Балахонцева Светлана Анатольевна
Преподаватель
МБУ ДО «Детская школа искусств» города Можги Удмуртской Республики.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №193094
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Методических разработок и педагогических идей «Грани мастерства педагогов дополнительного образования»
Наименование конкурсной работы: План - конспект урока по предмету «Хор» «Развитие эмоциональности и творческой свободы в работе над народной песней»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №193094


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования “Детская школа  искусств” города Можги

 

План – конспект   урока по предмету «Хор»                      

с группой обучающихся 5 – 8 классов по  Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение»

 

Тема:   «Развитие эмоциональности и творческой свободы в работе над народной песней»                                                                                             

Составитель: преподаватель Балахонцева Светлана Анатольевна

г. Можга 2025г.

Введение

В наше время дети чаще всего предоставлены сами себе, телевизору, компьютеру, телефону. Они лишены живого общения, которое в значительной степени обогащает чувственную сферу, поэтому  развитие эмоциональности и творчества, это одна из важных ступеней в воспитании, развитии ребёнка в целом.

Музыкальное развитие детей имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие:  развиваются воображение, фантазия, обостряется восприятие, активизируется творческая работа.

 Для того чтобы хорошо, выразительно петь, необходимо иметь не только хорошо развитый певческий голос и музыкальный слух, но так же и хорошо развитую эмоциональную сторону. Именно при ней, даже при небольшом певческом голосе, пение приобретает способность воздействовать на сердца слушателей, то есть в пении должна быть гармоническая согласованность голоса, слуха и эмоций, что во многом зависит от музыкального воспитания. Если, у учащихся с самого начала обучения внимание фиксируется исключительно на развитии техники пения и всякие эмоциональные проявления на хоровых занятиях пресекаются, то это со временем приведет к изоляции слухомоторики от эмоциональной сферы, а следовательно, к эмоциональной «сухости» исполнения.

Отсюда следует, что работа,  направленная на развитие эмоциональности и творческой свободы, очень актуальна и  важна. 

Для открытого урока я не случайно взяла группу старшего хора. У некоторых детей с возрастом появляется  внутренняя и внешняя зажатость, теряется детская наивность и доверчивость, которая присутствует в младшем хоре. Моя задача, как преподавателя – не только не растерять этих качеств по мере взросления учащихся, но и развивать, совершенствовать их дальше. Поэтому я нахожусь в постоянном поиске методов раскрепощения детей. Некоторые моменты и приёмы, которые мне кажутся эффективными, я раскрываю в открытом  уроке. 

В первую очередь это репертуар. Что, как не народная песня, с её доступным, разнообразным материалом: игра, подражание, жизненные, понятные детям ситуации, импровизация, герои, с ярко выраженными характерами даёт возможность раскрыть эмоциональный и творческий потенциал детей.

 

План конспект

Преподаватель – Балахонцева Светлана Анатольевна

Предмет – Хор

Тема урока«Развитие эмоциональности и творческой свободы в работе над народной песней»

Цель урока – Всестороннее развитие творческих способностей учащихся, формирование у учащихся навыков хорового пения и эмоционального отклика на музыку.

Задачи урокаобучающая;

– дать понятие о разнообразии музыкальных образов и настроений;                                                                                             – научить эмоционально, исполнять произведения, используя различные приемы (инсценировка, сценическое движение, работа мимикой лица);

развивающая:

– развивать творческую фантазию, воображение;                                            

– активизировать слуховое восприятие;

воспитательная:

– воспитывать эмоциональное отношение к исполняемому произведению;                                                                                                 

– формировать навык общения в группе детей;                                          

– расширять музыкальный кругозор;                                                         

  – мотивировать детей к исполнению вокальных произведений вне учебного процесса, в самостоятельной деятельности.

Тип урока – урок – повторение, закрепление умений и навыков.

Название учебной группы – Группа старшего хора хорового отделения.

Год обучения – 5,6,7,8 классы.

Продолжительность урока – 30 минут

 

Ход урока

  • Организационный этап
  • Приветствие детей, настрой на работу на уроке.

–  аплодисменты при входе преподавателей в класс.                                                    

Цель – позитивный настрой на работу.                                                                                

– «Здравствуйте» по Т53 вниз с движением рук (на внимание).                                       

Цель – настроить внимание обучающихся на  хормейстера и его руки.  

