Конспект открытого показа по экспериментированию
в средней группе “Вода, водица”
Ключевые слова: Вода. Состав. Физико-химические свойства, экспериментальная деятельность, вода, средняя группа
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Обобщать, уточнять и расширять знания о воде.
Задачи: Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, без вкуса, жидкая, твердая, газообразная, легкая)
Ход занятия
Приветствие:
Здравствуй, солнце золотое! (Ручки вверх).
Здравствуй, небо голубое! (Ручки в стороны).
Здравствуйте, мои друзья! (Все берутся за руки).
Очень рада вас видеть Я! (Раскачивают ручки).
В. – Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей). Сейчас я вам расскажу сказку, садитесь поудобнее и внимательно слушайте (воспитатель читает сказку, автор Ирис Ревю)
Некогда жила на свете Капелька – маленькая и лёгкая. И звали её Капелла. Её домом было облако – высокое, мягкое, недосягаемое. На облачке жили и её подружки – хохотушки-капельки. Иногда они собирались вместе, и тогда облако становилось большим и тяжелым. И именовалось тучей.
На туче Капелла и её подружки преображались. Они надевали новые наряды: тяжёлые и тёмные. Они становились большими каплями. И больше не могли удерживаться наверху. Они устремлялись вниз, на землю.
Так капелька однажды оказалась на земле. Земля показалась ей цветущим садом. Ласково светило солнышко, радостно пели птицы, пищали комарики, жужжали пчёлки. Кругом — зелёная трава, красные, жёлтые, фиолетовые цветы. «Ах, как хорошо» — думала Капелла.
Спустившиеся вместе с ней другие капли прятались в земле между корнями растений, а некоторые собирались в ручейки. В ручейке оказалась и Капелла. Ручей радовал всех весёлой песенкой. Звонкоголосый не стоял на месте. Он стремился к реке, река – к морю.
А в море капель – миллионы. И затеряться легко. Но Капелла не потерялась. Когда пригрело солнышко, потоки теплого воздуха поднялись вверх, унося с собой маленькие капельки воды в виде пара. Так и Капелла снова оказалась на небе.
Надолго ли? Скоро она опять соберётся с подружками и образует тучу. И всё повторится вновь.
В. – вам понравилась эта сказка? (ответы детей), смотрите к нам в гости пришла тоже капелька, вот она очень грустная, давайте узнаем почему? Она потерялась и очень хочет найти своих подружек, давайте поможем ей в этом.
В. – предлагаю сначала рассказать о ней.
Д. – капелька – это вода, живет в реке, море, океане, в лужах и т.д.
В. – правильно, а еще капелька живет в туче, в чайнике, хотите я вам это покажу и докажу?
Опыт №1: «Пар – вода или нет?»
Дети садятся за столы. Воспитатель берет термос с горячей водой, открывает крышку и подносит к зеркалу.
Смотрите ребята, что сейчас вышло из термоса? (пар), правильно, пар – это тоже вода, только в газообразном состоянии, если поднести зеркальце, то видно, как по нему стекают капельки. Вот так просто мы с вами убедились, что пар – это вода!
Опыт №2: «Лед – это вода?»
Дети сидят за столом, воспитатель дает каждому ребенку маленький лед.
Ребята возьмите лед в руки, какой он? (холодный, твердый, прозрачный), если мы подержим его немного в руках, что произойдет? (он начнет таять и появляются капельки)
Правильно, лед начнет таять, и появляются капельки. Вот мы с вами и доказали, что лед – это тоже вода.
А теперь предлагаю вам поиграть вместе с нашей капелькой.
Игра «Соберем капли по размеру»
Воспитатель раскладывает на полу вырезанные из бумаги капли разного размера и предлагает их собрать.
Вам нужно собрать большие капельки в большое ведро, а маленькие капельки в маленькое ведерко. Молодцы, все справились быстро, предлагаю дальше рассказать нашей грустной капельке про нее.
Дети садятся за столы.
Опыт №3: «Какой цвет, запах, вкус?»
Ребята, возьмите, пожалуйста, стаканчики с водой и листочек любой цветной бумаги. Посмотрите сквозь стакан, вы видите, какой цвет у листочка? (красный, желтый, зеленый) А почему видно? (потому что вода прозрачная и у нее нет цвета)
Правильно, мы с вами доказали, что у воды нет цвета.
Давайте понюхаем ее, пахнет (нет, потому что она не имеет запаха)
А если мы сделаем глоток, какой вкус у воды? (правильно, у воды нет вкуса)
Вот мы с вами и доказали, что вода не имеет ни цвета, ни запаха, ни вкуса.
Продолжаем дальше, предлагаю поиграть подвижную игру «Солнышко и дождик»
Продолжаем дальше, садимся за столы и поиграем в пальчиковую игру.
“Умывание”
Знаем, знаем – да – да – да, (массаж пальцев)
Где ты прячешься, вода! (поочередно массируют каждый палец)
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По – нем – нож – ку.
Нет, не понемножку –
Посмелей! (энергично растирают ладони и кисти рук)
Будет умываться веселей!
Ребята, а вы знаете, для чего нам нужна вода? (ответы детей: умываться, чистить зубы, чтобы быть чистыми, пить, готовить еду и т.д.)
Правильно, вода нужна не только людям, но и растениям, деревьям, птицам, животным, насекомым и всем на земле. Вода – это жизнь.
Ребята, посмотрите, наша капелька еще грустная.
Опыт №4: «Тонет – не тонет»
В. – Давайте развеселим ее с помощью новой игры. Для этой игры нужны только вода и камушки».
В. – Сколько я налила воды в стаканчик? (стакан наполнен на половину). Как сделать, чтобы вода дошла до краёв стаканчика? (ответы детей). А как вы думаете, камушки утонут или нет? Почему? (вода легче камней)
Воспитатель предлагает погружать в стакан камушки разной величины. Что происходит с водой? (Она поднимается). Почему вода поднимается? (Потому что мы кладём в воду камушки). Правильно, вода поднимается при погружении в нее предметов.
А теперь, поиграем в игру «Вылови камушки обратно» (дети вынимают камушки из стаканчика с помощью ложек. Молодцы, ребята, вы все сделали правильно и быстро. Наша капелька стала веселой, потому что мы многое про нее рассказали и теперь она может спокойно отправляться к своим подружкам.
Рефлексия
Что мы сегодня с вами узнали про воду?
Какие опыты делали?
Что вам понравилось больше всего?
Открытое занятие по экспериментированию с различными материалами «Маленькие волшебники».
Цель: развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
-расширять представление детей о свойствах различных веществ и материалов (воды, бумаги, магнита, пластмассы, дерева, стекла, металла, резины);
-знакомить с техникой проведения опытов;
-обогащать словарь детей новыми словами (эксперименты, предположения, вывод).
Развивающие:
-развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
-развивать коммуникативные умения;
-развивать мелкую моторику в процессе обследовательских действий.
Воспитательные:
-воспитывать самостоятельность и активность в процессе опытов;
-воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами;
-воспитывать любознательность, взаимопомощь.
Ход НОД:
Дети заходят в группу
Воспитатель: Ребятки, давайте за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Посмотрите, к нам пришли гости, давайте мы с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Сейчас Гоша расскажет нам стихотворение
А у нас в саду дела –
Эксперименты снова.
Сам волшебник никогда
Не творил такого!
То растопим снег и лёд,
То смешаем краски,
Изменяем вкус воды,
Как в волшебной сказке.
(Включается волшебная музыка и световой шар).
Воспитатель: Ребята, что это за волшебство! И музыка сама включается и огоньки мигают. А может быть, мы попали в волшебную страну? Как вы думаете?
Дети: Да, наверно это волшебная страна.
Воспитатель: Тогда нам тоже надо стать волшебниками.
Вокруг себя вы повернитесь
И волшебниками окажитесь. (Дети кружатся и одевают колпачки).
Входит волшебник.
Волшебник: Здравствуйте, мои маленькие волшебники. Я приветствую вас в своей «Волшебной стране экспериментов» и приглашаю на экскурсию.
(Звонит телефон, волшебник отвечает).
Волшебник: Ой, ребята, мне срочно нужно вас покинуть, помочь моим подружкам феям Винкс. Но я постараюсь быстро вернуться (убегает).
Воспитатель: Ну конечно, он же волшебник, у него всегда дела. Но вы не расстраивайтесь, давайте без него продолжим экскурсию. Пойдёмте, посмотрим, что здесь интересного.
(Идут друг за другом, находят волшебную палочку).
Воспитатель: Ой, что это?
Дети: Волшебная палочка.
Воспитатель: А для чего она нужна?
Дети: Водить вокруг предметов, помочь во время заклинаний.
Воспитатель: Я возьму её с собой. Она мне поможет. А ваша задача посмотреть на волшебство и отгадать его секрет. Посмотрите на мольберт, что вы видите?
Дети: Краски и воду.
Воспитатель: Какого цвета краски? Назовите цвета по порядку. А какого цвета вода?
Дети: Краски – красная, жёлтая, синяя, зелёная. А вода не имеет цвета.
Воспитатель: Я вас всех приглашаю посмотреть первый волшебный эксперимент. «Разноцветная вода».
На столе стоят пластиковые бутылки, наполненные водой. Воспитатель произносит волшебные слова и взмахивает волшебной палочкой:
Воспитатель: Была водичка простой,
Стань водичка цветной!
-Волшебники, помогайте, берите бутылочки и взбалтывайте воду (вода окрашивается в яркие цвета).
-Ребята, как вы думаете, в чём секрет этого волшебства?
-Почему вода окрасилась в разные цвета?
Дети: предполагают, что скорее всего вода смешалась с краской и поэтому стала цветной.
Воспитатель: Давайте проверим наши предположения.
Воспитатель берёт бутылочку с водой, под крышку кисточкой кладёт густую краску-гуашь, завинчивает её и встряхивает. Дети убеждаются, что вода смешалась с краской.
Воспитатель: Ребята, давайте сделаем вывод.
Вывод: Вода бесцветная, т.е. не имеет цвета. Но если её смешать с краской, то она примет цвет краски.
Воспитатель: Молодцы, ребятки, отгадали секрет первого волшебства.
-А теперь давайте опять посмотрим на следующий мольберт. Что вы видите?
Картинка молока и кока колы
Нам надо узнать, что полезнее КОКА-КОЛА или молоко?
– Чтобы наглядно увидеть, что мы пьём, и сделать вывод, что полезней молоко или кока-кола, мы решили смешать колу с молоком. И вот что у нас получилось.
– Что это у меня? (Молоко и кока-кола)
– Что мы делали вчера? (Их смешали)
– Что получилось у нас?
ВЫВОД: Молоко потемнело, стало коричневым, НАЧАЛАСЬ РЕАКЦИЯ, МОЛОКО СВЕРНУЛОСЬ, ПОЯВИЛСЯ ОСАДОК В ВВИДЕ ХЛОПЬЕВ. КОКА-КОЛА ВСТУПИЛА В ОКИСЛИТЕЛЬНУЮ РЕАКЦИЮ С МОЛОКОМ.
Воспитатель: Молодцы, ребята, и секрет второго волшебства вы отгадали. Давайте немного отдохнём.
Физкультурная пауза:
Вот волшебники идут, (дети идут по кругу, взявшись за руки)
Замыкают дружно круг.
И где палочкой взмахнут (руки вверх, помахать кистями рук)
Изумруды там и тут
Ну а если что-то скажут (повороты вправо, влево)
«Крекс, пекс, фекс»
Чудеса они покажут. (разводят руки в стороны)
Ножками потопают, (топают ногами)
Ручками похлопают, (хлопают руками)
Очень быстро приседают, (приседают)
Всем на свете помогают.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на этот мольберт
-Что вы видите?
Дети: Ключ.
Воспитатель: А для чего нам нужен ключ?
Дети: Чтобы открывать замки.
Воспитатель: А из какого материала состоит ключ?
Дети: Из металла.
Воспитатель: Я вас снова приглашаю к столу, посмотреть третий волшебный эксперимент. «Непослушный ключик».
Дети подходят к столу.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что лежит в этой коробочке?
Воспитатель достаёт ключ.
Воспитатель: Илья, прикрепи ключ в правый нижний угол (показывает волшебной палочкой).
Ключ падает.
Воспитатель: Артур, прикрепи ключ в левый верхний угол (показывает).
Ключ опять падает.
Воспитатель: Вот какой непослушный ключик. Наверно мне нужно нарисовать крючок (маркером рисует) и произнести заклинание:
Ключик, ключик не ленись,
И к крючочку прикрепись!
Воспитатель взмахивает волшебной палочкой.
Воспитатель: Ну а теперь, Варя, прикрепи ключ к нарисованному крючку (ключ держится).
Воспитатель: В чём секрет этого волшебства?
Дети: предполагают, что магнит может притягивать металл. Может быть сзади магнит.
Воспитатель: Давайте проверим наши предположения.
Воспитатель берёт магнит и показывает взаимодействие его с предметами из различных материалов (пластмассы, дерева, стекла, резины, металла). И дети убеждаются в том, что магнит притягивает металл.
Воспитатель: Ребята, давайте сделаем вывод.
Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы; значит в нашем случае с ключом, сзади скорее всего находился магнит (показывает).
(Появляется волшебник).
Волшебник: Ну вот и я. Пойдёмте я проведу для вас экскурсию по моей волшебной стране экспериментов.
Воспитатель: Не надо, мы уже сами справились и отгадали все секреты твоего волшебства.
Волшебник: А с какими секретами волшебства вы познакомились? Что вы делали?
Дети: Мы смешивали воду с краской; выясняли что полезнее : молоко или кока-кола, вешали ключ на крючок.
Волшебник: А что вам понравилось больше всего?
(Ответы детей).
Волшебник: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми моими заданиями и теперь по праву можете называться «Маленькими волшебниками».
-А я вам хочу подарить за это медали.
(Раздаёт медали «Маленькие волшебники»).
Волшебник: До свидания, ребята.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. И нам пора возвращаться в наш любимый детский сад.
Вокруг себя вы повернитесь,
И в саду вы окажитесь.
Воспитатель: Ребята, если вам понравилось сегодня быть волшебниками и отгадывать секреты волшебства, то давайте похлопаем, а если нет, то потопаем. Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать.
-Ну а теперь давайте попрощаемся с нашими гостями.
Дети: До свидания!