Колпащикова Валентина Дмитриевна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад 78 «Василек»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №159585
Всероссийский конкурс «Физическое воспитание и развитие детей по ФОП ДО», в рамках образовательной области «Физическое развитие»
Наименование конкурсной работы: Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей в возрасте 2-3 лет
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №159585


Развитие двигательных умений в процессе игровой  деятельности у детей в возрасте 2-3 лет 

Современные дошкольные образовательные  программы, соответствующие ФГОС ДО уделяют огромное  внимание развитию личности ребёнка, сохранению и укреплению  его здоровья, тем самым нацеливая воспитателей на формирование  широкой двигательной деятельности дошкольников. 

Активная двигательная деятельность, помимо положительных  воздействий на здоровье и физическое развитие, обеспечивает  психоэмоциональный комфорт ребёнка, формирует навыки  будущего поведения в обществе. Несмотря на отработанную  систему, педагоги в дошкольных образовательных учреждениях все  чаще сталкиваются с нежеланием и неумением детей играть, активно  двигаться. В настоящее время дети испытывают «двигательный  дефицит», то есть количество движений, производимых ими в  течение дня, ниже возрастной нормы. 

Современному ребёнку не хватает двигательной активности для  полноценного развития в силу информационной и  эмоциональной перенасыщенность жизни ребёнка, повышенные  требования к его воспитанию и общественному поведению и в то же  время недостаток внимания к его индивидуальным потребностям.  Добавим сюда просмотр телевизора, сидение перед компьютером,  недостаток солнца в зимний периодв условиях севера  Сахалинской области, икратковременность прогулок или полное их  отсутствие в связи с погодными условиями. 

Движение – главное условие нормального роста и развития  организма. Оно является обязательным компонентом любого вида  деятельности дошкольника, в том числе и игры. Низкий уровень  двигательных умений, однообразие движений приводят к  обеднению содержания игровой деятельности ребёнка и наряду с  другими причинами, ограничивают его возможности реализовать  себя в игре со сверстниками. Играя, ребенок «незаметно» осваивает  основные виды движений, такие как ходьба, бег, прыжки, метании и  др. 

Игра и движение, объединяясь, становятся необходимым  условием и средством разностороннего развития и воспитания  дошкольника. Поэтому большое внимание необходимо  уделять развитию движений в жизни ребёнка. Двигательная  деятельность способствует удовлетворению потребности ребенка в 

движении и одновременно развивает его. При формировании  двигательного действия возникает первоначальное двигательное  умение, оно представляет собой действие, не доведенное до  значительной степени автоматизации. Обучение ребенка движениям  осуществляются в соответствии с закономерностями формирования  двигательных умений и навыков. Они условно представляют собой  последовательный переход от знаний и представлений о действии к  умению выполнять его, а затем от умения к навыку. 

По мнению специалиста в области физического воспитания  детей дошкольного возраста Д.В. Хухлаевой, развитие движений  детей раннего возраста 2-3 лет происходит в процессе правильной  игровой деятельности, самостоятельной двигательной деятельности  и во время физкультурных занятий, главной  задачей которых является развитие основных движений, таких как  лазание, бросание, метание, ходьба, бег, прыжки. 

Движения, освоенные ребенком, закрепляются в подвижных  играх. Выдающийся педагог и основоположник научной системы  физического образования П.Ф. Лесгафт,считал, что игра есть  упражнение, с которого ребенок готовится к жизни. В процессе игры  происходит не только упражнение в двигательных умениях, но и  формирование новых качеств личности. Таким образом, играя и  реализуя различные формы активности, дети познают окружающий  мир, себя, своё тело, свои возможности, изобретают, творят, при  этом развиваясь гармонично и целостно. 

В подвижных играх с ребенком 2—3 лет ведущая роль  принадлежит воспитателю. Для объяснения игры он использует  сюжетный рассказ, игровые имитационные  образы,заинтересовывает ребенка игрушкой, показывает, что и как  надо делать. В них закрепляются основные движения,  воспитывается умение двигаться в коллективе, развивается  координация движений, желание выполнить игровые правила и  задания, а также формируются психофизические качества: смелость,  ловкость, реакция на сигнал. В группах раннего возраста для  обучения ребенка используются в основном игровые приемы или  показ образца движения. 

Важными средствами формирования выразительности  движений являются имитационные упражнения и сюжетные  подвижные игры. Подвижные игры всегда проходят при  положительном эмоциональном настрое ребенка. В игре 

воспитатель обучает ребенка движению, внимательно следит за  качеством его выполнения. При проведении игровой деятельности  педагог должен знать содержание её, подготовить соответствующие  пособия, соблюдать общепринятую методику. 

Современные программы и методики, регламентирующие  воспитательно-образовательный процесс, таких авторов как Н.Е  Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, Н.Ф Губановой, С.Н.  Теплюк, определяют, что для полноценного формирования  двигательной сферы и качественного созревания ребёнка раннего  возраста необходимо организовать его деятельность так, чтобы он  мог удовлетворять потребность в движении. Помимо утренней  зарядки необходимы ежедневные занятияфизической культуры,  подвижные игры и движения под музыку. 

Использование разнообразных форм двигательной деятельности  создает оптимальный двигательный режим, необходимый для  полноценного физического развития и укрепления здоровья ребенка,  поэтому педагогу надо не только создавать условия для развития  игровой деятельности детей, но и формировать двигательные  умения, стимулировать желания детей заниматься двигательной  деятельностью. Формирование двигательного опыта ребёнка – процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима  организация целенаправленной системы воспитания в дошкольном  учреждении и семье. Именно поэтому определились следующие  ведущие направления в воспитательной работе по развитию  двигательных умений детей в возрасте2-3 лет. 

Чтобы закрепить основные движения, созданы  необходимые условия в групповой комнате и на  участке ДОУ для самостоятельной двигательной  деятельности детей. 

В группе расставлена мебель так, чтобы была свободная  площадь для развития движений детей. Оформлен физкультурный  уголок, подобрано специальное физкультурное оборудование  включает следующие компоненты: горку с лесенкой и скатом,  бревно, лесенку-стремянку, ящики, корзины, скамейки, модули,  дуги, дорожки, доски, гимнастические скамейки; а также пособия  (мячи, ленты, мешочки с песком, флажки, кубики, обручи, кегли,  гимнастические палки), игрушки, побуждающие к различным  движениям, разнообразный дидактический материал и др., что  обеспечивает возможность выполнения ребенком различных 

движений. Весь перечисленный инвентарь и оборудование  находится в открытом, свободном доступе для детей. Участок и физкультурная площадка дошкольного учреждения  имеют достаточно просторную площадь, которая оборудована  скамейками, лесенками, бревном, горкой, подготовлен выносной  материал для повышения двигательной активности детей. Побуждая детей к активным действиям, обучаем правильным  движениям, используя для этого имитационные упражнения — «попрыгать, как зайчики», «полетать, как птички» и т.д. Для более эмоционального воздействия в наличие в группе  технические средства обучения – музыкальный центр,  беспроводная стерео колонка, подобраны фонограммы песен,  музыкальное сопровождение для выполнения упражнений и  проведения игр. 

Определены следующие формы организации двигательной  деятельности детей: физкультурные занятия; утренняя гимнастика,  подвижные игры, физические упражнения на прогулке,  физкультминутки и паузы, общеразвивающая упражнения после  дневного сна; самостоятельная двигательная деятельность детей;  физкультурные праздники, развлечения. 

Освоение основных видов  движения и двигательных упражнений осуществляется в  соответствии с перспективным планомпроведения игровой  деятельности в первой младшей группе. 

Подобраны картотека подвижных игр, комплексы утренней  зарядки, пальчиковой, дыхательной, артикуляционной гимнастики,  физкультминутки, игры – занятия для развития движений, игры  малой подвижности, которые позволяют достигнуть  эмоционального удовлетворения воспитанников в различных видах  двигательной деятельности. 

Вся моя работа с детьми проводилась в группе и на прогулках в  режиме дня. Применяя общепедагогические методы, происходило  обучение детей новым движениям, включая их в игровую  деятельность. 

У детей раннего возраста преобладает зрительно-эмоциональная  память. Как правило, малыши сравнительно рано запоминают и без  особых усилий воспроизводят увиденное и услышанное, если  заинтересованы в этом. Благодаря такой памяти дошкольниками  быстро совершенствуется речь.

Поэтому образовательная деятельность строилась с учетом  знаний о психических и физических особенностях детей раннего  возрастас использованием эффективных методов и приемов,  которые помогают детям непроизвольно запомнить материал – это и  обыгрываниеситуаций, применение художественного  словарусского народного фольклора, согласование слов и  движений. Таким образом детьми легко запоминаются движения и  со временем находят свое отражение в  самостоятельной двигательной деятельности детей, и в играх. 

Одним из ярких моментов проведения утренней гимнастики в  первой младшей группе вформе подвижной игры, и занятия по  физической культуре проводились в игровой форме с  использованием игровых образов, подражательных  действий. Малыши копируют всё что видят, поэтому в подвижных  играх, они с удовольствием подражают взрослым и имитируют  движения животных. Регулируя число повторений, подбирая разные  игры по трудности выполнения того или иного движения, мы  обеспечивали определенную нагрузку.  Воспитатель обязательно принимает участие в игре и берет на себя  ведущую роль, показывает, что и как надо делать. 

Мы создали не только условия для обучения детей движениям,  но и повысили их заинтересованность в действиях, стимулируя их  двигательные умения. 

Развитие основных движений составляет важную задачу  современного педагогического процесса. Эффективное решение  этой задачи зависит от изменений, ориентированных на поиск  условий создания такой развивающей предметно – 

пространственной среды, которая способствовала бы развитию  двигательных умений детей раннего возраста. 

Таким образом, если педагог создает необходимые условия для  детей, использует современные материалы и оборудование,  здоровьесберегающие педагогические технологиипо  физическому развитию детей и целенаправленно проводит  систему мероприятий, направленную на повышение двигательной  деятельности в процессе игры у детей раннего возраста 2–3 лет,  продумывает и применяет эффективные методы и приемы,  то способствуетразвитию двигательных умений при выполнении  основных видов движений в процессе игровой деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

  1. Волошина, Л. Н. Воспитание двигательной культуры  дошкольников: Учебно-методическое пособие/ Л. Н.  Волошина. – М.: АРКТИ, 2005. -108 с. 
  2. Галицина, Н. С. Нетрадиционные занятия физкультуры в  дошкольном образовательном учреждении/ Н. С. Галицина. – М.:,  2005. – 143 с. 
  3. Глазырина, Л. Д. Физическая культура -дошкольникам: программа  и программные требования: Пособие для педагогов дошкольных  учреждений/ Л. Д. Глазырина. – М.: Гуманитар. Изд. Центр  ВЛАДОС, 2004. – 148 с. 
  4. Прищепы С.С., Шатверян Т.С. Сотрудничество детского сада и  семьи в физическом воспитании дошкольников/ Под ред. С.С.  Прищепы, Т.С. Шатверян. — М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с. 
  5. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми  2-7 лет/ авт.-сост. Э. Я. Степаненкова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,  2012. – 144 с. 
  6. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с  детьми 2-7лет/ Н.Ф. Губанова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,  2015. – 128 с. 
  7. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Вторая группа  раннего возраста/ Н.Ф. Губанова. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,  2014. — 128 с.
Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей в возрасте 2-3 лет