Никонова Любовь Александровна
учитель химии и биологии
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Заводоуковского городского округа «Бигилинская средняя общеобразовательная школа имени первого директора, отличника народного образования СССР А.П. Горохова»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №159751
Всероссийский конкурс «Лучшая методическая разработка конспекта урока, при реализации современных образовательных стандартов»
Наименование конкурсной работы: Урок химии в 8 классе «Кислоты»
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №159751


 

Разработка урока по предмету

 

Класс,  предмет: 8, химия

Тема урока: Кислоты

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Вид урока: Проблемный урок

Цели урока: Содержательная цель: расширить понятийную базу за счет включения новых элементов: кислота, кислотный остаток

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Оборудование: 

На столах учащихся:  штатив с пробирками, раствор соляной кислоты, раствор гидроксида натрия  индикаторы: фенолфталеин, лакмус, метилоранж.

На столе учителя: кристаллическая или в таблетках аскорбиновая или кристаллическая лимонная кислота, индикаторы, штатив с пробирками, растворы азотной, фосфорной, соляной, серной кислот, раствор щелочи, фотографии и иллюстрации плодов и продуктов питания , таблица «Кислоты и кислотные остатки».

Для проведения урока используется интерактивная доска. Набор формул для работы определяет педагог. 

 

Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент, проверка домашнего задания Проверяет готовность к уроку, проверяет домашнее задание (вариант проверки на усмотрение учителя) Выполняют задания, предложенные учителем
Актуализация опорных знаний Предлагает выполнить задание на интерактивной доске:

Записаны формулы веществ. Распределите их на группы. В наборе должны быть формулы кислот, которые учащиеся не смогут классифицировать.

Выполняют задание
Изучение нового материала- Для определения темы урока демонстрирует учащимся  бутылочку с уксусной кислотой, лимон, пакет с кефиром, бутылочку с аскорбинкой. 

Что объединяет эти объекты? Записываем темы урока.

Затем на доске записываются формулы  разных кислот. Учитель просит учащихся  сформулировать определение кислоты по составу вещества. Делается запись: Кислота = Н + кисл.остаток.

Обращаем внимание на название кислот (учебник). Примечание: если урок проводится по учебнику О.С. Габриэляна, то  формулы не все, нужно добавить некоторые под запись.

Обращается к ученикам с вопросом:  на какие группы можно разделить кислоты? Определяем признаки и группируем (работа на интерактивной доске).

? Почему число атомов водорода в кислотах разное. Вспомнить, как соединяются частицы при образовании вещества. Определить заряд иона водорода. Найти в кабинете химии кислотные остатки (в таблице растворимости), обратить внимание на их заряд. Вспомнить правила составления формул.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Собрать таблички с формулами кислот, части которых развешаны по классу.

Сравнить между собой формулы H2SO4  и H2SO3 . Почему формулы кислот имеют разный состав. 

Составить алгоритм определения СО центрального атома:

1. Определить СО известных атомов (Н и О)

2. Составим уравнение:

(+1)∙а+х+(-2)∙в=0 , где а – кол-во атом Н, х- степень окисления центрального атома, в- степень окисления О.

3. Определяем искомую СО.

Для закрепления выполнить задания:

  1. Проверьте правильность формул
  2. Определите СО подчеркнутого атома

Игровой момент: письмо от героя какой-нибудь книги

Называют объединяющий признак: кислоты

Записывают тему урока

Формулируют определение, делают запись в тетради

Определяют признаки группировки (количество водорода и наличие кислорода), выполняют группировку

Выполняют задание

Записывают  алгоритм

Разная степень окисления серы

Выполняют задание

«Ребята! Вчера у нас был урок химии. Профессор  дал нам два сосуда  с жидкостями и сказал: «В одном из них обычная вода, а в другом опаснейшее вещество – серная кислота. Вы должны определить, из какого сосуда я могу утолить жажду». Помогите мне решить задачу профессора».

Лабораторный опыт  (возможен вариант демонстрационного опыта)

Учитель предлагает исследовать действие индикаторов на растворы кислот.

(Работают в парах.) 

Учащиеся 1 -го ряда исследуют действие индикаторов на раствор соляной кислоты, 2 -й ряд исследует раствор серной кислоты, 3 -й ряд – раствор лимонной  кислоты. Результаты исследования записывают в таблицу)

– какой можно сделать вывод?

Выполняют лабораторный опыт, оформляют выводы в тетради

Закрепление изученного материала Предлагает учащимся выполнить задания:

А) Определить кислоту и щелочь среди трех выданных растворов веществ. 

Б) Дан текст, в котором «спрятаны» формулы кислот (можно на интерактивной доске).  Выпишите (подчеркните) их.

H2OSOHBrNa23MgBSO4KOH

H3PO4P2O5CaH2SKPHNH3O3C

HClBaSHKSHH2Na2OHClH2SO4

в) В каждом ряду найдите лишнюю формулу, ответ мотивируйте: 
1. H3PO4 H2SO4 HCl 
2. H2SiO3 H2SO3 H3PO4

г) Дайте характеристику следующим кислотам HCl, HNO3, H2SiO3 
по плану: 
1.наличие кислорода
2.основность
3.растворимость
4.степени окисления элементов, образующих кислоту
5.заряд иона, образуемого кислотным остатком
6.соответствующий оксид

(Работают в парах.  Опытным путем определяют, в какой пробирке находится щелочь и кислота. Записывают свои наблюдения.  Осуществляют самопроверку.)

Выписывают  формулы кислот:  H2OSOHBrNa23MgBSO4KOHH3PO4P2O5CaH2SKPHNH3O3CHClBaSHKSHH2Na2OHClH2SO4

Дают характеристику кислотам

Подведение итогов, домашнее задание сделать выводы по уроку 

Сегодня на уроке я узнал…

Домашнее задание:

1. Выучить формулы и названия кислот
2. Дать характеристику кремниевой кислоте по плану

Делают выводы

 

Урок химии в 8 классе «Кислоты»