Зайцева Альбина Андреевна

МАДОУ «Аликовский детский сад №1 «Салкус»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №193118
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс творческих, учебно-образовательных, исследовательских, научно-популярных проектов «Научно-образовательного центра педагогических проектов»
Наименование конкурсной работы: Проект «Технология использования мнемотехники у детей среднего дошкольного возраста по формированию связной речи»
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №193118


 

 Проект

 «Технология использования мнемотехники у детей среднего дошкольного возраста по формированию связной речи»

 за 2024 – 2025 учебный год

 

Проект Технология использования мнемотехники у детей среднего дошкольного возраста для формирования связной речи.

Воспитатель Зайцева А.А.

 

Вид проекта: информационно-познавательно-творческий.

Продолжительность: 8 месяцев

Участники проекта: воспитатель, дети средней группы (4-5 лет), родители.

 

Актуальность.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста является одной из главных задач детского сада на современном этапе.

Очень важно научить ребенка выражать свои мысли грамотно, последовательно, точно, выделяя главное в своём рассказе.

Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок сможет давать развернутые ответы на вопросы, последовательно, полно и аргументировано излагать свои мысли, воспроизводить содержание текстов, составлять рассказы, сказки.

Связная речь является основным показателем умственного развития дошкольника, средством общения со сверстниками и взрослыми, необходимым условием успешного обучения в школе.

В настоящее время у детей все чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

Обучение связной речи – трудоемкий процесс. Особенно трудно он дается в среднем дошкольном возрасте. Чтобы облегчить детям формирование связной речи, в своей педагогической практике мы решили использовать современный метод – мнемотехнику.

Дошкольный возраст — это возраст образных форм, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т. п.)

По нашему мнению, мнемотехника является эффективным средством развития связной речи дошкольников.

Мнемотехника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен.

Особенность методики – применения не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, а также эффективнее развивает связную речь дошкольников.

Гипотеза: эффективность формирования связной речи у детей среднего дошкольного возраста будет существенно повышена, если планировать и применять в работе приемы мнемотехники, а также комплексно использовать все средства и методы для развития связанности речи.

Проблема: наблюдая за воспитанниками группы, заметила, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать сказку, плохо запоминают стихотворения, с трудом воспроизводят литературный текст.

Цель: Повышение качества овладения детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет) связной монологической речью средствами мнемотехники.

Задачи:

  • Повысить уровень речевой активности детей.
  • Развивать связную монологическую речь.
  • Обогащать словарный запас.
  • Развивать умение с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи.
  • Формировать умение составлять рассказы по различным темам, личностные качества (преодолевается робость, застенчивость, умение свободно держаться перед аудиторией).
  • Упражнять в умении отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.
  • Формировать умение использовать схему-модель как план пересказа.
  • Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
  • Создать благоприятную развивающую среду для развития психических процессов: памяти, внимания, образного мышления.
  • Совершенствовать систему взаимодействия с родителями в процессе работы по теме проекта.
  • Помочь родителям овладеть приемами мнемотехники для формирования связной речи у детей в домашних условиях.

 

Ожидаемые результаты:

  • У детей повысится уровень речевой активности, появится связная монологическая речь.
  • Повысится самостоятельность детей в использовании речевых высказываний.
  • Сформируется умение рассказывать и запоминать различные рассказы, сказки, стихи при помощи мнемодорожек и мнемотаблиц.
  • Расширятся знания о характерных особенностях предметов и явлений окружающего мира, пополнится словарный запас.
  • Разовьются личностные качества (преодолеет робость, застенчивость, умение свободно держаться перед аудиторией, а также психические процессы (различные виды памяти, внимания, мышления).
  • Улучшатся показатели связности, последовательности речи детей посредством использования мнемотехники.
  • У детей сформируются умения использовать схему-модель как план пересказа.
  • Повысится компетентность родителей в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности с опорой на мнемотаблицы.

 

Этапы реализации проекта.

 

Подготовительный этап:

  • Анкетирование родителей;
  • Изучение Интернет-ресурсов;
  • Выявление уровня речевого развития детей группы;
  • Определение проблемы;
  • Подбор информации, методического материала для реализации проекта;
  • Формулирование цели и задач проекта;
  • Подбор наглядно-дидактического материала по теме использования в режимных моментах, занятиях, на прогулке;
  • Изготовление схем-моделей для пересказа знакомых сказок, заучивания стихов, запоминания литературных текстов;
  • Оформление информационного уголка для родителей по теме проекта;
  • Пополнение группы материалами мнемотехники (мнемотаблицы, мнемодорожки, наглядно-дидактическим материалом;
  • Разработка серии бесед, занятий по теме проекта;
  • Разработка перспективного плана работы по повышению уровня речевого развития детей;
  • Привлечение родителей к участию в проектной деятельности.

 

Основной этап.

  • Внедрение перспективного плана работы развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) средствами мнемотехники;
  • Презентация “Мнемотехника, как эффективное средство развития связной речи дошкольников“;
  • Картотека специальных символов, слов, мнемодорожек.
  • Цикл занятий с использованием приемов мнемотехники;
  • Чтение художественной литературы в соответствии с перспективным планом;
  • Создание центра речевого развития (пополнение мнемотаблицами, схемами);
  • Рассматривание наглядно-иллюстративного материала (мнемодорожки, мнемотаблицы, схемы);
  • Консультации для родителей («Мнемотехника как инструмент развития связной речи у детей дошкольного возраста»). 
  • Подбор художественных произведений (стихи, сказки);
  • Пополнение центра речевого развития материалами по теме проекта совместно с родителями;
  • Папка-передвижка для родителей «Речевое развитие детей 4-5 лет».

 

Заключительный

  • Итоговое мероприятие 
  • Анализ, обобщение и распространение опыта работы по результатам проекта. 

 

Перспективный план

 

Цель: Повышение уровня связной монологической речи детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) посредством методики мнемотехники.

Задачи:

  1. Знакомить детей со специальными словами и символами мнемотехники (рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено).
  2. Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
  3. Формировать умения детей осваивать принципы замещения (обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями, передача событий (рассказывание по мнемодорожкам).
  4. Развивать умение воспроизводить содержания мнемотаблицы.

 

Проектировочные способности:
– разработали перспективный план образовательной деятельности с детьми;
– спланировали игры и игровые упражнения по развитию связной речи с использованием мнемотехники;
– предусмотрели использования схем и моделей, которые были бы доступны детям данного возраста.

 

Исполнительские способности:
– научить детей преобразовывать абстрактные символы в образы и самим составлять схемы и воспроизводить их;
– использовать мнемосхемы для обогащения словарного запаса;
– применять мнемотаблицы для быстрого заучивания стихотворений;
– научить детей с помощью мнемосхем составлять описательные рассказы по лексическим темам, пересказывать сказки.
– отгадывать мнемозагадки;
– составлять предложения о по мнемодорожкам;
– развивать умение выполнять действия по инструкции педагога.
– Рассказывание сказок с использованием мнемотаблиц.

 

 План работы с родителями 

  • Папка-передвижка «Развитие речи детей 4-5 лет»

Цель: знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития детей.

  • Памятка «Принципы работы по мнемотаблице».  

Цель: познакомить родителей с понятием мнемотехника.

  • Доклад на родительском собрании «Разучивание стихотворений с помощью мнемотехники» 

Цель: познакомить родителей с последовательностью работы по данной теме.

  • Консультации: «Как подружить ребёнка с книгой», «Обогащение словаря ребёнка в домашних условиях», «Личная библиотека вашего ребёнка», «О чём и как беседовать с ребенком после чтения».

 

Месяц Работа с детьми
Сентябрь 
    • Диагностика «Речевое развитие детей 4-5 лет». Анализ результатов.
  • Работа с методической литературой. 

Цель: изучить задачи, условия и методику обучения по развитию речи детей посредством мнемотехники.

  • Разработка плана работы по данной теме.
  • Изготовление картотеки мнемотаблиц к сказкам.
  • Составление цикла занятий с использованием приёмов мнемтехники.
  • Заучивание стихотворения В.Нирович «Листопад» с помощью мнемотаблицы. 

Цель: учить детей запоминать стихотворение при помощи образов.

  • Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»

Цель: учить составлять небольшой рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы.

  • Описание игрушек «Собаки и лисы»

Цель: учить составлять небольшой описательный рассказ с помощью мнемотаблицы.

  • Пересказ рассказа «Как лиса птицам помогала»

Цель: учить пересказывать текст с помощью мнемотаблицы, которую составили совместно с воспитателем.

  • Пересказ рассказа «Бежал ёжик по дорожке»

 Цель: учить пересказывать текст с помощью мнемотаблицы, которую составили совместно с воспитателем.

Октябрь 
  • Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»

 Цель: учить составлять небольшой описательный рассказ с помощью мнемотаблицы.

  • Составление описательного рассказа о питомцах

 Цель: учить составлять небольшой описательный рассказ с помощью мнемотаблицы.

  • Пересказ текста «Почему петушок не верит лисе» 

Цель: учить пересказывать текст с помощью мнемотаблицы, которую составили совместно с воспитателем.

  • Изготовление мнемотаблиц для заучивания стихотворений «Вышла Маша на крыльцо», «Сшили Тане сарафанчик».

Цель: подготовка наглядного материала для последующего использования на занятиях.

  • Составление рассказа «Осень».

Цель: упражнять в умении составлять связный рассказ по схеме-модели.

Ноябрь 
  • «История про меня»

Цель: предложить сочинить интересную историю из личного опыта. Развивать связную речь. Воспитывать желание делиться своими историями.

  • Отгадывание загадки, зашифрованной в мнемодорожке.
  • «Зимняя одежда», «Зима»

Цель: продолжать формировать умение работать с мнемотаблицами, развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями, подбирая слова-признаки и передавая содержание текста полно и последовательно. 

  • Изготовление мнемотаблиц для заучивания стихотворений по теме «Зима»

Цель: подготовка наглядного материала для последующего использования на занятиях.

  • Составление рассказа «Мебель».

Цель: упражнять в умении составлять связный рассказ по схеме-модели.

  • Придумывание загадок-описаний об игрушках

Цель: упражнять в умении составлять связный рассказ по схеме-модели

Декабрь 
  • Составление рассказа о любимой игрушке

Цель: продолжать формировать умение работать с мнемотаблицами, закрепить умение работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, способствовать развитию наглядно-образного мышления.

  • Отгадывание загадки, зашифрованной в мнемодорожке.
  • Заучивание стихотворения «Снегири» с помощью мнемотаблицы
  • «Зимние забавы»

Цель: учить составлять небольшой описательный рассказ, отражающей содержание картины с помощью мнемотаблицы.

  • Пересказ сказки «Заюшкина избушка» 

Цель: учить пересказывать текст с помощью мнемотаблицы, которую составили совместно с воспитателем.

Январь 
  • «Любимые сказки»

Цель: учить передавать содержание знакомой сказки, используя мнемотаблицу, развивать умственную активность.

  • Пересказ произведения из сборника Т.А.Куликовской «Сказки-пересказки» 

Цель: учить пересказывать текст с помощью мнемотаблицы, которую составили совместно с воспитателем.

  • Составление детьми своей таблицы-схемы по заранее приготовленным картинкам к сказкам.
Февраль 
  • Пересказ произведения из сборника Т.А.Куликовской «Сказки-пересказки» 

Цель: учить пересказывать текст с помощью мнемотаблицы, которую составили совместно с воспитателем.

  • Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята» 

Цель: закреплять умение последовательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст, используя приёмы мнемотехники.

  • «Мои защитники»

Цель: расширять словарь существительных по теме «Мои защитники», развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу.

  • Заучивание стихотворений об армии и защитниках Отечества по мнемотаблице.
Март
  • «Мамочка любимая моя»

Цель: воспитывать любовь, бережное отношение к матери, продолжать развивать умение соотносить символы с образами, повторение стихов к утреннику с использованием схем.

  • Пересказ произведения из сборника Т.А.Куликовской «Сказки-пересказки» 

Цель: учить пересказывать текст с помощью мнемотаблицы, которую составили совместно с воспитателем.

  • «Как я помогаю маме» 

Цель: активизация словаря существительных, прилагательных по теме «Семья», составление рассказа из личного опыта, самостоятельное составление мнемодорожки.

  • Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка».

Цель: учить пересказывать текст с помощью мнемотаблицы, которую составили совместно с воспитателем.

Апрель
  • Пересказ произведения из сборника Т.А.Куликовской «Сказки-пересказки» 

Цель: учить пересказывать текст с помощью мнемотаблицы, которую составили совместно с воспитателем.

  • Составление рассказа «День рождения Тани»; Составления описания животных по картинкам 

Цель: учить составлять небольшой описательный рассказ, с помощью мнемотаблицы.

  • Заучивание стихотворений о весне.
  • Составления описания по лексической теме «Овощи» Цель: учить составлять небольшой описательный рассказ, с помощью мнемотаблицы.
Май 
  • Пересказ произведения из сборника Т.А.Куликовской «Сказки-пересказки» 

Цель: учить пересказывать текст с помощью мнемотаблицы, которую составили совместно с воспитателем.

  • Проведение диагностики
Проект «Технология использования мнемотехники у детей среднего дошкольного возраста по формированию связной речи»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram