Каманина Наталья Михайловна
учитель русского языка и литературы
ЧОУ ВО «МИДиС» Общеобразовательная школа «7 ключей»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №159590
Всероссийский конкурс «Открытый урок», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Педагогическая мастерская: технология анализа и интерпретации художественного текста
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №159590


Н.М. Каманина, 

учитель русского языка и литературы 

Педагогическая мастерская: 

технология анализа и интерпретации художественного текста 

  1. Введение. Актуализация вопроса. 

Бытует устойчивое мнение об учителе, как о человеке, который владеет неким  знанием, истиной, и его роль заключается, прежде всего в том, чтобы передать, сообщить  это знание ученикам. Но мне ближе другая точка зрения: учитель – это человек, который  владеет приёмами познания, они позволяют вместе с учениками вступать в мир  неизвестного, неведомого и быть в нем проводником, а не догматиком. Эффективное  взаимодействие со школьниками во время урока необходимо строить через  основополагающий принцип понимания художественного произведения – это не  «предоставление» знаний в готовом виде, а их приобретение через сознательный  интеллектуальный труд. При этом учителю предстоит самому много додумать,  дообъяснить, погрузившись в содержание книги. Роль учителя – это роль проводника к  постижению философии автора и «системы кодов», заложенных в художественном  произведении. Но, безусловно, произведение, написанное автором, никогда не будет  интерпретировано в той же смысловой парадигме, как произведение прочитанное.  Каждый человек, обладая определённым жизненным багажом, кругозором, в силу своих  духовных возможностей интуитивно откликается на узнанное, поэтапно совершая  восхождение к целостному осмыслению. 

Как же быть в такой ситуации, когда ученик в процессе живого обсуждения не  рефлектирует на содержание произведения? Не пытаясь понять позицию автора, он, в  лучшем случае, становится лишь сторонним наблюдателем на уроке… Ключ к  осмыслению произведения содержится не в самом произведении, а в «пути» к нему, т.е.  форме, методе, приёме, технологии преподавания, что в совокупности и становятся  залогом результативного обучения – словесного «контакта», когда каждый из учеников  хочет высказаться, тем более что ФГОС считает данный навык наиболее приоритетным в  образовании. М. Ю. Лотман справедливо замечал: « Художественное произведение — не  рифмованные прописи, а органическое создание творческого гения их автора. Его надо не  только понять — им надо насладиться, пережить, перечувствовать. Ученика надо научить  «художественному слуху». 

  1. Специфика представляемой технологии, история возникновения.

Чем же отличается технология мастерских от традиционного урока? Прежде всего, данная  технология является неотъемлемой частью открытого образования. Открытость как  качество современного образования предполагает, что получение образования доступно  любому желающему, с различным уровнем исходных знаний, на основе использования  современных информационных и педагогических технологий, в ритме, удобном  учащемуся. Открытое образование предполагает практически неограниченный доступ к  образовательным ресурсам и предоставляет ученику возможность самостоятельно без  довлеющего сопровождения взрослого войти в образовательную среду, действовать в ней  и оценить свой образовательный результат. У учеников исчезает страх совершить ошибку,  страх осуждения за неправильную мысль, опасение не справиться с заданиями. На основе  ошибок, приближенных рассуждений, являющихся ступеньками в познании,  формируются строгие научные знания. Гуманистический потенциал данной технологии  легко обнаруживается, например, на основе сравнения содержания этапов традиционного  урока изучения нового материала с содержанием этапов мастерской конструирования  новых знаний. Ниже сделана попытка такого сравнения: 

Этапы Традиционный урок  Мастерская 
Организационный  момент и опрос по  учебному  

материалу, который  был задан на дом 

Выполнение задания, связанного с актуализацией знаний  учащихся  

Обогащение знаний с помощью задания, выполненного  соседом  

Корректировка и развитие знаний в процессе общения в  четверках 

Объяснение  

учителем нового  материала 

Выполнение индивидуального задания на обнаружение и  фиксацию учащимися их знаний и субъектного опыта в связи  с названием новой темы и (или) ее ключевыми словами (в  объеме всей новой темы или ее отдельного фрагмента)  Выполнение индивидуальных заданий по сопоставлению  проявленных знаний и опыта с тем, что представлено в  учебниках и других источниках информации. Обсуждение  учащимися в четверках результатов этого сопоставления.  При этом все члены группы поочередно представляют  товарищам свои результаты и используют такие клише: «Я  полагал, что…, но на самом деле…», «Мои представления  о… пришлось несколько уточнить, так как…», «С тем, что  написано в учебнике нельзя согласиться, поскольку…», «То,  что написано по поводу … совпадает с моими  

представлениями, но…» и др. В беседах происходит  уточнение тех или иных моментов содержания темы  Затем результаты работы каждая группа каким-либо  образом предъявляет всему классу 

Закрепление:  

обычно  

фронтальный опрос  или выполнение  заданий

Выполнение заданий на понимание сущности нового  материала и (или) на его применение  

Каждый ученик в четверках получает индивидуальное  задание, которое, возможно, является частью общей работы  по новой теме. Он его выполняет и затем объясняет суть и  свои действия в четверке, причем так, чтобы готов был  ответить по этому заданию каждый из учеников четверки.  Затем группа каким-либо образом афиширует свою работу  

Возможно, свою «афишу» вывешивает и учитель  Все ходят, обсуждают, выясняют, корректируют свои  работы  

Групповая или фронтальная рефлексия Возможно  выполнение контрольных заданий 

Домашнее задание,  обычно  

безальтернативное:  параграфы и  

упражнения

Предлагается много вариантов домашнего задания, учащиеся  выбирают то, что соответствует степени усвоения ими новой  темы, интересам и желаниям 

 

Так что же включает в себя технология мастерских? 

Одним из объяснений термина «Педагогическая мастерская» служит данная  дефиниция понятия: «Педагогическая мастерская – это такая форма обучения детей и  взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и  новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в  любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая  деятельность каждого участника и осознание закономерностей этой деятельности». (И.А.Мухина)

Из истории  

Французская группа нового образования» (Groupe Francais  d’Education Nouvelle) возникла в 20-х годах ХХ века, но только с 1984  года окончательно признана Министерством образования Франции,  одно время объединение возглавлял Анри Бассис – известный  французский педагог, поэт и драматург, общественный деятель,  после президент ЖФЭН – его жена и соратник Одет Бассис. Группа  разработала технологию «ATELIE», которая в отечественной  педагогике получила название французских (творческих,  педагогических) мастерских. В России с ней впервые познакомились в  1990 г., на семинаре Андре Дюни в Санкт-Петербурге. 

Педагогическая мастерская как форма, метод и технология обучения возникла не на  пустом месте. Идеи свободного воспитания Л.Н. Толстого, практическая деятельность  С.А. Рачинского. исследования Л.С. Выготского, теоретическое наследие А.С. Макаренко,  а также основы философского учения Ж.-Ж. Руссо и современных французских  эпистемологов — последователей теории познания Гастона Вашляра — стали основой  практического моделирования сначала французских, а затем петербургских  педагогических мастерских. Технология изучалась такими исследователями, как М.Б.  Багге, Н.И. Белова, М.Г. Ермолаева, Л.Д. Фураева и другие. Можно констатировать, что  мастерская представляет собой интеграцию зарубежного и российского  педагогического опыта. Исследования показывают, что педагогические мастерские  играют большую роль в развитии творческих способностей учащихся. К примеру, д.п.н.  Е.О. Галицких выделяет среди различных типов мастерских мастерскую письма,  доказывая, что она содействует максимальной реализации умений и навыков учащихся.  Так, все публикации учителей и методистов СПб подводят к мысли о том, что именно  педагогическая мастерская, демонстрирует восприятие учениками художественной  литературы, понимание личности и творчества писателя, их взгляд на мир, способы  общения. На таких мастерских учащийся получает неповторимый духовный опыт,  который побуждает к дальнейшему творчеству и исследованию. 

По определению Т.Я. Ереминой, «мастерские – это как раз та педагогическая  технология, которая по своей специфике основывается на тех целях, использует те  средства образования и воспитания, которые … отмечаются как важнейшие…»  Мастерская письма прежде всего решает главную проблему – овладение содержанием  раскрываемой темы. 

Технология педагогических мастерских позволяет решить задачи: личностного саморазвития;  

образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного  восприятия учебного материала;  

функциональной грамотности и креативности: навыков и умений творческого  постижения и осмысления нового знания;  

культуры речи: навыков аргументированного говорения и письма; социальной компетентности: коммуникативных навыков и ответственности за  знание; 

актуализации и систематизации субъективных знаний; 

грамотном использовании ИНДУКТОРОВ, которые являются неотъемлемой  частью литературной мастерской, или мастерской творческого письма.

Педагогическая мастерская: технология анализа и интерпретации художественного текста