Змеева Вероника Александровна
Учитель
МАОУ СОШ №16
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №192869
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Лучшая методическая разработка педагога в контексте современного образования», в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
Наименование конкурсной работы: Мировые и национальные религии. География мировых религий
Итоговая оценка: 1 место,  86 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №192869


Урок 30.  Мировые и национальные религии. География мировых религий

Цели урока: 

— познакомить с основными религиями мира и их географией; 

— формировать толерантность к культуре, религии, традициям, языкам народов России и мира; 

— формировать уважительное и доброжелательное отношение к представителям других

религиям.

Планируемые результаты обучения 

Предметные: приводить примеры мировых и национальных религий. 

Метапредметные: оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений. 

Личностные: воспитывать восприимчивость к разным традициям своего и других народов; ориентировать на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора. 

Основное содержание: мировые религии, национальные религии, география распространения религий.

Деятельность обучающихся: 1) группа из 2-х учащихся заранее готовят краткую справку об одной из религий по плану, с презентацией: 

  1. Из истории религии
  2. Страны наибольшего распространения религии, примерное количество последователей
  3. Ветви, направления религий
  4. Особенности вероучения
  5. Особенности религиозной жизни
    • здания для молитвы,
    • символы веры,
    • атрибуты,
    • религиозный этикет,
    • праздники, посты, дни отдыха,
    • религиозное искусство
    • брак, семья, отношение к смерти, траур

2) заполняется таблица во время урока по выступлениям одноклассников.

Оборудование: физическая карта мира, карта «Религии мира», словари и справочники, слайды или фотографии представителей различных религий и религиозной атрибутики.

Тип урока: комбинированный.

Проверка знаний 

Учитель: 

– Добрый день! На прошлом уроке мы с вами говорили о множестве народов мира. Давайте вспомним:

  1. Что что такое народ, кто знает? Зачем нам надо это знать? (Учащиеся формулируют определение термина, выдвигают предположения почему это необходимо знать)
  2. Какие отличительные признаки «народа» прозвучали в определении? (учащиеся перечисляют различия народов мира)
  3. Про пестроту этнического состава мы очень подробно говорили на прошлом уроке. По какому ещё критерию можно разделить население нашей планеты? (учащиеся предполагают, что по религиозным убеждениям)

— Итак, сегодня тема нашего урока, как раз связана с этим последним критерием. Сформулируйте, пожалуйста тему.

– Начнём с вами с определения термина «религия». Давайте воспользуемся справочниками и словарями, чтобы дать определение этому термину. 

РЕЛИГИЯ – это

  • исповедание веры посредством внешних знаков;
  • организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собой веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам, она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам;
  • духовная формация, особый тип отношения человека к миру и самому себе, обусловленный представлениями об инобытии как доминирующей по отношению к обыденному существованию реальности;
  • система человеческих норм и ценностей, основанных на вере в высший, сверхчеловеческий порядок.

Религия – это система верований, культурных практик и моральных установок, которая связывает людей с высшим духовным или сверхъестественным миром.

– Запишите в тетради определение «религии»

– Давайте познакомимся с классификацией основных религиозных течений (схема выводится на экран с помощью проектора).

– В мире много религий. У каждой свои традиции, обычаи, правила, которые должны соблюдать её последователи.

– Назовите мировые религии (ответ учащихся).

Буддизм — одна из мировых религий (наряду с христианством и исламом), возникшая в VI в. до н. э. в Индии и названная по имени своего основателя Гаутамы, получившего впоследствии имя Будда (просветленный, ясновидящий). Буддизм получил распространение в Китае, Японии, Тибете, Монголии и других странах Востока. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, тувинцы и калмыки.

Христианство — одна из трех мировых религий (наряду с исламом и буддизмом), возникшая в I в. н. э., состоит из трех основных ветвей — католицизм, православие, протестантизм, объединенных верой в Христа

Ислам (мусульманство) — одна из трех мировых религий наряду с христианством и буддизмом, возникшая в начале VII в. и распространенная главным образом в странах Азии и Африки (самая молодая из мировых религий).

Кроме мировых религий существуют национальные религии, например в Китае – конфуцианство, в Индии – индуизм, в Японии – синтоизм, иудаизм исповедует отдельный народ – евреи. Местные традиционные религии – шаманизм (вера в способность отдельных людей общаться с духами и использовать эту связь для врачевания, вызывания дождя и т.д.), фетишизм (вера в неодушевлённый материальный предмет, которому приписывают сверх- естественные свойства), анимизм (вера в душу не только людей, но и животных, растений, культ предков или мертвых) тотемизм и другие. Их придерживаются некоторые народы в Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, Тропической и Восточной Африке.

– Сегодня мы выслушаем выступления экспертов про самые распространённые религии мира. Для того, чтобы лучше запомнить особенности каждой религии, вы заполняете таблицу и в конце урока сдаёте эту работу на оценку. Работа осуществляется в парах.

(Распечатанная таблица одна на парту выдаётся для заполнения)

Характеристика религии М   И   Р   О   В    Ы   Е НАЦИОНАЛЬНЫЕ
ИСЛАМ ХРИСТИАНСТВО БУДДИЗМ КОНФУЦИАНСТВО ИУДАИЗМ СИНТОИЗМ
КАТОЛИЦИЗМ ПРОТЕСТАНТИЗМ ПРАВОСЛАВИЕ
1. Время и место появления религии
2. Страны наибольшего распространения религии
3. Ветви, направления религий
4. Бог (кому поклоняются)
5. Святые места
6. Священная книга (источник вероучения)
7. Церковные здания, дома для молитвы (название)
8. Руководители, священнослужители
9. Праздники, посты, день отдыха
10. Брак, семья, отношение к смерти

Заслушиваются сообщения учащихся о религиях:

  1. Христианство
  2. Ислам
  3. Буддизм
  4. Конфуцианство
  5. Иудаизм
  6. Синтоизм

Заключительное слово:

– Спасибо, экспертам! 

Мы рассмотрели несколько различных религий. Каждая уникальна и на первый взгляд не похожа на другую. Но ни одна религия мира не призывает к войне, терроризму. Познакомившись с традициями, обычаями народов мира, поняв их, мы учимся понимать и уважать их мировоззрения. 

Все эксперты получат оценки за выступление. Остальные учащиеся сдают заполненные таблицы, которые также будут оценены.

Домашнее задание: прочитать пар.5 стр.18-19, записи в тетради; контурные карты: стр.2-3 выделить разными цветами страны, исповедующие ислам (5 стран), православие (5 стран); протестантизм (5 стран); католицизм (5 стран); буддизм (5 стран); синтоизм; иудаизм; конфуцианство. Подписать название страны и её столицу.

Мировые и национальные религии. География мировых религий

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram