Мордова Инга Георгиевна
учитель начальных классов, учитель-логопед
МБОУ «СОШ № 19» г. Новочебоксарск
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №192970
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Открытый урок», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Урок – игра «Путешествие по волшебному миру русской речи» для обучающихся 3 классов
Итоговая оценка: 2 место,  79 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №192970


Урок – игра «Путешествие по волшебному миру русской речи» 

Тема: «Повторение и обобщение изученного в 3 классе»

Цель: актуализировать знания о пройденном материале

Задачи:

Создать условия для развития УУД:

Личностные:

– формировать сознательное отношение к учебе и интерес к изучению русского языка;

– развивать способность к самоконтролю;

-развивать навыки сотрудничества.

 Метапредметные:

Регулятивные УУД: 

– постановка учебной задачи;

 -уметь прогнозировать, формулировать гипотезы;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-определять степень успешности выполнения своей работы. 

Познавательные УУД:

 – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

– осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

– анализ объектов с целью выделения их признаков.

Коммуникативные УУД: 

-инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;

– слушать и понимать речь других;

-оформлять свои мысли в устной форме.

Методы и приемы обучения: частично-поисковый, репродуктивный; беседа, фронтальный опрос, практическая работа.

Ход урока

  • Организационный момент. 1 мин.

Класс разделён на команды, которые располагаются друг против друга (придумывают названия команд)

Мы сегодня с вами дети

Проведем такой урок:

Поработаем по группам

Уложиться должны в срок.

Умения, навыки и знания

Показать вы все должны.

Результаты всех ответов

Очень для меня важны.

  • Мотивация к учебной деятельности. 5 мин.

Запись числа и классной работы.

– Сегодня у нас с вами необычный урок русского языка. Прежде, чем мы узнаем, какую работу сегодня будем выполнять, предлагаю вам написать на листочках определения к сс «русский язык» (каждый участник, начиная с капитана, пишет определение, загибает лист с этой надписью и передает следующему участнику).

– Русский язык действительно волшебный. Почему? (богатая лексика, с помощью русского языка можно передать любые звуки, образы и мысли). Тема нашего урока «Путешествие по волшебному миру русской речи». Что означает слово «речь»? (ответы детей). 

 Из словаря Ожегова: РЕЧЬ, – 1. Способность говорить, говорение. Владеть речью. 2. Разновидность или стиль языка. Устная и письменная речь. Разговорная речь.

Одно из значений словосочетания «русская речь» — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

-Умные речи приятно и слушать. Почему так говорят? (ответы детей)

Да, можно считать, что приятно общаться с людьми, которые хорошо знают русский язык, умеют выражать грамотно свои мысли. При помощи русского языка мы познаем мир. 

В Чувашской Республике два государственных языка. Русский язык и чувашский язык в Чувашии находятся в состоянии двуязычия. В условиях такого взаимодействия в чувашском языке появляются новые русские заимствования (Старые заимствования: шкул — школа, новые заимствования: институт)

– Можем ли мы с вами сказать о себе, что хорошо знаем русский язык как учебный предмет? (ответы детей). Что-то мы уже с вами знаем и умеем, а что-то предстоит еще и немало изучать в последующих классах. 

– Вот теперь, наверное, вы догадались, какую работу нам предстоит сегодня на уроке выполнить. (отправиться в путешествие и вспомнить все то, чему мы научились на уроках русского языка в этом учебном году). 

– В путешествии по станциям мы пополним свой багаж знаний по русскому языку (чемоданы), с которым перейдем в 4 класс и действительно убедимся, что русский язык богат, разнообразен. Путешествуя по станциям, мы в свои чемоданы будем собирать книги – символ знаний, мудрости, образования.

Минутка чистописания. Словарная работа. 2мин.

Билет в путешествие – сс «русский язык» (запись в тетрадь).

  • Работа по теме урока.

– Начинаем наше путешествие.

  • Станция «Занимательная фонетика». 3 мин.

– Тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, пение птиц, тикание часов. В языке все имеет звуковое выражение. Произнесите звуки о,д,м – ничего не понятно, но произнести их в другом порядке – д,о,м, как сразу станет ясно, о чем идёт речь. Звуковую сторону речи изучает раздел Фонетика.

-Запишите транскрипцию звуков слова язык. (каждая команда устно дает характеристику звукам)1-й,а, 2-з, 3-ы, 4-к (а,ы – одна команда)

загадки о звуках:

 — Этот звук согласный, непарный звонкий, всегда мягкий, есть в слове майка.

 — Этот звук согласный, непарный глухой, всегда твёрдый, есть в слове птицы.

За правильный ответ получение книжек.

Вывод: Какие знания были необходимы при выполнении этого задания:

Чем же гласный от согласных отличается?

В каждом слоге гласный нам встречается.

Только голос помогать ему привык,

А согласным – губы, зубы и язык.

Я- два звука, в начале слова,…(ё,е,ю)

  • Станция «Грамотей». Орфография. 5 мин.

С. 146 упр. 693 учебника. Записать слова в три столбика по орфограммам, подчеркнуть букву в слабой позиции, назвать орфограмму, устно подобрать проверочное слово.

Вывод: Какие знания были необходимы при выполнении этого задания: знание орфограмм, внимательность, умение проверять слова, подбирать проверочные.

    1. Гимнастика для глаз. 1 мин.
  • Станция «Мудрость слова». Лексика. 2 мин.

Объяснить смысл пословиц, подчеркнуть антонимы.

В умной беседе ума наберешься, а в глупой- свой растеряешь.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

Хороша вещь, когда новая, а друг – когда старый.

– Подбери синоним к слову: умный, тьма, красивый, друг (устно).

Вывод: Какие знания были необходимы при выполнении этого задания: умение размышлять о значении слов и выражений, знать, что такое антонимы – ….., синонимы – ……

  1. Станция «Угадай-ка» (Морфемика) 5 мин.

1) Его корень в слове «вязать», приставка в слове «замолчать», суффикс в слове «сказка», окончание в слове «рыба». (Завязка.)

2) Найди лишнее слово. Подчеркни. Выдели корень в однокоренных словах.

Белый, белизна, белеет, белка.

Вывод: Какие знания были необходимы при выполнении этого задания: состав слова, однокоренные слова (родственные) – ….

  • Станция «Части речи» 3 мин.

Определить, какой частью речи выражены одинаковые слова:

а) Снежное покрывало

Всё поле покрывало.

б) Посадила мама в печь

Пироги с капустой печь.

Вывод: Какие знания были необходимы при выполнении этого задания:  чтобы определить часть речи, нужно узнать, что обозначает слово и на какой вопрос оно отвечает.

  • Физкультминутка  1 мин.

Книга, утренний, звонок, рисует, школьник, парта, красному, бежит, праздник, весенняя, думал.

Хлопни- имя существительное, топни – имя прилагательное, сделай приседание – глагол.

  • Станция «Собери предложение». 5 мин.

Составьте предложение из слов: ученики, школа, учатся, старательные, в. 

Подчеркните грамматическую основу.

Вывод: Какие знания были необходимы при выполнении этого задания:  знать, что такое предложение, уметь связывать слова в предложении по смыслу, уметь находить главные члены предложения

  1. Станция – «Гонки за лидером». 2 мин.

1) Назовите как можно больше признаков к слову: школа.

2) Определить род прилагательного: глубокое озеро.

3) Окончание глагола: море зашумело.

4) Какой частью речи чаще всего выражено подлежащее?

5) Замените в словосочетаниях существительные с предлогом прилагательными:

Дом из кирпича.

Сок из слив.

Платье из шёлка.

Суп из рыбы.

  • Подведение итогов. Рефлексия. 5 мин.

Оформление на доске А3 багажа знаний чемоданами с книгами.

– Для успешного выполнения заданий требовались умения, выработанные на уроках (умения слушать, работать в группе, думать, быть внимательными, хорощо запоминать и др.). Свидетельство сегодняшних успехов – множество книг в ваших чемоданах. 

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по 3 направлениям.

Для меня сегодняшний урок                               

Урок Я на уроке Итог 
интересный работал повторил и понял материал
скучный помогал другим  узнал больше, чем знал
безразличен мне отдыхал не понял

Рассказывание детьми стихотворений о правилах русского языка.

-А закончить наш урок волшебного русского языка, мне хотелось бы словами.

Любая школа – это храм науки,
И как всегда в подлунном мире водится,
И президент, и плотник, и пастух
Без школы, без учебы не обходятся

“Учите русский – годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда.
И та награда – в нем самом”.

 

Урок – игра «Путешествие по волшебному миру русской речи» для обучающихся 3 классов

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram