Проект
«Технология использования мнемотехники у детей среднего дошкольного возраста по формированию связной речи»
за 2024 – 2025 учебный год
Проект Технология использования мнемотехники у детей среднего дошкольного возраста для формирования связной речи.
Воспитатель Зайцева А.А.
Вид проекта: информационно-познавательно-творческий.
Продолжительность: 8 месяцев
Участники проекта: воспитатель, дети средней группы (4-5 лет), родители.
Актуальность.
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста является одной из главных задач детского сада на современном этапе.
Очень важно научить ребенка выражать свои мысли грамотно, последовательно, точно, выделяя главное в своём рассказе.
Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок сможет давать развернутые ответы на вопросы, последовательно, полно и аргументировано излагать свои мысли, воспроизводить содержание текстов, составлять рассказы, сказки.
Связная речь является основным показателем умственного развития дошкольника, средством общения со сверстниками и взрослыми, необходимым условием успешного обучения в школе.
В настоящее время у детей все чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.
Обучение связной речи – трудоемкий процесс. Особенно трудно он дается в среднем дошкольном возрасте. Чтобы облегчить детям формирование связной речи, в своей педагогической практике мы решили использовать современный метод – мнемотехнику.
Дошкольный возраст — это возраст образных форм, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т. п.)
По нашему мнению, мнемотехника является эффективным средством развития связной речи дошкольников.
Мнемотехника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен.
Особенность методики – применения не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, а также эффективнее развивает связную речь дошкольников.
Гипотеза: эффективность формирования связной речи у детей среднего дошкольного возраста будет существенно повышена, если планировать и применять в работе приемы мнемотехники, а также комплексно использовать все средства и методы для развития связанности речи.
Проблема: наблюдая за воспитанниками группы, заметила, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать сказку, плохо запоминают стихотворения, с трудом воспроизводят литературный текст.
Цель: Повышение качества овладения детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет) связной монологической речью средствами мнемотехники.
Задачи:
- Повысить уровень речевой активности детей.
- Развивать связную монологическую речь.
- Обогащать словарный запас.
- Развивать умение с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи.
- Формировать умение составлять рассказы по различным темам, личностные качества (преодолевается робость, застенчивость, умение свободно держаться перед аудиторией).
- Упражнять в умении отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.
- Формировать умение использовать схему-модель как план пересказа.
- Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
- Создать благоприятную развивающую среду для развития психических процессов: памяти, внимания, образного мышления.
- Совершенствовать систему взаимодействия с родителями в процессе работы по теме проекта.
- Помочь родителям овладеть приемами мнемотехники для формирования связной речи у детей в домашних условиях.
Ожидаемые результаты:
- У детей повысится уровень речевой активности, появится связная монологическая речь.
- Повысится самостоятельность детей в использовании речевых высказываний.
- Сформируется умение рассказывать и запоминать различные рассказы, сказки, стихи при помощи мнемодорожек и мнемотаблиц.
- Расширятся знания о характерных особенностях предметов и явлений окружающего мира, пополнится словарный запас.
- Разовьются личностные качества (преодолеет робость, застенчивость, умение свободно держаться перед аудиторией, а также психические процессы (различные виды памяти, внимания, мышления).
- Улучшатся показатели связности, последовательности речи детей посредством использования мнемотехники.
- У детей сформируются умения использовать схему-модель как план пересказа.
- Повысится компетентность родителей в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности с опорой на мнемотаблицы.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
- Анкетирование родителей;
- Изучение Интернет-ресурсов;
- Выявление уровня речевого развития детей группы;
- Определение проблемы;
- Подбор информации, методического материала для реализации проекта;
- Формулирование цели и задач проекта;
- Подбор наглядно-дидактического материала по теме использования в режимных моментах, занятиях, на прогулке;
- Изготовление схем-моделей для пересказа знакомых сказок, заучивания стихов, запоминания литературных текстов;
- Оформление информационного уголка для родителей по теме проекта;
- Пополнение группы материалами мнемотехники (мнемотаблицы, мнемодорожки, наглядно-дидактическим материалом;
- Разработка серии бесед, занятий по теме проекта;
- Разработка перспективного плана работы по повышению уровня речевого развития детей;
- Привлечение родителей к участию в проектной деятельности.
Основной этап.
- Внедрение перспективного плана работы развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) средствами мнемотехники;
- Презентация “Мнемотехника, как эффективное средство развития связной речи дошкольников“;
- Картотека специальных символов, слов, мнемодорожек.
- Цикл занятий с использованием приемов мнемотехники;
- Чтение художественной литературы в соответствии с перспективным планом;
- Создание центра речевого развития (пополнение мнемотаблицами, схемами);
- Рассматривание наглядно-иллюстративного материала (мнемодорожки, мнемотаблицы, схемы);
- Консультации для родителей («Мнемотехника как инструмент развития связной речи у детей дошкольного возраста»).
- Подбор художественных произведений (стихи, сказки);
- Пополнение центра речевого развития материалами по теме проекта совместно с родителями;
- Папка-передвижка для родителей «Речевое развитие детей 4-5 лет».
Заключительный
- Итоговое мероприятие
- Анализ, обобщение и распространение опыта работы по результатам проекта.
Перспективный план
Цель: Повышение уровня связной монологической речи детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) посредством методики мнемотехники.
Задачи:
- Знакомить детей со специальными словами и символами мнемотехники (рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено).
- Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
- Формировать умения детей осваивать принципы замещения (обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями, передача событий (рассказывание по мнемодорожкам).
- Развивать умение воспроизводить содержания мнемотаблицы.
Проектировочные способности:
– разработали перспективный план образовательной деятельности с детьми;
– спланировали игры и игровые упражнения по развитию связной речи с использованием мнемотехники;
– предусмотрели использования схем и моделей, которые были бы доступны детям данного возраста.
Исполнительские способности:
– научить детей преобразовывать абстрактные символы в образы и самим составлять схемы и воспроизводить их;
– использовать мнемосхемы для обогащения словарного запаса;
– применять мнемотаблицы для быстрого заучивания стихотворений;
– научить детей с помощью мнемосхем составлять описательные рассказы по лексическим темам, пересказывать сказки.
– отгадывать мнемозагадки;
– составлять предложения о по мнемодорожкам;
– развивать умение выполнять действия по инструкции педагога.
– Рассказывание сказок с использованием мнемотаблиц.
План работы с родителями
- Папка-передвижка «Развитие речи детей 4-5 лет»
Цель: знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития детей.
- Памятка «Принципы работы по мнемотаблице».
Цель: познакомить родителей с понятием мнемотехника.
- Доклад на родительском собрании «Разучивание стихотворений с помощью мнемотехники»
Цель: познакомить родителей с последовательностью работы по данной теме.
- Консультации: «Как подружить ребёнка с книгой», «Обогащение словаря ребёнка в домашних условиях», «Личная библиотека вашего ребёнка», «О чём и как беседовать с ребенком после чтения».
Месяц | Работа с детьми |
Сентябрь |
Цель: изучить задачи, условия и методику обучения по развитию речи детей посредством мнемотехники.
Цель: учить детей запоминать стихотворение при помощи образов.
Цель: учить составлять небольшой рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы.
Цель: учить составлять небольшой описательный рассказ с помощью мнемотаблицы.
Цель: учить пересказывать текст с помощью мнемотаблицы, которую составили совместно с воспитателем.
Цель: учить пересказывать текст с помощью мнемотаблицы, которую составили совместно с воспитателем. |
Октябрь |
Цель: учить составлять небольшой описательный рассказ с помощью мнемотаблицы.
Цель: учить составлять небольшой описательный рассказ с помощью мнемотаблицы.
Цель: учить пересказывать текст с помощью мнемотаблицы, которую составили совместно с воспитателем.
Цель: подготовка наглядного материала для последующего использования на занятиях.
Цель: упражнять в умении составлять связный рассказ по схеме-модели. |
Ноябрь |
Цель: предложить сочинить интересную историю из личного опыта. Развивать связную речь. Воспитывать желание делиться своими историями.
Цель: продолжать формировать умение работать с мнемотаблицами, развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями, подбирая слова-признаки и передавая содержание текста полно и последовательно.
Цель: подготовка наглядного материала для последующего использования на занятиях.
Цель: упражнять в умении составлять связный рассказ по схеме-модели.
Цель: упражнять в умении составлять связный рассказ по схеме-модели |
Декабрь |
Цель: продолжать формировать умение работать с мнемотаблицами, закрепить умение работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, способствовать развитию наглядно-образного мышления.
Цель: учить составлять небольшой описательный рассказ, отражающей содержание картины с помощью мнемотаблицы.
Цель: учить пересказывать текст с помощью мнемотаблицы, которую составили совместно с воспитателем. |
Январь |
Цель: учить передавать содержание знакомой сказки, используя мнемотаблицу, развивать умственную активность.
Цель: учить пересказывать текст с помощью мнемотаблицы, которую составили совместно с воспитателем.
|
Февраль |
Цель: учить пересказывать текст с помощью мнемотаблицы, которую составили совместно с воспитателем.
Цель: закреплять умение последовательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст, используя приёмы мнемотехники.
Цель: расширять словарь существительных по теме «Мои защитники», развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу.
|
Март |
Цель: воспитывать любовь, бережное отношение к матери, продолжать развивать умение соотносить символы с образами, повторение стихов к утреннику с использованием схем.
Цель: учить пересказывать текст с помощью мнемотаблицы, которую составили совместно с воспитателем.
Цель: активизация словаря существительных, прилагательных по теме «Семья», составление рассказа из личного опыта, самостоятельное составление мнемодорожки.
Цель: учить пересказывать текст с помощью мнемотаблицы, которую составили совместно с воспитателем. |
Апрель |
Цель: учить пересказывать текст с помощью мнемотаблицы, которую составили совместно с воспитателем.
Цель: учить составлять небольшой описательный рассказ, с помощью мнемотаблицы.
|
Май |
Цель: учить пересказывать текст с помощью мнемотаблицы, которую составили совместно с воспитателем.
|