Кузнецова Полина Викторовна
преподаватель
МБУ ДО «ДШИ»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №159847
Всероссийский конкурс «Исследовательская работа», в рамках федерального проекта Учитель будущего
Наименование конкурсной работы: Этюды Карла Черни как основа развития виртуозного мастерства: о некоторых технических особенностях этюда №25 ор.299.
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №159847


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» города Батайска






Исследовательская работа:


«Этюды Карла Черни как основа развития виртуозного мастерства: о некоторых технических особенностях 

этюда №25 ор.299.»

 

Выполнил:

Преподаватель 

Высшей квалификационной категории

по классу фортепиано

Кузнецова Полина Викторовна

 

г. Батайск – 2024                                        

 «Мы по достоинству еще не оценили Карла Черни»

Иоганесс Брамс

                                                                                                                                                                                      

Цель: определить роль К.Черни в развитии фортепианной техники прошлого и настоящего.

Задачи: ознакомиться с биографией К.Черни;

 исследовать вклад композитора в фортепианную культуру;

 ознакомиться с этюдами автора и выявить характерные приемы для                                                                                             них, а также их роль в становлении техники начинающих пианистов. 

Актуальность: несмотря на то, что этюды К.Черни неоднократно становились объектом научных исследований, для исполнителей ряд вопросов, возникающих при практической работе с его наследием, остаются открытыми. Нередко его сочинения в этой области рассматриваются как «полуфабрикаты», набор технических формул, забывая об их художественной значимости, стилистической «чистоте», рациональности в использовании средств. Актуальность данной работы заключается в освещении принципов исполнительского мастерства с точки зрения учащегося ДШИ на примере этюда №25 ор.299.

Художественная ценность (для ученика): ознакомление с творчеством великого мастера и его наследием в области виртуозных пьес.

Художественная ценность для окружающих: ознакомление с техническими приемами, используемыми К.Черни, его индивидуальной творческой манерой, направленной на развитие технических способностей, овладение которыми открывает путь к фортепианным шедеврам музыкальной культуры.

                 

 

В своей исследовательской работе я хотела проанализировать этапы развития фортепианной техники, проследить, как на протяжении веков менялось отношение к развитию виртуозности музыкантов и какое значение   имеет       творчество Карла Черни (1792-1857) в воспитании пианиста-виртуоза.

     Слово «виртуозность» означает высшее мастерство. Усовершенствование музыкальных инструментов, усложнение техники игры привело в XVIII веке к развитию жанров виртуозной музыки. Без филигранно-отточенной техники уже невозможно было качественно исполнить произведения Г.Генделя, Д.Скарлатти, В.Моцарта,   Л.Бетховена, Ф.Куперена. Среди виртуозных произведений, наряду с токкатами, инструментальными концертами, сонатами, появляется и занимает свое достойное место этюд (переводится с французского как «учение», «изучение»). В XVIII веке состоялись исторические состязания великих музыкантов: Г.Генделя и Д.Скарлатти, В.Моцарта и М.Клементи. Виртуозная техника совершенствовалась и великими французскими клавесинистами Ж.Ф.Рамо и Ф.Купереном.

     XIX век дал миру великих виртуозов: Н.Паганини, Ф.Шопена, Ф Листа.  Это время стало расцветом исполнительского искусства, утверждения в исполнительстве блестящего виртуозного стиля. Путь к такому мастерству неизбежно лежит через упражнения, инструктивные пьесы, этюды. Большое значение приобрела учебная литература. Сборник этюдов М.Клементи быстро устарел, уступив место более сложным этюдам И.Крамера, И.Мошелеса – талантливым  ученикам М.Клементи. Обучаясь игре на фортепиано, мы стремимся развивать беглость пальцев, подвижность и крепость игрового аппарата. И с первых лет обучения мы узнаем имя Карла Черни. 

     Этюд, расцвет которого не случайно падает на XIX век являет собой тип произведения, изначально нацеленного на исполнителя, показ его пианистического мастерства. С этих позиций он предстает жанром в большей степени  «исполнительским», чем «композиторским». И самое главное, что наряду с техническим совершенством исполнителя, этюд не утрачивал своей изначальной предназначенности6 радовать публику мастерством владения инструментом, чувственным великолепием рояльного звучания, двигательно-моторной свободой исполнителя. Не удивительно, что и в фортепианной педагогике этюд стал ключевым инструктивным жанром, способствуя не только выработке профессионально-игровых навыков, но и овладению пианистическим «языком». В этом случае этюд становится связующим звеном между творчеством и той технической школой, которая обеспечивает «готовому» пианисту свободу реализации исполнительского замысла.                                                                       

     Карл Черни родился в семье музыкантов. Его дед был скрипачем, а отец  гобоистом, органистом, пианистом, а также преподавал игру на фортепиано.

     Первым учителем Карла стал его отец. Основой для обучения были, в основном, произведения И.Баха, В.Моцарта и М.Клементи. Черни рано начал выступать с сольными концертами, которые проходили в доме родителей. На одном из концертов мальчика услышал Л.Бетховен. Патетическая соната, исполненная Черни, настолько впечатлила композитора, что Бетховен согласился с ним заниматься. В течение трех  лет мальчик обучался у Л.Бетховена, знал все его произведения наизусть. Разучивал все его произведения тотчас по их появлению, многие из них – под собственным руководством мастера. Вплоть до последних дней жизни великого композитора, Черни наслаждался дружеским  и поучительным общением с ним. От Бетховена Черни унаследовал беззаветную преданность музыке, виртуозную фортепианную технику.

      Кроме Бетховена Черни брал уроки у И. Гуммеля и А. Сальери, посещал курсы М. Клементи, которые он проводил В Париже, Вене, Санкт-Петерберге, Берлине, Праге, Риме, Милане.

      С пятнадцати лет Черни стал заниматься преподавательской деятельностью и считался одним из крупнейших  преподавателей игры на фортепиано, равного ему не было в Вене в вопросах развития игры на фортепиано. Опираясь на метод преподавания Бетховена и Клементи, Черни давал до двенадцати уроков в день в домах венской знати. Среди его учеников особое место принадлежит Ф.Листу. Черни передал молодому Листу все свои фундаментальные технические достижения. А Лист, в свою очередь, поднял черниевскую технику на исключительно высокую ступень виртуозности.  Черни терпеливо воспитывал своих учеников, заботился о развитии техники, полагая, что «только подлинная техническая беглость создает предпосылки для одухотворенного исполнения». Черни был единственным учителем Листа. Следуя заветам Черни, Лист, в своей педагогической работе, советовал проводить самую тщательную работу над «фундаментальными формулами». Лист считал необходимым, чтобы в процессе исполнения техническая сторона не волновала пианиста, ясно понимая, что «такая работа способствует автоматизации движений и разгрузке сознания в процессе исполнения технических подробностей».

Как мудрый педагог, Черни стоял за постепенность и планомерность в обучении, предостерегал от перегрузки ученика одновременно большим количеством «правил».

Основные аспекты педагогической деятельности Черни:                      1.стремление раскрыть индивидуальность учеников;

2.сформировать их всесторонне развитыми музыкантами, обладающими самостоятельной творческой волей и безукоризненным пианистическим мастерством;

3.развитие в учениках умения серьезно, планомерно работать, воспитание дисциплины мыслей и чувств.

       Черни ратовал за подлинно гармоничное развитие ученика, за подчинение моторики художественным целям исполнительства. Таким образом, нельзя не признать, что педагогическим устремлениям Черни присущ творческий характер. 

       Черни был не только прекрасным преподавателем, но и композитором. Им написано более 1000 произведений – от простых пьес до симфоний. Но известность ему принесли именно этюды. Природа этюдов Черни такова, что без активного участия интеллекта, выразительное их исполнение невозможно. Этюды могут стать незаменимым материалом для развития музыкального мышления, воспитания самостоятельности учащихся, стать ключом к пониманию многих музыкальных стилей. Некоторые этюды содержат готовые формулы, встречающиеся в произведениях М.Клементи, Й.Гайдна, В.Моцарта, Л.Бетховена, Р.Шумана, Ф.Шопена, Ф.Листа и других композиторов.  Для развития технических способностей пианистов им было написано огромное количество этюдов. По словам Г.Нейгауза, Черни оставил нам в наследство действительно «Геркулесов труд», где систематизирована вся фундаментальная техника классического механизма XIX века:

«Школа беглости» ор. 299

«Школа стаккато и легато» ор. 335

«48 этюдов в форме прелюдий и каденций» ор.161

«Школа украшений, форшлагов, мордентов  и трелей» ор.355

«40 ежедневных этюдов» ор.337

«Школа для левой руки» ор.399

«Подготовительная школа развития пальцев» ор.636

«Школа развития пальцев» ор.740

«Школа развития высшей степени виртуозности» ор.834

«Школа виртуозности» ор.365

Школа Черни блестяще демонстрирует все основные дидактические принципы: посильность, постепенность, систематичность. Каждая школа и каждый этюд в ней имеет точную целевую задачу. Основные принципы остаются ведущими везде: 

  1. Гармонии – ясные и прозрачные, как правило, меняются на широких расстояниях;
  2. Плавное движение мелодических фигураций;
  3. Развитие музыкального материала очень логично и рационально, избегается все, что затрудняет понимание;
  4. Музыкальная форма классически простая.

       Этюды Черни легко читаются с листа и даже транспонируются. Занимаясь этюдами систематически, пианист как бы предвидит, предчувствует дальнейшее развитие и, с удовольствием, находит этому подтверждение. А это, в свою очередь, помогает осваивать основы техники легко и быстро, чувствовать себя в этом материале физически комфортно и удобно. Основные цели, которые преследовал Черни в своих этюдах: развитие и укрепление технической базы, приобретение «технического резерва»: большей подвижности, охвата больших трудностей, длительной выдержки. Для Черни понятие «техника» не было синонимом беглости, этюды Черни это не только технические упражнения, но и законченные музыкальные миниатюры. Его этюды дают возможность овладеть основными штрихами, динамическими градациями, филировкой звука. Для Черни как педагога не составляло труда работать на уроке с различными вариантами, показать или тут же сочинить к данному виду техники упражнение и, кроме того, побуждать ученика к собственным не только техническим, но и композиторским поискам. Таковы были прочные традиции воспитания исполнителя того времени. Музыканты XVIII-XIX веков должны были не только учить и исполнять чужие произведения, но свободно читать с листа, транспонировать и импровизировать по генерал-басу. Элементарная теория и гармония изучались чисто практически. Помимо практической гармонии, начинающий музыкант обучался и приемам мелодического варьирования.         

 

Я хочу остановиться на сборнике «Школа беглости» ор.299. Этюды из этого сборника предназначены для учащихся средних и старших классов музыкальных школ. Здесь собраны этюды, развивающие различные виды техники:                                                                                                                                  

  1. гаммообразное движение (в различных вариантах);
  2. развитие репетиционной техники; 
  3. работа над трелями; арпеджио (различные виды арпеджио); 
  4. терцова техника; 
  5. октавная техника.     

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

    Изучаемый мной этюд – №25, играет важное значение в воспитании координации рук, которая является залогом двигательно-технической свободы. Этюд построен на согласованных движениях обеих рук в гаммообразных пассажах. Черни считал, что гаммы – фундамент техники. Этот постулат не устаревает и в наши дни. По словам А.Гольденвейзера, «музыкант – педагог знает, что тот, кто не работал над гаммами и арпеджио, наталкиваясь на различные пассажи у классиков и романтиков, вынужден учить эти пассажи каждый раз как частный случай. А для тех, кто с детства овладел техникой гамм и арпеджио, такого рода пассажи являются привычными».

     Этюд написан в тональности Es-dur, размер – 4/4, темп- molto allegro – очень скоро, в этюде 44 такта. Диапазон: малая октава-4 октава. Форма этюда – двухчастная. Волнообразные пассажи представляют гаммообразное параллельное движение от тоники до 3 ступени  второй октавы, спускается до 3 ступени «малой» октавы, затем поднимается до 7 ступени второй октавы, в этих пассажах происходит модуляция в тональность B-dur на ff. Левая рука не прерывает движения шестнадцатых нот, а в правой руке появляется стаккато в четвертных нотах, с остановками на половинных нотах. Этот мотив повторяется трижды: в 3 октаве, затем опускается во 2 октаву и заканчивается в 1 октаве. Гаммообразный ход связывает нас с секвенцией, постепенно подготавливая переход в основную тональность Es-dur.  В последующей секвенции происходит отклонение в c-moll – g-moll (мелодический). Отклонение приводит нас во 2 часть этюда, в которой гаммообразные движения чередуются с секвенцией. Последняя восходящая секвенция приводит нас к кульминации и к возвращению в основную тональность Es-dur. Заканчивается этюд тоническим аккордом.                                                                    Мои основные задачи в работе над этюдом: 

  1. добиваться ровности и  певучести звучания шестнадцатых нот;
  2. хорошего пальцевого легато; 
  3. в длинных гаммообразных пассажах следить за положением кисти при подкладывании 1-х пальцев; 
  4. мягко вести кисть в сторону движения пассажа.

      Для отработки правильного положения первого пальца на клавиатуре, в этюде есть довольно большая группа секвенций,  с использованием первого пальца. Благодаря многократному повторению секвенций, мы отрабатываем правильную постановку  1-х пальцев. В работе над виртуозными произведениями, не бывает мелочей и грамотно выученная аппликатура, является одним из решающих моментов, успешного исполнения произведения.  «Заучивайте аппликатуру как таблицу умножения» – советовал Натан Перельман (российский пианист и педагог).

     Работа над этюдом вырабатывает у меня не только технические навыки: беглость пальцев, хорошее легато, четкую артикуляцию, но и повышает мою физическую выносливость.

     Необходимое условие в работе – это слуховой контроль во время исполнения. Я стараюсь обращать внимание на все детали исполняемого текста – ровность звука, хорошее легато, выполнение динамических указаний. Анализ  исполняемого этюда я хочу закончить замечательным высказыванием И. Гофмана: « Хорошо сыгранная гамма – поистине прекрасная вещь, только их редко играют хорошо, потому что недостаточно в этом упражняются. Гаммы – это одна из самых трудных вещей в  фортепианной игре. И таким образом учащийся, который стремится подняться над уровнем посредственности, может надеяться на успех без основательной и серьезной тренировки во всякого рода гаммах – этого я не представляю. Я знаю, напротив, что меня по этой части муштровали неустанно, и я благодарен за это всю мою жизнь. Не презирайте гаммы, а постарайтесь лучше их сделать красивыми».

    Этюды Черни позволяют развивать точные ритмические навыки, ощущение мерности движения, помогают скоординировать игровые движения. От того насколько ритмически точной будет организация, зависит качество техники, а четкая равномерная пульсация обуславливает такие же четкие двигательные ощущения и, прежде всего, пальцевую ровность. Этюды Карла Черни  – прекрасная школа технического роста для нас, юных пианистов. Его этюды дают богатый материал для овладения всеми видами техники. Качественно проработанные технические приемы, помогут нам исполнять произведения Л.Бетховена, Ф.Шопена, Й.Гайдна, В.Моцарта и многих других композиторов.

Этюды Черни – это, прежде всего, очень хорошая музыка. В них нет сухих упражнений, лишенных художественного смысла. Правильно понятая художественная задача дает возможность найти правильный путь к решению технических проблем, заключенных в данном произведении. Этюды Черни просты и непритязательны, но, вместе с тем, они мелодичны и образны.

      К.Черни стал наставником таких известных пианистов-виртуозов, как Ференц Лист, Сигизмунд Тальберг, Теодор Куллак. На его этюдах любили разыгрывать руки С.Танеев и С.Рахманинов. А известная русская пианистка Анна Есипова, в своей поездке по Америке, исчерпав, по словам С.Майкапара, в ряде концертов свой репертуар чисто художественных произведений,  дала серию концертов, посвященных истории этюда. Этюды К.Черни были исполнены ею не только виртуозно, но высокохудожественно и элегантно. Это один из тех случаев, когда художественные задачи заставляют и на технические проблемы смотреть другими глазами. 

     Подлинное искусство немыслимо без профессионального мастерства. Но техника является лишь средством к достижению совершенства, в котором искусство не может не нуждаться. Мы не имеем право недооценивать технику и предполагать, что технические проблемы решатся сами собой. Обучение фортепианной игре – тяжелый труд, однако мы сэкономим в нем много времени, если всегда будем работать сознательно и рационально. Известный российский пианист, профессор Петербургской консерватории С.М.Мальцев говорил о творчестве К.Черни: « Центральной фигурой в области методики фортепианного обучения, конечно же, был Карл Черни – этот воспитатель фортепианного гения Ф.Листа и «всеобщий» учитель фортепианной техники. Его Большая фортепианная школа и свыше 800 опусов этюдов, мимо которых не проходит ни один обучающийся фортепианной игре, до сих пор остаются непревзойденным вкладом в развитие виртуозности. 

     «Никак нельзя сегодня недооценить Черни», – говорил к 100-летию со дня рождения К.Черни И.Брамс. Десятилетия спустя ему вторили многие выдающиеся музыканты 20 века. Повторим это вслед за ними и мы».

     В наше время техническое воспитание рассматривается как часть общего мастерства пианиста. Для нас сила, беглость, ловкость – не абстрактные качества, а важнейшие компоненты художественного исполнения.

                      

 

        

Список использованной литературы:

  1. Гольденвейзер А. Мастер пианистической советской школы. Сборник статей. М.: М., 1966.
  2. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы и вопросы о фортепианной игре. М.: М., 1961.
  3. Майкапар С. Годы учения. М.: Л., 1938.
  4. Мальцев С.М. Вступительная статья к книге Г.Гермера «Как должно играть на фортепиано».
  5. Мартинсен К. К методике фортепианного обучения. Выдающиеся пианисты – педагоги о фортепианном искусстве. Сборник статей. М.: Л., 1966.
  6. Нейгауз Н. «Об искусстве фортепианной игры». Методическое пособие. Издательство: Москва «Музыка». 1987.
  7. Терентьева Н. «К.Черни и его этюды»

10.Черни К. Письма, или Руководство к изучению игры на фортепиано. СПб.,

1842.

Этюды Карла Черни как основа развития виртуозного мастерства: о некоторых технических особенностях этюда №25 ор.299.