Чечикова Ирина Вячеславовна
учитель
ГБОУ школа №613 Московского района Санкт-Петербург
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №192932
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Лучший конспект урока», в соответствии с требованиями ФГОС и ФООП (ФАООП)
Наименование конкурсной работы: «На арене цирка»
Итоговая оценка: 1 место,  92 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №192932


Государственное бюджетное образовательное учреждение

школа № 613 Московского района г. Санкт – Петербург

Конспект сюжетно-игрового урока по физической культуре на тему:

“НА АРЕНЕ ЦИРКА”

                                                                                         

                                                                                                              Составитель:

                                                                                                              учитель АФК ГБОУ №613

                                                                                                              Чечикова Ирина Вячеславовна

г. Санкт – Петербург

2025г.

                           

 

                                             План-конспект урока для учащихся 2 класса 

 

Урок: Сюжетно-игровой урок по физической культуре на тему: «На арене цирка» 

для учащихся 2 класса, группа 12 человек.

  1. Ресурсы педагога: интернет-ресурсы, методические рекомендации и рабочие программы по физической культуре         ля 2 класса.
  2. Ресурсы для обучающихся: приобретенные знания и умения, спортивная форма.
  3. Оборудование занятия:  гимнастические скамейки, мячи, музыкальный центр, обручи, разноцветные ленты, костюм клоуна для учителя, «носики» и колпачки для детей.
  4. Межпредметные связи: физическая культура, окружающий мир, математика, музыка, ритмика, культура поведения и общения.

 

Тема: Сюжетно-игровой урок  по физической культуре на тему: «На арене цирка»
Тип урока: Физкультурно-оздоровительный
Цель: Способствовать развитию физических качеств детей. Развивать эмоциональную и нравственную сферу ребёнка. Воспитывать любовь к занятиям физической культурой. Формирование чувства ритма, координации движений, ориентировки в пространстве.
Задачи: Оздоровительные

– Комплексное развитие силы основных мышечных групп и гибкости. 

– укрепить физическое здоровье, приобщить к здоровому образу жизни.

– Формирование правильной осанки.

– Развивать основные функции вестибулярного аппарата.

Образовательные:

– Повторить ОРУ с гимнастическими предметами (мячи, обручи).

– Закрепить навыки ходьбы, бега, работы с гимнастическими предметами. 

– Совершенствовать двигательные навыки и координацию движений в пространстве. 

– Закреплять навыки соблюдения правил игры.

Развивающие:

развивать способности к художественно-творческой деятельности, артистизм и

эмоциональность, исполнительские качества;

– Развивать внимание, быстроту реакции, ловкость, силу, чувство ритма. 

– Развивать умение выполнять коллективные действия.

– развивать физические данные: силу, ловкость, быстроту реакции, пластичность,

координацию, выносливость, сформировать правильную осанку;

– Развивать творческую самостоятельность детей в создании художественного образа.

– Развивать память, мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость .

– улучшение коммуникативных навыков;

 

Воспитательные:

Воспитывать красоту, выразительность и грациозность движений, осознанное отношение к ним.

– Формировать потребность в регулярных занятиях физической культурой, стремление в расширении своего двигательного опыта;

– Способствовать психологическому сближению детей, развитию положительных эмоций.

 – проявление дисциплинированности, внимание друг к другу;

– формирование позитивного отношения к игре, учебному действию, жизни

Основное содержание, термины и понятия –  ОРУ с гимнастическими предметами «Разминка цирковых артистов»

–  Дыхательное упражнение «Шарик»

– Двигательные упражнения: игры и эстафеты: «Подготовка к представлению». 

–  «Отдых перед выступлением» – восстановительный комплекс.

–  Подведение итогов: «Мы готовы к выступлению»

 (Рефлексия Выставление оценок)

Понятия:  профессия артист цирка, цирк, цирковое представление, «сюжетно-игровой», эстафета, ОРУ (обще-развивающие упражнения), гимнастический предмет.

 

  

Планируемые результаты Предметные 

(надпредметные)

Метапредметные УУД Личностные
– закрепят навыки выполнения ОРУ с мячами: 

– закрепят навыки ходьбы, бега, прыжков;

– освоят новые игры и эстафеты;

– научатся распознавать свои ощущения, и перерабатывать получаемую информацию

– совершать ОРУ с обручами и мячами.

– приобретут и закрепят знания понятий: цирк, цирковая профессия, артист цирка и др.

Регулятивные:

– понимать словесные указания, выполнять инструкции и команды учителя, действовать по словесной инструкции и по образцу 

– адекватно реагировать на оценку своих действий

– умение оперативно реагировать на команды учителя;

– умение действовать по плану

Познавательные:

– умение работать с обручами и лентами (доставание лент стопами).

– Исследовательские навыки (тактильное исследование и узнавание объекта)

– логически выполнять действия по сортировке предметов

Коммуникативные:

– умение взаимодействовать друг с другом и педагогом

– умение задавать вопросы, сообщать о своих ощущениях при необходимости использовать невербальные способы общения

– Умение работать в группе;

– Формирование интереса

к игровой и двигательной деятельности;

– Соблюдение правил, предложенных игр;

– формирование адекватной реакции на смену видов деятельности;

– формирование адекватной позитивной эмоциональной реакции на игровые ситуации

– принятие правил совместной деятельности

– умение находиться в состоянии покоя, релаксации.

 

                                                                                           Ход урока

 

Дидактическая структура занятия Деятельность педагога Деятельность учащихся ФОУД
Организационный момент – звучит праздничная цирковая музыка.

–  учитель в костюме клоуна приветствует учащихся и гостей

– создает эмоциональный настрой на занятие;

– построение, 

– приветствуют педагога и гостей И

Ф

Определение темы, цели  и порядка занятия.  – сообщает название занятия: «На арене цирка».

– загадывает детям загадки о Цирке. 

– показывает детям картинки на тему цирка, подводя к понятию «Цирковая профессия», «артист цирка».

– высказывают свои предположения ответов на загадку. 

– рассказывают (показывают) о своём представление о Цирке.

Ф

И

Вводная часть: – беседа о правилах техники безопасности на  уроках физической культуры.
Основная часть :

– разминка и двигательные упражнения

– дыхательные упражнения

– оздоровительные, сенсорные упражнения, игры, эстафеты

Показывает упражнения:

– построение, выполнение строевых команд

– Выполнение комплекса утренней гимнастики;

– Игра-упражнения с мячами;

– Упражнения с гимнастическими обручами.

– Дыхательное упражнение стоя, лежа.

– корректирует выполнение позы.

– рассказывает детям о «сюрпризе», который приготовил для них Цирк и объясняет правила эстафеты

–  организует и проводит игру-эстафету «Цвета фокусника»

– обеспечивает положительную реакцию на действия учащегося у него самого и у других учеников

–  организует и проводит эстафету «Цвета фокусника».

– рассказывает о понятиях «клоун» и «фокусник», «жонглер».

– рассказывает о правилах игры «с обручами и мячиками»

– организует и проводит эстафету «Цвета фокусника»

– выполняют упражнения по словесной инструкции педагога и повторяя его действия:

разминка 

– игра-упражнение «Жонглеры»

– эстафета «Быстрый и внимательный

– отвечают на вопросы

– Игра «Серебряный ручей»

– Слушают объяснения педагога

– Выполняют упражнение ( по одному и в парах)

– Слушают объяснения педагога

– Выполняют упражнение по очереди

Ф

И

Ф

И

П

Ф

И

Релаксационно-игровой блок:

– корригирующие упражнения

– игры с гимнастическими обручами, мячами, лентами.

– проводит релаксационные упражнения «Отдых перед выступлением»

– организует и проводит игру

– помогает детям закрепить знания цветов предметов, название предметов, произвести сортировку по цвету.

– выполняют упражнение по словесной инструкции педагога и повторяя его действия

– Слушают объяснения педагога

– Выполняют задание по сортировке

* Находят мячики заданного цвета и относят их в гимнастический обруч того же цвета.

Ф

И

Ф

И

Заключительная часть:

Рефлексия.

– Акцентирует внимание на результатах деятельности учащихся на занятии и том, что происходило на занятии.

– Сообщает детям, что в цирке очень много интересных профессий, что нужно внимательно следить за своим здоровьем, много и регулярно тренироваться и не забывать о хорошем настроении.

– Благодарит детей за занятие, 

– вспоминают, что нового и интересного было на занятии

– помогают в раскладывании игрушек по местам

– благодарят друг друга и педагога за занятие, прощаются

Ф

И

Ход занятия (сценарий)

 

Этап занятия Содержание учебного материала Действия педагога Действия обучающихся УУД
Организационный момент

Разминка

Основная часть 

– двигательные упражнения

– звучит праздничная цирковая музыка. 

– входят учащиеся, строятся.

–  учитель в костюме клоуна приветствует учащихся и гостей, и  сообщает название занятия: «На арене цирка».

Клоун (Учитель): – Ребята, сегодня у нас  необычный урок: отгадайте загадку.

«Большой и круглый дом стоит, он всех на свете веселит».

(Цирк)

 – Правильно! Сегодня мы отправимся в цирк. 

-Кто из вас был в цирке? Какие профессии цирковых артистов вы знаете?

А, вы знаете, что означает слово «цирк»?

– Цирк в переводе с латинского языка означает круг. В цирке арена круглая.  

– Сегодня мы проведем нашу репетицию цирковых артистов на спортивной арене в этом спортивном зале. Вы будете жонглерами, фокусниками, эквилибристами.

Чтобы хорошо выступать на арене цирка, нужно долго отрабатывать свой номер (это значит тренироваться).

– задает вопрос: кто в цирке умеет жонглировать, показывать фокусы, быть эквилибристом, акробатом – подумайте, ребята – клоун. 

– Да, клоун умеет все! Главное – клоун дарит радость!

– Я сегодня главный клоун, а вы мои помощники и ученики. Мы все сегодня будем клоунами.

У нас есть свои специальные элементы нашего циркового образа.

(Учитель выдает детям колпачки и «носики»)

Чтобы выполнять сложные трюки, нужно обязательно соблюдать технику безопасности. Какую?

– Правильно. 

Разминку начинаем с построения, ходьбы и комплекса утренней гимнастики.

«Равняйсь», «Смирно», «Направо» в обход по арене цирка шагом-марш (звучит цирковой марш). Учитель: – «На месте стой»: раз-два. «В шеренгу становись», раз-два. 

«Равняйсь», «Смирно», «На первый-второй рассчитайсь!»

Первые номера – три шага вперед; вторые номера – один шаг вперед. 

Приступаем к выполнению упражнений комплекса утренней гимнастики. 

Общая разминка закончилась, в шеренгу становись. Сейчас мы с вами побываем в роли жонглеров и выполним упражнение с мячами.

Клоун расставляет учеников парами и раздает мячи.

Упражнение «Жонглеры»:

– перекидываем мячи друг-другу (подкинуть мяч невысоко, по направлению к партнеру, который ловит мяч в полуприседе);

– перекидываем мячи друг-другу с ударом мяча об пол;

– перекидываем мячи друг-другу, предварительно обведя мяч вокруг туловища;

– перекидываем мячи друг-другу с поворотом на 360°;

– Замечательная разминка!

Поработаем командами (делит учащихся на команды).

Проведем эстафету «Быстрый и внимательный». 

– Команды: «В колонну становись!» Впереди каждой колонны находятся мои главные помощники, у них в руках по мячу. Нужно быстро на вытянутых руках передавать мяч назад, замыкающий берет мяч и встает в начало колонны, и передает мяч назад. Побеждает та команда, в которой жонглеры быстрее и без потери мяча построятся в исходное положение и мой главный помощник будет впереди с мячом.

-Эстафета закончилась успешно. Молодцы!

– приветствуют педагога и гостей

– отгадывают загадку. (Цирк)

– отвечают жонглер, фокусник, эквилибрист клоун! и т.п.

– предлагают варианты ответов.

– Точно! Клоун!

– Ура! Здорово!

– одевают колпачки и «носики»

– слушать и выполнять указания учителя, соблюдать правила игр и эстафет, 

*Клоуны строятся, выполняют строевые команды и комплекс утренней гимнастики.

