Исаева Кристина Васильевна
8 класс
Руководитель: Маклакова Ирина Владимировна
Учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №159779
Всероссийский конкурс для школьников «9 мая — день Великой Победы», приуроченный к празднованию 79-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне
Наименование конкурсной работы: Очерк (Сочинение) «Искусство в годы Великой Отечественной войны как воспитывающий, плодотворный труд, приближающий… День Победы!»
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №159779


Искусство в годы Великой Отечественной войны как воспитывающий, плодотворный труд, приближающий… День Победы! 

В период Великой Отечественной войны многие культурные деятели выступали в защиту своей страны и народа. Они использовали свой талант, умение выражать мысли и чувства в качестве оружия в борьбе против нацистской оккупации. Именно эти яркие представители «культурного фронта», которые стали настоящими патриотами, и их произведения, самоотверженно проявили себя в годы войны и внесли свой неоценимый вклад в борьбе за свободу и независимость нашей Родины.

В годы войны патриотическая тема стала ведущей в советской кинематографии. Кино является самым массовым видом искусства и имеет большое влияние на зрителей, поэтому на работников кино были возложены особые обязанности. В начале Великой Отечественной войны в Армию и тыл было отправлено более ста групп для запечатления кинохроники. Советские кинематографисты создавали много документальных фильмов. Кинооператоры часто работали под обстрелом врага и во время авиационных бомбардировок. В 1942 г. работники кино уже начали снимать полнометражные документальные фильмы о войне. Первым из них был “Разгром немецких войск под Москвой”, выпущенный в феврале 1942года. Последним фильмом, завершающим летопись войны, стал “Суд народов” о Нюрнбергском процессе, выпущенный в ноябре 1946 года. Между ними сняли ленты о Сталинградской битве, освобождении Правобережной Украины, о партизанах. В октябре 1941 года по поручению Ленинградского комитета партии начался съемочный процесс документального фильма о защитниках города. Так появился один из лучших документальных фильмов периода Великой Отечественной войны – “Ленинград в борьбе”. Лучшие художественные фильмы отражали народные подвиги, включая “Она защищает Родину” (1943г., режиссер Ф. М. Эрмлер), “Два бойца” (1943г., режиссер Л. Д. Луков), “Жди меня” (А. Б. Столпер), “В шесть часов вечера после войны” (1944г., режиссер И. Пырьев), “Непобедимые” и “Парень из нашего города”. Это важные фильмы, которые показывают мужественные действия советских людей во время войны. Они подчеркивают силу и дух народа и по сей день являются символом русской культуры и истории. В одном только 1944 году на экранах страны появились двадцать шесть полнометражных кинофильмов. Некоторые из них, такие как “Зоя” (режиссер Л. О. Арнштам), “Нашествие” (режиссер А. М. Роом), рассказывали о жестокой и мужественной борьбе советских людей в тылу врага. Фильмы о героях, которые отрицают фашизм и готовы к самоотверженности, являются важными источниками моральных ценностей. Фильм “Человек № 217» служит настоящим протестом против фашистской жестокости. Он рассказывает о тяжелых судьбах советских людей, которые были насильно увезены в концлагеря гитлеровцами. Так в период Великой Отечественной войны было выпущено почти пятьсот киножурналов и тридцать четыре кинофильма. Все эти фильмы выдержали испытание временем и получили популярность среди народа. В апреле 1944 года советское правительство наградило около пятисот работников киноиндустрии орденами и медалями в знак признания их заслуг перед Родиной и народом. 

Во время войны композиторы и поэты решали не менее значимые задачи. Их произведения поддерживали советских солдат и народ в борьбе с врагом. Наиболее распространенным жанром в это время была песня. Она поднимала дух и давала силы воинам во время тяжелых боев, помогала коротать время и переносить все лишения в период «затишья» в землянке. Самой популярной песней во время Великой Отечественной войны стала песня “Священная война” А. Александрова на слова В. Лебедева-Кумача. Она была опубликована 24 июня 1941 года в газетах “Известия” и “Красная звезда», а 26 июня Краснознаменный ансамбль уже начал ее репетировать. Несколько дней спустя ансамбль исполнил “Священную войну” на Белорусском вокзале в Москве перед солдатами, которые уходили на фронт. Песня произвела огромное впечатление и стала настоящим музыкальным символом народной сплочённости, стойкости в военные годы. Ее пели на фронте, в партизанских отрядах, в тылу и по всей стране! Она придавала силы, с ней солдаты смело шли в сражения за Родину. Также очень полюбилась солдатам и бойцам на передовой и лирическая песня «Землянка» (композитор К. Листов, слова А. Суркова).

 В период войны советские авторы создавали много произведений симфонической, камерной и оперной музыки. Одним из крупных музыкальных произведений того времени принято считать Седьмую симфонию Д. Шостаковича, законченную композитором в конце декабря 1941г. в осажденном Ленинграде. Она также вошла в историю, как «Ленинградская симфония» или «Хроники войны». Сам Шостакович так писал о своей работе «…Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах Человека, о нашей прекрасной природе, о гуманизме, о красоте… Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом;… моему родному городу — Ленинграду я посвящаю свою седьмую симфонию». Седьмая симфония Шостаковича была исполнена оркестром Большого театра в Куйбышеве, а затем в Москве.

 Артисты драматических, музыкальных театров, эстрады тоже вносили огромный вклад в общее дело борьбы с врагом. В блокадном Ленинграде продолжал работать Театр комедии (он закрывался только на полтора месяца, во время отключения электричества). Драматурги выступали с концертами и перед фронтовиками, и в госпиталях, преодолевая все тяготы военного времени без каких – либо привилегий. Отдельно стоит упомянуть подвиг работников Эрмитажа, которые ценой своей жизни спасали, без всякого преувеличения, национальное достояние страны. Они смогли за рекордно небольшой срок подготовить два эшелона с ценностями Эрмитажа и отправить экспонаты в Свердловск. Смерть уносила многих работников Музея. Они забивали фанерой окна, разбитые очередным обстрелом, убирали снег, покрывавший замысловатые узоры паркетов эрмитажных залов; пытались сохранить, спасти и защитить честь, преемственность великой культуры для будущих поколений. История Эрмитажа времен войны – стала безусловным символом непобедимости нашей культуры. В борьбе против фашистского захватчика и советские художники играли ключевую и важную роль! Они вдохновляли людей на борьбу, воспитывая своим творчеством моральную силу и духовность бойцов, а также всего сражающегося народа. Многие из них участвовали в боевых действиях в рядах Советской Армии или партизанских отрядах, работали на оборонных предприятиях по всей стране. Многие художники – фронтовики совершили подвиги и были награждены военными наградами. Семеро из них были удостоены звания Героя Советского Союза: А. Абдуллаев, М. Гуревич, А. Тяпушкин, Г. Московченко, Г. Москалев, М. Зеленкин и М. Гусейн.

 С первых дней войны авторы обратились к плакату, как наиболее доходчивой и понятной форме изобразительного искусства. Два направления: патриотическое и сатирическое сразу стали особенно выделяться в плакатном искусстве военных лет. Уже в первый день войны были написаны два плаката Кукрыниксов (художники: М.Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов): «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», «Наполеон потерпел поражение. То же будет и с зазнавшимся Гитлером». В 1941 г. были написаны плакаты В. Дени «Лицо «гитлеризма», Д. Мора «Ты чем помог фронту?», Б. Мухина «Защитим родную Москву» и другие. Наиболее известным плакатом периода Великой Отечественной войны считается плакат «Родина-мать зовет» художника И.М. Тоидзе. Только в первые месяцы войны в Москве было распространено порядка ста тысяч плакатов. С осени 1941 г. художники стали работать и над произведениями станкового искусства, например, графики и живописи. В Ленинграде художники продолжали работать в холодных мастерских, плохо освещаемых коптилками, не останавливая работу даже во время бомбардировок и обстрелов. В начале января 1942 г. они организовали выставку своих произведений, отражавшую борьбу с врагом. На выставке «Ленинград в дни Отечественной войны», было представлено сто двадцать шесть картин и эскизов. В ней участвовало 37 художников. Температура в выставочном зале не поднималась выше десяти градусов, а организаторы выставки еле передвигались от истощения и обморожений. Художники, находившиеся в тылу, также внесли огромный вклад в борьбу с врагом, изображая в своих работах, героев фронта и трудящихся тыла на нужды Армии. Их произведения укрепляли дух народа, служили ярким маяком всем участникам войны. Они выступали в качестве документальных свидетельств истории и до сих пор остаются важным источником информации о войне, о ее последствиях. Картина “Корсунь – Шевченковское побоище” художника П. А. Кривоногова заставляла сердца людей замирать и вызывала сильные эмоции. Она вдохновляла каждого, показывая поле боя, покрытое трупами немецких захватчиков и «металлическими обломками» их военной техники. Это было символом славы Красной Армии и полем позора для немецко – фашистских захватчиков. Картина вызывала чувство гордости за свою страну и презрение к тем, кто пришел грабить и убивать. Картина “Оборона Севастополя” А. Дейнеки (1942 год) стала важным событием в искусстве военных. Она раскрывает идею о несокрушимой силе советского народа, готового совершить любые подвиги за свою родину. Триптих П. Корина “Александр Невский” (1942-1943гг.) стал новым явлением в советской живописи. Он повествует о русском человеке с его духовной стойкостью, силой и ясным стремлением к цели. Александр Невский представлен как героический защитник русской земли, чья огромная фигура, защищенная блестящими доспехами, возвышается над водами реки Волхов и собором Святой Софии.

Одной из важнейших миссий советского искусства и творчества в годы войны было развитие у людей национальной гордости и любви к Родине. Все эти произведения выступали в роли воспитателей, воспевая героизм и отвагу советского народа в годы Великой Отечественной войны. Они выполняли важную задачу, доводя до людей мысль о близости Победы, способствовали поднятию морального духа бойцов и мирного населения, становлению победоносного настроения. Именно произведения искусства военного времени стали неотъемлемой частью истории и культуры России, которые вдохновляли на героические подвиги во имя своей любимой Родины!

Таким образом, советские кинематографисты, композиторы, художники, артисты, писатели и поэты своим искусством воспитывали у советских людей любовь и преданность Отчизне, готовность к самопожертвованию во благо Родины. В годы Великой Отечественной войны их плодотворный труд, творчество были приравнены к «штыку» и, несомненно, приближали долгожданный День Победы!

Очерк (Сочинение) «Искусство в годы Великой Отечественной войны как воспитывающий, плодотворный труд, приближающий… День Победы!»