Колесник Екатерина Анатольевна
Учитель -логопед
ГКУ СО КК «Лазаревский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №193048
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс «Консультация для родителей», в рамках  проектной деятельности «Взаимодействие с семьёй»
Наименование конкурсной работы: Памятка для родителей. Рекомендации учителя -логопеда к проведению артикуляционной гимнастики для детей с речевыми нарушениями.
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №193048


Памятка для родителей

Рекомендации учителя – логопеда к проведению артикуляционной гимнастики для детей с речевыми нарушениями

Артикуляционная гимнастика — это важный элемент в развитии речи у детей. Она помогает улучшить подвижность речевого аппарата, развивает артикуляцию и способствует формированию правильного произношения. 

Помните! Гимнастику следует выполнять ежедневно утром и вечером, после еды (не менее часа), очистив ротовую полость и обязательно с хорошим настроением! 

Каждое упражнение в первые дни выполняется по 3-5 раз постепенно увеличивая до 10-15 раз. 

Комплекс артикуляционной гимнастики

Сытый хомячок

Набрать как можно больше воздуха в рот, надув по максимуму щеки и задержаться в таком положении на 5-10 секунд.

Голодный хомячок

Необходимо как можно сильнее втянуть щеки и оставаться в таком положении 5-10 секунд.

Самовар

Губы сжать посильнее, щеки надуть и удерживать воздух во рту около 3 сек., а после следует выпустить воздух быстро, проговорив «Пых!».

Бегемот

Улыбнуться, медленно широко открыть рот, как будто нужно пропеть звук «а-а-а», рот подержать несколько секунд открытым, а после закрыть.

Улыбка 

Улыбнуться широкой улыбкой, обнажить все передние зубы. Удерживать губы от 5  до 10 сек.

Трубочка

Сомкнуть губы и вытянуть их в форме «трубочки» вперед. Удерживать такое положение до 10 сек.

Непослушный язычок

Приоткрыть рот, показать язычок и уложить его в расслабленном состоянии широкой частью на нижнюю губу. После слегка шлепать губами по языку, при этом каждый удар необходимо сопровождать звучанием: «пя-пя-пя». Выполнять 5-10 сек.

Блин

Улыбнуться широко, обнажив зубы, в слегка приоткрытый рот просунуть широкую часть языка, уложив ее на нижнюю губу. Зафиксировать язык на 10 сек.

Иголочка

Улыбнуться, язык выдвинуть вперед и напрячь его сильно, придав ему узкую форму, которая только максимально возможна. В таком положении удержать на 10 сек. Язык в это время не должен быть зажат между зубами, а также не провисать к области подбородка.

Блин – иголочка

Чередование упражнений «Блин» и «Иголочка», удерживая каждое 5 сек.

Качели

Широко улыбнуться, открывая рот, языком коснуться внутренней стороны зубов верхнего зубного ряда. Удерживать такое положение на счет до 5. Затем языком касается внутренней стороны зубов нижнего зубного ряда. Удерживать положение на счет до 5.

Чистим зубки

Улыбнуться широко, выставив на показ передние зубки, рот слегка приоткрыть, кончиком языка пройтись по внутренней части нижнего зубного ряда. Язык должен двигаться с одной стороны в другую, а после точно сверху вниз. Далее необходимо повторить все те же движения, касаясь верхнего зубного ряда.

Маляр

Улыбнуться, показав передние зубы. Приоткрыть рот и кончиком языка  провести по верхнему небу, как бы его поглаживая. Двигаться при этом рекомендуется вперед/назад.

Во время выполнения данной задачи челюсти не двигаются. Кончиком языка в процессе поглаживания следует доставать непосредственно до внутренней поверхности верхнего ряда зубов, но нельзя высовывать язык изо рта.

Покусаем язычок

Необходимо сначала улыбнуться, приоткрыть рот и высунуть наружу язык. Затем слегка покусать его кончик, но без боли и дискомфорта. После выдвинуть его еще дальше и покусать среднюю часть. И так покусать его весь, продвигая все дальше наружу. Во время покусываний стоит произносить звук «та-та-та». 

Покусаем бока язычка

Улыбнуться и пропеть «и-и-и», при этом язык расшириться. Не меняя положения языка, покусать его края боковыми зубами.

Упражнения для формирования речевого дыхания

Носовое дыхание.

Формирование плавных выдохов через нос или рот и их чередование.

Упражнения:

  • широко открыть рот и спокойно подышать носом;
  • закрыть одну ноздрю пальцем – плавный выдох вдох через свободную ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую;
  • вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать);
  • вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыт, язык на нижних зубах), произносим звук [х] (словно греем руки);
  • вдох носом, выдох через нос толчками;
  • вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто;
  • вдох широко открытым ртом, толчкообразный выдох через нос (рот не закрывать);
  • плавный, медленный вдох носом, толчкообразный выдох через рот;
  • губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох через рот;

Каждое упражнение выполняется 8 раз, после 3-5 секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики – 5-6 минут.

Диафрагмальное дыхание.

Диафрагмальное дыхание – это такое дыхание, при котором вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными. 

 Упражнения:

  • Положить ребенка на спину, поставить ему на живот легкую мягкую игрушку. Делая вдох носом живот выпячивается, а значит, игрушка, стоящая на нем, поднимается. При выдохе через рот живот втягивается, и игрушка опускается.

Игры на развитие голоса

«Успокой куклу». Укачивать куклу, негромко напевая на звуке [а] мотив знакомой колыбельной песни.

«Вьюга». Тихо произносить: у-у-у. Необходимо менять силу голоса за один выдох не менее 2-3 раз.

«Дует ветер». Имитировать звук ветра. Произнося звук [в]. Вначале медленно и тихо, затем громко и длительно.

«Эхо».  Взрослый громко произносит сочетания гласных звуков, например, ау, оу, ио, аи и пр., а ребенок тихо их повторяет.

Памятка для родителей. Рекомендации учителя -логопеда к проведению артикуляционной гимнастики для детей с речевыми нарушениями.

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram