Харитонова Наталья Владимировна
педагог-психолог
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №159714
Всероссийский конкурс «Лучшая авторская статья психолога»
Наименование конкурсной работы: Ребенок не хочет учиться. Что делать?
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №159714


Ребенок не хочет учиться. Что делать?

Харитонова Наталья Владимировна,

 педагог-психолог МАУДО ДТДиМ г Оренбурга

 

  Первый раз в первый класс все дети идут нарядные, веселые и чаще всего с искренним желанием учиться! Почему же потом ребенок не хочет идти в школу? Именно на эту тему рассуждали с родителями на занятии школы психологических знаний. 

К любому действию нас побуждает мотивация. Особенности мотивации ребенка определяются смыслом учения, а также той эмоциональной составляющей, которая сопутствует этому процессу (тревога, гнев, интерес, удовольствие и др). Сочетание смысловой и эмоциональной составляющих мотивации определяет позицию школьника в отношении к учению. Поэтому очень важно понять причину нежелания ребенка учиться в каждом конкретном случае и работать с причиной, а не следствием. Для этого необходимы индивидуальные консультации со специалистом. 

Предлагаю вашему вниманию ответы на самые распространенные вопросы родителей, которые обобщила в блоки.

«Мой ребенок первоклассник, учебный год еще только начался, а он уже не хочет ходить в школу, почему?»

Одним из наиболее важных критериев успешного обучения является психологическая готовность к процессу обучения, то есть преобладание познавательной деятельности, а не игровой. А некоторые дети еще «не доиграли». Они приходят в школу не учиться, а общаться с ребятами, им хочется бегать, играть, болтать, и хорошо они чувствуют себя только на переменах. 

Что делать родителям? 

Хвалить ребенка! Хвалить за каждый, даже самый маленький прогресс. Задача родителей понимать, что ребенку трудно, ведь ему нужно учиться подчиняться школьным правилам, перерабатывать большой объем информации, ребенок нуждается в вашей проддержке.  

Не сравнивать его с другими детьми, ведь у каждого ребенка свой темп развития. 

Подчеркивать ценность знаний и находить все плюсы, которые есть в школе, ни в коем случае не пугать школой и плохими отметками. 

Рассказывать веселые истории из своего школьного детства. 

Очень важно обеспечить ребенку удобные условия для выполнения домашнего задания и следить за режимом (ложиться спать вовремя, обязательно гулять на свежем воздухе) и полноценным питанием, ведь нагрузка на детский организм увеличилась.

Помните, нельзя заставить детей учиться путем угроз, высмеиваний, жестоких наказаний. Не может быть мотивации, основанной на страхе.

Также не менее важна роль первого учителя, его отношения к работе и ученикам. Поэтому к выбору первого учителя для ребенка стоит отнестись серьезно. Не всем детям подходят строгие учителя, с «железной» дисциплиной, даже если у такого учителя куча регалий. Некоторые детям комфортнее будет с «мягким» учителем.  Здесь следует исходить из индивидуальных особенностей своего ребенка.

 

В чем причины нежелания учиться у подростка?

Причины здесь могут быть совершенно разные. Чаще всего у подростков это эмоциональные причины.  Расскажу про самые распространенные.

– Страх получить плохую отметку.

Здесь чаще всего наблюдается парадокс- чем выше успеваемость, тем больше ребенок тревожится по поводу плохой оценки. Для отличников оценка выступает критерием успешности и им очень страшно потерять достигнутый уровень.

Важно объяснять ребенку, что ошибаться это абсолютно нормально, что любую ошибку и оценку можно исправить. Ни в коем случае не ругать за плохие оценки, а подсказывать как их можно исправить. 

Здесь очень важным является отношение родителей к оценкам. И психологу часто приходится работать именно с родителями в этом направлении. 

Конфликт в школе с одноклассниками или учителем

На самом деле, это одна из наиболее частых причин, по которой у детей снижается мотивация к учебе. У подростков на первый план выходят отношения с одноклассниками — они во многом определяют эмоциональное состояние. Когда отношения не складываются или ребенок становится объектом травли, ему уже не до учебы.

Что делать родителям?

Разговаривать с ребенком. Интересоваться его жизнью, слушать ребенка. Именно это поможет вовремя заметить проблемы. Если конфликт возможно решить, то подсказать ребенку, как это можно сделать. 

Если ситуация зашла слишком далеко или наблюдается буллинг со стороны одноклассников или учителя, то необходимо вмешиваться и защищать своего ребенка. Здесь родителям важно изучать информацию про школьный буллинг, чтобы понимать алгоритмы своих действий в рамках правового поля. Бывают ситуации, когда лучшим выходом становится смена учителя или школы.

 Самое главное, о чем стоит помнить в конфликтных ситуациях, вы, как родители, всегда должны быть на стороне ребенка. 

Отказ от учёбы может быть протестной реакцией против какой-то ситуации в семье. 

Например, если родители на грани развода, ребёнок своим поведением неосознанно перетягивает на себя внимание, чтобы сохранить семью. 

Здесь важно находить силы и время на общение с ребенком. Стоит помнить, что в подобных ситуациях тяжело не только вам, но и вашим детям, и им нужно объяснять, что происходит, говорить о том, что вы их любите, снимать «вину» с детей за происходящее между взрослыми.

Почему дети выбирают гаджеты, а не «домашку»?

В гаджетах есть четкие правила и цели. Ребенку это понятно.

А в жизни бывает по –другому. Сначала говорим: «Телефон только после уроков».  Потом: «Ну ладно, сегодня можно до».

 Или сначала: «Ты учишься, чтобы знания были».  А потом вдруг: «Ой, да выучи уже эту формулу, сдай и забудь!»

И как, скажите, ребенку ориентироваться, когда в семье сто пятниц на неделе? Ребенку нужны правила и границы, они снимают тревожность. Когда в семье есть четкие единые требования и правила, ребенку легче ориентироваться в том, что «можно», а что «нельзя».

 

В гаджетах — позитивная обратная связь.

А в жизни бывает иначе. Получил ребенок четыре. А родители говорят: «Почему не пять?». Четверть без троек окончил. «Это же не год, чего радуешься?»

А в игре за каждую микромиссию в его честь салюты и аплодисменты. Ты герой, получи награду. Ну и где больше желания делать, как думаете?

В гаджетах — можно ошибаться и пробовать снова

В жизни такого нет. Ребенок не имеет права на плохую оценку, опоздание, он не может чего-то забыть, он должен везде показывать результат. Если нет – будут пилить, наказывать, читать мораль.

А в игре он просто начнет с того же места. Попробует несколько раз и в итоге пройдет уровень, набравшись опыта

Всё на поверхности, дорогие родители. И нет ничего, что мешало бы изменить подход, создать условия, чтобы жизнь вдохновляла ребенка больше чем игры. 

Стоит ли контролировать выполнение домашних заданий?

Хотелось бы ответить однозначно, но все зависит от конкретного ребенка. 

Большинство детей к 12 годам уже умеют организовывать свою деятельность, но если ваш ребенок не научился этого делать, то его предстоит контролировать и постепенно обучать этим навыкам. Но в идеале учить этому нужно с первого класса.

Если ваш ребенок первоклассник, то контроль за выполнением домашних заданий необходим. Но делать это нужно мягко, четко разделяя ответственность за результат с ребенком. То есть все, что ребенок может сделать самостоятельно, он делает самостоятельно. Нельзя делать за ребенка то, что по силам ему самому. Но ребенок должен быть уверен, что вы рядом и всегда ему поможете, если он встретится с трудностями. Именно поможете, а не сделаете за него!

 Вопрос разделения ответственности очень важен. Если родители впрягаются в учебу, не дают ребенку ошибаться, делают все за него, чтобы получить отличную отметку, то ребенок понимает, что учеба нужна родителям и это их ответственность, а не его и мотивация что-то делать самому падает.  

Следите за своим эмоциональным состоянием во время выполнения домашнего задания, предъявляйте разумные требования к своему ребенку, учитывайте его индивидуальные особенности. Многочасовые сидения ребенка за столом под давлением со стороны родителей, а бывает и под крики и упреки, сравнения с другими детьми, могут «убить» мотивацию, даже при наличии хорошего учителя и готовности ребенка к школьному обучению.

 Самое главное помните, сложные отношения с учителем, с одноклассниками и отставание в учебе — все решаемо, если родители на стороне ребенка, и он не боится обратиться к ним за помощью.

Ребенок не хочет учиться. Что делать?