Бушкина Марина Юрьевна
учитель начальных классов
МБОУ «им. Н.Г. Булакина», г. Абакан
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №159725
Всероссийский конкурс «Семья и семейные ценности», в рамках проведения мероприятий, посвященных «Дню семьи, любви и верности»
Наименование конкурсной работы: Классный час «Семья. Семейные традиции»
Итоговая оценка: 1 место,  89 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №159725


Классный час: «Семья. Семейные традиции»

Бушкина Марина Юрьевна, учитель начальных классов,

МБОУ «Лицей им. Н.Г. Булакина», г. Абакан

Цель: формирование представления детей о семье и семейных традициях

Задачи:

Обучающие: 

  • формировать представление детей о семейных ценностях 
  • формировать понимание необходимости соблюдать добрые традиции, объединяющие семью
  • познакомить с понятием «семейный праздник»

Развивающие:

  • Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.
  • развивать общие речевые навыки, память
  • активизировать словарь по теме «Семья»

Воспитывающие: 

  • воспитывать любви и уважения к своей семье
  • воспитывать интерес к собственной родословной
  • воспитывать заботливое отношение к членам своей семьи.

Предварительная работа

  • Рассказ  о семье по фото.
  • Составление генеалогического древа
  • Имя, его происхождение и значение.

Активные формы обучения:

Ресурсный круг:

  • Проведение ресурсного круга в начале урока, помогает учителю присоединится к опыту учащихся и в соответствии с этим начать беседу, актуализировать имеющийся у учащихся опыт и знания.
  • В конце урока проводится для того, чтобы воспринятая и осмысленная информация была прочувствована учениками, чтобы ученики подвели итоги урока, чтобы закрепить мотивацию па дальнейшее изучение предмета.

 Оборудование: мультимедийная компьютерная презентация «Духовные ценности – основа счастливой семьи», видеоролики «Пётр и Феврония. История вечной любви», «Теплые семейные традиции», «Семья – это целый мир»,  видеоклип на песню Ирины Бейни «В семье», карточки с пословицами и поговорками, ромашка с лепестками.

 Словарь: семейные традиции, праздники, обычаи, почитание старших, пословицы, уважение.

 Ход урока:

  1. ОРГ. МОМЕНТ

Звучит песня «Вся моя семья». Дети поют и садятся в круг.

Ресурсный круг на развитие мотивации

– Здравствуйте, ребята.

– Давайте вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Подарим хорошее настроение всем в классе:  гостям и одноклассникам.

ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ.

– У меня на видео ребус. Разгадайте его и скажите, какая тема нашего классного часа:

Слайд 1-2 (семья)

– О семье сегодня и поговорим и не только!

Видео ролик «Что такое семья?»

(стихи детей)

Что такое Семья?

Семья – словечко странное,     (Даша)

Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?

Не надо думать и гадать,            (Вера)
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!

– А если есть собака?              (Милана)
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,           
Выходит,

Во! – семья.
(М. Шварц)

Стих «Семья» – Настя С.

– А давайте поиграем в игру:

«Я вам слово – вы мне 10»: 

Подберите ассоциации к слову МАМА 

Подберите ассоциации к слову ПАПА 

 

– Подберите слова – ассоциации к слову СЕМЬЯ (- дом, уют, внимание, любовь, терпение, уважение, ответственность   

– На каких чувствах, отношениях должна строиться семья? (любовь, уважение,  взаимопонимание, взаимопомощь, терпение, умение прощать … и многое другое…)

– А давайте соберём ромашку, на лепестках, которых будут все ваши слова, чувства о семье. Напишите на каждом лепестке 1 слово: что такое семья для вас…

Самостоятельная работа

(собираем ромашку: дети на лепестках пишут, что для них семья и прикрепляют 

на доску)

– Какая замечательная ромашка у нас получилась!

– А что значит Ромашка?

– Символом семьи является цветок – ромашка. Ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года, отмечается международный день семьи, а 8 июля празднуется День семьи, любви и верности.

Святыми покровителями семьи являются Петр и Феврония. История любви этой супружеской пары подробно описана величайшим автором XVI века Ермолаем Еразмом в древнерусской «Повести о Петре и Февронии». Согласно «Повести», супруги княжили в Муроме в конце 12 – начале 13 веков, они жили счастливо и скончались в один день. 

Святые супруги прославились благочестием и милосердием.  Святости они достигли взаимной любовью и хранением святости брака. Именно в этом – смысл и назначение его.

Пётр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Днём памяти святых является 25 июня (8 июля).

Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.

(песня о Петре и Февронии)

– Семья – это мама, папа, бабушки и дедушки…

— Семья бывает маленькой и большой. В семье могут жить несколько поколений. Как вы это понимаете? (Поколение — это родственники близкого возраста, например, старшее поколение — бабушки и дедушки, среднее поколение — родители, младшее поколение — дети, внуки бабушек и дедушек).

— А у кого из вас в семье проживает несколько поколений?

Стихи Семён А., Ксения Щ.

— Почти у каждого человека есть и другие родственники. Кто это? (это родные дяди и тёти, двоюродные братья и сёстры).

(А у мамы и папы есть братья и сестры (Тётя и дядя)

А у них есть дети? Кто они будут вам? (двоюродные братья и сестры))

Верно. Это всё наши родственники.

Составление пословиц о семье.

Раньше говорили:

– Издавна на Руси семья почиталась, семью оберегали, с любовью и почтением относились к отцу и матери. Поэтому до нас дошло много пословиц и поговорок, загадок.

Загадки о семье.

– Существует мудрая заповедь о почитании родителей. Почитать родителей, значит уважать.

– Как мы должны почитать своих родителей?

– Сейчас мы должны слушаться. Считаете ли вы себя послушными детьми? Почему? Что видят, слышат и чувствуют взрослые родные люди в семье, когда живут с послушными детьми? Что чувствует, слышит и видит ребёнок, когда почитает отца и мать?

– Глядя на человека, судят обо всей его семье. Поэтому нужно дорожить доброй молвой о своей семье. За хорошие поступки одного человека радуется вся семья. 

Ты получил пятёрку, а все в семье довольны. 

Если один человек совершит плохой поступок, то стыдно бывает всей семье.

 Поэтому старайтесь поступать так, чтобы вашим родителям не пришлось за вас краснеть. Дорожите добрым именем своей семьи.

– Давайте представим, что идем на прогулку и немного разомнемся: 

Физкультминутка «Семейная зарядка»

Осенью, весной
Летом и зимой
Мы во двор выходим
Дружною семьей.

Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает

Повороты в право-влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой

  – Как мы делали зарядку? (все вместе)

– А совместное проведение времени в семье? (досуг)

– А то, что придумали ещё наши бабушки, дедушки  как называется? (Традиции) 

Традиции вашей семьи

– Что такое традиция? (Разбор понятия «традиция»)

(Обычай, правило, …)

 – К семейным традициям можно отнести и любимую семейную игру, и традиционное любимое блюдо семьи, и чтение сказок на ночь.

Традиции детей

(слайды с семейными традициями детей Миланы Х., Лизы К.)

– На Руси с древних времён празднуют Масленицу. 

– У кого из вас дома на Масленицу бабушки или мамы пекут блины? Значит, это тоже народная традиция. А ещё на Масленицу пели, играли, бабу сжигали.

У нас в гостях фольклорный ансамбль «Черпачок» – фольклорный танец

Итог урока. Рефлексия.

 Давайте подведем итог урока: Рефлексия 

– Ребята, а закончить наш классный час я хочу чтением сказки.

 

«Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило. 

 «Но прежде, — сказало счастье, — я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы. 

«Чего ты хочешь?» — спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, — и получила хозяйка шубу. 

Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» — и та ответила, что замуж хочет за принца заморского — и вышла замуж за принца заморского.

Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» — «Хочу, — говорит он, — велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», — и получил мальчик велосипед.

 И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».

И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!»

Слайд

Пусть в каждом сердце разгорится огонёк любви, который мы трепетно будем передавать из поколения в поколение.

Спасибо всем за занятие! (Выходят под музыку)



Классный час «Семья. Семейные традиции»