Сценарий классного часа на тему:
«9 мая – День Победы!»
Цель классного часа: способствовать расширению знаний учащихся о Великой Отечественной войне.
Задачи классного часа:
- расширить знания об истории своей страны;
- расширить знания о Великой Отечественной Войне;
- познакомить с историческими фактами времен Великой Отечественной Войны;
- развивать чувство гордости за свою Родину;
- воспитывать чувства патриотизма у обучающихся;
- воспитывать чувства глубокого уважения и почтения к защитникам Родины.
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, мультимедийный проектор, звуковые колонки.
Ход мероприятия:
1.Организационный момент (Слайд 1)
Ведущий:
Особый праздник наступает,
Всем мир на свете обещает!
Здоровья крепкого и счастья,
Всем, кто победу нам добыл!
Пусть будут позади напасти,
Всем неба мирного и сил!
Вступительная беседа
Вед: Ребята, какое время года за окном?
Вед: Хорошо, скажите, кто-нибудь знает, что означает выражение «красный день календаря»?
Вед: Молодцы! А какие весенние праздники вы знаете
Вед: Праздники бывают разными: государственные и семейные, религиозные и городские. Например, 8 Марта – праздник государственный, мы празднуем его всей страной. Пасха – праздник религиозный, потому что он связан с церковным календарем. Но есть у нас праздник, который является и государственным, и семейным. Это тот праздник, который называют «праздник со слезами на глазах». Какой это праздник?
Вед: Совершенно верно! Кто-нибудь может сказать, когда отмечается этот праздник?
Вед: А что это за праздник, чему он посвящен?
Вед: Вы правы, 9 мая – это великий День Победы! (Слайд 2)
Основная часть
Вед: Есть события, о которых люди обязаны помнить. О них пишут книги, сочиняют стихи и песни. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Это событие навсегда останется в памяти нашего народа. О войне мы с вами знаем лишь понаслышке. Наши деды рассказывали о ней своим детям – нашим родителям, наши родители нам, а мы рассказываем о ней своим детям. Вот так и передаётся память о тех героических, но очень горьких и страшных годах из поколения в поколение. Нам с вами доверена память о тех людях, которые ценою своих жизней, завоевали для нас мир на всей Земле, и мы обязаны пронести ее через года, через века, чтобы и наши потомки знали, что это за праздник 9 мая. (Слайд 3)
«Никто не забыт и ничто не забыто» −
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.
Вед: Ребята, скажите, что же такое война? Какие слова ассоциируются у вас с войной? Как вы думаете, зачем люди воюют?
Вед:81 год назад Гитлер начал самую страшную войну на свете. Давайте вернемся мысленно назад в то время и узнаем, как же это все было. (Слайд 4)
Вед: В тот далёкий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Никто и не подозревал, что многое в их жизни перечеркнёт одно страшное слово – война. А теперь представьте себе беззаботную жизнь таких ребят как Вы. Каникулы. Лето. Тепло. Вы собираетесь с родителями на природу… И вдруг – война… (Слайд 5)
Вед: (Слайд 6) 22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Командовал фашистско-немецкими войсками Адольф Гитлер. Они напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Гитлер считал, что стоит его войскам войти в Москву − и наш народ будет покорен. Свой план захвата Москвы гитлеровцы назвали «Тайфун».
Вед: Друзья мои, скажите, кто знает, что такое тайфун?
Вед: Вот так и Гитлер хотел одним ударом смести нашу Армию и войти в столицу. Позже он скажет: «Я был уверен, что война скоро кончится». Но на защиту Родины встал весь народ. (Слайд 7)
Нелёгким был путь к победе. Враги напали на нас неожиданно. У них было больше танков и самолётов. Наши армии отступали. Бои шли на земле, в небе, на море. Прогремели великие битвы: Московская, Сталинградская, битва на Курской дуге. 250 дней не сдавался врагу героический Севастополь. 900 дней в страшной блокаде держался мужественный Ленинград. Отважно сражался Кавказ. На Украине, в Белоруссии, в других местах громили захватчиков грозные партизаны. Миллионы людей, в том числе и дети, трудились у заводских станков и на полях страны. Советские люди (Советский Союз − так называлась в те годы наша страна) делали всё, чтобы остановить фашистов. (Слайд 8)
Даже в самые тяжёлые дни они твёрдо верили: «Враг будет разбит! Победа будет за нами!». (Слайд 9)
Мужчины ушли на фронт, а на хрупкие женские и детские плечи легла тяжёлая работа. Солдат нужно было накормить, одеть, сделать для борьбы с врагом оружие и боеприпасы. Главное место в деревнях и сёлах заняли женщины! Они распахивали поля, сеяли зерно, убирали урожай, ухаживали за скотом, заготавливали для коров, коз и лошадей сено. Женщины и дети работали не только в поле, они трудились на военных заводах, где делали оружие для фронта. На фабриках они шили обувь и одежду для бойцов.
«Всё для фронта, всё – для победы!» − эти слова выражают главную суть того лихого времени!
Радостью и счастьем было получить с фронта заветный треугольник. (Слайд 10) Это были долгожданные письма. Но не всегда эти письма были радостными. Приходили и похоронки − письма, в которых сообщалось о гибели родных и близких людей.
Большой вклад в разгроме фашистской Германии принадлежит партизанскому движению. (Слайд 11) Ближайшими помощниками партизан были подростки. Буквально под носом фашистов подростки собирали патроны, гранаты, пистолеты, винтовки. Им приходилось прятать оружие, а затем тайком передавать его партизанам. Они совершали большие подвиги! Старались сделать все, что могли, старались ни в чем не отстать от взрослых.
Вед: Говоря о войне, мы часто употребляем слово «подвиг». Ребята, как вы думаете, что это такое?
Вед: Подвиг – это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью. Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает подвиг народа, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.
Вед: Многие пионеры участвовали в партизанских отрядах, где использовались нередко в качестве разведчиков и диверсантов, а также при проведении подпольной деятельности.
И вот одни из известных детей-партизанов, о которых мы с вами должны всегда помнить (дети войны, слайд 12 – 17)
Вед: Ребята, запомним эти имена?
Вед: (Слайд 18) И вот пришёл день, когда наступление захватчиков было остановлено. Советские армии погнали фашистов с родной земли. Брестская крепость стояла на самой границе. Атаковали её фашисты в первый же день войны. Думали: день − и крепость у них в руках. Целый месяц держались наши солдаты. А когда сил не осталось и фашисты ворвались в крепость, последний её защитник написал штыком на стене: «Я умираю, но не сдаюсь».
Шли последние дни войны. (Слайд 19) Тяжёлые бои велись на улицах Берлина. Солдат Николай Масалов на одной из берлинских улиц, рискуя жизнью, под огнём врага вынес с места боя плачущую немецкую девочку. Война кончилась. В самом центре Берлина в парке на высоком холме возвышается сейчас памятник советскому солдату. Стоит он со спасённой девочкой на руках.
И, всё-таки наступил в войне переломный момент, и началось освобождение оккупированных территорий. (Слайд 20) 30 апреля 1945 года в 22 часа советские солдаты водрузили Красное Знамя на крышу Рейхстага − здания, в котором до 1045 года заседал парламент Германии. Очистив от фашистов территорию нашей страны, наши воины освободили от фашистского ига народы Европы. (Слайд 21) Немцам, все-таки, удалось пройти по Красной Площади, но шли они уже не как захватчики, а как пленные. Это случилось 17 июля 1944 года. Марш пленных немцев еще назвали «Парад побеждённых».
4 года шла война! В мае 1945 года после ожесточенных сражений наши войска взяли штурмом столицу Германии и повесили флаг своего отечества в центре Берлина. А в ночь с 8 на 9 мая немецким командованием был подписан договор о прекращении военных действий. (Слайд 22)
С той поры этот день стал нашим великим праздником − Днём Победы. (Слайд 23) Чудеса героизма и храбрости проявили наши люди, защищая от фашистов родную землю.
Учитель: Ребята, что для Вас является символом Дня Победы 9 мая 1945 года?
Учитель: Молодцы! (Слайд 24) Георгиевская ленточка – символ нашей победы и символ праздника. Надевающие ее проявляют уважение к памяти погибших и показывают, что помнят и чтут ветеранов.
Они выдавались совместно с медалью «За победу над Германией». Оранжевый и черный цвета означают огонь и дым. Это доблесть, отвага и смелость солдата, получившего медаль.
Учитель: 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади в ознаменовании победы прошел парад. (Слайд 25) Принимал его Маршал Жуков. Во время войны он проявил себя как один из величайших руководителей войск. В параде принимали участие солдаты и офицеры.
Учитель: Посмотрите, дети, на горящую свечу на слайде. (Слайд 26) На что похож огонек пламени?
Учитель: Умнички, на вечный огонь! Но этот огонь (у свечи) может в любой момент погаснуть. А где вы видели вечный огонь?
Учитель: Верно, есть огонь, который вызывает у людей особые чувства и особые воспоминания. (Слайд 27) Это огонь на могиле Неизвестного солдата – «Вечный огонь». А почему могила так называется?
Учитель: Много таких могил на нашей земле. В этих могилах похоронены останки солдат, погибших на поле битвы во время войны.
Родина помнит своих героев. В каждом городе, селе, есть памятники героям Великой Отечественной войны. (Слайд 28)
Вы, ребята, помните, какое было сегодня утро, и вчера, и каждый день! Как хорошо просыпаться и знать, что у тебя впереди прекрасный день и целая жизнь. Что тебе ничего не угрожает.
- Подведение итогов
Вед: В завершении нашего классного часа, давайте послушаем песню, посвященную победе в Великой Отечественной войне. Может быть, кто-нибудь знает, как она называется? («День Победы!»).
Вед: Правильно, «День Победы!». (Слайд 29)
(Ученики слушают композицию «Лев Лещенко – День Победы»)
Вед: Закончить наш классный час я хочу стихотворением Андрея Усачева (Слайд 30)