Горбач Виктор Игоревич
преподаватель по классу гобоя
МБУДО «ДШИ им М.И.Глинки г.Всеволожск»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №159737
Всероссийский конкурс «Методических разработок и педагогических идей «Грани мастерства педагогов дополнительного образования»
Наименование конкурсной работы: «Работа над техникой в классе гобоя»
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №159737


Методическая  разработка 

  « Работа  над   техникой   в  классе  гобоя »

преподавателя  по  классу  гобоя  Горбача В.И. 

         МБУДО « ДШИ им. М.И. Глинки  г. Всеволожск»  

      «Овладеть исполнительским мастерством немыслимо без огромной технической работы, направленной на накопление и развитие ряда мускольно-двигательных и психофизиологических навыков, на воспитание выносливости, воли и общей физической натренированности организма».                 

Техника пальцев является одним из важнейших исполнительских средств музыканта-духовика.

        Виртуозная техника пальцев неразрывно связана с работой всех компонентов исполнительского аппарата — дыхания, амбушюра, языка, музыкального слуха. Развитию беглости пальцев во многом будет способствовать правильная постановка корпуса, рук, пальцев, головы, а также отсутствие излишней зажатости в целом. Необходимое напряжение должны испытывать лишь мышцы, участвующие в работе двигательного аппарата, все остальные мускулы должны находиться в расслабленном состоянии.

        Техника пальцев на деревянно-духовых инструментах успешнее всего поддается развитию в 10 — 11-летнем возрасте, когда организм учащегося растет и формируется. Путь к достижению виртуозной техники музыканта-духовика — плод многолетней, кропотливой, настойчивой, терпеливой работы над совершенствованием своего исполнительского мастерства. Поэтому форсировать развитие техники пальцев игрой в быстрых темпах нельзя, так как это приводит к отрицательным результатам. Развивать технику пальцев следует постепенно, разумно, на хорошо подобранном и последовательно усложняющемся материале.

      В работе над техникой со стороны педагога и ученика необходим строжайший контроль. Как инструктивный материал, так и произведения художественно-музыкальной литературы следует играть в таком умеренном движении, чтобы ученик имел возможность обратить внимание на чистоту интонации, торопливость, на малейшую ритмическую неточность, неравномерность динамики отдельных звуков. Все замеченные недостатки ученик при помощи педагога обязан устранить. Основным музыкальным материалом для развития техники пальцев должны служить мажорные и минорные гаммы.   Над этим материалом исполнителю необходимо систематически работать на протяжении многих лет. Естественно, начинать обучение с гамм и арпеджио не следует, так как этот материал для начального периода будет труден. Вначале ученик должен получить элементарные навыки исполнительского дыхания, звукоизвлечения, постановки пальцев на простом, несложном, доступном ему музыкальном материале. Только после этого можно включить в работу гаммы и арпеджио. Причем играть их нужно в штрихах detache и legato в медленном темпе и неторопливо, исходя из индивидуальных возможностей. 

      Систематическая, настойчивая, целенаправленная работа над развитием пальцевой беглости приведет к накоплению технических навыков, и только после этого появится возможность играть гаммы и арпеджио трезвучий в более быстром темпе. В последующие годы обучения материал для развития исполнительского аппарата усложняется новыми аккордами (и их обращениями) — доминантсептаккордом, уменьшенным септаккордом, септаккордом II ступени гармонического минора. Очень способствует развитию мышечно-двигательного аппарата работа над гаммами в различных интервалах — терциях, квартах, винтах, секстах и др. Гаммы входят в систему ежедневных тренировочных занятий на духовом инструменте, наряду с игрой продолжительных звуков, упражнениями в интервалах и арпеджио, и являются ее неотъемлемой частью. Работа над гаммами укрепляет амбушюр (совокупное взаимодействие мышц лица, рта, языка, принимающих участие в звукообразовании), развивает слух, сообразительность, способствует. Развитию эластичности и подвижности губ, устойчивости исполнительского аппарата, выравнивает звучание инструмента по всему диапазону и развивает технику пальцев. Начинать изучение гамм следует после овладения ребенком навыками звукоизвлечения и аппликатуры. Сначала это будет медленный темп, простой ритм, динамика mf. Не допускать механического проигрывания. Приучить ученика постоянно контролировать себя слухом, точно представлять каждую ступень (система тяготения).

      Постепенно надо усложнять: 

– Темп Гамму можно играть целыми нотами, половинными, четвертями, восьмыми, шестнадцатыми и т.д. Помогает укладывать группировку длительностей в гамме, их проговаривание с названиями нот под метроном или отбивание метра ногой. 

– Ритм Проигрывание гаммы различными ритмическими формулами: Триолями Пунктирный ритм Игра гамм оборотами-

 – Динамику Всю гамму играть на f или р (что очень полезно) 

– Штрих Сначала это деташе, легато, стаккато. Работать над гаммами следует также в интервалах: игра терциями, секстами, октавами с различными ритмическим рисунком и штрихами. Все это относится к трезвучиям, Д7 в мажоре и Ум7 в миноре. Исполнение обращений трезвучия и Д7, Ум7 очень полезно как упражнения. В дальнейшем такие приемы можно часто встретить в музыкальных произведениях, особенно у венских классиков.   Желательно уделять внимание гаммам на каждом уроке, а также дома. В младших классах это 10-20  минут ежедневно, а в старших классах больше. Исполнение гамм следует начинать и заканчивать сильной долей, не обрывая последний звук. Если недостаточно диапазона инструмента, чтобы исполнить гамму в две октавы, то следует играть до устойчивой ступени (терции или квинты). Второй составляющей успешного развития техники на гобое является планомерная творческая работа над упражнениями. Педагог предоставляет известные упражнения и стимулирует  учащегося  выдумывать свои упражнения.

 Недостатки при исполнении гамм:

 – 1. Неритмичность. Обязательно пользоваться вспомогательными средствами:  Дробление на мелкие длительности, счет с “и”;

  Отбивание счета ногой (рекомендуется использовать одну ногу), если ученик не может ритмично топать ногой, то учитель хлопает в ладоши и т.п.  Метроном – сохранение единого темпа.

  Артикуляция – проговаривание нот слогами, например, для пунктирного ритма: да ту да ту раз та два та 

  1. Неровное звучание инструмента (диапазонное, тембровое, динамическое) 3.Неточность интонации 

4.Отсутствие выразительности. Для всего этого необходимо постоянно подключать слуховой контроль. Комплекс задач при работе над гаммами  Работа над атакой и способами звукоизвлечения.

 Атака осуществляется с помощью артикуляции – мысленное произнесение слога, где согласные соответствуют типу атаки: ‘У – твердая; й – мягкая; К~ вспомогательная. Гласные здесь зависят в основном от регистра: а – нейтральная; ы, и, е, э – растягивают губы и повышают звук; о, у(ю), е – понижение звука. При атаке (звукоизвлечении) произносятся согласные и гласные. В своем сочетании они образуют слоги. Именно в этот момент проявляется наибольшая активность всего исполнительского аппарата, в особенности языка, губ и дыхательных мышц вместе. Все возможные и необходимые при исполнении слоги (сочетание согласных и гласных) совершенно ясно произносятся, но не в полный голос, а шепотом. Наиболее известными и распространенными в исполнительской практике слогами артикуляции являются: тю, тё, ти, ту и та, а также: дю, дё, ди, ду и да (при более мягкой атаке). Все эти перечисленные слоги возникают в момент передней атаки, то есть атаки при помощи кончика языка. Такой способ называется одинарным ударом языка. Следует сказать, что удара никакого не происходит. Язык прижимается с различной силой к какой либо части рта (внутренней стороне верхней губы, к зубам, альвеолам), а затем отталкивается, отдергивается от нее быстрее или медленнее, активнее или пассивнее, в зависимости от предполагаемого характера атаки, штриха. Слоги кю, кё, ки, ку и ка произносятся тогда, когда применяется задняя атака, то есть выполняемая с помощью задней спинки языка. Произнесение названных слогов способствует более мягкой атаке при одинарном языке, но в основном  же они используются при двойном ударе языка в качестве второго четного слога (тю-кю; тё-кё). 

 

При извлечении низких звуков губные мышцы ослабляются, но не допускается их полная распущенность (понятие “теплое дыхание”), воздух выходит полной, широкой струей. Высокий регистр – губы натягиваются вдоль зубов, губная щель более узкая, струя воздуха плотная и сжатая. Когда меняется направление струи воздуха, усиливается напряжение губ. Игра гамм способствует быстрому развитию мышц губного аппарата, их подвижности и эластичности – способность быстро расслабляться и сокращаться, легкость переходов между звуками. Надо учитывать индивидуальные способности ученика и его психические и физические возможности, не допускать переутомления губ, постепенная нагрузка на амбушюр,  Контроль над работой дыхания.

 Правильное распределение исполнительского дыхания, не ломающего ритм, метр и структуру гаммы. Постоянный слуховой контроль – правильное исполнительское дыхание – источник красивого звука.  Ровность штриха, достижение одинакового звучания во всех регистрах. Это упражнение на штрихи, динамику, интервалы.  Координация пальцев, языка, губ, дыхания, развитие техники пальцев, умение  применять различные аппликатуры для данной фактуры . Здесь важно постоянно следить за правильной общей постановкой – это контроль со стороны учителя, самоконтроль, смотреть на себя в зеркало. Очень хорошо, если учитель показывает исполнение гамм на инструменте, как правильное, к которому стремится ученик, так и неправильное, которое не следует повторять. Гаммы приносят пользу только тогда, когда играются правильно; ритмично, организованно и в определенном темпе. Важно помнить, что техника (то, что развивают гаммы) – это не только беглость, не только легкость и четкость, это прежде всего владение звуком. Если все то, о чем говорилось, будет звучать, тогда можно смело сказать, что техника может выражать любые настроения, что она является необходимым элементом, способствующим раскрытию содержания. 

 Развитию техники способствует также работа над этюдами. Анализируя возможности ученика, педагог подбирает этюды так, чтобы присутствовала обязательно трудность преодоления материала, но достаточно посильная для учащегося. Трудные места в этюдах преподаватель рекомендует учить  определенными штрихами артикуляции и ритма, стимулирует выдумывать учащемуся свои ритмические фигуры и штрихи, играть этюды в разных тональностях. Преподаватель предлагает подбирать понравившиеся мелодии ,пробовать играть их по слуху в разных тональностях. Таким образом происходит максимальное развитие музыкального слуха. А это и есть в конечном смысле развитие совершенной техники.

«Работа над техникой в классе гобоя»