Областное бюджетное образовательное учреждений дополнительного образования “Званновская детская школа искусств»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
«ИСТОРИЧЕСКИЕ И МЕТОДИКО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА»
Работа представлена
концертмейстером
ОБОУ ДО « Званновская ДШИ»
Грищенко Ю.Г.
Званное 2025 г.
Содержание:
- Введение……………………………………………………………………………3
- Исторические аспекты концертмейстерской деятельности…………………..4
- Методико-педагогические основы и принципы работы
концертмейстера………….………………………………………………………5
- Список литературы………………………………………………………………9
Введение
Современное общество выставляет заказ на творчески активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.
Нацеленность современного образования на духовное обновление общества вызывает потребность к художественно-эстетическому росту и профессиональному становлению специалистов.
Расширяется влияние различных видов искусств на процесс образования. В Детской школе искусств роль концертмейстера подвергается влиянию со всех этих направлений, поэтому, несмотря на постоянное развитие в сфере образования, всегда нуждается в строгой определенности и упорядоченности.
Необходимость данной методической работы вызвана тем, что концертмейстерство, как один из видов профессиональной деятельности пианиста-музыканта, в совокупности с другими специальными направлениями образования (хореография, хоровое искусство и т.д.) занимает непосредственную роль в воспитании детей, формируя в них посредством музыки художественное восприятие и вкус, активность мышления, интерес к музыке всецело и потребности в совершенствовании собственной личности как неотъемлемой части культуры в целом.
Мастерство концертмейстера имеет глубокую специфику и профессиональную направленность. Оно требует от пианиста огромной силы воли, терпения, артистизма, разнообразия музыкально-исполнительских талантов и навыков, применения в профессиональной деятельности приобретенных многосторонних знаний и успешно апробированных на практике умений по курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы, педагогики – в их взаимосвязях.
Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличие у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, острота реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость.
Специфика работы концертмейстера в детской школе искусств требует особого подхода, универсальности, мобильности. Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности, которая (зачастую) не приносит внешнего успеха аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в общем труде всего коллектива.
Концертмейстер — одна из самых распространённых профессий среди пианистов, до сих пор очень востребованная и никогда не теряющая своей особой значимости и актуальности. Конечно, ведь профессионально настроенный на качественный результат концертмейстер – это половина успеха и уверенность в качественном результате.
Специфика работы концертмейстера в школе искусств состоит в том, что ему приходится сотрудничать с представителями разных художественных специальностей, и в этом смысле он должен быть «универсальным» музыкантом.
Искусство аккомпанемента — это такой ансамбль, в котором фортепиано принадлежит огромная, отнюдь не «подсобная» роль, далеко не исчерпывающаяся чисто служебными функциями гармонической и ритмической поддержки партнера. Правильнее было бы ставить вопрос не об аккомпанементе (как упрощенной роли подыгрывающего пианиста), а о создании ансамбля (вокального, хорового, инструментального и т.д.).
Целью данной работы является определение специфики деятельности концертмейстера, изучение и обобщение имеющихся практических исследований, методических рекомендаций и практического опыта в области творческой и педагогической деятельности концертмейстера для того, чтобы укрепить собственные профессиональные позиции в качестве концертмейстера.
Исторические аспекты концертмейстерской деятельности
Если обратиться к истории концертмейстерской деятельности, то можно отметить, что многие десятилетия понятие «концертмейстер» обозначало музыканта, руководившего оркестром, затем группой инструментов в оркестре.
Концертмейстерство, как отдельный вид исполнительства, появился во второй половине XIX века, когда большое количество романтической камерной инструментальной и песенно-романсовой лирики потребовало особого умения аккомпанировать солисту. Этому также способствовало расширение количества концертных залов, оперных театров, музыкальных учебных заведений. В то время концертмейстеры, как правило, были «широкого профиля» и умели делать многое: играли с листа хоровые и симфонические партитуры, читали в различных ключах, транспонировали фортепианные партии на любые интервалы.
Почти все выдающиеся композиторы занимались аккомпанементом. Стоит вспомнить яркие примеры сотрудничества Шуберта с Фогелем, Мусоргского с Леоновой, Рахманинова с Шаляпиным, Метнера с Шварцкопф. В XIX веке конечной целью всех консерваторских классов, как в Петербурге, так и в Москве, была подготовка выпускников – так называемых свободных художников – к многообразной практической деятельности в сфере музыки. Образцом здесь служили разносторонние творческие устремления выдающихся пианистов, в равной мере подготовленных к творчеству в области сольного и ансамблевого исполнительства, концертирования с оркестром, дирижирования, аккомпанемента (певцам и инструменталистам). Достойным подражания примером в русской музыкальной культуре может служить деятельность братьев Рубинштейн, М. Мусоргского, В. Сафонова, Ф.Блюменфельда. Великие советские пианисты Игумнов, Гольденвейзер, Нейгауз, Рихтер, Гинзбург и многие другие считали полезным появляться периодически на концертной эстраде в качестве аккомпаниаторов-ансамблистов. Выдающийся английский пианист Дж. Мур выступал аккомпаниатором таких признанных мастеров, как Д. Фишер-Дискау, Э. Шварцкопф, Э. Минухин.
Со временем исторически объективные процессы обусловили тенденцию узкой специализации (в средних и высших музыкальных заведениях открылись классы концертмейстерского мастерства), что во многом сказалось на разделении сольной и ансамблевой деятельности пианистов. Появилась возможность достичь впечатляющих результатов не только в сольном, но и в ансамблевом, в частности, аккомпаниаторском искусстве. Доказательство тому — выдающаяся творческая практика замечательных пианистов-концертмейстеров М. Бихтера, С. Давыдовой, М. Карандашовой, А. Ерохина, В. Ямпольского, Е. Шендеровича, В. Чачаева и др.
В настоящее время в России стали проводиться конкурсы-фестивали концертмейстеров, на которых, помимо состязаний музыкантов, обсуждаются такие проблемы, как «несоответствие сложнейших задач, стоящих перед концертмейстером», «место, которое по большей части отводится концертмейстерам», а также «диспропорции в уровне оплаты музыкантов».
Искусству аккомпанемента и вопросам концертмейстерской деятельности специально посвящены исследования Н. Крючкова, А. Люблинского и Е. Шендеровича. Эти авторы, в частности, подробно освещают важные для концертмейстера методические аспекты работы над чтением с листа и транспонированием. Немало ценного материала, в том числе практических советов концертмейстерам, содержится в книге Дж. Мура «Певец и аккомпаниатор». Сейчас искусство аккомпанемента расценивается как состояние – это качественно новое понятие, которое вобрало в себя весь исторический опыт развития концертмейстерского искусства.
Методико-педагогические основы и принципы работы концертмейстера
Прежде всего, концертмейстер должен хорошо владеть инструментом – как в техническом, так и в музыкальном плане. Концертмейстерская область музицирования предполагает владение как всем арсеналом пианистического мастерства, так и множеством дополнительных умений, таких как навык сорганизовать партитуру, «выстроить вертикаль», обеспечить живую пульсацию музыкальной ткани, дать дирижеру сетку и т.п. Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью, хорошим музыкальным слухом, воображением, умением охватить образную сущность и форму произведения, артистизмом, способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении. Концертмейстер должен научиться быстро осваивать музыкальный текст, отличая существенное от менее важного.
Концертмейстер должен обладать рядом положительных психологических качеств. Так, внимание концертмейстера – это внимание совершенно особого рода. Оно многогранно: его надо распределять не только между двумя собственными руками, но и относить к исполнителю (солисту, хору, ансамблю, инструменталисту, танцевальной группе и т.д.) – главному действующему «лицу». В каждый момент важно, что и как делают пальцы, как используется педаль, слуховое внимание занято звуковым балансом, которое представляет основу основ ансамблевого музицирования, звуковедением у исполнителя; ансамблевое внимание — следит за воплощением единства художественного замысла. Такое напряжение внимания требует огромных затрат физических и душевных сил.
Воля и самообладание – качества, также необходимые концертмейстеру. При возникновении каких-либо музыкальных неполадок, происшедших на эстраде, он должен твердо помнить, что ни останавливаться, ни поправлять свои ошибки недопустимо, как и выражать свою досаду на ошибку мимикой или жестом.
Одним из важных аспектов деятельности концертмейстера является способность бегло читать с листа. При этом, хотя бы, предварительный просмотр произведения в целом обязателен даже при самых минимальных требованиях осмысленного исполнения. По существу в практике, в профессиональных условиях, так всегда и бывает. Чтение с листа – это органическая составная часть общего музыкально-исполнительского потенциала, и без этого умения ни один пианист не сможет стать крупным музыкантом-художником.
Для того, чтобы понять художественную сущность произведения, нужно уметь быстро осваивать музыкальный текст, охватывая его комплексно. Научиться сразу понимать, как строится произведение, какова его структура, художественная идея и, следовательно, его темп, характер, направленность образного развития, темброво-динамическое решение – цель данного навыка.
Не всегда репертуар, исполняемый концертмейстером, бывает ему технически доступен или, по крайней мере, не всегда пианист имеет достаточно времени, чтобы овладеть технической стороной исполнения в совершенстве. В таких случаях следует предпочесть целесообразные упрощения фактуры основного содержания произведения. Особенно часто такая необходимость может встретиться при игре оперного или балетного клавира. Часто подобные изменения полезны не только в целях упрощения фактуры, но и для достижения лучшей звучности.
Специфика работы концертмейстера предполагает желательность, а в некоторых случаях и необходимость обладания такими умениями, как подбор на слух сопровождения к мелодии, элементарная импровизация вступления, отыгрышей, заключения, варьирование фортепианной фактуры аккомпанемента при повторениях куплетов и т.п. Конкретное фактурное оформление подбираемого и импровизируемого сопровождения должно отражать два главных показателя содержания мелодии – ее жанр и характер.
В обязанности концертмейстера входит участие в решении образовательных и воспитательных задач. Естественно, образование невозможно без верного помощника педагога — концертмейстера, обязательно присутствующего на всех занятиях и репетициях. Концертмейстер, по сути, является «соучастником», единомышленником и самым надежным спутником педагога на протяжении всего учебного процесса. Преподаватель и концертмейстер – это единое целое, без которого невозможно достижение поставленных перед учащимися творческих задач, способствующих полноценному их развитию, для гармоничного духовного и физического развития, раскрытия их внутреннего мира и творческой одаренности.
В процессе всего периода обучения концертмейстер, как и педагог, несёт такую же нагрузку и ответственность за обучение, развитие и воспитание, как системообразующие триединство образования.
Пианисту-концертмейстеру в процессе работы необходимо овладеть навыками общения с младшими и старшими возрастными категориями детей. Вместе с преподавателем концертмейстер проходит путь от создания образа до выступления на сцене.
Какова же роль концертмейстера в музыкально-эстетическом развитии детей? Кто, как не концертмейстер, разовьёт у воспитанников музыкальный слух, музыкально-ритмические навыки, привьёт им музыкально-эстетический вкус.
К примеру: при первом исполнении хорового (вокального, инструментального) сочинения на фортепиано концертмейстер должен увлечь и заинтересовать исполнителей. Ему следует точно передать музыкальный текст, передать художественный образ. Через показ на инструменте обращает внимание на чистоту интонирования, характер звучания, фразировку, ритм. Концертмейстер — это аранжировщик, репетитор и правая рука педагога класса, целенаправленно выполняющий свои профессиональные задачи.
Первостепенной задачей концертмейстера на занятиях в классе хореографии является музыкально-ритмическое воспитание. Музыкально-ритмические движения – вид деятельности, в основе которого лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала. Музыкально-ритмическая деятельность дает правильные двигательные навыки, обеспечивает формирование умения управлять движениями тела. Значит, необходима база знаний, умений и навыков. Хореографическую базу воспитанникам дает педагог-хореограф, а музыкальную – концертмейстер.
В ходе учебного процесса могут возникать ситуации, когда при отсутствии в коллективе педагога, концертмейстер проводит занятия самостоятельно. В этом случае концертмейстер готов взять на себя ответственную функцию педагога. Так концертмейстер хора помогает группам хора и солистам в разучивании партий. При этом концертмейстер, выполняя функции педагога, должен знать и учитывать такие моменты, как степень знания хористами музыкального материала, особенности дыхания, интонационные трудности сочинения и методы их преодоления, степень развития слуховых и певческих данных хористов, их музыкального мышления. То же касается работы концертмейстера с инструменталистами.
В классе хореографии концертмейстер, по возможности, тоже может провести занятие без участия педагога. В данной ситуации особенности работы концертмейстера хореографического коллектива требуют глубоких знаний музыки и хореографии, умения свое пианистическое искусство поставить на службу танцу.
Финальная точка в процессе обучения — это подготовка воспитанников к выступлению. Вот тут без помощи концертмейстера педагогу не обойтись. Для хора (солиста, инструменталиста) это означает настрой на эмоциональное ответственное исполнение, помощь в построении групп хора за кулисами. Участникам хореографического отделения — переодеть, причесать, сделать макияж. Всё это необходимо делать, т.к. здесь педагогу-хореографу, руководителю коллектива, приходится делать всё самому. И, конечно же, здесь совершенно необходима помощь концертмейстера.
В итоге, хочется отметить, что в моем понимании, профессия концертмейстера представляет собой самостоятельный вид искусства аккомпанемента. В одной работе невозможно охватить все аспекты обширной и творческой деятельности концертмейстера. Сегодня мы коснулись только некоторых её сторон.
Главная черта профессионального мастерства концертмейстера — это способность воздействия на аудиторию путём передачи внутреннего содержания художественного образа методом сценического перевоплощения. Именно в этом и состоит его артистизм. Исполнительская деятельность — это одно из важнейших средств повышения концертмейстером своего мастерства. Строгость и выразительность движений концертмейстера во время исполнения влияет на восприятие слушателей зала во время концерта.
Концертмейстерская деятельность всегда рассматривается с практической точки зрения. Основательные методические разработки по этому вопросу отсутствуют. Поэтому профессиональная деятельность концертмейстера требует от пианиста применения многосторонних знаний и умений по курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы, педагогики и психологии. Право на такую роль может иметь далеко не каждый концертмейстер – оно завоёвывается авторитетом солидных знаний, постоянной творческой собранностью, волей, бескомпромиссностью художественных требований, неуклонной настойчивостью, ответственностью в достижении нужных художественных результатов в собственном музыкальном совершенствовании. Концертмейстер — это призвание педагога, и труд его по своему предназначению сродни труду педагога.
Список литературы
- Горошко Н.Н. Современная подготовка пианиста-концертмейстера:
узкой направленности к разностороннему воспитанию
исполнительского мастерства // Музыкальное образование на пороге 21
века в контексте эволюции отечественного музыкального искусства:
Материалы Российской научно-практической конференции 17-18
декабря 1998 г. / Оренбург. гос. пед ун-т; Ред. колл.: М.С. Каргопольцев
Г.П. Коломиец и др. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1998
- Кубанцева Е.И. Методика работы над фортепианной партией
пианиста-концертмейстера // Музыка в школе. – 2001. – № 4.
- Кубанцева Е.И. Процесс учебной работы концертмейстера с солистом
и хором // Музыка в школе. – 2001. – № 5.
- Музыкальный энциклопедический словарь / Ред. Г.В. Келдыш. – Изд.
2-е. – М.: «Большая Российская Энциклопедия», 1998.
- Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления
педагога. – М.: Музыка, 1996. – 207 с.