Михалева Зинаида Геннадьевна
воспитатель ГПД
ОЧУ «Газпром школа»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №192976
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучшая разработка внеклассного или внеурочного мероприятия, в рамках реализации ФОП»
Наименование конкурсной работы: Конспект беседы-игры «День чая» (5-6 класс)
Итоговая оценка: 1 место,  88 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №192976


 

Класс: 6А

Тема урока: Чай 

Цель: актуализировать знания учащихся о чае и чайных традициях.

Тип урока: беседа-игра.

 

Ход урока

 

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности

мин.

Задача: актуализация знаний, обеспечение мотивации, принятия цели, готовности к активной учебно-познавательной деятельности.

Метод: репродуктивный, продуктивный.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Здравствуйте, ребята! Сегодня Международный день одного продукта, который мы употребляем в пищу практически ежедневно. Тот, кто был внимателен сегодня утром, когда пришел в школу, мог видеть эту информацию на экране в холле первого этажа. О чем речь?

-Правильно! А вас приглашали когда-нибудь на чай?

Учащиеся слушают воспитателя и отвечают на вопросы.

 Предположительный ответ: речь идет о чае; на чай приглашали / не приглашали.

Усвоение новых знаний и способов действий
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения, организация активных самостоятельных действий обучающихся.

Метод:  продуктивный.

Форма работы: групповая.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
У нас ”чайная страна”, и в России пьют чая довольно много, но культура чаепития, к сожалению, совсем потерялась. Очень немногие люди знакомы с традициями чаепития. Чаепитие -это одна из тропинок к здоровому образу жизни!

У моих родителей, например, которые сейчас на пенсии и живут на даче, есть такая традиция: после обеда – отдых часа полтора-два, а затем чаепитие с печеньем и конфетами за беседой и обсуждением планов на следующий день. А есть ли у вас дома какие-либо чайные традиции?

Чайная церемония – это целый обряд, который зародился еще до нашей эры. В настоящее время в Японии есть специальные чайные домики для чаепития. Входя в домик, человек оставляет все заботы дня за его стенами. После чаепития у людей снимаются стрессы, они успокаиваются и становятся более здоровыми и жизнерадостными.

Сегодня я вам предлагаю игру, посвященную чаю. Разделимся на две команды. Девочки соревнуются с мальчиками!

О чаепитии и о чае народ сложил множество пословиц и поговорок. А вспомнить меткие образные выражения вам поможет задание “Найди половинку”. Приложение 1.

(Бумажные полоски двух цветов. На полосках одного цвета – начало пословиц, на полосках другого цвета – окончание. Нужно собрать 5 правильных пословиц и поговорок как можно скорее).

Итак, сверяем пословицы, которые у вас получились. (На слайде презентации правильные варианты. За каждый правильный вариант – один балл. Максимальное количество баллов – 5. Баллы команд записываются на доске)

Молодцы. А какие пословицы вы знаете про чай еще? (За каждую новую пословицу получают по одному баллу в копилку команды).

Далее воспитатель зачитывает стихотворение (Приложение 2) и предлагает учащимся сочинить стихотворения про чай. В помощь на слайд презентации выводится список слов-вариантов рифм к слову “чай”. (Приложение 3). На это задание вам дается 5 минут.

Полученные баллы записываются на доске.

А сейчас сыграем в игру «Верю-не верю». (Приложение 4). Вопросы задаются поочередно командам. За каждый правильный ответ команда получает по баллу. Максимальное количество баллов – 7. На обдумывание ответа 5 секунд. Вопросы и правильные ответы с объяснениями выводятся на экран (презентация).

Набранные баллы записываются на доске. Максимальное количество баллов – 12.

Воспитатель подводит итоги  игры совместно с командами, подсчитывает баллы на доске, награждает победителей.

Слушают воспитателя, отвечают на вопросы, рассказывают об имеющихся в семьях чайных традициях.

Делятся на команды, пересаживаются.

Получают по 16 пословиц и поговорок, разделенных на две части, складывают в правильные пословицы и поговорки 5 (нужно сделать раньше другой команды), наклеивают на лист бумаги, затем зачитывают. 

Сверяют получившиеся пословицы, вслух озвучивая их, записывают количество баллов.

Вспоминают и называют еще пословицы. 

Используя варианты рифм со слайда, команды пишут стихотворение, затем зачитывают. Чем длиннее стихотворение, тем больше баллов получают команды.

Играют в “Верю-не верю”.

Совместно с воспитателем подсчитывают баллы. записанные на доске.

Итог на рефлексивной основе

мин.

Задача: определение личной комфортности обучающихся на занятии,

выражение степени удовлетворенности индивидуальной и совместной учебной деятельностью и мотивация к ее дальнейшему продолжению.

Метод: продуктивный.

Форма работы:  индивидуальная.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Интересуется у учащихся сложно ли было, понравилось ли, просит выделить особенно заинтересовавшие моменты занятия, предлагает оценить занятие, наклеив стикер на лист рефлексии на доске. Высказываются на предложенные вопросы, оценивают занятие.

 

Приложение 1.

 Чай не пил – какая сила, чай попил – совсем ослаб.

Выпей чайку – забудешь тоску.

За чаем не скучаем – по семь чашек выпиваем.

Чай не пить, так на свете не жить.

Чай кипит, уходить не велит.

Чай пить – не дрова рубить.

Пьют чай все, умеют пить немногие.

Я сижу, чай пью – и ты заходи, чай пей!

Чай не пьешь – откуда силу возьмешь?

Кто здоровым хочет быть, больше чая надо пить.

Чай пьешь – до ста лет проживешь.

 С чая лиха не бывает!

Не ленись, а отличай, где солома, а где чай!

Чаем на Руси никто не подавился!

Чай у нас китайский, сахарок хозяйский.

Чай крепче, если он с добрым другом разделен.

 

Приложение 2.

Я хочу открыть секрет 

 И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечиться.

Чай всех снадобий полезней,

Помогает от болезней,

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает,

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью – лучший друг!

 

Приложение 3.

читай

блистай

играй

достигай

озорничай

получай

выручай

решай

не скучай

не огорчай

уважай

превращай

мечтай

улучшай

защищай

не искушай

 

Приложение 4.

  1. Верите ли вы, что родиной чай является Индия? (Нет, Китай)
  2. Верите ли вы,что чай пили люди, жившие еще до нашей эры. (Да, первое упоминание о чайном растении приводится в древнекитайской энциклопедии, созданной очень давно, за 2737 лет до н.э.)
  3. Верите ли вы, что в стакане крепкого чая содержится кофеина примерно столько же, сколько в таблетке от головной боли? (Да)
  4. Верите ли вы, что в современном мире самыми чае пьющими являются русские? (Нет, англичане. На одного англичанина приходится 5 кг сухого чая в год, а в нашей стране менее 250 г.)
  5. Верите ли вы, что в России в XVI-XVII вв. чай был так популярен, что продавался во торговых лавках? (Нет, он продавался в магазинах колониальных товаров, так как чай привозили не только из Китая, но и из тогдашних колоний: Индии, Цейлона)
  6. Верите ли вы, что чай служил разменной монетой во многих странах? (Да, в странах Азии и Африки)
  7. Верите ли вы,что в чае витамина С в 4 раза больше, чем в лимоне или апельсине? (Нет, черном чае – 0, в зеленом – 3-7 мг, в зависимости от сорта, в лимоне и апельсине – около 53 мг)
  8. Верите ли вы,что в Древней Руси при княжеском дворе наиболее почетных гостей угощали чаем? (Нет, сбитнем; чай стали использовать гораздо позднее)
  9. Верите ли вы,что самовар – это изобретение русских, которое немцы называли русской чайной машиной? (Да, он  появился на Руси в начале XVIII века)
  10. Верите ли вы,что большинство людей предпочитает мешать чай правой рукой? (Нет, чай лучше всего мешать ложкой)
  11. Верите ли вы,что выражение “чайком побаловаться” возникло в русском языке потому, что долгое время этот напиток пила только знать, а мещане и купцы пили его по особым случаям? (Да, а для бедняков чай был вообще недоступен)
  12. Верите ли вы,что раньше в Китае собирать чай доверяли только мужчинам? (Нет, собирали чай, наоборот, только женщины: считалось, что женские руки не портят его аромат.)
Конспект беседы-игры «День чая» (5-6 класс)

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram