детский исследовательский проект: «Загадки и тайны полевых цветов»

Саша: Уважаемое жюри и ребята, внимание на экран. Что вы видите? (одуванчик). А сколько цветков вы видите? (один)

 Василиса: – Мы тоже так думали. Оказывается, нет. В одном одуванчике может быть до 200 цветков. Как мы об этом узнали?

Саша: – Летом на площадке детского сада распустилось много полевых цветов. Мы стали их рассматривать. А Катя сказала, что одуванчик – это не один, а много цветов. Ей об этом сестра рассказала. А она учится в шестом классе!

Василиса: – Мы решили проверить информацию у воспитателей. Оказалось, что это правда. И они предложили нам исследовать полевые цветы. И выяснить все их тайны. 

Саша: – Мы захотели узнать:

  1. Как устроено растение и его цветок? Почему вокруг цветов много насекомых?
  2. У каких растений в один цветок спрятались много цветов?

 Василиса: –Но что нам поможет изучать цветы? Как мы сможем узнать их название и строение? 

Саша: -Мы выбрали такие методы исследования: 1. «Умная камера» мобильного телефона.

  1. Лупа. 3. Микроскоп. 4. Энциклопедия, и Атлас цветковых растений. 

 Василиса: – Валерия Викторовна показала нам, как пользоваться «Умной камерой» в мобильном телефоне. Наводим камеру на растение, фотографируем, и на экране появится название растения и его описание. 

Саша: – Так мы смогли исследовать все цветы вокруг. Некоторые цветы мы знали: одуванчик, ромашка. О других нам рассказала «Умная камера».

Василиса: – У нас в группе есть  лупа и микроскоп. Они увеличивают предметы. Они наши помощники. Мы сравнили эти приборы. Теперь мы знаем. Лупа, увеличивает предметы, но не сильно. Микроскоп увеличивает предметы во много раз. С помощью него можно увидеть то, что не увидишь обычным глазом.

Саша: – То, что мы увидели, нас очень удивило! (подтверждают на экране)

Василиса: – Изучая тайны цветов мы смотрели в окуляр микроскопа по очереди. Микроскоп нужно долго настраивать. Это было не удобно и долго. Но, скоро у нас появился электронный микроскоп. Он подключается к ноутбуку, изображение появляется на экране. И мы смотрим всей группой сразу. И это было здорово!

Саша: – С Екатериной Николаевной мы  рассматривали  растения. А вы знаете как устроены растения? У каждого растения есть корень. С помощью корня растение питается и держится за землю, чтобы не упасть. По стеблю подается питание ко всем частям растения. С помощью листьев растение дышит. А это цветок. А для чего нужен цветок?

Василиса: – А я знаю, чтобы люди могли им любоваться! 

Саша: -Да, цветы красивые! Но, Екатерина Николаевна рассказала нам, что с помощью цветка растения размножаются.  Мы рассмотрели цветок. Он состоит из лепестков, тычинок и пестика.    Василиса: – И тут началось самое интересное! 

Саша: -Мы находили цветы на площадке, срывали, и несли в группу на исследование. Срывали очень аккуратно, чтобы не повредить корень. Тогда цветы могут вырасти заново. А потом мы просто вынесли ноутбук и микроскопы на улицу. И исследовали цветы прямо там.

Василиса: – Микроскоп открыл нам тайну цветка. Откроем ее и вам!

Саша: –Мы рассмотрели Герань луговую через микроскоп, и очень просто нашли там лепестки, тычинки и пестик. Оказывается, у этого цветка простое строение. А вот другие цветы нас удивили.

Василиса: -Клевер. Такой знакомый и растет повсюду. Мы посмотрели в микроскоп и не нашли там пестика и тычинок. С Валерией Викторовной мы стали рассматривать энциклопедию, и «Атлас».  Из них мы узнали, что бывают цветы сложного строения. И называют их сложноцветными. Клевер – это соцветие, там 70 цветов. Цветы эти похожи на трубочки. И называются трубчатыми. Посмотрите. Нам пришлось разобрать один цветок. И мы увидели там пестик и тычинки.

Саша: – Цикорий тоже нас удивил! Мы оторвали лепесток и посмотрели в микроскоп. И увидели тычинки и пестик. Оказывается, у цикория нет лепестков, это отдельные цветки. Одуванчик точно так же устроен. И эти цветки называются язычковыми. Правда, похожи на язычки?

Василиса: – Но самым удивительной оказалась – Ромашка. Нам кажется, что это один цветок, но это не так. На самом деле ромашка состоит из двух видов цветков. Желтая серединка собрана из мелких трубчатых цветков. А когда мы гадаем на ромашке, то отрываем не лепестки, а целые цветки. Вот желтые трубчатые цветки. А это белые язычковые цветки. 

Саша: -Василек. Он тоже сложноцветный. В серединке у него трубчатые цветы. А вот с боков у него другие цветы, похожие на воронку, так и называются -воронковидные цветы. И в них нет пестика и тычинок, они служат для привлечения насекомых.

Василиса: -Вот какие чудеса. И мы теперь про них знаем.

Саша: -Теперь у нас возник вопрос, а зачем нужны пестик и тычинки? И Валерия Викторовна пояснила нам. В тычинках находится пыльца.

Василиса: -А что такое пыльца? Зачем она цветку?

Саша: -Это такие пылинки. Вспомни, как ты понюхала одуванчик, и нос у тебя стал желтым. 

Василиса: -Да, помню.

Саша: – Когда пыльца попадает на пестик, появятся плоды и семена. А перенести пыльцу могут ветер или насекомые. 

Василиса: -А как насекомые переносят пыльцу, в ведрах?

Саша: -Ты что. У них нет ведер. Они переносят пыльцу на своих мохнатых лапках. Она просто прилипает к их лапкам, и насекомые несут ее на другой цветок. Так они опыляют растение. 

На месте опыленного цветка образуется плод с семенами. А из семян потом вырастает новое растение.

Василиса: -А как насекомые находят нужные цветы?

Саша: -Интересный вопрос! Цветы все яркие и красивые и имеют свой особенный аромат. Это и привлекает насекомых.

Василиса: -А еще мы исследовали пыльцу под микроскопом. У ромашки – это желтые горошки. А у цикория-голубые…

Саша: – Когда мы рассматривали цикорий, то увидели насекомое на нем. «Умная камера» объяснила нам: это –  муха-журчалка. Питается нектаром и пыльцой цветов.  Вот посмотрите.

Василиса: -После исследований мы сделали вывод: 

  1. Что цветы бывают простыми и сложноцветными. Например: трубчатые цветки имеют-Пижма, Клевер, Бодяк Полевой. Язычковые цветы имеют: Цикорий, Одуванчик, Мать- Мачеха. 

Саша: –2. Цветок нужен растению для размножения. Без цветка не будет семян.

  1. В размножении растений участвуют насекомые, они переносят пыльцу.
  2. Созревшие семена разносит вокруг ветер, животные, а бывает и люди на одежде. 

Вместе: – Тайна цветов раскрыта!

Василиса: – Из цветов, которые, мы наблюдали, мы собрали гербарий. А еще летом мы делали вот такие красивые картины из цветов.

Саша: -А осенью у нас был праздник, где мы вспоминали наши летние приключения-исследования, и в конце сделали коллективную работу «Цветочное царство».

Василиса: – Еще на основе наших поделок мы создали мультфильм по басне И.А. Крылова “Стрекоза и муравей”, где сами его озвучивали и играли в нем роли.

 

-На лугу цветов не счесть.

Васильки, ромашки есть.

Колокольчик голубой 

Всем качает головой

-Милая букашка

Села на ромашку

Рады бабочки, шмели,

Что цветочки расцвели!

 

Детский исследовательский проект «Загадки и тайны полевых цветов»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram