Семенова Татьяна Валентиновна
учитель истории
МБОУ СОШ № 5 г. Королёв
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №159804
Всероссийский конкурс «Открытый урок», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: «Создание военно-морского флота во времена Петра Великого»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №159804


«Петр Великий в русской истории»

Тема: «Создание военно-морского флота во времена Петра Великого»

Внеклассное мероприятие по 

духовно-нравственному 

воспитанию для учащихся 5-х классов 

МБОУ СОШ № 5 г. Королёв Московской области.

Учитель истории 

Семенова Татьяна Валентиновна 

Цель: Познакомить учащихся с началом истории военно-морского флота России и его основателем. Выяснить роль личности Петра Великого в организации военно-морского флота.

Планируемые результаты: учебные овладеть историческими знаниями об организации военно-морского флота;

изучить и систематизировать предложенную информацию;

познакомить учащихся с разновидностями кораблей Петровских времен, Морским уставом и Табели о рангах;

Метапредметные УДД: определять необходимость военно-морского флота для Российского государства, оценить значение личности Петра I в создании флота, дать объяснение термину «реформатор»

Задачи:

-детство Петра и создание «Потешной флотилии»

– Азовские походы и создание военно-морского флота

– Великое Посольство, подготовка кадров

-Балтийский флот и победы на Балтике

– организация флота: морской устав, Флот на 3-х морях, Табель о рангах

Объект исследования: процесс создания военно-морского флота в эпоху Петра I и реформы, которые  превратили флот в важное для XVIII в. вооруженное формирование.

  На уроках окружающего мира в 4 классе вы познакомились с жизнью и деятельностью Великого русского царя Петра I.

В 2022 году исполняется 350 лет со дня его рождения. Преобразования в Российском государстве произведенные Петром I были очень разнообразны.

Давайте вспомним что мы знаем о деятельности  Петра I ?

Какие традиции сохранились у нас со времен Петра Великого? 

Ответы детей: (празднование Нового года,  современный календарь, упростил азбуку, выпустил первую газету, основал первый музей Кунсткамеру, первую общедоступную библиотеку, основал г. Санкт-Петербург.)

Почему его прозвали Великим?

Дети высказывают свои предположения.

Петр Великий огромными усилиями сделал Россию могущественной и сильной страной. 

Одной из заслуг Петра Первого было создание военно-морского флота. Именно так звучит тема нашего урока :

Тема: «Создание военно-морского флота во времена Петра Великого»

  1. Детство Петра и создание «Потешной флотилии»

Петр Алексеевич Романов родился 30 мая 1672 года. Сын  царя Алексея Михайловича, Натальи Кирилловны Нарышкиной – Петр обладал завидным здоровьем и интересом к окружающему миру. Первый учитель Петра Алексеевича – Никита Зотов начал учить царевича, когда тому еще не исполнилось пяти лет. Он заинтересовал Петра рассказами по истории, картинками кораблей и крепостей. После стрелецкого восстания Петр Алексеевич с матерью были сосланы в Преображенское. Одним из любимых увлечений Петра были военные потехи.

Что такое Потеха?

СПРАВКА: Потеха — забава, занятие от скуки, развлечение, игра, увеселение, шутка.

Потому и войско собранное по приказу юного царя было названо «потешным» . Со временем, детская забавы привела к увлечению военным делом и сопутствующими науками. 

Маленького Петра заинтересовал бот – судно привезенное из Англии по приказу его деда, царя Михаила Федоровича. Он был спущен на воду в Москве, на р. Яузе.

СПРАВКА: Бот или Ботик — небольшое парусное, парусно-гребное судно. ( слайд)

Впоследствии эту затею стали развивать и на Плещеевом озере, вблизи г. Переславль-Залесский. На берегу реки Трубеж, впадающей в озеро, было выбрано место, где зимой 1689 года при помощи голландских мастеров и приступили к строительству кораблей. Там были построены  два фрегата, три яхты. Сам Петр работал на верфи корабельным плотником. (слайд Петр на строительстве кораблей)

СПРАВКА:

 Фрега́т  – тип военно-морских судов. Трёхмачтовый парусный корабль с мощным артиллерийским вооружением (до 60 пушек) для действий на морских коммуникациях, эра которых пришлась на XVII−XVIII века. (слайд)

Я́хта  — первоначально лёгкое и быстрое судно для перевозки отдельных персон, оборудованное палубой и каютой.

1 мая 1692 г. был спущен на воду 30-ти пушечный фрегат «Марс» и состоялись маневры потешного флота во взаимодействии с пехотой и артиллерией, которые в августе царь повторил для приглашенного Московского двора. 

Как вы думаете? Какой опыт приобрел юный царь создавший потешное войско и корабли?

ВЫВОД: Опыт, приобретенный во время создания судов для потешных игр сыграл огромную роль в  развитии отечественного кораблестроения.

  1. Азовские походы и создание военно-морского флота.

Подумайте! Для чего государству нужен флот?

Ответы детей:…

Молодой царь понимал, что для развития торговых и культурных связей Российскому государству необходим был выход к незамерзающим морям – Балтийскому либо Азовскому и  Чёрному. 

1.Противник России на Черном море – Османская Империя и Крымское ханство.

2 На Балтийском море Швеция и Польша. 

 Петр решает воевать с Османской империей и Крымским ханством за выход к Чёрному морю.

Турецкая крепость Азов закрывала России выход из Дона в Азовское море. Весной 1695 г началась осада Азова, которая продлилась три месяца, но окончилась неудачно.

Важной причиной неудачи стало отсутствие флота и артиллерии. Именно неудача первого Азовского похода подтолкнула Петра к созданию флота. 

После неудачи первого Азовского похода в 1695 году, царь сделал выводы о необходимости создания флота. И со следующего года в Воронеже была заложена верфь для строительства судов.  Место для верфи царь выбрал не случайно. На берегах реки Воронеж обильно росли вековые дубы, сосны и липы, к тому же, недалеко, в Липецке, добывали железную руду.

Царь сам работал не покладая рук. «Его величество, – писал Крюйс, – присутствовал в сей работе неусыпно, так с топором, теслом, конопаткою, молотом и мазаньем кораблей гораздо прилежнее и больше работая, нежели старый и весьма обученный плотник».

 Уже в мае 1696 года многотысячные русские войска, которые осадили крепость Азов, поддерживал флот, блокировав крепость с моря. Пётр I принимал участие в осаде в звании капитана на галере. Крепость не дожидаясь штурма сдалась – Азов был взят. Так Россия получила желаемый выход в Азовское море. Эта победа впервые открыла России выход к южным морям.

Во втором Азовском походе. участвовали 2 линейных корабля, 4 брандера, 23 галеры и 1300 стругов 

СПРАВКА:

Линейный корабль – При Петре I -класс парусных трехмачтовых деревянных военных кораблей, характеризующийся полным водоизмещением от 500 до 5500 тонн, вооружением и численностью экипажа от 300 до 800 человек при полном укомплектовании. (класс тяжёлых бронированных артиллерийских боевых кораблей)

Брандер — это любое плавсредство, наполненное взрывчатыми или легковоспламеняющимися веществами, предназначенный для поджога кораблей противника.

Галеры- морские парусно-гребные судна, где в качестве основной движимой силы были весла. Имелись конструкции в 2-3 мачты с косыми парусами. Галеры использовались как торговые суда, но главное их назначение-боевое, из-за их скорости огромной для своего времени

Но просуществовал Азовский флот не долго. В 1711 г. после неудачной войны с Турцией, по Прутскому мирному договору, Россия вынуждена была отдать туркам берега Азовского моря, и обязалась уничтожить Азовский флот.

Что подтолкнуло Петра к созданию настоящего военно-морского флота? (неудача первого Азовского похода)

Вывод: Создание Азовского флота было чрезвычайно важным для России событием. Опыт строительства военных судов позволил в дальнейшем достаточно быстро создать сильный Балтийский флот. Царь Петр I понял что Россия может стать мощной морской державой.

  1. Великое Посольство Петра I

СПРАВКА: Великое Посольство Петра I- это путешествие русского царя в Западную Европу, осуществленное в 1697-1698 гг. для установления дипломатических отношений.

Задачи посольства:

– заручиться поддержкой европейских стран  в борьбе с Османской империей

– обучение корабельному делу, военным наукам, знакомство с жизнью и порядками европейских стран.

Состав посольства: Всего в посольство вошло около 250 человек представители различных профессий, от переводчиков до священников. Сам царь Петр I ехал инкогнито, под именем Петра Михайлова, урядника Преображенского полка.

Выехало посольство из Москвы в марте 1697 г. Сначала Петр Великий отправился в Кенигсберг обучаться артиллерийскому делу, затем Пётр в Голландии устраивается на работу плотником на верфи. Царь посещал различные учреждения, фабрики, мастерские, присутствовал на лекциях по анатомии, изучил, как устроена ветряная мельница. Но голландцы не делали чертежей строящихся кораблей, поэтому в 1698 г. – Пётр едет в Англию, где на королевской верфи  изучает строительство кораблей, знакомится с изготовлением артиллерийских снарядов, побывал на заседании парламента Англии. Последний пункт пребывания Петра Первого – Вена. В июле 1698 г. вынужденное возвращение в Москву (в которой был бунт стрельцов).

Союз против Османской империи Петру создать не удалось. К этому времени для европейских государств приоритетной стала борьба с Францией. После путешествия по Европе Пётр Алексеевич сменил курс внешней политики с южного направления на северное. Также были найдены союзники для войны со Швецией за выход к Балтийскому морю.

Русские добровольцы из дворян и солдат изучали военные науки, морское дело, кораблестроение. Поездка в Европу сильно повлияла на Петра Алексеевича. Вернувшись из-за границы, он решил провести в России важные реформы, бороться за выход к Балтийскому морю и превратить свою страну в великую европейскую державу.

Что изменилось в политике Петра после Великого Посольства?

Какие новые задачи встали перед Петром I?

ВЫВОД В первые годы правления Петра Алексеевича Россией впервые был получен выход к южному морю; в Западную Европу было отправлено Великое посольство; Не найдя союзников в борьбе с турками Петр ставит новую задачу-   получить выход к Балтийскому морю.

  1. Балтийский флот и победы на Балтике.

 – строительство Балтийского флота. Сильным соперником России на Балтийском море была Швеция. Одержать победу над шведами не без сильного флота было не возможно.  Петр начинает строительство Балтийского флота. На верфях рек Сязь, Свирь и Волхов закладываются речные и морские военные суда, на архангельских верфях строятся семь 52-пушечных кораблей и три 32-пушечных фрегата, растет число железоделательных и медно-литейных заводов на Урале. В Воронеже налаживается отливка корабельных пушек и ядер к ним. Первым кораблём Балтийского флота стал фрегат «Штандарт», спущенный на воду в августе 1703 года. Высокое качество русских кораблей признавалось многими зарубежными мастерами-кораблестроителями и моряками. Так, один из современников английский адмирал Поррис писал:

«Русские корабли во всех отношениях равны наилучшим кораблям этого типа, какие имеются в нашей стране, и притом более изрядно закончены».

Успехи отечественных корабельных дел мастеров были весьма значительны: уже к 1714 г. в состав Балтийского флота вошло 27 линейных 42-74-пушечных кораблей. 9 фрегатов с 18-32 пушками, 177 скампавей и бригантин. 22 вспомогательных судна. Общее число пушек на кораблях достигло 1060.

Что было необходимо царю для победы над Швецией?

-Строительство Санкт-Петербурга.  Чтобы окончательно запереть для шведов вход в Неву, 16 (27) мая 1703 г. в ее устье, на Заячьем острове, Петр I заложил крепость, названную Петропавловской, и портовый город Санкт-Петербург. На о-ве Котлин, в 30 верстах от устья Невы, Петр I приказал строить форт Кронштадт для защиты будущей российской столицы. В 1704 г. на левом берегу Невы начато сооружение адмиралтейской верфи, которой было суждено вскоре стать главной отечественной верфью, а Санкт-Петербургу — кораблестроительным центром. 

С какой целью царь Петр строит новый город на Неве?

– Северная война С 1700 по 1721г. – Россия вступает в войну со Швецией. 27 июля 1714 года русским удалось разгром шведов у мыса Гангут. Все участвовавшие в сражении шведские корабли были уничтожены. Королевский двор, опасаясь вторжения русских, спешно покинул Стокгольм. Гангутское сражение стало первой победой русского флота.В Гангутском сражении Петр I полностью использовал преимущество галерного и парусно-гребного флота перед линейным флотом противника в шхерном районе моря. Государь лично возглавлял в бою передовой отряд из 23 скампавей.

27 июля 1720 года у острова Гренгам русские одержали ещё одну победу над шведами. Этот успех России заставил Швецию вступить в мирные переговоры.

В августе 1721 года в Ништадте Россия и Швеция подписали мирный договор. По его условиям Россия возвращала Швеции Финляндию, кроме Выборга; получала земли Балтийского побережья от Выборга до Риги.

Вывод: Ништадтский мирный договор обеспечил России выход к морю, она превратилась в морскую державу.

СПРАВКА: Подвиг Ивана Рябова

Летом 1701 года рядовой поморский кормщик Иван Рябов,  навсегда вписал свое имя в историю. Он по-своему повторил подвиг Ивана Сусанина и завел шведов, намеревавшихся уничтожить порт Архангельска, на мель.

Шведское командование решило стереть с лица земли Архангельск. Рыбачившие на лодке Рябов и толмач Дмитрий Попов попались на пути следования шведам. Поморов тут же взяли в плен. Шведы пытались заставить Рябова и Борисова показать проход к удобному месту для высадки десанта и захвата Новодвинской крепости. Те якобы нехотя согласились. Но в итоге вывели скандинавов прямиком на песчаную мель.

И иностранные моряки оказались в окружении русских кораблей. Десять часов шла артиллерийская перестрелка. Шведские корабли удалось уничтожить. В отместку шведы расстреляли поморов. Только Борисов погиб, а Рябов сумел притвориться мертвым, а сам потихоньку прыгнул за борт и поплыл к русскому берегу.

Впрочем, вместо славы и почета за то, что завел неприятеля на мель, Рябов получил два месяца заключения. Его обвинили в пособничестве врагу. Но осенью за него заступился Пётр I, приказал архангельскому воеводе князю Алексею Прозоровскому освободить Рябова из-под стражи. И одарить его ценными подарками.

Выполнил ли царь Петр задачи поставленные перед собой и государством после Великого Посольства?

Как другие государства относились к России после победы России в Северной войне?

Вывод: Победа в Северной войне укрепила международный авторитет России, выдвинула ее в число крупнейших европейских держав и послужила основанием с 1721 г. именоваться Российской империей.

  1. Результаты: морской устав, Флот на 3-х морях, Табель о рангах

Чтобы представить грандиозность свершений Петра Великого, достаточно отметить, что за время его правления на российских верфях было построено более 1000 кораблей, не считая мелких судов. Численность команд на всех кораблях доходила до 26 тыс. человек. В общем на кораблестроение и содержание флота Петром I было израсходовано около 1 млн. 200 тыс. рублей. Так, волею Петра I в первые два десятилетия ХVШ в. Россия вошла в число великих морских держав мира.

Морской устав Российской империи — изложение обязанностей всех чинов на судах военного флота. Первое издание Морского устава было лично составлено и издано Петром I под названием: «Устав морской о всём, что касается к доброму управлению в бытность флота на море».

Устав состоял из пяти книг (томов), где описывались обязанности:  главного начальника флота и его штаба, взаимоотношения лиц, служащих на флоте, постановления о военно-морских почестях, флагах и вымпелах, устав поведения и служебные порядки на корабле; наказания за проступки, совершенные моряками, содержал приложение о сигналах.

Что регулировал морской устав?

Для чего нужны были эти правила?

Табель о рангах (петровский Табель о рангах) — документ, регулирующий порядок несения государственной и военной службы в Российской империи.

Это документ который содержал в себе единую систему чинов, по старшинству, существующих в государстве. Все чины делились на три типа: придворные, военные и статские — и уже затем распределялись по классам. Всего было 14 классов, от высшего к низшему. Чем выше класс (ранг), тем больше привилегий имел чиновник. 

Во 2-й половине XVIII — начале XIX вв. Российский военно-морской флот по количеству боевых кораблей вышел на 3-е место в мире, постоянно совершенствовалась тактика боевых действий на море. Это позволило русским морякам одержать ряд блестящих побед. В историю военно-морского флота России вошли яркими страницами жизнь и подвиги адмиралов Г.А. Спиридова, Ф.Ф. Ушакова, Д.Н. Сенявина, Г.И. Бутакова, В.И. Истомина, В.А. Корнилова, П.С. Нахимова, С.О. Макарова.

В годы Великой Отечественной войны советский флот выдержал суровые испытания и надежно прикрывал фланги фронтов, громя фашистов на море, в небе и на суше.

СПРАВКА: РЕФОРМАТОР деятель, осуществивший реформу (реформы), преобразования в какой-л. области; преобразователь.

-Можем ли мы называть Петра I реформатором? Почему?

-Почему создание Военно-морского флота России связывают с именем Петра I ?

-Как Азовские походы Петра повлияли на создание флота?

– Почему для Российского государства так важно было иметь флот?

-Что означает выражение «Великое посольство»?  Какую роль оно сыграло в организации морского флота?

-Выход к какому морю получила Россия в результате Северной войны?

-Какие названия кораблей времен Петра I вам запомнились?

– Чем Бот отличается от Фрегата?

-Что такое Морской устав? Для чего он был нужен?

– Какое значение по вашему сыграли личность и характер Петра I в организации военно-морского флота России?

«Создание военно-морского флота во времена Петра Великого»