Урок 30. Мировые и национальные религии. География мировых религий
Цели урока:
— познакомить с основными религиями мира и их географией;
— формировать толерантность к культуре, религии, традициям, языкам народов России и мира;
— формировать уважительное и доброжелательное отношение к представителям других
религиям.
Планируемые результаты обучения
Предметные: приводить примеры мировых и национальных религий.
Метапредметные: оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений.
Личностные: воспитывать восприимчивость к разным традициям своего и других народов; ориентировать на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора.
Основное содержание: мировые религии, национальные религии, география распространения религий.
Деятельность обучающихся: 1) группа из 2-х учащихся заранее готовят краткую справку об одной из религий по плану, с презентацией:
- Из истории религии
- Страны наибольшего распространения религии, примерное количество последователей
- Ветви, направления религий
- Особенности вероучения
- Особенности религиозной жизни
- здания для молитвы,
- символы веры,
- атрибуты,
- религиозный этикет,
- праздники, посты, дни отдыха,
- религиозное искусство
- брак, семья, отношение к смерти, траур
2) заполняется таблица во время урока по выступлениям одноклассников.
Оборудование: физическая карта мира, карта «Религии мира», словари и справочники, слайды или фотографии представителей различных религий и религиозной атрибутики.
Тип урока: комбинированный.
Проверка знаний
Учитель:
– Добрый день! На прошлом уроке мы с вами говорили о множестве народов мира. Давайте вспомним:
- Что что такое народ, кто знает? Зачем нам надо это знать? (Учащиеся формулируют определение термина, выдвигают предположения почему это необходимо знать)
- Какие отличительные признаки «народа» прозвучали в определении? (учащиеся перечисляют различия народов мира)
- Про пестроту этнического состава мы очень подробно говорили на прошлом уроке. По какому ещё критерию можно разделить население нашей планеты? (учащиеся предполагают, что по религиозным убеждениям)
— Итак, сегодня тема нашего урока, как раз связана с этим последним критерием. Сформулируйте, пожалуйста тему.
– Начнём с вами с определения термина «религия». Давайте воспользуемся справочниками и словарями, чтобы дать определение этому термину.
РЕЛИГИЯ – это
- исповедание веры посредством внешних знаков;
- организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собой веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам, она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам;
- духовная формация, особый тип отношения человека к миру и самому себе, обусловленный представлениями об инобытии как доминирующей по отношению к обыденному существованию реальности;
- система человеческих норм и ценностей, основанных на вере в высший, сверхчеловеческий порядок.
Религия – это система верований, культурных практик и моральных установок, которая связывает людей с высшим духовным или сверхъестественным миром.
– Запишите в тетради определение «религии»
– Давайте познакомимся с классификацией основных религиозных течений (схема выводится на экран с помощью проектора).
– В мире много религий. У каждой свои традиции, обычаи, правила, которые должны соблюдать её последователи.
– Назовите мировые религии (ответ учащихся).
Буддизм — одна из мировых религий (наряду с христианством и исламом), возникшая в VI в. до н. э. в Индии и названная по имени своего основателя Гаутамы, получившего впоследствии имя Будда (просветленный, ясновидящий). Буддизм получил распространение в Китае, Японии, Тибете, Монголии и других странах Востока. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, тувинцы и калмыки.
Христианство — одна из трех мировых религий (наряду с исламом и буддизмом), возникшая в I в. н. э., состоит из трех основных ветвей — католицизм, православие, протестантизм, объединенных верой в Христа
Ислам (мусульманство) — одна из трех мировых религий наряду с христианством и буддизмом, возникшая в начале VII в. и распространенная главным образом в странах Азии и Африки (самая молодая из мировых религий).
Кроме мировых религий существуют национальные религии, например в Китае – конфуцианство, в Индии – индуизм, в Японии – синтоизм, иудаизм исповедует отдельный народ – евреи. Местные традиционные религии – шаманизм (вера в способность отдельных людей общаться с духами и использовать эту связь для врачевания, вызывания дождя и т.д.), фетишизм (вера в неодушевлённый материальный предмет, которому приписывают сверх- естественные свойства), анимизм (вера в душу не только людей, но и животных, растений, культ предков или мертвых) тотемизм и другие. Их придерживаются некоторые народы в Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, Тропической и Восточной Африке.
– Сегодня мы выслушаем выступления экспертов про самые распространённые религии мира. Для того, чтобы лучше запомнить особенности каждой религии, вы заполняете таблицу и в конце урока сдаёте эту работу на оценку. Работа осуществляется в парах.
(Распечатанная таблица одна на парту выдаётся для заполнения)
Характеристика религии | М И Р О В Ы Е | НАЦИОНАЛЬНЫЕ | ||||||
ИСЛАМ | ХРИСТИАНСТВО | БУДДИЗМ | КОНФУЦИАНСТВО | ИУДАИЗМ | СИНТОИЗМ | |||
КАТОЛИЦИЗМ | ПРОТЕСТАНТИЗМ | ПРАВОСЛАВИЕ | ||||||
1. Время и место появления религии | ||||||||
2. Страны наибольшего распространения религии | ||||||||
3. Ветви, направления религий | ||||||||
4. Бог (кому поклоняются) | ||||||||
5. Святые места | ||||||||
6. Священная книга (источник вероучения) | ||||||||
7. Церковные здания, дома для молитвы (название) | ||||||||
8. Руководители, священнослужители | ||||||||
9. Праздники, посты, день отдыха | ||||||||
10. Брак, семья, отношение к смерти |
Заслушиваются сообщения учащихся о религиях:
- Христианство
- Ислам
- Буддизм
- Конфуцианство
- Иудаизм
- Синтоизм
Заключительное слово:
– Спасибо, экспертам!
Мы рассмотрели несколько различных религий. Каждая уникальна и на первый взгляд не похожа на другую. Но ни одна религия мира не призывает к войне, терроризму. Познакомившись с традициями, обычаями народов мира, поняв их, мы учимся понимать и уважать их мировоззрения.
Все эксперты получат оценки за выступление. Остальные учащиеся сдают заполненные таблицы, которые также будут оценены.
Домашнее задание: прочитать пар.5 стр.18-19, записи в тетради; контурные карты: стр.2-3 выделить разными цветами страны, исповедующие ислам (5 стран), православие (5 стран); протестантизм (5 стран); католицизм (5 стран); буддизм (5 стран); синтоизм; иудаизм; конфуцианство. Подписать название страны и её столицу.