Новоторцева Екатерина Аркадьевна
Психолог
Цаплина Ольга Викторовна
психолог
ГКУ СО МО «СЕМЕЙНЫЙ ЦЕНТР «КЛИНСКИЙ»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №159707
Всероссийский конкурс «Методические разработки в области психологического сопровождения образовательного процесса»
Наименование конкурсной работы: ПРОГРАММА психологической помощи детям-спортсменам «ПОЗНАЙ СЕБЯ! БУДЬ ЛУЧШИМ!»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №159707


МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СЕМЕЙНЫЙ ЦЕНТР «КЛИНСКИЙ»

ПРОГРАММА

психологической помощи детям-спортсменам

«ПОЗНАЙ СЕБЯ! БУДЬ ЛУЧШИМ!»

Составители: 

психологи высшей категории

Цаплина Ольга Викторовна

Новоторцева Екатерина Аркадьевна 

Клин, 2023-2024

 

Одной из актуальных проблем в настоящее время является изучение психики человека, возможностей человека. Занятия по данной Программе способствуют развитию психологических знаний, самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки); помогают раскрыть сущность личностной направленности (потребностей, желаний, целей, смыслов, идеалов, ценностных ориентаций); способствуют развитию эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений) и пониманию чувств и переживаний других людей.

Для большинства подростков, испытывающих трудности во взаимодействии со сверстниками, характерно отсутствие знаний о себе, о том, как он общается с другими, и навыков конструктивного взаимодействия.

Психологическая подготовка направлена на формирование у воспитанника спортивного клуба психической готовности именно к данному конкретному соревнованию, то есть на то, чтобы перед соревнованием и в ходе его юный спортсмен находился в психическом состоянии, обеспечивающем эффективность и надежность саморегуляции поведения и действий. На занятиях разработанной  нами программы подростки смогут не только получить знания о том, как общаться, но и упражняться в применении различных способов поведения, овладеть навыками эффективного общения.   

         Основные проблемы, с которыми обращаются спортсмены к психологу это:

– переживание победы в спорте (ощущение потери того процесса, который завершился, качественное изменение следующего этапа не признается, спортсмен оказывается  не готовым к последующему развитию); 

– чрезмерное волнение в спорте (как правило, слабость навыков саморегуляции, за которой могут стоять страхи, неудовлетворение собой, негативными переживаниями);

– переживание страха в спорте (опасение случайной ошибки, страх падения, страх не выполнить упражнения, страх «не использовать момент»);

-слабое состояние готовности к соревнованию (данное состояние позволяет максимально реализовать в заданный момент времени все имеющиеся у него возможности);

– психологическая работа с расстройствами настроения (раздражение и лень);

– переживание поражения в спорте.

           Цель: помочь подростку стать более социально-адаптированным через овладение элементарными приемами психологической саморегуляции и познание самого себя, человеческих отношений.

 

          Конкретными задачами психолога являются: 

 1) формирование выдержки, целеустремлённости, смелости и решительности как приоритетных волевых свойств личности каратиста для выступления на соревнованиях;

2) формирование психической устойчивости каратиста к множеству сбивающих факторов, возникающих в ходе соревновательного процесса;

3) подведение и поддержание оптимального уровня мотивации каратиста к участию в соревнованиях, прежде всего, мотив достижения успеха и мотив, направленный на результат;

4) формирование спортивного или в данном случае «каратистовского» характера

5) развитие интереса познания себя и других людей, умения использовать психологические знания с прикладными задачами, с практикой общения и деятельности в коллективе; 

6) формирование собственной культуры самопознания, саморазвития и самовоспитания;
7) развитие желания работать над собой, постигать себя, видеть свои сильные и слабые стороны.

Формы и методы обучения.

Программа предполагает дискуссии, ролевые игры, в ходе которых учащиеся будут иметь возможность проверить эффективность различных моделей поведения, отработать навыки принятия решения. В занятия включён блок упражнений и игр, требующих взаимодействия и сотрудничества детей, совместного поиска решений или их вариантов, соревновательные ситуации и т.д.

Основное содержание занятия представляет собой теоретическую часть и совокупность психотехнических упражнений и приемов, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой. В ряде занятий использован элемент сказкотерапии: в сказочные истории «вплетены» игры и психотехнические упражнения, направленные на коррекцию и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения подростков, коммуникативных навыков. Для поддержания групповой динамики на занятиях используются различные виды работ: ритуал приветствия и прощания, разминочные упражнения, игры, требующие взаимодействия и сотрудничества детей, совместного поиска решений или их вариантов, соревновательные ситуации и т.д.

Возраст воспитанников и их количество в группе.

Данная программа ориентирована на групповую (подгрупповую) форму работы в очном формате  и формате онлайн. 

Возраст детей: 11 – 16 лет. Численность группы –  10 – 15 человек ( в онлайн-формате – до 10 человек). Частота групповых встреч – 1 раз в неделю. Приблизительная длительность каждого занятия – 45-60  минут. Срок реализации программы – 9 мес. 

        Ожидаемые результаты: 

-улучшение морально-психологического настроя спортсменов;

– сплочение коллектива спортсменов;

-профилактика межличностных конфликтов;

-улучшение психологического климата внутри коллектива внутри коллектива;

-повышение спортивной результативности;

-решение личностных проблем, соответствующих возрасту спортсменов.

        Воспитанники должны знать:

– место психологических знаний о человеке в процессе социализации личности;
– о роли своих возможностей и способностей в развитии личности человека;
– понятия самовоспитания, способностей, характера.

       Воспитанники должны уметь:

– развивать культуру общения: умение высказывать своё мнение;

– – анализировать и обобщать информацию, полученные данные о себе, делать по ним выводы;

– использовать полученные знания для саморазвития и самовоспитания.

 

Тематическое планирование курса очных занятий

N п/п Тема занятия Цель занятия
1 «Вводное» Знакомство. Формирование интереса к занятиям, доверительной атмосферы, установки на совместную работу.
2 Первичная диагностика особенностей эмоционально-поведенческой  сферы участников группы Частичный мониторинг свойств эмоционального интеллекта
3 «Добро пожаловать

в группу!»

Объяснение правил групповой работы, ее целей, изготовление герба группы и индивидуальных визиток.
4 «Я и ты: действуем вместе» Проживание опыта доверия, командообразование, формирование эмпатии.
5 «Доверие и взаимодействие в группе» Формирование группового доверия, проживание доверительного отношения к партнеру, отработка и закрепление навыков взаимодействия
6 «Я – хамелеон» Актуализация и расширение знаний о себе.
7 «Самооценка и характер – какой я?» Актуализация представлений о характере как совокупности значимых черт личности, содействие самопознанию, расширение представлений о себе, работа с самооценкой.
8 «Общаемся без слов!» Формирование у участников занятия представлений о вербальной и невербальном взаимодействии, развитие навыков взаимодействия в группе, в т.ч. навыков альтернативной коммуникации
9 «Уверенность и неуверенность в себе» Актуализация понятия «уверенность в себе», признаков уверенного и неуверенного в себе человека, значение уверенности для достижения успеха.
10 – 11 «Проблема как друг» Проработка травматических переживаний
12 «Я и мир вокруг меня» Развитие социально-коммуникативных навыков в игровой форме
13 «Я – робот» Работа с образом «Я», содействие самопознанию, расширение представлений  о себе, снятие психоэмоционального напряжения  (с использованием метафорических карт для детей и подростков «Роботы»)
13 «Общение как один из путей к успеху» Развитие продуктивной коммуникации; формирование компетенций к установлению и поддержанию межличностных отношений, используя социально приемлимые формы коммуникации
14 Повторение и закрепление материала, пройденного ранее. Промежуточная диагностика Получение информации о социально-личностных компетенциях участников группы, в том числе имеющих значение для спортивной деятельности и достижении успеха; отслеживание динамики групповой работы
15 «Мои кумиры» Анализ образа «Я» через проекцию на известную личность, освоение новых способов повышения уверенности в себе, дальнейшее самопознание
16 «Какие люди, уверенные люди? Осмысление разницы между уверенным, неуверенным и агрессивным поведением; анализ возможных причин неуверенности в себе; развитие умения  проявлять ининциативу, получение обратной связи от группы
17 «Что делает уверенным меня?» Работа с ресурсами, поиск новых способов повышения  уверенности в себе; преодоление таких нежелательных качеств личности как застенчивость, замкнутость, нерешительность
18 «Учусь отстаивать себя» Приобретение навыков отстаивания себя, справляться с нежелательными эмоциями, совершентсование навыков вербального и невербального общения, паралингвистических средств общения
19 «Мои ресурсы: что я умел, умею и чему хочу научиться» Продолжение работы над ресурсами, поиск сильных сторон личности и скрытых ресурсов развития, снятие психоэмоционального напряжения
20 «Столкновение с препятствиями» Актуализация чувств, возникающих при столкновении с различными препятствиями; выработка стратегии поведения в сложных ситуациях, продолжение повышения уверенности в себе.
21 «Нестандартные ситуации» Приобретение опыта принятия решений и конструктивного поведения в нестандартных ситуациях, содействие в принятии опыта переживания  и права на ошибку, актуализация негативных эмоций, связанных с нестандартными ситуациями; адаптация к сложным ситуациям
22 «Ситуации неопределенности» Анализ переживаний, возникающих в ситуации неопределенности, приобрести навыки поведения в таких ситуациях; адаптация к сложным ситуациям
23 «Как себя оцениваю я, как меня оценивают другие?» Анализ критериев, по которым мы оцениваем других; понимание того, разные люди могут по-разному  оценивать одного и того же человека, относительность  и непостоянство оценок
24 «Лидеры  и аутсайдеры» Осмысление роли лидера и аутсайдера, актуализация собственного статуса
25 «Ответственность и принятие решений» Анализ собственного стиля принятия решений, получение обратной связи от группы
26 «Конфликт. Причины конфликтов. Наши чувства в конфликте» Актуализация понятия конфликт, осознание наличия положительных и отрицательных сторон конфликта; понимание причин конфликтов, обращение к собственному опыту конфликтного  взаимодействия, в т.ч. в спортивной деятельности; развитие способности понимать и анализировать свое эмоциональное состояние в конфликте
27 «Стратегии поведения в конфликте. Тренируем конструктивное поведение в конфликте» Снятие психоэмоционального напряжения, формирование безопасной атмосферы в группе; обучение взаимодействию в конфликтной ситуации; выявление стратегий поведения в конфликте, в том числе собственного; улучшение качества вербальных и невербальных компонентов общения, выработка умения выбирать и оправдывать линию поведения в конфликте; проработка любой конфликтной ситуации
28 «Мое внимание. Как быть внимательным?» Содействие осознанию актуального состояния своего внимания, развитие внимательности,  умения замечать свои ошибки, концентрации, устойчивости, распределения и переключения внимания; помощь в осознании значимости целенаправленного сосредоточения внимания для достижения успеха.
29 «Я умею быть внимательным» Мотивация на развитие собственного внимания, развивать произвольное внимание и наблюдательность
30 «Мотивы. Сказка о борьбе мотивов» Содействие осознанию детьми мотивов своего поведения, в том числе в спортивной деятельности; способствовать развитию позитивных мотивов и мотивов достижения успеха; знакомство с разнообразием мотивов, с феноменом борьбы мотивов; содействие осознанию детьми своих мотивов; развитие у детей рефлексии
31 «Я в ответе за свое будущее» Актуализация  образа желаемого будущего, анализ путей его достижения; мотивация к достижению успеха, в т.ч. в спортивной деятельности.
32 Итоговая диагностика. Завершение занятий, подведение итогов. Получение информации о социально-личностных компетенциях участников группы, в том числе имеющих значение для спортивной деятельности и достижении успеха; отслеживание динамики групповой работы к моменту окончания занятий.

Повторение и закрепление материала, пройденного ранее.

 

Тематический план онлайн-курса

№ п/п Наименование разделов и тем Общее количество часов
1 Вводные занятия 

Самопрезентация

Что такое психология?

Королевство внутреннего мира человека.

Игра «Мифы о психологии»

3
2 Личностные особенности 12
 
  1. Я и моё имя. Кто Я? Какой Я?
  2. Темперамент. Характер, особенности характера.
  3. Самооценка. Уверенность в себе.
  4. Воля. Волевое поведение.
  5. Эмоции. Развитие.
  6. Саморегуляция. Самоконтроль.
3 Общение и взаимодействие 14
  1. Виды общения

2. Учимся управлять собой.

    Учимся понимать себя и других.

3.Знаки внимания при общении.
  Как научиться общаться лучше?

4. Качества, важные для межличностного общения.

    Невербальные средства общения. Мимика и     пантомимика.

5.  Конфликт. Разрешение конфликтов.

6. Мои права и права других людей.
7.  Как узнать другого человека и легко с ним   общаться? Обратная связь в общении. Открытость,  искренность, «общение без масок».

8. Как мы воспринимаем окружающий мир?

    Поддержка.

9.  Позиции в общении. Правила ведения дискуссии.

10. Учимся чувствовать и наблюдать.

 Эмпатия и рефлексия. Способы восприятия и понимания людьми друг друга.

4 Потребности. Мотивы 2
  1. Знания. Умения. Навыки. Привычки.

2. Потребности человека. Мотивы.

5 Диагностика 3
  Итого часов: 34

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Перечень психодиагностических методик. 

  1. «Опросник Айзенка по определению темперамента» (детский вариант) – на выявление типа личности.
  2.  Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования «опросник Казанцевой Г. Н.» – для раскрытия внутреннего потенциала спортсмена (предпочтительно для  подростков). 
  3.  Изучение самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан (для детей младшего  среднего школьного возраста), по методике В.Г.Щур «Лесенка» (для дошкольников). 
  4. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса – Дарки) на выявление видов реакций: физической, косвенной, раздражение, обида и т.д.
  5. «Самооценка психических состояний», направлена на изучение агрессии, ригидности, фрустрации и т.д.
  6. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.
  7. Проективные методики (на усмотрение специалиста).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Список использованной литературы.

 

  1. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе. М.: Генезис, 2001.
  2. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Харьков: «ФОЛИО», 2002.
  3. Вахрушина В.С. развитие и коррекция внимания в практике школьного психолога. Киров: Кировский государственный педагогический институт, 1994.
  4. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. М.: «Академия, 1995.
  5. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. М.: «ГНОМ и Д», 2003.
  6. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. М.: «ГНОМ и Д», 2003.
  7. Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю. Как развивать внимание. М.: «Школа эйдетики».1997.
  8. Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума. М.: «Экзамен», 2007.
  9. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: «Сфера», 1999.
  10. Синицина Е.И. Умные занятия. М: «Лист», 1999.

11.Тихомирова Л.Ф, Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Яролавль: «Гринго», 1995.

12.Тушканова О.И. Развитие внимания. Волгоград, 1995.
13.Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Ярославль: «академия развития», 1997.

14.Вачков И.В. Психология для малышей. М., 1996.

15Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1996.

16.Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребёнка. М., 1988.

17.Клюева Н.В. Учим детей общению. Я., 1996.

18.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Я., 1996.

19.Шишова Т.Л. эмоционально развивающие игры и упражнения. М., 1997.

20.Хухалева О.В. Лесенка радости. Коррекция негативных личностных отклонений в младшем школьном возрасте. М.: «Совершенство», 1998.

21.Минаева В.М. Развитие эмоций. Занятия. Игры. М.: АРКТИ, 1999.

  1. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Российское педагогическое агентство. 2002.
  2. Развивающие игры: Пособие для практических психологов, воспитателей и родителей / Под общ. ред. Н. Я. Большуновой; ” Бердск, 1998.

ЛИТЕРАТУРА для детей:

Вачков И.В. Сказки о самой душевной науке: Королевство Внутреннего Мира. Королевство Разорванных Связей.

 

 

ПРОГРАММА психологической помощи детям-спортсменам «ПОЗНАЙ СЕБЯ! БУДЬ ЛУЧШИМ!»