Огуенко Оксана Юрьевна
методист
ГПОУ ЯО Ярославский колледж управления и профессиональных технологий
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №192981
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Лучшая методическая разработка педагога», в рамках мероприятий по реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
Наименование конкурсной работы: Методическая разработка классного часа, посвященного 80-летию снятия блокады Ленинграда во время ВОВ: «Говорит Ленинград!»
Итоговая оценка: 2 место,  73 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №192981


 

Конспект классного часа, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда:

 «Говорит Ленинград!»

27 января 1944 года — день, когда была снята блокада Ленинграда.

Цель: рассказать о блокаде Ленинграда, расширить представление студентов о Великой Отечественной войне; показать величие духовного подвига советского народа и деструктивный характер попыток исказить историю войны; воспитывать уважение к ветеранам, благодарность к защитникам города и сочувствие к жертвам блокады; пробудить интерес к осмыслению различных трактовок военных событий, сформировать чувство патриотизма и гражданственности.

Подготовка:

  • распределить материал для информационного блока между шестью учениками;
  • подготовить фрагменты документального фильма «Блокада Ленинграда».

Оборудование: метроном, кусочек ржаного хлеба, компьютер, проектор, видеофильм.

Оформление: фотографии и иллюстрации, посвященные блокаде Ленинграда, Дороге жизни, Пискаревскому кладбищу.

План классного часа:

  1. Работа с понятиями «Великая Отечественная» и «Вторая мировая». II. Вступительное слово «Соло для метронома». III. Информационный блок. IV. Интерактивная беседа на тему «Оставаться человеком!». V. Интерактивная беседа на тему «Защитить от глумления нашу Победу». VI. Заключительное слово.

Ход классного часа:

  1. Работа с понятиями «Великая Отечественная» и «Вторая мировая»

Классный руководитель: «Великая Отечественная» — так мы называем войну, в которой советский народ победил фашизм. Это была борьба за право жить, за будущее своих детей, за Родину. Поэтому против фашизма сражались не только солдаты и партизаны, но и старики, женщины, дети. Все вместе они приближали Великую Победу. Сегодня все чаще можно услышать «Вторая мировая». Но почему наши ветераны так остро реагируют на эту подмену? Чем это объяснить? Действительно ли эта война была «Великой Отечественной»?

Примерные ответы:

  • Ветераны видели размах сражений и масштабы гибели людей, для них эта война была Великой Отечественной.
  • Они видели массовое самопожертвование и веру в Победу.
  • Привыкли чаще слышать «Великая Отечественная».
  • С фашизмом боролись люди всех национальностей, защищая свое Отечество.
  • Даже дети участвовали в борьбе: работали на заводах, воевали в партизанских отрядах.

Классный руководитель: Эта война действительно была Великой Отечественной. Четыре года страна жила под гнетом общего горя, надежды и веры в Победу. Миллионы жизней были отданы за наше будущее, за нашу свободу. Это был великий духовный подвиг народа. И наш долг — помнить об этом.

  1. Вступительное слово «Соло для метронома»

(Звучит метроном.)

Классный руководитель: Как называется этот прибор? (Метроном.) Для чего он нужен? (Отсчитывать короткие промежутки времени, используется в музыке.) В годы блокады этот стук стал символом жизни Ленинграда. Он звучал в эфире 900 дней и ночей, как пульс города. Одни слушали его с надеждой, другие — как приговор. Даже Уинстон Черчилль держал радиоприемники, настроенные на этот стук, чтобы убедиться, что Ленинград жив.

Где находилась радиостудия, которая передавала этот стук? (В Ленинграде.) Что означал этот звук? (Что город жив, борется, несмотря ни на что.)

Блокада Ленинграда — это трагическая и героическая страница Великой Отечественной войны. 900 дней жители города на Неве вели ожесточенную борьбу против фашистов. Ни один город не выдерживал такого испытания. Но ленинградцы выстояли, спасли свой город и победили фашистов силой духа. 27 января 1944 года в Ленинграде прогремел салют в честь освобождения от блокады. Сегодня этот день — День воинской славы России. Наш классный час — это час памяти о героях Ленинграда.

III. Информационный блок

Просмотр фрагментов фильма «Блокада Ленинграда»

  1. Символ русского духа

1 выступающий: Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Фашисты планировали захватить нашу страну за несколько недель. Взятие Ленинграда было одной из главных целей Гитлера. Он считал, что уничтожение этого города подорвет дух советского народа. На взятие Ленинграда отводилось всего три недели. В сентябре 1941 года немцы прорвались к городу, но захватить его не смогли. Они решили взять его измором, надеясь, что голод и бомбардировки сломят сопротивление жителей.

Гитлер приказал уничтожить город и его жителей. Эта нацистская директива была настоящим приговором для ленинградцев. Город держался 900 дней и ночей.

  1. Горький хлеб блокады

2 выступающий: В блокадном кольце оказалось почти 3 миллиона человек, включая 400 тысяч детей. Их ждали невиданные трудности. Зима 1941-1942 годов была самой страшной. Не было ни еды, ни топлива, ни электричества. Город погрузился во тьму. Дома не отапливались, вода была только из прорубей, канализация не работала. Нормы продовольствия постоянно снижались. В ноябре 1941 года рабочие получали по 250 граммов хлеба в день, остальные — по 125 граммов. Этот «блокадный паек» стал символом мужества и стойкости ленинградцев.

Люди ели все, что могли найти: касторку, вазелин, столярный клей. Зимой 1941-1942 годов в пригородах под обстрелом собирали невыкопанную картошку и овощи. Голод усугублялся холодом и отсутствием топлива.

3 выступающий: Эти условия привели к массовой смертности. Главной причиной была алиментарная дистрофия — голодное истощение. Тысячи людей умирали, и их не успевали хоронить. Многие ленинградцы вели дневники. Весь мир узнал о дневнике Тани Савичевой, в котором она записывала даты смерти своих близких. Спасти девочку не удалось.

«За 900 дней блокады и во время оккупации немецко-фашистские захватчики убили и замучили 29 721 мирного гражданина, ранили 33 782 и угнали в рабство 48 751 человека. В результате блокады умерли от голода 641 803 человека».

  1. Дорога жизни

4 выступающий: Несмотря на все трудности, город продолжал жить и бороться. Люди работали на заводах, ремонтировали технику, тушили зажигательные бомбы и спасали людей. Ленинград был связан со страной через Ладожское озеро — Дорогу жизни.

Зимой 1942 года по льду озера начали доставлять продовольствие. Нормы снабжения увеличились, и тысячи людей были вывезены из осажденного города. По Дороге жизни переправляли раненых, больных и детей. Эта дорога стала символом надежды и спасения.

  1. Этому подвигу нет равных

5 выступающий: Каждый день блокады был подвигом. Люди, теряя близких, сохраняли стойкость духа. Моральной дистрофии, которую ожидал Гитлер, не произошло. Музыканты исполняли симфонии, ученые сохранили уникальную коллекцию семян, а простые жители помогали фронту. Эти примеры мужества и верности долгу можно приводить бесконечно.

  1. Прорыв блокады

6 выступающий: 12 января 1943 года началась операция «Искра» по прорыву блокады. 18 января коридор шириной 8-11 километров был открыт, и город получил сухопутную связь со страной. Это стало началом освобождения. Окончательное снятие блокады произошло 27 января 1944 года.

Немцы создали мощные укрепления вокруг Ленинграда, но ничто не смогло остановить советских воинов. 27 января в честь освобождения прогремел салют из 324 орудий. 1 мая 1945 года Ленинград получил звание города-героя. На Пискаревском кладбище был открыт памятник «Родина-мать», который символизирует стойкость и мужество ленинградцев.

  1. Интерактивная беседа на тему «Оставаться человеком!»

Классный руководитель: Какие впечатления у вас остались от услышанного? Что вы знаете о блокаде?

(Дети высказываются.)

Может быть, было гуманнее сдать город немцам?

(Дети высказываются.)

Что не учли немецкие военные, когда блокировали Ленинград? (Культуру и интеллигентность ленинградцев.)

  1. Интерактивная беседа на тему «Защитить от глумления нашу Победу»

Классный руководитель: В 2004 году в России отмечалось 60-летие снятия блокады. После праздников многие ветераны были удивлены тем, как освещали это событие в СМИ.

Пример из письма:

…Юбилейные празднования — это память о славе предков и наказ потомкам проявлять стойкость и любовь к Родине. В эти дни вспоминают героев и их подвиги. Но некоторые пытаются представить войну как череду страданий и ошибок. Они говорят о мародерах, людоедах и проблемах в руководстве. Но ведь именно благодаря этим людям мы победили.

Как можно защитить нашу историю от таких попыток?

(Дети высказываются.)

Известный историк Наталья Нарочницкая считает, что пришло время защитить нашу историю и Победу от искажений. От кого и зачем их нужно защищать?

(Дети высказываются.)

  1. Заключительное слово

Классный руководитель: «Можно победить любое оружие, кроме оружия духа», — говорил Наполеон. Защитники Ленинграда доказали это. Для нашего народа война 1941–1945 годов была Великой Отечественной. Блокада показала, что только единство и духовная крепость народа могут привести к Победе. Дети блокады, как и все, кто потерял детство из-за войны, нуждаются в нашей помощи, уважении и благодарности. Не забывайте об этом.

Методическая разработка классного часа, посвященного 80-летию снятия блокады Ленинграда во время ВОВ: «Говорит Ленинград!»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram