Панкова Лариса Станиславовна
учитель русского языка и литературы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Луганской Народной Республики «Краснокутская средняя школа»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №159862
Всероссийский конкурс «Лучший педагог — наставник», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Описание опыта работы «Организация наставничества в школе»
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №159862


Описание опыта работы

 «Организация наставничества в школе»

Панкова Лариса Станиславовна,

учитель ГБОУ ЛНР «Краснокутская СШ»

РФ, Луганская Народная Республика,

 Антрацитовский район, пгт Красный Кут

Аннотация

В статье рассматривается значимость сопровождения молодых специалистов в школе, раскрыт опыт работы по организации наставничества.

Ключевые слова: наставник, наставничество, молодой специалист, самореализация, навыки.

Работа учителя в школе- сложный многогранный труд. Особенно трудно бывает тем, кто только начал педагогическую деятельность.  Очень важно в самом начале педагогического пути поддержать молодого специалиста и делать это на непрерывной основе. Что может быть благороднее, чем научить других тому, что сам наилучшим образом знаешь? С этой целью существует в школе программа наставничества. 

Наставничество давно уже используется в сфере образования в качестве способа подготовки специалиста. Ведь неудовлетворенность своей работой, отсутствие поддержи со стороны старших коллег – одна из причин отказа молодых специалистов от профессии.          

    В словаре В.И. Даля понятие «наставник» даётся под толкованием «учитель или воспитатель, руководитель», «наставничество» как «звание, должность, дело наставника». Данная деятельность существовала с 30-х годов в различных формах и начала распространяться с 70-х годов XX века. Наставниками назывались лучшие учителя с большим опытом. Школу было немыслимо представить без профессионального педагога как сеятеля разумного, доброго, вечного. 

В настоящее время система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге. Поэтому молодому педагогу необходимо в максимально короткие сроки адаптироваться в новых условиях практической деятельности. Наставничество является одной из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующей повышению профессиональной компетентности. Задача наставника – развить личностные качества, коммуникативные умения, помочь молодому учителю реализовать себя. Педагог-наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в педагогическом коллективе, среди учащихся и их родителей. Наставничество стимулирует потребность молодого педагога в самообразовании и самосовершенствовании.

Уже несколько лет я являюсь руководителем школы молодого специалиста «Ступени мастерства». Работа с молодым специалистом в школе всегда начинается с вводного анкетирования и собеседования, где он     расскажет о своих трудностях, проблемах. Затем определяется совместная программа, план работы начинающего учителя с наставником. Наставничество– это постоянный диалог, межличностная коммуникация.

                   Цели и задачи своей работы определила так:

создание условий для самореализации, для приобретения практических навыков, необходимых для педагогической деятельности.

Для достижения поставленной цели я наметила основные задачи практики:

– создание атмосферы поддержки в педагогическом коллективе молодому педагогу;

– выявление затруднений в профессиональной практике;

– оказание помощи в приобретении навыков практической деятельности, в планировании и организации учебной деятельности;

 – предупреждение трудностей в дальнейшей работе;

 – вовлечение молодого специалиста во все сферы школьной жизни.

Основные направления деятельности наставника с молодым специалистом: работа с документацией, работа по самообразованию, консультирование по применению новых современных технологий в образовательном процессе; разработка рабочих программ; планирование учебного процесса; сотрудничество с коллегами, контроль и руководство за деятельностью молодого специалиста, психолого-педагогическая поддержка. 

    В своей деятельности применяю такие формы взаимодействия: анализ ситуаций, деловые и ролевые игры, работу в «малых группах», развивающие умение аргументировано формулировать мысли. Живой интерес вызывает у молодых педагогов присутствие на уроках друг у друга, где они рефлексируют, обмениваются опытом, мнениями. 

Чтобы успешно пройти адаптационный период, молодому специалисту следует учиться у старших коллег методике преподавания учебного предмета. Рекомендую посещать уроки опытных педагогов; систематически изучать методическую и научную литературу, следить за педагогическими находками и умения поисками педагогов-новаторов; необходимо посещать методические семинары, принимать участие в работе методических объединений; совершенствовать свои знания и по преподаваемой учебной дисциплине, выступать с докладами об опыте своей работы, обсуждать в педагогическом коллективе возникшие проблемы учебно-воспитательной работы. Данная практика позволяет обогатить знания молодого специалиста, совершенствовать навыки преподавания и профессионального развития.

На протяжении всего процесса наставничества провожу анкетирование у молодых учителей с целью выявления проблем и положительных моментов в методической работе и планирования работы на следующий год.

Данная практика наставничества создаёт условия, которые направлены на формирование исследовательской, творческой активности педагогов, помогает преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности. Педагоги имеют возможность видеть стратегические перспективы развития образования и могут выразить свое отношение к данному процессу.  

Взяв на себя ответственность наставничества, получаю стимул самосовершенствования: непрерывно осваиваю современные технологии обучения, расширяю арсенал современных навыков и умений, постоянно развиваю свой творческий потенциал, осуществляю межличностное общение с коллегами своей школы и школ города и района.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексашина, И. Ю. Основные направления формирования педагогического мастерства в процессе повышения квалификации учителей / И. Ю. Алексашина // Тезисы докладов научно-практической конференции. – Новгород, 1990. – С. 1-2.
  2. Круглова, И. В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: канд. пед. наук / И. В. Круглова. – Москва, 2007. – 162 с.
  3. Пинская, М. А. Профессиональное развитие и подготовка молодых учителей в России / М. А. Пинская, А. А. Пономарева, С. Г. Косарецкий // Вопросы образования. – 2016. – № 2. – С. 100-124.
Описание опыта работы «Организация наставничества в школе»