Несветаева Инна Николаевна
заместитель директора по учебно-воспитательной работе, преподаватель-методист
МБУ ДО «Школа искусств №6 г. Донецка
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №159739
Всероссийский конкурс «Лучшие методические работы преподавателей ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ», в рамках федерального проекта «Творческие люди»
Наименование конкурсной работы: «Проблемы воспитания личности в современном медиапространстве»
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №159739


Инна Николаевна Несветаева,

заместитель директора 

по учебно-воспитательной работе,

преподаватель-методист 

МБУ ДО «Школа искусств № 6 

г. Донецка»

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ

Глобализация – один из самых обсуждаемых вопросов развития мира в последние десятилетия. В разных странах и регионах глобализация проявляется по-разному, но неизменным остаётся одно – она затрагивает все аспекты жизни современного человека, напрямую влияя на процесс его формирования.

Информационный характер развития современного общества отражается во всех областях жизнедеятельности человека. Самый большой источник информации – это медиапространство, то есть средства массовой информации и коммуникации. Такой ресурс, безусловно, имеет большое значение для образовательного процесса и формирования мировоззрения подрастающего поколения. Еще полтора-два десятилетия назад получение любой информации, особенно специфической, сопровождалось определенными трудностями, поскольку было ограниченным и труднодоступным. Сегодня мы имеем свободный доступ к любой информации, а также возможность одновременно находиться на территории разных сред – культурных, исторических и т.д.

Объем и содержание медиаресурсов почти безграничный. Таким образом, медиа значительно расширяет рамки мышления, поскольку дает разные точки зрения на проблему. Это побуждает к сравнению, анализу, то есть развивает и активизирует познавательную активность, мыслительные процессы, расширяет осведомленность и развивает творческое воображение обучающихся. Но, несмотря на положительные факторы, актуальной проблемой является вопрос о том, какой именно информационный контент потребляют наши подростки (ведь именно они являются самыми активными пользователями Internet-пространства) и какое влияние испытывают от этого процесса. Молодые люди уже не представляют жизни без Viber,WhatsApp, Skype или Telegram и т.п.

Негативное влияние медиа отмечает большое количество исследователей: психологи (Е. Килби), культурологи (А. Литвин), педагоги (И. Дичковская), социологи, специалисты в сфере информации (М. Кастельс) и другие. Это как физиологические проблемы (обездвижение), так и психологические (расстройство внимания), морально-нравственные (переоценка моральных ценностей) и тому подобное.

В данной работе мы рассмотрим роль медиаобразования в процессе этико-эстетического воспитания обучающихся, а также вопрос правильной ориентировки в медиапространстве на примере искусства.

В Российской педагогической энциклопедии под медиаобразованием (англ. Media education от лат. media – средства) – понимается направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации (прессы, ТВ, радио, кино, видео и др.). «Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [3, 555].

Как известно, искусство делится на высокое и массовое. Массовое искусство – например, кино, мультипликация, телепрограммы, популярная музыка, видеоклипы – это первоочередной объект внимания подростков (конечно, после соцсетей и видеохостингов). Часто такие медиатексты (например, современные сериалы, ситкомы) формируют неправильные нравственные ценности, а обезображенные образы мультипликационных персонажей негативно влияют на эстетическое восприятие окружающего мира и становление эстетических вкусов.

Приоритетной задачей эстетического воспитания является вовлечение детей в мир высокого (классического) и народного искусства и формирование потребности в общении с ним. Для этого необходимо заинтересовать обучающихся, предложить им знакомство с таким материалом, о котором они захотят узнать больше, прочитать больше информации, посмотреть видео или прослушать музыку еще раз, поделиться своими знаниями о произведении искусства со сверстниками или родителями, обсудить его.

Самые известные мировые художественные галереи и музеи имеют свои сайты, где можно ознакомиться с их фондами. Также можно посетить онлайн экскурсию, познакомиться с материалами по истории искусства и т.д. Самый масштабный проект – Google Art Project – сегодня подписал согласия со 151 музеем из 40 стран, добавил более 50 000 произведений искусства и перевел платформу на 18 языков. Благодаря этому проекту возможность познакомиться с миром искусства может каждый пользователь Internet.

К таким ресурсам обращаются при подготовке домашнего задания (реферат, доклад, презентация). Чаще информацию берут из первых источников, первых ссылок, в основном – из знаменитой Википедии. В этом случае следует обращать внимание на достоверность информации, которая не всегда подается точно, беспристрастно, без ошибок, и уметь работать с большим массивом материала. Поэтому огромное значение имеет умение верно отыскать, воспринять, осмыслить, проанализировать информацию и, как итог, избрать нужную.

В свою очередь, школы искусств также вовлекаются в этот процесс, поскольку мы используем большой объем ресурсов из медиапространства: ознакомление с лучшими образцами изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства; слушание музыки; просмотр видео синтетических видов искусства (хореография, театр, кино). Для многих учебных дисциплин компьютер является ценным источником библиографической и энциклопедической информации. С появлением компьютерных сетей образование приобрело новое качество, в первую очередь связанное со способностью быстро получать информацию из любой точки мира. Использование компьютеров и информационных технологий в образовании оказывает существенное влияние на содержание, методы и организацию учебно-воспитательного процесса. С развитием мультимедийных технологий компьютер становится средством обучения, способным наглядно отображать широкий спектр информации. На просторах Интернета можно найти много разнообразных ресурсов, электронных книг, статей, которые могут помочь в обучении и саморазвитии. Широко распространены проекты, связанные с компьютерными презентациями, которые позволяют более четко представить иллюстративный материал. Презентации можно составить в программе Microsoft Office Power Point, в ФотоШОУ PRO, Apple Keynote, LibreOffice, Hippani Animator, Google Slides, OpenOffice, Canva, Sway. Из личного опыта, можно утверждать, что использование презентаций на уроках делает их более яркими, запоминающимися.

Современный учебный процесс предусматривает использование видеозаписей и аудиозаписей. С их помощью учебный материал можно представить как систему ярких опорных образов, позволяющих облегчить запоминание и усвоение материала. Более того, сегодня изменение технологии обучения и формы представления образовательной информации является требованием времени [1]. Использование видеозаписей в рабочем процессе даёт возможность преподавателю вместе с обучающимися провести методический анализ с целью лучшего усвоения пройденного материала, а также помогает выявить ошибки и провести работу над этими ошибками для чистоты исполнения. Использование информационных технологий также позволяет накапливать и хранить фото- и видеоматериалы обучающегося, что в свою очередь помогает передать и сохранить изученный материал, а также проследить его творческий рост. 

Ресурсы Internet содержат столь большое количество информации, что среди нее бывает трудно выбрать главное. Некоторая информация, на определенном этапе становления личности вообще может быть «лишней» как в моральном, так и в эстетическом смысле.

Например, знакомя аудиторию подросткового возраста с творчеством гениального Сальвадора Дали, представляем такие его труды, как «Постоянство памяти», «Тайная вечеря», вспоминаем его дизайнерскую работу (в частности, чупа-чупс), но корректно оставляем в стороне некоторые его эпатажные произведения, сюрреалистические полотна, обремененные психической нестабильностью автора. Таким образом, считаем, что дозированность информации – одно из первых правил ориентировки в медиапространстве. И, если телевидение еще имеет ограничения в эфирном времени, то в виртуальном пространстве такого «фильтра» нет. Так желание просмотреть видео хореографического искусства, кино или театральных представлений могут ввести в заблуждение созвучное название и направить от художественных образцов к примитивным, низкопробным видео и т.д.

Часто в Интернете можно столкнуться с «искаженными» шедеврами высокого искусства, например мемами. В интернет-пространстве большое количество мемов как карикатур, пародий классического искусства. Например, «Мона Лиза» и «Тайная вечеря» великого Леонардо. Возникает вопрос: есть ли в этом случае сами мемы искусством? Возможно, если рассматривать их как карикатуру, то есть разновидность графики. Но, с нашей точки зрения, изучать классическое искусство в пародийном виде – это абсолютное искажение его восприятия и, как следствие, неправильное формирование эстетического отношения к действительности.

Важным фактором является то, что обучающимся интересно не только потреблять, но и создавать свой собственный медиапродукт, таким образом вовлекая именно в процесс создания этого медиапространства. Можно распространять видеозаписи своих концертных выступлений, театральных представлений, презентации произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, анимационные работы и т.п.

Подводя итог, необходимо отметить, что искусство в медиапространстве оказывает положительное нравственное и эстетическое влияние на формирование мировосприятия обучающихся и играет важную роль в становлении гармонического развития личности. Но главным фактором в этом процессе является корректное использование медиаресурсов.

«Проблемы воспитания личности в современном медиапространстве»