Урок – игра «Путешествие по волшебному миру русской речи»
Тема: «Повторение и обобщение изученного в 3 классе»
Цель: актуализировать знания о пройденном материале
Задачи:
Создать условия для развития УУД:
Личностные:
– формировать сознательное отношение к учебе и интерес к изучению русского языка;
– развивать способность к самоконтролю;
-развивать навыки сотрудничества.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
– постановка учебной задачи;
-уметь прогнозировать, формулировать гипотезы;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
-определять степень успешности выполнения своей работы.
Познавательные УУД:
– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
– осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
– анализ объектов с целью выделения их признаков.
Коммуникативные УУД:
-инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;
– слушать и понимать речь других;
-оформлять свои мысли в устной форме.
Методы и приемы обучения: частично-поисковый, репродуктивный; беседа, фронтальный опрос, практическая работа.
Ход урока
- Организационный момент. 1 мин.
Класс разделён на команды, которые располагаются друг против друга (придумывают названия команд)
Мы сегодня с вами дети
Проведем такой урок:
Поработаем по группам
Уложиться должны в срок.
Умения, навыки и знания
Показать вы все должны.
Результаты всех ответов
Очень для меня важны.
- Мотивация к учебной деятельности. 5 мин.
Запись числа и классной работы.
– Сегодня у нас с вами необычный урок русского языка. Прежде, чем мы узнаем, какую работу сегодня будем выполнять, предлагаю вам написать на листочках определения к сс «русский язык» (каждый участник, начиная с капитана, пишет определение, загибает лист с этой надписью и передает следующему участнику).
– Русский язык действительно волшебный. Почему? (богатая лексика, с помощью русского языка можно передать любые звуки, образы и мысли). Тема нашего урока «Путешествие по волшебному миру русской речи». Что означает слово «речь»? (ответы детей).
Из словаря Ожегова: РЕЧЬ, – 1. Способность говорить, говорение. Владеть речью. 2. Разновидность или стиль языка. Устная и письменная речь. Разговорная речь.
Одно из значений словосочетания «русская речь» — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
-Умные речи приятно и слушать. Почему так говорят? (ответы детей)
Да, можно считать, что приятно общаться с людьми, которые хорошо знают русский язык, умеют выражать грамотно свои мысли. При помощи русского языка мы познаем мир.
В Чувашской Республике два государственных языка. Русский язык и чувашский язык в Чувашии находятся в состоянии двуязычия. В условиях такого взаимодействия в чувашском языке появляются новые русские заимствования (Старые заимствования: шкул — школа, новые заимствования: институт)
– Можем ли мы с вами сказать о себе, что хорошо знаем русский язык как учебный предмет? (ответы детей). Что-то мы уже с вами знаем и умеем, а что-то предстоит еще и немало изучать в последующих классах.
– Вот теперь, наверное, вы догадались, какую работу нам предстоит сегодня на уроке выполнить. (отправиться в путешествие и вспомнить все то, чему мы научились на уроках русского языка в этом учебном году).
– В путешествии по станциям мы пополним свой багаж знаний по русскому языку (чемоданы), с которым перейдем в 4 класс и действительно убедимся, что русский язык богат, разнообразен. Путешествуя по станциям, мы в свои чемоданы будем собирать книги – символ знаний, мудрости, образования.
Минутка чистописания. Словарная работа. 2мин.
Билет в путешествие – сс «русский язык» (запись в тетрадь).
- Работа по теме урока.
– Начинаем наше путешествие.
- Станция «Занимательная фонетика». 3 мин.
– Тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, пение птиц, тикание часов. В языке все имеет звуковое выражение. Произнесите звуки о,д,м – ничего не понятно, но произнести их в другом порядке – д,о,м, как сразу станет ясно, о чем идёт речь. Звуковую сторону речи изучает раздел Фонетика.
-Запишите транскрипцию звуков слова язык. (каждая команда устно дает характеристику звукам)1-й,а, 2-з, 3-ы, 4-к (а,ы – одна команда)
– загадки о звуках:
— Этот звук согласный, непарный звонкий, всегда мягкий, есть в слове майка.
— Этот звук согласный, непарный глухой, всегда твёрдый, есть в слове птицы.
За правильный ответ получение книжек.
Вывод: Какие знания были необходимы при выполнении этого задания:
Чем же гласный от согласных отличается?
В каждом слоге гласный нам встречается.
Только голос помогать ему привык,
А согласным – губы, зубы и язык.
Я- два звука, в начале слова,…(ё,е,ю)
- Станция «Грамотей». Орфография. 5 мин.
С. 146 упр. 693 учебника. Записать слова в три столбика по орфограммам, подчеркнуть букву в слабой позиции, назвать орфограмму, устно подобрать проверочное слово.
Вывод: Какие знания были необходимы при выполнении этого задания: знание орфограмм, внимательность, умение проверять слова, подбирать проверочные.
-
- Гимнастика для глаз. 1 мин.
- Станция «Мудрость слова». Лексика. 2 мин.
Объяснить смысл пословиц, подчеркнуть антонимы.
В умной беседе ума наберешься, а в глупой- свой растеряешь.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Лучше горькая правда, чем красивая ложь.
Хороша вещь, когда новая, а друг – когда старый.
– Подбери синоним к слову: умный, тьма, красивый, друг (устно).
Вывод: Какие знания были необходимы при выполнении этого задания: умение размышлять о значении слов и выражений, знать, что такое антонимы – ….., синонимы – ……
- Станция «Угадай-ка» (Морфемика) 5 мин.
1) Его корень в слове «вязать», приставка в слове «замолчать», суффикс в слове «сказка», окончание в слове «рыба». (Завязка.)
2) Найди лишнее слово. Подчеркни. Выдели корень в однокоренных словах.
Белый, белизна, белеет, белка.
Вывод: Какие знания были необходимы при выполнении этого задания: состав слова, однокоренные слова (родственные) – ….
- Станция «Части речи» 3 мин.
Определить, какой частью речи выражены одинаковые слова:
а) Снежное покрывало
Всё поле покрывало.
б) Посадила мама в печь
Пироги с капустой печь.
Вывод: Какие знания были необходимы при выполнении этого задания: чтобы определить часть речи, нужно узнать, что обозначает слово и на какой вопрос оно отвечает.
- Физкультминутка 1 мин.
Книга, утренний, звонок, рисует, школьник, парта, красному, бежит, праздник, весенняя, думал.
Хлопни- имя существительное, топни – имя прилагательное, сделай приседание – глагол.
- Станция «Собери предложение». 5 мин.
Составьте предложение из слов: ученики, школа, учатся, старательные, в.
Подчеркните грамматическую основу.
Вывод: Какие знания были необходимы при выполнении этого задания: знать, что такое предложение, уметь связывать слова в предложении по смыслу, уметь находить главные члены предложения
- Станция – «Гонки за лидером». 2 мин.
1) Назовите как можно больше признаков к слову: школа.
2) Определить род прилагательного: глубокое озеро.
3) Окончание глагола: море зашумело.
4) Какой частью речи чаще всего выражено подлежащее?
5) Замените в словосочетаниях существительные с предлогом прилагательными:
Дом из кирпича.
Сок из слив.
Платье из шёлка.
Суп из рыбы.
- Подведение итогов. Рефлексия. 5 мин.
Оформление на доске А3 багажа знаний чемоданами с книгами.
– Для успешного выполнения заданий требовались умения, выработанные на уроках (умения слушать, работать в группе, думать, быть внимательными, хорощо запоминать и др.). Свидетельство сегодняшних успехов – множество книг в ваших чемоданах.
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по 3 направлениям.
Для меня сегодняшний урок
Урок | Я на уроке | Итог |
интересный | работал | повторил и понял материал |
скучный | помогал другим | узнал больше, чем знал |
безразличен мне | отдыхал | не понял |
Рассказывание детьми стихотворений о правилах русского языка.
-А закончить наш урок волшебного русского языка, мне хотелось бы словами.
Любая школа – это храм науки,
И как всегда в подлунном мире водится,
И президент, и плотник, и пастух
Без школы, без учебы не обходятся
“Учите русский – годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда.
И та награда – в нем самом”.