Григорьева Римма Ефимовна
преподаватель класса саксофона
МБУДО «Детская школа искусств № 9» г. Саратова
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №159699
Всероссийский конкурс «Методических разработок и педагогических идей «Грани мастерства педагогов дополнительного образования»
Наименование конкурсной работы: Работа над художественным музыкальным произведением в классе саксофона в ДМШ
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №159699


Методическая работа преподавателя МБУДО «Детской школы искусств №9» г. Саратова Григорьевой Риммы Ефимовны на тему:

«Работа над художественным музыкальным произведением в классе саксофона в ДМШ»

  Изучение музыкальных произведений формирует и раскрывает способности учащихся.

  Уже в самом начале обучения ученик знакомится с легкими пьесами, простыми по своей сути. Это народные песни, марш, танец и т.д. Их разучивание способствует развитию музыкальных способностей, знакомит с композиторами.

  Когда обучающийся на саксофоне приобретает необходимые профессиональные навыки игры на инструменте, репертуар его постепенно усложняется.

  В средних классах учащийся знакомится с сочинениями крупной формы, требующих значительных усилий и художественного мышления для раскрытия авторского замысла. Задача преподавателя на данном этапе научить учащегося рациональным приемам работы над художественным музыкальным произведением.

 Исполнитель должен овладеть определенным набором технических и динамических средств, позволяющих ему выучить данное музыкальное произведение.

  Работу над музыкальным произведением можно условно разделить на три периода.

  Первый период – знакомство учащегося с произведением. Выясняет образы, настроение, тональности, темпы, технически сложные пассажи,  штрихи и т.п. Педагогу нужно ознакомить учащегося с эпохой. Творчеством композитора разучиваемого произведения. Намечаются пути для реализации композиторского замысла.

  Второй период – это техническая и художественная работа над пьесой. Она условно разделяется на части, в каждой из которых отмечаются трудности. Педагогу необходимо привить учащемуся привычку контролировать свою игру, находить трудности и отрабатывать их, используя различные приемы исполнения, штрихи, динамику и т.д. Разучивать музыкальное произведение следует в медленном темпе. Учение должен постепенно соединять выученные фрагменты в единое целое. Задача педагога научить начинающего духовика использовать различные исполнительские приемы, которые позволят ему воплотить композиторский замысел. Саксофонист должен владеть красивым и выразительным звуком, иметь представление о том, в каком темпе должно исполняться данное произведение и уметь держать его без отклонений. Учащемуся нужно тщательно работать над точностью ритма.

  Особое значение во время работы над музыкальным произведением имеет владение учеником чистой интонацией, что представляет сложность при исполнении на саксофоне. Начинающий саксофонист должен учиться управлять динамикой, использовать различные штрихи, уметь грамотно строить музыкальные фразы. Педагог должен стремиться к формированию у ученика красивого и яркого звука. Причем учащемуся необходимо озвучивать пассажи из мелких длительностей.

  В процессе работы над произведением ученик выбирает единый темп, способствующий раскрытию композиторского замысла. При этом ему необходимо использовать небольшие отклонения от основного темпа, зависящие от особенностей данной пьесы. 

  Педагогу нужно также научить учащегося обращать внимание на ритмы произведения. Начинающему духовику необходимо тщательно разучивать все ритмические сложности, встречающиеся в пьесе. 

  В классе саксофона при работе над музыкальным произведением часто встречаются моменты неточного исполнения ритма. Это несоблюдение крупных длительностей, ускорение шестнадцатых при их последовательности с целыми длительностями, неточное выражение синкопированного ритма.

   Для преодоления этих недостатков необходимо приучить ученика к постоянному слуховому контролю над ритмическим оформлением музыкального произведения.

  Большую роль при разучивании пьесы играет овладение учащимся чистым интонированием. Задача преподавателя : научить ученика умению чувствовать все звуковые последовательности, тональности произведения.

  Исполнитель на духовом инструменте должен использовать свой динамический потенциал. Ему нужно выстроить линию усиления звука, учитывая. Что духовику невозможно    длительное время усиливать звук. Поэтому следует вести звук, начиная и продолжая его вполсилы, приберегая к конечной цели его нарастание.  При этом саксофонисту нужно тренироваться для исполнения переходов от p к f и обратно, научиться применять различные приемы работы амбушюра.

  Особое значение при разучивании музыкального произведения имеет умение выстроить фразировочную канву пьесы. Саксофонист должен иметь представление  о строении разучиваемого произведения. Педагогу нужно научить ученика самостоятельно разбирать структуру пьесы. Ее деление на мелкие и крупные эпизоды, от мотива до части. Также добиться, чтобы ученик представлял себе музыкальное исполнение пьесы в сравнении с обычной речью, чувствами человека. Педагог должен научить духовика находить местные и общую кульминации. 

  При работе над пьесой учащемуся необходимо уделять внимание разучиванию и точному исполнению штрихов. Ученик, встречаясь с техническими трудностями в разучиваемой пьесе, должен применять различные штрихи, способствующие проявлению ясности каждого музыкального звука. 

  Выучивание музыкального произведения неразрывно связано с техническим потенциалом ученика. Поэтому основная задача педагога это работа над овладением учащимся всем арсеналом технических средств саксофониста, которые состоят из многих игровых компонентов : пальцевая техника, развитие амбушюра, владение исполнительскими дыхательными приемами, точность атаки языка и т.д. При использовании всех этих технических средств учащийся сможет способствовать успешному освоению художественного музыкального произведения. 

  Все выше указанное является необходимым условием для перехода к исполнению произведения в ансамбле с концертмейстером. В этот период учащемуся нужно слушать не только себя, но и концертмейстера. На данном этапе идет установка одного темпа, балансирование партий, приоритет партии солиста, подбор концертмейстером нужного звукового уровня, создание общего замысла интерпретации. 

  Следующим важным моментом при разучивании пьесы является выучивание ее наизусть. При этом нужно избегать автоматического исполнения. Рациональный способ выучивания : разделение произведения на небольшие части, которые затем нужно соединить в единое целое. Причем ученику надо выделить встречающиеся повторения и различия эпизодов. Можно обозначить каждый эпизод цифрой, учить  пьесу по цифрам, последовательно и в разном порядке. Можно также учить произведение наизусть, сольфеджируя его или нажимая клапаны, мысленно проигрывать его без звука. 

  Третий период освоения художественного музыкального произведения наступает, когда учащийся играет его все целиком от начала до конца с аккомпанементом. Здесь задача исполнителя является многогранной, состоящей из многих компонентов. Ученику нужно сыграть произведение целиком, соединить все его отдельно им разучиваемые элементы, играть произведение в нужном темпе, используя необходимую динамику и делая в нужных моментах кульминации. В этот период создается музыкальный образ произведения. 

  Сценическое исполнение музыкального произведения является целью работы над ним преподавателя, ученика и концертмейстера. 

  Таким образом, основным направлением формирования саксофониста в классе ДМШ является работа над художественными музыкальными произведениями. Все это способствует овладению учащимся профессиональными навыками игры на саксофоне и подготавливает его к дальнейшему обучению в системе среднего музыкального профобразования.

                                                  Литература:

  1. Андреев Е. «Пособие по начальному обучению игре на саксофоне». М. 1973.
  2. Лейбман И.Я. «Педагогические основы работы с детьми в учреждениях дополнительного образования». М. Просвещение. 1977.
  3. Михайлов Л. «Школа игры на саксофоне». М. 1975.
  4. Волков Н.В. «Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах». М. 2022. 
Работа над художественным музыкальным произведением в классе саксофона в ДМШ