Крамаренко Дмитрий Николаевич
Учитель физической культуры
ГБУОО ЗО «СОШ 10» г. Бердянск
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №159851
Всероссийский конкурс «Педагог – профессия творческая», в рамках федерального проекта «Современная школа»
Наименование конкурсной работы: Здоровьесберегающий фактор как составляющая проявления социальной активности младших школьников в условиях интеграции новых регионов в общероссийское образовательное пространство
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №159851


Крамаренко Д.Н.

преподаватель физической культуры высшей категории, старший учитель

(ГБУ ЗО «Средняя общеобразовательная школа №10» г. Бердянск)

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ФАКТОР КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ НОВЫХ РЕГИОНОВ В ОБЩЕРОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

В условиях интеграции новых регионов в общероссийское пространство начальная школа трансформируется согласно современным требованиям образовательного вектора.  Формирование социальной активности младшего школьника выступает как одно из заданий ФГОС НО – золотого стандарта, который направлен на унифицирование программ обучения и успешной интеграции новых регионов РФ. 

Профессор И.В. Абанкина акцентирует внимание на том, что теперь воспитание должно проходить по шести направлениям, в том числе это «формирование чувства патриотизма и гражданственности», «уважение к памяти защитников Отечества», «бережное отношение к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде» [1]. Проявление социальной активности младших школьников находится в прямой зависимости от здоровьесберегающих технологий, которые помогают активизировать и эффективно реализовывать эту активность на практике.

Одновременно следует подчеркнуть, что несмотря на значительное внимание ученых (Н.А. Амосов, И.А. Аршавский, В.Г. Афанасьев, Н.Д. Граевская, Е.А. Менчинская, А.Г. Щедрина и другие) к вопросам здоровья растущего поколения, пока еще эта проблема очень актуальна. В течение обучения в школе увеличивается количество учеников, имеющих несколько диагнозов: школьники 7-8 лет имеют в среднем два диагноза болезней, 10-11 лет – три диагноза, а с переходом в старшие классы эта картина только усугубляется. 

В процессе профессиональной подготовки учителей начальной школы важно учитывать эти негативные факторы, чтобы значительно снизить их проявление, так как только здоровый воспитанник способен в полной мере успешно проявлять социальную активность, быть успешным в обучении [2,                     с. 141]. Конечно дети с ОВЗ в начальной школе проявляют социальную активность в силу своих возможностей, но сохранять здоровье и жить в гармонии в системе «человек – окружающая среда – общество» – это первоочередная задача педагога (Kramarenko A., Stepanuk K., Kempińska U.) [3, с. 260].

Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы предусматривает: 1) организацию личностно ориентированного обучения с учетом индивидуальных возможностей ребенка; 2) диагностику уровня индивидуального здоровья, психосоматических, конституционных и социально-духовных особенностей ребенка; 3) реализацию системы коррекционных и реабилитационных мероприятий по сохранению здоровья и создания комфортных условий для детей, которые входят в «группу риска»; 4) выбор оптимальных технологий, которые учитывают возраст, социальную и экологическую среду обучающегося; 5) обучение методам самодиагностики, самооценки, самоконтроля и самокоррекции психосоматического статуса личности; 6) оптимизацию социально-гигиенических условий жизнедеятельности обучающихся и педагогов.

Здоровьесберегающие технологии как составляющие проявления социальной активности младших школьников должны быть использованы как в урочной, так и в неурочной деятельности.

Важно отметить, что во время прохождения педагогической практики, будущие учителя начальной школы АГПУ имели возможность продемонстрировать полученные компетентности здоровьесберегающего характера. 

20 ноября 2023 г. ведущие спортсмены Чеченской Республики и обучающиеся АГПУ на базе ГБОУ «СОШ № 10» г. Бердянск провели гражданско-патриотические игры среди учеников 111 классов, предоставив необходимый спортивный инвентарь и снаряжение. Участники   5 команд от ГБОУ «СОШ № 10» и ГБОУ «СОШ №16». Ребята показали свои умения в веревочных этапах состязаний подвесные шины, «бабочка», воздушный мост; спортивных этапах игры бег с покрышкой, пресс, молот и в теоретических этапах символы России, задачи на логику, вопросы по истории. Такой симбиоз физической нагрузки и знание истории России на базе ГБОУ «СОШ № 10» стал традиционным вектором эффективной интеграции в единое образовательное пространство Российской Федерации.  

А 24-25 апреля 2024 г. младшие школьники на базе ГБОУ «СОШ № 10» г. Бердянск стали активными болельщиками военно-патриотических соревнований «Зарница 2.0», на которых была продемонстрирована физическая подготовка участников, их умения соревноваться командами.

Анализируя вышеуказанный материал, отметим, что эффективность процесса проявления социальной активности младших школьников в условиях интеграции новых регионов в общероссийское образовательное пространство значительно повышается с использованием здоровьесберегающих технологий в процессе их обучения.

«Золотой стандарт» школьных программ: что это такое, когда он появится и чего от этого ждать

Здоровьесберегающий фактор как составляющая проявления социальной активности младших школьников в условиях интеграции новых регионов в общероссийское образовательное пространство