Варламова Анастасия Юрьевна
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДО ГО Заречный «ЦДТ»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №159679
Всероссийский конкурс «Лучший конспект урока», в соответствии требованиями ФГОС и ФООП (ФАООП)
Наименование конкурсной работы: Осенний пейзаж
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №159679


Тема занятия – Осенний пейзаж

Цель: раскрыть перед детьми красоту осеннего леса, создать условия для практического применения учащимися знаний, умений и навыков при изображении осеннего пейзажа и использования различных приёмов работы

Задачи:

  • Закреплять навыки рисования деревьев;
  • Изображать пейзаж, соблюдая законы перспективы ;
  • Получать отражение изображения в воде.
  • Воспитание усидчивости, трудолюбия, любви к родной природе.
  • Развитие наблюдательности, внимательности, творческих способностей, умения передавать состояние души в изображении пейзажа

Оборудование: Компьютер, распечатанные на листах А4 репродукции картин И.Шишкина «Осень», И.И. Бродского «Опавшие листья», распечатанные на листах А4 листья различных деревьев.

Звуковой ряд: П. И. Чайковский «Времена года. Октябрь»

Бумага, гуашевые краски, кисти, палитра, стакан с водой, плакат с изображением дерева , листочки для дерева, смайлики настроения. 

Ход занятия:

Мотивационный этап.

Звучит запись П. И. Чайковского «Осень». На фоне музыкального отрывка учитель читает стихотворение об осени.

А.С. Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

-Какое же настроение создалось у вас?

– Для этого давайте проведём тест «Настроение».

– Выберите из лежащих у вас на столах смайликов настроения, соответствующий вашему настроению: радостное, грустное, раздражительное, равнодушное.
Учащиеся выбирают из предложенных им схем эмоций, соответствующую их настроению. Показывают учителю. 

-Как вы думаете, а удалось ли композитору при помощи музыки передать красоту осенней природы? А поэту? Почему, как?

– Каждый из нас воспринимает окружающий мир по-своему. В картинах художники по-разному выразили свое отношение к красоте осенней природы У композитора – звуки, у художника – краски, у поэта – слово.

Учитель обращает внимание детей на картины И. Шишкина «Осень» и И. И. Бродского «Опавшие листья».

– Как вам кажется, удалось ли художникам при помощи красок передать красоту осени?

-Какие цвета использовали художники? – А почему осень называют «золотой»?

  1. Актуализация опорных знаний.

– Наверное, кто-то из вас уже догадался и сможет назвать тему нашего урока? (Осень, Красота осени, Золотая осень)

– Ребята, кто из вас знает, как называется такое явление природы, когда с деревьев начинают опадать листья? А какие деревья вы знаете?

– И какого же цвета листья на деревьях осенью? Листья разные не только по цвету, но и по форме. Сейчас я предлагаю вам поиграть в ЧУДЕСНУЮ КОРЗИНКУ (мешочек) Вам надо опустить руку в мешочек, взять один листочек, но не вытаскивать и не смотреть на него, а пощупать и попробовать угадать, с какого он дерева.

Дети выполняют задание

И еще в одну игру :

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСИКА – НАРИСУЙ НА СПИНЕ

– Сейчас каждый нарисует пальчиком на спине соседа осенний листочек, а тот попробует его угадать .

 

Изучение нового материала. Создание проблемной ситуации –фиксирование затруднения.

Беседа с просмотром иллюстраций листьев.

– А теперь узнаем все эти листочки на картинках.

– Обратите внимание на цветовую палитру, которая преобладает в пейзажах художников, что их объединяет. (Преобладают «тёплые» цвета: жёлтые, оранжевые, красные. Общее в картинах – отражение в воде).

– Вам понравились картины? – А вы можете нарисовать такие же?

– А вы сможете получать отражение в воде?

– Как можно изобразить отражение в воде?

– Чтобы выполнить эту работу, нам нужно найти отгадку к этой загадке. А помогут нам в этом наши краски и кисти. Но сначала отдохнем.

 

Физкультминутка

– Сейчас мы с вами не только проведём разминку, но и постараемся представить, что мы осенние деревья, покажите с помощью рук и тела, как “живут” деревья:

– Представьте, что вы-дуб-сильный, могучий дуб-богатырь, густой листвой потряхивает, а вот легкая осинка, как у нее дрожат листочки?
– Как у дерева растут ветви? Подул ветерок, как листочки зашевелились на веточке? Как они шелестят, когда их трогает ветер?

– Как листочки летят с веточек под дуновением ветерка?

– Как листочки танцуют на земле, когда ветер гонит, кружит их?

– Но вот ветер стал сильным, клонит все ветки в одну сторону.
– Разыгралась буря. Порывистый ветер налетает на деревья то с одной, то с другой стороны.
– Буря затихла. Снова подул лёгкий и тёплый ветерок, и листья закружились в воздухе.

Мы листики осенние,

На веточках сидели.

Дунул ветер – полетели,

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил

И на землю опустил.

– Молодцы! Я надеюсь, что то , что вы сейчас почувствовали, поможет вам в работе. 

  1. Усвоение новых знаний. Построение выхода из ситуации.

– Делим лист пополам горизонтально. Каждый будет создавать свой неповторимый пейзаж только на верхней части листа, а на нижней части получим отражение в воде.

– Прежде, чем начнём рисовать, вспомним, что такое линия горизонта (линия, где зрительно соединяются земля и небо), вспомним законы перспективы (стволы деревьев, которые расположены к нам ближе, – высокие, а которые дальше – короче и выше. Облака, которые к нам ближе, больше, а которые ближе к линии горизонта – меньше и ниже.

 

Применение знаний на практике (этап закрепления)

Самостоятельная работа под музыку П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь»

– А теперь предлагаю чистой водой намочить нижнюю половину листа, согнуть лист по линии сгиба, прижать половинки, развернуть лист.

– Что получили? – (Отражение изображения в воде).

-Этот нетрадиционный приём рисования называется монотипия.

  1. Рефлексия урока

– Наше занятие окончено. Кому оно понравилось?

-Что у вас вызвало затруднения?

-Чему научились на занятии?

– У вас на столах листики разного цвета. На доске – дерево.

– Если на уроке у вас всё получилось, узнали что – то новое, то выберите красный листик.

-Если у вас возникали затруднения, то выберите жёлтый листик.

-Если вам было скучно, не всё было удачно, то выберите коричневый листик.

– Выбранными листочками украсьте дерево нашего настроения.

Осенний пейзаж