Вессели Ирина Сергеевна
учитель русского языка и литературы
АНОО «Хорошевская школа»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №159834
Всероссийский конкурс «Открытый урок», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Дискуссия по теме «Обломов или Штольц: за кем будущее России?»
Итоговая оценка: 1 место,  90 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №159834


презентация

  • Технологическая карта урока

Дискуссия по теме «Обломов или Штольц: за кем будущее России?»

Организационная информация
Предмет Литература
Класс/группа, количество человек 10 (27  учащихся)
Тема Обломов или Штольц: за кем будущее России?
Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО) Вессели Ирина Сергеевна
Должность Учитель русского языка и литературы
Образовательное учреждение АНОО «Хорошевская школа»
Республика/край
Город/поселение Город Москва
Описание урока/мероприятия/занятия
Тип урока (мероприятия, занятия)
  • Урок – обобщение (применение межпредметных, метапредметных и предметных знаний) 
Форма урока
  • Дискуссия
Время реализации урока (мероприятия, занятия) 40 минут
Цель дискуссии На материале романа И.А.Гончарова «Обломов» посредством анализа характеров главных героев Обломова и Штольца выделить основные черты национального характера и его влияние на историческую судьбу России.
Задачи дискуссии: (образовательные, развивающие, воспитательные) Образовательные: 

1. В процессе столкновения различных позиций и аспектов исследования образов главных персонажей выделить особенности их характера и поведения;

2. Выявить национальные черты и признаки типа «лишнего человека» в образе главного героя романа – Обломова;

3. Выявить связь между судьбой персонажей романа и российского общества 19 века;

4.Через обобщение и систематизацию знаний по роману Гончарова «Обломов» подготовить обучающихся к восприятию меняющегося типа главного героя русской литературы второй половины 19 века.

Развивающие: 

1. Развивать умение ведения дискуссии;

2. Развивать умения работа в малой группе;

4. Развивать аналитическое мышление (анализировать, обобщать информацию, делать выводы);

5. Развивать умение пользоваться различными источниками для поиска необходимой информации;
6. Развивать умения правильно обобщить данные и сделать вывод;

Воспитательные: 

1. Воспитывать интерес и любовь к литературе, к родному слову;

2. Посредством групповой работы воспитывать чувство коллективизма, чувства такта, отзывчивости и умению управлять своими эмоциями;

3. Воспитывать чувство сопричастности к судьбе своей страны

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Предметные:

  • Знать содержание романа И.А.Гончарова «Обломов»;
  • Уметь анализировать характеры героев, поступки, противоречивость характеров, взаимоотношения с другими персонажами;
  • Уметь проводить аналогию между проблемами, затронутыми в произведении художественной литературы, и жизненными вопросами;
  • Учитывать исторический, культурологический, социально-психологический контекст при анализе произведения.

Личностные: 

  • Реализовать возможность монологического выступления;
  • Закрепить навык работы в группе на основе принципов взаимоуважения, поддержки;
  • Формирование навыка добиваться результата при ограниченном времени

Метапредметные: 

    • умение понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы;
      • самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;
  • работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать для доказательства собственной позиции.
Аналитическая  информация.
Почему именно дискуссионная технология «Аквариум»?  

Технология «Аквариум» позволяет достичь поставленных целей и задач урока? 

Интерактивное обучение, хорошая запоминаемость, интенсивное взаимодействие с материалом, коррекция общения – это ведущие достоинства использования технологии.

Применение технологии позволяет решать следующие задачи:

Обучающие: Способствует актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельному конструированию новых знаний;

Развивающие: Способствует овладению культурой ведения дискуссии, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, позволяет сформировать навыки самооценки и самоанализа учебной деятельности, создать целостное видение проблемы;

Воспитательные: Способствует моделированию собственной системы ценностей и вариативному проектированию модели своего поведения, базирующихся на идее мультиперспективности развития и свободы выбора.

Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь/были достигнуты (в случае апробации урока) за счет использования технологии «Аквариум»?
    1. Увеличение интереса к предмету за счет использования новых методов. Срабатывает положительно эффект неожиданности.
    2. Дискуссионная технология «Аквариум» дает четкий алгоритм выполнения заданий – в результате учащиеся  оказываются в ситуации успеха (каждый выступающий ощущает себя успешным, потому что ему помогли товарищи в группе) Личностная результативность на таких уроках значительно повышается.
  • Формируется умение хорошо выполнить задание в короткий (или точно обозначенный) срок
Как учитывались психолого-педагогические особенности классного коллектива/группы при отборе методов и содержания урока/мероприятия Уроки предложенной модели успешно проводятся в сплоченных коллективах, где легко формируются группы. Не возникает конфликтов при смене участников в группе. При изучении большого художественного произведения (как в нашем случае) учитель должен быть уверен, что предложенные для работы главы были предварительно прочитаны дома. Следовательно, это должен быть сильный класс с высокой исполнительной дисциплиной.
Дополнительная информация
Ресурсы, оборудование и материалы Расставить парты в классе для работы в группах в форме аквариума. Заранее сообщить учащимся необходимое количество групп для реализации учебной задачи. Распределить роли в группах: сборщики информации, аналитики, спикеры и внешние наблюдатели

Тетради для записей, ручки.

Список учебной и дополнительной литературы Текст романа И.А.Гончарова «Обломов»;

Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература. 10 класс: учебник;

В. Кантор. Долгий навык ко сну: Размышления о романе И.А. Гончарова “Обломов” 

Ли Иннань. Статья «О русском национальном характере и его связи с русской историей и культурой»;

А.П. Чехов. «На пути»;

Н.О.Лосский.  “Характер русского народа”.

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия) Каждая группа готовит устный ответ, в котором раскрывает суть вопроса дискуссии с учетом заявленного аспекта исследования проблемы. В ходе урока секретари и наблюдатели  в каждой группе заполняют листки оценки дискуссии, где отмечают каждого участника данной группы.

В конце урока группы обсуждают варианты проведения следующего урока с использованием вариантов, распечатанных заранее.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы
  1. Принципы и положения для работы с технологическими картами http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077
  2. Лаврентьев, В.В. Типы, формы и структурные элементы современного урока в адаптивной школе (в условиях внешней дифференциации учебно-воспитательного процесса)В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1.
  3. http://www.gramma.ru/LIT/?id=1.0 
  4. Дискуссионная технология «Аквариум» в школьном обучении http://festival.1september.ru/articles/532111/ 
  5. Иван Александрович Гончаров. Официальный сайт: http://www.goncharov.spb.ru/
                                                                Подробный конспект урока 
Фаза урока/занятия/

мероприятия

Этап урока Время, продолжительность 

этапа 

Подробное описание дискуссионной технологии «Акварель» по установленной схеме

– Название метода 

– Цели и задачи метода

– Необходимые материалы (канцелярские товары и др.),  которые понадобятся для успешного проведения метода

– Предварительная подготовка (если требуется)

– Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся

– Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

–  Варианты проведения метода

  –  Происхождение метода (авторский, заимствованный, адаптированный)

Инструкции учителя  обучающимся для реализации или в ходе проведения дискуссии.
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» Введение в урок, погружение в тему (целеполагание), 

5 минут

Название метода «Анализ высказываний»

Цели и задачи метода: погрузить обучающихся в проблему урока, актуализировать тему, заинтересовать, активизировать мыслительную деятельность .

Необходимые материалы: экран и медиапроектор, учебная литература, текст романа «Обломов

Технология проведения: Учитель предлагает проанализировать высказывания о национальном русском характере, подвести обучающихся к пониманию актуальности и важности знания и понимания данного романа и особенностей национального характера русского человека, ставшего прототипом образа главного героя романа.  (3 минуты). 

– Проанализируйте высказывания и ответьте на вопросы: изменился ли национальный характер  русского человека 19, 20 и 21 века?

– Почему имя героя Обломов стало нарицательным и так часто используется для определения характера русского человека? В чем гениальность И.А.Гончарова?

 «Природа вложила в русского человека необыкновенную способность веровать, испытующий ум и дар мыслительства, но все это разбивается в прах о беспечность, лень и мечтательное легкомыслие». (А.П.Чехов)

«Страстность и могучую силу воли можно считать принадлежащими к числу основных свойств русского народа. Но в русском народе встречается и обломовщина, та ленность и пассивность, которая превосходно изображена в романе Гончарова “Обломов”…» Н.О.Лосский.

К числу национальных черт можно отнести знаменитую широту русской души,  «голос совести», тяга к справедливости, религиозность. Умение жить умерено. Не погоня за богатством. Доброта и гостеприимство, отзывчивость, чуткость, сострадание, незлопамятность, жалостливость, готовность прийти на помощь, открытость, прямодушие, отзывчивость, широта характера, размах решений.

Отрицательные качества, конечно, тоже можно отметить. Это беспечность, лень и обломовская мечтательность. Беспечность связана с крепостным правом, которое придётся изживать в себе каждому почти русскому. Русский полагается на «авось» по двум причинам: надежда на барина, царя-батюшку и «зону рискованного земледелия», то есть на неопределенность и неровность климатических условий. И.Денисова.

Русский национальный характер специфичен и многообразен <…> Многие отмечают такие черты,  как широту и открытость натуры, смелость, силу воли, доброту, коллективизм, склонность к бурным эмоциональным переживаниям<…> 

“Русская лень”, о которой, не стесняясь, говорят сами русские, запечатлена в различных народных поговорках<…> Еще большей яркостью обладают фольклорные образы, в частности, всем известный Емеля из сказки, который не сходит со своей печи и мечтает о том, чтобы все делалось “по щучьему велению, по моему хотению”. А созданный И.А.Гончаровым образ Обломова, став нарицательным, дал название целому явлению “обломовщины”. Ли Иннань.

Обучающиеся отмечают, что характер русского человека принципиально не изменился, гениальность Гончарова в том, что сумел создать обобщенный реалистичный зеркальный образ русского человека.

-Но таков ли Образ И.И Обломова, каков живет в нашем коллективном бытовом  представлении? Попробуем подробно разобраться с этим персонажем через сопоставление его с другим героем романа – Андреем Штольцем.

Работа по рисунку. Ученики должны перекодировать изображение в вербальный текст, продемонстрировав в собственном высказывании свое понимание содержания слайда.

Формулировка учащимися темы дискуссии, цели и задач, распределение аспектов рассмотрения темы и позиций дискуссии, определение критериев оценки работы. (2 минуты)

Тема: «Обломов и Штольц: за кем будущее России?»

Цель: на материале романа И.А.Гончарова «Обломов» посредством анализа характеров главных героев Обломова и Штольца выделить основные черты национального характера русского человека и его влияние на историческую судьбу России.

Задачи:

1. В процессе столкновения различных позиций и аспектов исследования образов главных персонажей выделить особенности их характера и поведения;

2. Выявить национальные черты  и признаки типа «лишнего человека» в образе главного героя романа – Обломова;

3. Выявить связь между судьбой персонажей романа и российского общества 19 века;

4.Через обобщение и систематизацию знаний по роману Гончарова «Обломов» подготовить обучающихся к восприятию меняющегося типа главного героя русской литературы второй половины 19 века.

1. Учитель поясняет критерии оценки за урок:

а) первичную оценку даёт после обсуждения представитель группы

б) окончательную оценку получает каждый по результатам выступлений

в) результаты заполнения таблицы обсуждаются на следующем уроке

2. Подготовка к выступлению, обсуждение в группе, подготовка ответа

Фаза 2 «Работа над темой» Обсуждение проблемы в группах

10 минут

Название метода:  «Жужжащие группы». Этот метод заключается в обсуждении вопроса в малых группах, что  создает в аудитории звук, напоминающий жужжание роя пчел, отсюда и название этой техники.

Цели и задачи метода: развитие коммуникативных способностей в малых группах, коллективное решение поставленных задач с обязательным участием каждого в группе 

Необходимые материалы: тексты художественного произведения у каждого участника; критическая и справочная литература.

Технология проведения: учащиеся обсуждают полученные вопросы. Распределяют отвечающих, самостоятельно и с помощью товарищей готовят выступление, пользуясь текстом. При необходимости обращаются к учителю за советом.

  1. Происхождение метода: Методы обучения svgimnazia1.grodno.by/sinica/pril/p...

Дискуссия по теме: «Обломов или Штольц: за кем будущее России?»

1 группа: тезис – будущее за Обломовым (с точки зрения культурологического аспекта)

2 группа: тезис- будущее за Штольцем (с точки зрения культурологического аспекта)

3 группа: тезис- будущее за Обломовым (с точки зрения литературного аспекта)

4 группа: тезис- будущее за Штольцем (с точки зрения литературного аспекта)

Учитель поддерживает учащихся, дает по ходу работы советы по выбору нужных цитат, акцентирует внимание на важных эпизодах.
Презентация

точек зрений групп и ответы на вопросы

10-15

минут

Название метода: демонстрация мнений по проблеме. 

Цели и задачи: развитие умений публичного выступления,

Технология проведения: каждая группа выдвигает своего спикера для презентации точки зрения по проблеме. Остальные группы внимательно слушают и задают уточняющие  вопросы. Спикер отвечает на вопросы. При затруднении участники группы могут сформулировать ответ и передать его на листочке своему спикеру.

Учитель координирует деятельность обучающихся
Фаза 3 «Завершение образовательного  мероприятия» Подведение итогов обсуждения 5 минут Название метода: синтез всех точек зрения, поиск компромисса

Обобщающее слово учителя: 

  • «Понять тайну “Обломова” – значит во многом постичь тайну человеческого существования. По мнению одного из исследователей, “Обломов” “был суровым предостережением культуре, которого не осознали современники, отнеся проблемы романа к ушедшему или уже уходящему времени. Должно было пройти более ста лет, должно было пережить революцию, гражданскую войну, сталинский террор, десятилетия застоя и неподвижности, чтобы культурологическая актуальность великого романа стала очевидной». (Русский литературовед 20 века В. Кантор)

 

Учитель подводит обучающихся к обобщению всех выслушанных точек зрения и поиску ответа на главные два вопроса:

  1. Исторический – какой же путь должна выбрать Россия?
  2. Литературный – каков тип зарождающегося героя в русской литературе?
Рефлексия 

Домашнее задание

2-3 минуты Метод: «Я и мы»

Цели и задачи: подвести итоги собственной работы и общее впечатление от урока.

Технология проведения: один участник от группы выражает общее мнение о проведенной работе (можно на листах)

Учитель предлагает завершить занятие и подвести итоги по методу «Я и МЫ»
2-3 минуты Метод: «Литературное кафе»

Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

Численность: все ученики

Материал: распечатанное для каждой группы условное «литературное меню» следующего урока.

Проведение:

Учитель предлагает ученикам прочитать «меню» домашнего задания

  1. Сочинение-рассуждение по теме «Обломов и Штольц: за кем будущее России?»
  2. Проект по теме «Обломов – национальный тип русского современного человека»
  3. Эссе по теме «Обломов как тип «лишнего человека» в русской литературе
  4. Исследовательская работа «Вечные вопросы, обозначенные в романе И.А.Гончарова «Обломов»

Участники каждой группы могут высказаться вслух, могут отметить значком в «меню» свой выбор.

Литературное «меню» учащиеся читают в группе, обычно это делает один ученик.

Обсуждение мнений происходит быстро и решение принимается большинством голосов.

 

Приложение

 

Высказывания об особенностях русского национального характера

 

«Природа вложила в русского человека необыкновенную способность веровать, испытующий ум и дар мыслительства, но все это разбивается в прах о беспечность, лень и мечтательное легкомыслие».

А.П. Чехов. «На пути»

«Страстность и могучую силу воли можно считать принадлежащими к числу основных свойств русского народа. Но в русском народе встречается и обломовщина, та ленность и пассивность, которая превосходно изображена в романе Гончарова “Обломов”…»

Н.О.Лосский. Из статьи “Характер русского народа”

 

К числу национальных черт можно отнести знаменитую широту русской души,  «голос совести», тяга к справедливости, религиозность. Умение жить умерено. Не погоня за богатством.  Доброта и гостеприимство <…> открытость, прямодушие, отзывчивость, широта характера, размах решений.

Отрицательные качества <…> беспечность, лень и обломовская мечтательность. 

И.Денисова. «Загадочная русская душа (национальный характер русских и особенности общения)»

Русский национальный характер специфичен и многообразен <…> Многие отмечают такие черты,  как широту и открытость натуры, смелость, силу воли, доброту, коллективизм, склонность к бурным эмоциональным переживаниям <…> 

“Русская лень”, о которой, не стесняясь, говорят сами русские, запечатлена в различных народных поговорках <…> А созданный И.А.Гончаровым образ Обломова, став нарицательным, дал название целому явлению “обломовщины”.

Ли Иннань. Статья «О русском национальном характере и его связи с русской историей и культурой»

 

Оценка презентации позиции группы

 

Показатели

Группа п/п

Оформление ответов в речи
Корректность высказывания

(0 – 1)

Логичность построения ответа

(0 – 2)

Аргументированность (опора на текст и мнение авторитетных людей)

(0 – 3)

Наличие фактических ошибок

(0 – 2)

Использование исторической и литературоведческой лексики

(0 – 2)

Нет ошибок – 2 б., 

1 ошибка – 1 б.,

2ошибки и более – 0 б.

Нет аргументов – 0 б.,

1 балл за аргумент, но не более 3-х

Нет ошибок – 2 б.,

1-2 ошибки – 1 б.,

Более 2-х – 0 б.

Более 2-х– 2 б.,

1-2 – 1 б.,

Нет – 0 б.

Группа №1
Группа №2

Максимальное количество баллов – 7.

Оценка контраргументов и ответов на них

 

№ группы Контраргументы Ответы на контраргументы
Уместность Корректность Точность, фактичность Логичность, аргументированность
0-1 (за каждый) 0 – 1 (за каждый)  0 – 1 (за каждый) 0 – 1 (за каждый) 
Группа 1
Группа 2

Максимальное количество – 16.

20 – 23 балла – 3.0

15 – 19 – 2.5

Супервайзер

 

Схема анализа этапа презентации

 

Вопрос/ответ Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4
Задали
Ответили 

 

Показатели

Группа п/п

Оформление ответов в речи
Корректность высказывания Логичность построения ответа Полнота отражения информации Наличие фактических ошибок Использование исторической и литературоведческой лексики
Группа №1
Группа №2
Группа №3
Группа №4

 

Дискуссия по теме «Обломов или Штольц: за кем будущее России?»