  • Упражнения на развитие правильного певческого дыхания.                                              
  • – Упражнение «Лыжи» (взять в руки воображаемые лыжные палки и со звуком «щ» делать резкий выдох, при этом мышцы живота работают как при отталкивании палками).                                                                                                   
  • Цель – правильное певческое дыхание, расслабление мышц плечевого пояса, развитие воображения.
  • Упражнения на развитие гармонического слуха.                                                                       
  • – Интонирование ч5 закрытым ртом сначала вверх и вниз по полутонам, затем тоновые переходы.                                                                                                       
  • – Добавить к ч5 мажорный терцовый тон и петь мажорное трезвучие по такой же схеме.                                                                                                                              
  • – Понизить терцовый тон и петь минорное трезвучие.                                                       
  •   – По окончании перейти в мажор и каждая партия на своём звуке из закрытого положения рта переходят в поочерёдно на crescendo в гласные «у» – «о» – «а». Точное снятие аккорда по руке.                                                                                                              
  • Цель – настроить обучающихся на многоголосное пение, активизировать гармонический слух.
  • Упражнение на развитие эмоциональной подачи звука.                                                     
  • – На слоги «вью – я», повторить за преподавателем мелодию (на каждом уроке разная импровизация) с различным эмоциональным подтекстом (горя, радости, грусти, упрека и т.д.).                                                                                        
  • Цель развитие эмоциональной выразительности голоса, а так же развитие музыкальной памяти.
  • Упражнения на развитие певческого диапазона.                                                                  
  • – На слоги «ми – я» поём развёрнутое мажорное трезвучие с переходом в D34  и разрешением в тонику. Сначала в унисон, затем двухголосие. Звуковедение легато и стаккато с паузами по усмотрению преподавателя (на внимание)                                                                                  
  • Цель –  развитие певческого диапазона, гармонического и мелодического слуха, активизация внимания.           
  1. Упражнение на свободу движения и дикцию.                                                                           
  2. Эстонская нар. песня «Хороводы заводите» исполнить с движениями.                                                                                             
  3. Цель – активизировать дикцию, научить красиво и достойно двигаться на сцене.  
  • Основной этап. Работа над произведениями
  • р. н. п. «В сыром бору тропина», обработка О. Кузнецова
  • Актуализация знаний. Наводящие вопросы: К какому виду народной  песни относится? (Хороводная – игровая). 
  • Зачитать полный  текст (в этой обработке не все куплеты), поговорить о подтексте.
  • Какими музыкальными средствами выразительности воспользовался композитор, чтобы охарактеризовать героев песни? ( Лад, динамика, звуковедение)
  • Закрепить переход из e – moll в G – dur. Показать звуком характер, настроение главных героев, динамическое развитие от первого до четвёртого куплета. 
  • «Веснянка» Обработка А. Чернецова
  • Упражнение «Лампа»                                                                                         
  • – по щелчку поднять голову, на лице –  искусственно сияющая улыбка ( белый, офисный свет лампы). – положить руки на грудь, в область сердца, вспомнить самый дорогой, наполненный любви и счастья момент. На лице появляется живая, светлая эмоция (жёлтый, домашний свет лампы)                                                            
  • Цель оживление и правдивость эмоционального состояния.
  • Повтор попевок «Жучик –  крючик, паучок, прилети к нам куличок» и «Кулик, из-за моря лети, лети до поля» с упражнением «Лампа».

Цель – сохранить эмоцию, полученную при упражнении «Лампа», в пении.

  • Инсценировка (импровизация, движение по сцене), закликаем весну.

Цель сохранить эмоцию, полученную при упражнении «Лампа», в пении с движением.

  • Р н п «Во зелёном бору». Северная скоморошина. Слова и музыка народные
  • Информация про скоморохов.

 –  Скоморохи, это первые певцы, музыканты, танцоры, артисты. Их шутки и прибаутки вскрывали большие и малые проблемы своего времени, были разящей сатирой.

  • Проговорить текст в ритме и в темпе. Добиться чёткой дикции и активных логических акцентов в тексте.
  • Исполнить вокально с выразительным подражанием звука, и хорошей дикцией.
  • Заключительный этап
  • Домашнее задание
  • Наш урок завершён, спасибо за работу. Аплодисменты.
План – конспект урока по предмету «Хор» «Развитие эмоциональности и творческой свободы в работе над народной песней»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram