Шемякина Ольга Александровна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №45
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №159787
Всероссийский конкурс «Педагогические инновации», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Рабочая программа курса по выбору «Веселый каллиограф»
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №159787


  1. Пояснительная записка 

   Рабочая программа курса по выбору «Веселый каллиограф» для 3 класса составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (с изменениями от 29.12.2014 №1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования»);
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 (в  ред. приказов от 13.12.2013 №1342, от 28.05.2014 №598, от 17.07.2015 №734) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Постановлением Главного санитарного врача РФ от29.12.2010 №189 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (с изменениями);
  • Письмом Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26.06.2015 №6681 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в 2015-2016 учебном году»;
  • Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №45 на период с 2015 по 2019 учебные годы (в новой редакции).
  • Положением «О порядке разработки, экспертизы и утверждения рабочих программ учебных предметов, элективных, факультативных курсов, программ объединений дополнительного образования, внеурочной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 45».

     Рабочая программа курса «Весёлый каллиограф» для 3 класса составлена на основе авторской программы Н.Г.Агарковой «Каллиграфический почерк» (1–4).

Каллиграфия – это искусство писать четким, красивым почерком. Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым днем все больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них далеко не каллиграфический почерк. Каллиграфией дети начинают заниматься с первого класса и продолжают формировать каллиграфические и графические навыки в последующих классах. Работа по каллиграфии начинается с первых дней поступления ребенка в школу. Систематическое использование методов и приемов обучению каллиграфии способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков младших школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности и изучения русского языка и других школьных дисциплин.

Цель курса – формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.

Задачи курса:

Отрабатывать правила посадки и владения инструментами.

Развивать мелкую моторику руки, способствовать формированию навыка       каллиграфического письма.

Развивать речь, образное мышление, память, внимание, творческое воображение.

Воспитывать аккуратность, трудолюбие, добросовестность, старательное отношение к выполнению работы

2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности

          Данный курс отличается систематизированным подходом к формированию почерка учащихся, где используются разнообразные методы совершенствования почерка: это и копировальный метод, и метод визуализации. Росчерки вносят в процесс обучения элемент творчества, художественной изобретательности, они тренируют глазомер детей, совершенствуют мускулатуру кисти руки и пространственную ориентацию..

           В формировании навыка выделяются три основных этапа. 

I этап – аналитический – вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснения содержания. 

II этап – условно назван синтетическим – соединением отдельных элементов в целостное действие.

 III этапе – автоматизация – фактическое образование собственно навыка как действия, характеризующегося высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

           Характерными чертами автоматизации являются быстрота, плавность, легкость выполнения. Но быстрота не навязанная, а являющаяся естественным результатом совершенствования движений, и плавность (связность), возникающая как естественный результат формирования навыка. 

Первый этап формирования навыка имеет чрезвычайно сложную структуру и специфику, отличающую его от последующих этапов обучения и сформированного навыка. На этом этапе ребенок обязательно должен осознавать не только, «что он должен сделать», но и «как это сделать правильно» в соответствии с требованиями (или «задачей действия»). Выписывание каждого элемента в отдельности (хотим мы этого или не хотим, требуем ли уже сейчас, на этом этапе цельного выполнения буквы, а тем более написания нескольких букв сразу, безотрывно) невозможно. Объективная закономерность начального этапа – сосредоточенное внимание к графике (то есть постоянный контроль, сличение, коррегирование по ходу действия) и определяет временную структуру движений при письме на этом этапе. А особенность временной организации письма в том, что выполнение двигательного действия как бы разбивается на отдельные циклы: время движения и паузу перед движением, необходимую для осознания последующего движения. 

Первый этап обучения может значительно удлиняться, затягиваться, если   методика   обучения   не   соответствует закономерностям формирования навыка и возрастным особенностям ребенка.

         Длительность и особенности второго и третьего этапов обучения во многом определяются тем, насколько успешно шло формирование навыка на первом этапе. Считается, что формирование навыка завершается к 10-11 годам, то есть тогда, когда становится стабильным почерк, когда   увеличение скорости или какие-то дополнительные внешние «помехи» –  грамматические задания, необходимость сосредоточить свое внимание на содержание текста, или необходимость выразить свою мысль письменно, –  не будет искажать почерк, не приведут к его изменению, нарушению.

         В процессе обучения дети знакомятся как орфографическими приемами, так и приемами графических навыков письма.

         Графические навыки письма достаточно сложны и   складываются   из различных приемов: приемов, необходимых для письма, и приемов письма.

 Приемы, необходимые для письма:

      1) владение инструментом письма;

      2) соблюдение правильного положения тетради и продвижение ее при

         письме;

      3) соблюдение правильной позы, посадки при письме;

      4) движение руки вдоль строки во время письма.

 

      Приемы письма:

      1) умение сравнивать образец с результатом письма;

      2) приемы перевода звука в письменную букву и печатной буквы в

         письменную;

      3)  приемы написания букв (начало, куда вести   перо, поворот,

         соединения);

      4) приемы соединений букв (без отрыва, с отрывом, сверху, снизу и так

         далее);

      5) приемы сопоставления букв по высоте – соблюдение одинаковой высоты

         букв на строке;

      6) письмо букв между линиями строки и на линии;

      7) начало письмо. Запоминание строки;

      8) приемы правильного наклонения письма. 

Формирование каллиграфических навыков письма имеет большое педагогическое и общественно-воспитательное значение. Приучая школьников к аккуратному и четкому письму, заботясь об устойчивости их подчерка, учитель воспитывает у них аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение к выполнению любой работы, не только письменной, уважительное отношение к людям, к их труду, наконец, способствует их эстетическому воспитанию.

Форма организации занятий: индивидуальная и групповая.

  1. Описание места курса в учебном плане

На изучение курса в 3 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год в соответствии с частью учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания курса 

Ценностные ориентиры:

– формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

– формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

– развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

– развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Реализация программы курса обеспечивает достижение выпускникам и начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

5) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

6) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях;

7) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

8) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;

9) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

10) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Предметные результаты:

1) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

2) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития;

3) использование разных видов чтения;

4) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;

5) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения.

  1. Содержание курса 

Организация работы по каллиграфии направлена на совершенствование основных общеучебных навыков: грамотного письма, беглого и осознанного чтения, правильного написания элементов каллиграфии. Основные методические приемы обучения каллиграфическим навыкам письма: Первостепенное значение при обучении каллиграфии имеют показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа. Списывание учащимися с готового образца – прописей, образца учителя на доске или в тетради. Прием основан на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма. Копировальный способ следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение образца осуществляется учащимися без достаточного осознания процесса письма и даже видения формы буквы. Важно, чтобы копирование осуществлялось как письмо правильными движениями, так как в противном случае копирование не дает нужного эффекта и  может привести к  закреплению неправильных движений. Воображаемое письмо, или письмо в воздухе заключается в опоре учащихся на двигательные ощущения и на зрительно воспринимаемый образец. 

Основное содержание программы:

Гигиенические правила письма. Алфавит. Письмо букв: Нн, Кк.

Письмо букв: Бб, Вв, Юю, Дд.

Письмо букв: Сс, Ээ, Оо, Хх.

Письмо букв: Жж, Зз, Ее, Ёё.

Письмо букв: Рр, Гг, Пп, Тт.

Письмо букв: Чч, Уу.

Письмо букв: ъ, ь, ы.

Письмо букв: Лл, Мм, Аа 

Письмо букв: Яя, Фф.

Письмо букв: Йй, Ии, Шш.

Письмо букв: Цц, Щщ.

Группа букв: л, м, Л, М, я, Я

Группа букв: у, ц, щ, Ц, Щ, Ч, ч 

Группа букв: с, С, е, о, О, а, д, б 

Группа букв: ь, ъ, ы, в 

Группа букв: Н, Ю, н, ю, к, К.

Группа букв: В, З, з, э, Э, ж, Ж, х, Х, ф.

Группа букв: Ф, Г, У, Т, П, Б, Р, Д.

Отработка написания соединений: ол, ом, оя, об, од, оф.

Отработка написания соединений: ок, он, оп, ог. ож. оз, ос.

Отработка написания соединений: ое, ой, оц,  ош, ощ.

Отработка написания соединений: аг, аж, аз, аб, ад, ав, ае.

Отработка написания соединений: ие, ий, иц, ищ.

Безотрывное написание соединений: ел, ем, ег. еж, ез.

Рациональные способы соединений в словах.

Отработка написания соединений: яб, яр, яв, ят.

Письмо трудных соединений: юз, юг, юж, ют, юн.

Безотрывное написание соединений: ль, мь, ья, ье

Отработка написания заглавных букв русского алфавита.

Отработка написания элементов букв: о, б, ю, д, ф и их соединений.

Работа по устранению графических недочетов.

Творческая мастерская «Волшебная ручка».

Итоговая работа по каллиграфии.

Конкурс по каллиграфии.

Программа предусматривает использование современных оценочных средств. Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

– пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

– рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

– контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль в формах

– практические работы;

– творческие работы учащихся;

– выставки

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания – незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить.

7.Тематическое планирование

 

п/п № Дата Корректировка Тема Характеристика видов учебной деятельности учащихся Формируемые УУД
Личностные Познавательные Регулятивные Коммуникативные
1 Гигиенические правила письма. Алфавит. Письмо букв: Нн, Кк Повторение правил штриховки. Упражнения для закрепления правил гигиены письма. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения разминки: соединение движения с дыханием. “Катаем шарик”. Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме. Знать правильное расположение тетради и ручки при письме. Уметь правильно держать ручку, карандаш. Знать правила штриховки Формирование чувствапрекрасногонаосновезнакомстваотечественнойхудожественнойкультурой Использование общих приёмов решения задач Применение установленных правил планировании способа решения Умение слушать собеседника
2 Письмо букв: Бб, Вв, Юю, Дд Упражнения для движения кисти слева направо и наоборот. Отработка правильного наклона и параллельности штрихов, идущих в одном направлении (вверх или вниз). Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для разминки: ритмирование. Уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради. Знать гигиенические навыки письма Формирование чувства прекрасного на основе наблюдения за природой Анализ звуков с
целью выделения признаков
Коррекция внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта Умение договариваться, находить общее решение
3 Письмо букв: Сс, Ээ, Оо, Хх Упражнения для движения кисти сверху вниз и снизу вверх. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения, повышающие энергетический потенциал. Графические упражнения. Штриховка. Основе “Катаем шарик”. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, Знать различные способы штриховки Формирование чувствапрекрасногонаосновезнакомстваотечественнойхудожественнойкультурой Осознанное построение речевого высказывания в устной форме Применение установленных правил в планировании способа решения Умение слушать собеседника
4 Письмо букв: Жж, Зз, Ее, Ёё Упражнения для движения пальцев и кисти. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для развития графомоторных навыков. Пальчиковые игры без предметов. Знать правила работы с тетрадью. Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила Формирование
познавательны мотивов, интерес к новому
Осознанное построение речевого высказывания в
устной форме
Оценка-осознание качества и уровня усвоения Взаимоконтроль и взаимопомощь походу выполнения задания
5 Письмо букв: Рр, Гг, Пп, Тт Упражнения для движения кисти и предплечья. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения на расслабление. Формирование пространственных отношений. Упражнения для разминки: ритмирование. «Чудесный мешочек». Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки. Стремление к самоизменению–приобретению новых знаний и умений Построение логической цепи
рассуждений. Доказательство
Коррекция– внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта Учет разных мнений и умение обосновать собственное мнение
6 Письмо букв: Чч, Уу Упражнения, выполняемые движением по часовой стрелке. Проведение пальчиковой гимнастики. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки Формирование учебных мотивов Структурирование знаний Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию Взаимоконтроль и взаимопомощь походу выполнения задания
7 Письмо букв: ъ, ь, ы Упражнения, выполняемые движением по часовой стрелке. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для разминки: ритмирование. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки. Формирование учебных мотивов Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Умение слушать собеседника.
8 Письмо букв: Лл, Мм, Аа Упражнения, выполняемые движением по часовой стрелке, в письме букв с петлями. Проведение пальчиковой гимнастики. Продолжение узора по образцу. Упражнения, повышающие энергетический потенциал. «Чудесный мешочек» Стремление к самоизменению–приобретению новых знаний и умений Выбор наиболее эффективных способов решения задач Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию Ориентация на партнера по общению
9 Письмо букв: Яя, Фф Упражнения в виде росчерков, петель. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для разминки: ритмирование. Уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки Оценка действий с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы Смысловое чтение как осмысление цели чтения Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию Эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества
10 Письмо букв: Йй, Ии, Шш Упражнения для формирования умений определять высоту букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Графический диктант. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки. Формирование учебных мотивов Выбор наиболее эффективных способов решения задач  Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию Умение слушать собеседника
11 Письмо букв: Цц, Щщ Отработка формы букв по группам. Каллиграфические упражнения предупреждения фонетико-графических, орфографических и речевых ошибок на уроках русского языка. Письмо под счет. Проведение пальчиковой гимнастики. Ниткопись. Уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки Формирование установки на здоровый безопасный образ жизни Анализ объектов с целью выделения признаков Оценка-осознание качества и уровня усвоения Умение договариваться, находить общее решение
12 Группа букв: л, м, Л, М, я, Я Работа над формой букв. Дорисовывание предмета. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения, повышающие энергетический потенциал.
Проведение пальчиковой гимнастики. Ниткопись. Уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки
Формирование познавательных мотивов, интереса к новому Анализ объектов с целью выделения признаков Коррекция– внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта Взаимоконтроль и взаимопомощь походу выполнения задания
13 Группа букв: у, ц, щ, Ц, Щ, Ч, ч  Анализ формы букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Развитие мелкой мускулатуры руки.  Проведение пальчиковой гимнастики. Ниткопись. Уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки Формирование познавательных мотивов, интереса к новому Анализ объектов с целью выделения признаков Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию Взаимоконтроль и взаимопомощь походу выполнения задания.
14 Группа букв: с, С, е, о, О, а, д, б  Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца. Физкультминутки для развития мелкой моторики пальцев рук. Проведение пальчиковой гимнастики. Ниткопись. Уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки Формирование восприятия картины мира как порождения трудовой деятельности человека Анализ объектов с целью выделения признаков Осознанное построение речевого высказывания в устной форме Оценка-осознание качества и уровня усвоения Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности
15 Группа букв: ь, ъ, ы, в  Отработка формы букв по группам в двух вариантах соединений. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для формирования осанки и снятия физической нагрузки. Соблюдение учащимися гигиенических требований в процессе письма. Уметь составлять сочинение.  Проведение пальчиковой гимнастики. Ниткопись. Уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки Формирование восприятия картины мира как порождения трудовой деятельности человека Анализ объектов с целью выделения признаков. Осознанное построение речевого высказывания в устной форме Коррекция– внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности
16 Группа букв: Н, Ю, н, ю, к, К Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца. Составление рисунка на заданную тему и штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики. Ниткопись. Уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки Формирование учебных мотивов Анализ объектов с целью выделения признаков  Коррекция– внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта  Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности
17 Группа букв: В, З, з, э, Э, ж, Ж, х, Х, ф Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца. Физкультминутки для развития мелкой моторики пальцев рук. Проведение пальчиковой гимнастики Ниткопись. Уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки Формирование учебных мотивов Контроль и оценка процесса и результатов   деятельности. Анализ объектов с целью выделения признаков  Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества
18 Группа букв: Ф, Г, У, Т, П, Б, Р, Д Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца. Физкультминутки для развития мелкой моторики пальцев рук. Проведение пальчиковой гимнастики. Ниткопись. Уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки Формирование познавательных мотивов,  интереса к новому Анализ объектов с целью выделения признаков  Оценка- осознание качества и уровня усвоения Взаимоконтроль и взаимопомощь походу выполнения задания
19 Отработка написания соединений: ол, ом, оя, об, од, оф Правила соединения букв. Практическая работа. Отработка плавности и ритмичности письма. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнение «Колечки». Соревнование. Знать о правилах соединений букв. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с отечественной художественной
культурой
Выбор оснований и критериев для сравнения. Осознанное построение речевого высказывания в устной форме Оценка- осознание качества и уровня усвоения Взаимоконтроль и взаимопомощь походу выполнения задания
20 Отработка написания соединений: ок, он, оп, ог. ож. оз, ос Развитие навыка правильного написания соединений, букв. Выработка одинаковых равномерных и пропорциональных расстояний между элементами букв, между буквами и словами. «Физкультминутка для волшебных пальчиков». Уметь писать графически правильно и четко Формирование познавательных мотивов, интереса к новому. Выбор оснований и критериев для сравнения Оценка- осознание качества и уровня усвоения. Взаимоконтроль и взаимопомощь походу выполнения задания
21 Отработка написания соединений: ое, ой, оц,ош, ощ Работа над одинаковой высотой букв на строке и на всей странице. Проведение пальчиковой гимнастики. Уметь писать соединения графически правильно Формирование познавательных мотивов,  интереса к новому Выбор оснований и критериев для сравнения Оценка- осознание качества и уровня усвоения Взаимоконтроль и взаимопомощь походу выполнения задания
22 Отработка написания соединений: аг, аж, аз, аб, ад, ав, ае Работа над формой букв. Работа над соединением букв. «Физкультминутка для волшебных пальчиков». Соревнование. Уметь писать соединения графически правильно Формирование учебных мотивов Поиски выделение необходимой информации Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества
23 Отработка написания соединений: ие, ий, иц, ищ Работа над формой букв. Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнение «Кулак — ребро — ладонь». Уметь писать соединения графически правильно Формирование учебных мотивов Поиски выделение необходимой информации Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества
24 Безотрывное написание соединений: ел, ем, ег. еж, ез Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Практическая работа. Соревнование. Уметь писать соединения графически правильно, четко и достаточно быстро Выделение морали в содержании ситуации Анализ звуков с целью выделения признаков Коррекция внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности
25 Рациональные способы соединений в словах Знакомство с рациональными способами соединения букв в словах. Проблемные задания. Знать рациональные способы соединения в словах. Уметь писать соединения Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с отечественной художественной
культурой
Формулирование проблемы. Осознанное построение речевого высказывания в устной форме Коррекция внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности
26 Отработка написания соединений: яб, яр, яв, ят Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Практическая работа.  Соревнование. Уметь писать соединения графически правильно, четко и достаточно быстро Интерес к способу решения и общему способу действия Выбор оснований и критериев для сравнения Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии Ориентация на партнера по общению
27 Письмо трудных соединений: юз, юг, юж, ют, юн Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Практическая работа.  Соревнование. Уметь писать соединения графически правильно, четко и достаточно быстро.

Практическая работа

Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с отечественной художественной
культурой
Формулирование проблемы. Осознанное построение речевого высказывания в устной форме Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии  Потребность в общении со взрослыми и сверстниками
28 Безотрывное написание соединений: ль, мь, ья, ье Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Практическая работа. Соревнование. Уметь писать соединения графически правильно, четко и достаточно быстро Формирование чувства прекрасного на основе наблюдения за природой Осознанное построение речевого высказывания в устной форме Оценка- осознание качества и уровня усвоения Умениеслушатьсобеседника
29 Отработка написания заглавных букв русского алфавита Практикум. Работа по образцам в тетради.  Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Практическая работа. Соревнование. Уметь писать соединения графически правильно, четко и достаточно быстро Формирование чувства прекрасного на основе наблюдения за природой Осознанное построение речевого высказывания в устной форме Оценка- осознание качества и уровня усвоения Умениеслушатьсобеседника
30 Отработка написания элементов о, б, ю, д, ф букв и их соединений Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. «Клубочки», «Волны». Уметь писать соединения графически правильно, четко и достаточно быстро Установление связи между учением и будущей деятельностью Контроль и оценка процесса и результатов деятельности Применение установленных правил в планировании способа решения Взаимоконтрольивзаимопомощьпоходувыполнения задания
31 Работа по устранению графических недочетов Диктовка элементов букв и их соединений. Развитие умений замечать и устранять свои и чужие недочеты. Проблемные задания. Работа по образцам прописи. Уметь замечать и устранять свои и чужие недочеты. Иметь навыки правильного написания соединений Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с отечественной художественной
культурой
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Оценка- осознание качества и уровня усвоения Умениеслушатьсобеседника
32 Творческая мастерская «Волшебная ручка» Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования, штрихования. Иметь навыки безотрывного и правильного написания соединений Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с отечественной художественной
культурой
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности Применение установленных правил в планировании способа решения Эмоциональнопозитивное отношениек процессусотрудничества
33 Итоговая работа по каллиграфии Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования, штрихования. Иметь навыки правильного написания соединений Интерес к способу решения и общему способу действия Контроль и оценка процесса и результатов деятельности Оценка- осознание качества и уровня усвоения Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества
34 Конкурс по каллиграфии Творческая работа с элементами моделирования, штрихования. Иметь навыки правильного написания букв и соединений Интерес к способу решения и общему способу действия Самостоятельное создание алгоритмов деятельности. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности Оценка- осознание качества и уровня усвоения Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества

 

8. Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности

Название общеобразовательной программы Учебники

(Автор, название, издательство, год издания)

Учебные пособия учителя и учащихся
1. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной дея-

тельности [Текст] : 1–4 кл. : в 2 ч. / Сост. Р.Г. Чуракова – М. : Ака-

демкнига/Учебник, 2011. 

Агаркова Н.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. / Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) Часть 1. – М.: Просвещение, 2002.

В. Г. Горецкий «Чистописание. 3 класс. Рабочая тетрадь № 1,2,3,4»

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество Примечания
  Лазерный принтер 1
  Мультимедийный проектор 1
  Интерактивная доска 1
  Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой
  Мебель для хранения учебников, дидактических материалов, пособий  4
Рабочая программа курса по выбору «Веселый каллиограф»