——————————–

* далее по сценарию: Клоун – учитель, клоуны, фокусники, эквилибристы, жонглеры – учащиеся.

– стоят в парах друг напротив друга и выполняют упражнения «Жонглеры» по словесной инструкции и показу Клоуна.

Команды клоунов-жонглеров выстраиваются в колонну друг за другом, выполняют правила эстафеты «Быстрый и внимательный».

М (К)

Л

М(К) (П)

Ф

П

М(Р)

Л

М(Р)

М(П)

Ф

П

М(Р)

Л

М(К)

М(Р)

П

П

Ф

М(К)

М(Р)

Двигательные упражнения Эстафета с цветными мячиками «Цвета фокусника» -Уважаемые артисты цирка! Фокусники! У вас произошли непредвиденные обстоятельства. Ваши мячики из номера «Светофор» все перемешались, чтобы показывать свой номер, вы должны разложить их по цветам волшебных шляп фокусников (цветные гимнастические обручи: красный, желтый, зеленый). 

– Повторим цвета нашего светофора, и что каждый из них обозначает. Один человек не справится, делимся на команды. В каждой команде будет по 4 фокусника. Каждая команда будет стоять напротив своей «волшебной шляпы» (гимнастический обруч определенного цвета). Мячи перемешались в большой «Серебряной шляпе» (серебристый обруч). Первые фокусники из каждой команды по сигналу клоуна бегут к «Серебряной шляпе», берут подходящий по цвету мячик и бежит к своей «шляпе», кладет мячик, передает эстафету касанием, следующему фокуснику. Побеждает команда, которая первой соберет все свои мячики.

Клоуны-фокусники выполняют эстафету- упражнение с мячами и обручами по словесной инструкции Клоуна.

Л

П

М(К)

М(Р)

М(П)

дыхательные упражнения

Релаксационные упражнения

Заключительная часть

Игра «Серебряный ручей»

Упражнение на восстановление дыхания и расслабление

– Ребята, вы молодцы, у нас было трудное задание, чтобы ни у одного фокусника не потерялись его волшебные мячи и волшебные шляпы. Бегали много, и нам нужно восстановить дыхание. Встанем в круг, а затем сядем, сидя выполним дыхательные упражнения.

Выполним дыхательные упражнения. Вдох носом, а выдох через рот, губы сложены трубочкой, и представим себе, что мы дуем на горячий вкусный чай на блюдечке (на сложенные в виде блюдечка ладошки).

– Ну что, цирковые артисты, отдохнули? 

Теперь нужно переходить к следующему этапу тренировки. Фокусники нашли все свои волшебные предметы, теперь на подготовку к представлению встают эквилибристы.

Клоун раздает детям обручи, расставляет их в шахматном порядке и предлагает сделать разминку с обручами под звуки цирковой музыки.

– Наша разминка называется «Созвездие «Эквилибр»», нам нужно не просто размяться – постараться  правильно, без ошибок крутить обруч на руке.

– Встали в круг, разомкнулись на вытянутые руки.

Клоун раздает обручи и предлагает своим ученикам клоунам-эквилибристам выполнять упражнения под музыку по показу, совместно с ним. Ребята должны успевать повторять за ним в такт музыке раскручивать обруч на руке. Клоун помогает тем, у кого это не получается.

– Разминка закончена. Молодцы! Нам было весело?

А теперь у нас необычная игра для эквилибристов. 

– Поиграем?

Одиннадцать человек встают рядом друг с другом держа перед собой обручи. 

Ученик без обруча пробегает в этот ручеек, добегает до его конца, берет обруч и встает в конец ручейка. Тот, кто остался без обруча, повторяет это движение, вновь пробегая по ручейку и вставая в конец с обручем. (Все 12 человек должны принять участие в этой игре, каждый должен пробежать через ручеек хотя бы 1 раз).

– Ну что ж, эквилибристы, пожалуй у нас с вами все получилось! Вы не устали? И не запыхались? Я думаю нам нужно немножко отдохнуть и опять подышать, чтобы восстановить свои силы. 

Вдыхая через нос мы поднимаем руки плавно вверх, выдыхая через рот плавно опускаем руки вниз и нагибаемся. 

Наша разминка перед представлением удалась. 

Теперь нам нужно отдохнуть, успокоиться, восстановить свое дыхание, собраться перед основным выступлением. 

Ребята, сейчас мы встаем в круг, затем сядем, вытянем ноги в центр круга и ложимся на спину,  кладем руки на живот, носом вдыхаем воздух и надуваем животик, как воздушный шарик и наши руки приподнимаются. Выдыхаем, наш шарик сдувается, руками мы помогаем выдохнуть, надавливая на живот. 

Теперь мы выполняем упражнение «Цветок». Сели. В положении сидя руки на коленях поднимаем руки вверх, тянемся и медленно ложимся на спину – цветочек открылся.  Затем поднимаем руки, поднимаем туловище, возвращаемся в положение сидя руки на коленях – цветочек закрылся. 

– Уважаемые цирковые артисты! 

Наша разминка перед основным выступлением закончена. 

Встанем в наш круг. 

Это еще не все.

У меня есть волшебный градусник. Своим волшебным градусником я сейчас измерю температуру нашего настроения и готовности к выступлению.

(клоун «градусником» измеряет детям «настроение», при этом приговаривает): 

Настроение – великолепное! Настроение – замечательное!

Готовность – полная!

-Ребята, наша разминка вам понравилась?

-Вы готовы к выступлению?

-Давайте попрощаемся с нашими гостями, кто наблюдал за нашей разминкой. 

-И идем готовится к основному выступлению

– Слушают объяснения педагога

– Выполняют дыхательное упражнение по инструкции Клоуна, повторяя его действия

– Да, отдохнули!

Клоуны-эквилибристы выполняют команды Клоуна. 

Эквилибристы стараются одновременно с Клоуном выполнить упражнения без ошибок. Ребята могут смеяться, поднимать упавшие обручи и т.д.

– Да!

– Да!

Выполняют игру, подбадривая и поддерживая друг друга.

Выполняют дыхательные упражнения

– Выполняют дыхательное упражнение по инструкции учителя, повторяя его действия

Цирковые артисты по инструкции показу Клоуна выполняют релаксационно-восстановительное упражнение и упражнение на дыхание.

– Поднимаются и  встают в круг, следят за тем у кого клоун градусником измеряет настроение, и поддерживают общую радость от успешной разминки.

– Да, мы к выступлению готовы, разминка прошла успешно. 

– Прощаются и идут в раздевалку.

М(Р)

М(П)

П

П

М(Р)

М(П)

И

Л

М(П)

М(Р)

П

Л

К

П

М(Р)

М(П)

П

М(Р)

М(П)

П

М(Р)

М(П)

К 

М(К)

М(Р)

 

ФОУД – формы организации учебной деятельности

   Ф. – фронтальная

   И – индивидуальная

   П – в паре

Универсальные учебные действия  ( УУД)

П –    предметные    

 М – метапредметные     

 М(Р) – метапредметные регулятивные

М(П) – метапредметные познавательные   

 М(К) – метапредметные коммуникативные  

 Л – личностные

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Методические рекомендации:

  1. Аксенова О.Э. Адаптивная физическая культура в школе. Начальная школа /О.Э. Аксенова, С.П. Евсеев. –СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2013.
  2. Асикритов А.Н. Программа для общеобразовательных учреждений по адаптивной физической культуре 1-9 классы. –СПб: «Владос», 2013.
  3. Асикритов А.Н. Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по адаптивной физической культуре. 1-9 классы. –СПб.: «Владос», 2013. -86с.
  4. Креминская М.М. Cборник программ по физической культуре для образовательных организаций, реализующих адаптивные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья. –СПб: Владос, 2018г. -224с.
  5. Креминская М.М. Сборник программ по физической культуре. –СПб: «Владос», 2017. -294с.
  6. Рабочая программа по адаптивной физической культуре 1 класса 1 варианта обучения (адаптированная для учащихся с интеллектуальными нарушениями). Составлена учителем Чечиковой И.В. -СПб.: 2017-2018. -14с.
  7. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры: методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. – М.: 2011.

 

Конспект сюжетно-игрового урока по физической культуре на тему: “НА АРЕНЕ ЦИРКА”

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram