Воронина Светлана Ивановна
учитель
МБОУ «Новопоселёновская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №159863
Всероссийский конкурс «Лучшая методическая разработка конспекта урока, при реализации современных образовательных стандартов»
Наименование конкурсной работы: Технологическая карта урока русского родного языка в 3 классе по теме «Дождик вымочит, а красно солнышко высушит»
Итоговая оценка: 1 место,  86 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №159863


Технологическая карта урока русского родного языка в 3 классе 

по теме «Дождик вымочит, а красно солнышко высушит»

Воронина Светлана Ивановна, 

учитель начальных классов 

муниципального бюджетного 

общеобразовательного учреждения 

«Новопоселёновская средняя 

общеобразовательная школа» 

Курского района Курской области

 

Учебник: Русский родной язык /О.М.Александрова. –М.:Просвещение, 2019. 

Место и роль урока:  урок открытия нового знания

Цель урока: продолжить знакомство с прошлым и настоящим родного языка, сформировать представления о лексике природных явлений, о диалектных словах.

Предметные результаты:  дети научатся распознавать слова, называющие дожди и растения, употреблять в ситуациях  речевого общения диалектные слов, познакомятся с отрывками из произведений курских писателей Е. Носова, Л. Медведева.

Метапредметные  результаты: 

Познавательные УУД: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; устанавливать причинно-следственные связи, работать с текстом.

Регулятивные:  понимать учебную задачу урока и сохранять её в процессе деятельности; уметь оценивать результат своей работы на уроке, умение работать в группе.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других; участвовать в  диалоге, соблюдать правила ведения диалога, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

 Личностные результаты:

формирование понимания своей российской идентичности, сопричастности к настоящему и будущему родного края,  осознание ответственности за произнесенное и написанное слово, воспитание средствами предмета «Русский родной язык» любви к своей малой родине,  ее истории и культуре.

Средства обучения: авторская презентация, проектор, ноутбук, учебник, тетрадь, раздаточный материал.

 

Технологическая карта урока

 

Этап урока Содержание учебного материала Педагогические технологии, методы и приемы Деятельность учеников
1.  Организационный момент.            – Прозвенел звонок для нас.

            Все зашли спокойно в класс.

            Встали все у парт красиво,

            Поздоровались учтиво.

            Тихо сели, спинки прямо.

            Вижу, класс наш хоть куда.

            Мы начнём урок, друзья!

Рифмованное начало урока. Эмоциональная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Настраиваются на урок, на восприятие учебного материала.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. – Какое у вас сегодня настроение?

– Вспомните пословицу – тему предыдущего урока. («Дождик вымочит, а красно солнышко высушит») Слайд 1.

– Как вы понимаете основную мысль пословицы?

– Даже если  бывают трудности, обязательно придут и радости.

– Как пословица нам поможет на уроке?

Мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Вступают в диалог с учителем.

Высказывают собственное мнение.

3.  Актуализация знаний. – Может ли дождь влиять на настроение?

– Прочитайте стихотворение Сергея Козлова. Слайд 2.

«Нет, чтоб дождик проливной,

Дождь весёлый, озорной,

Или, скажем,

Дождь сквозь солнце,

Называется — грибной.

Ну так нет же!

Всю неделю

Скучной

Серою стеной

Сеет,

Сеет, как сквозь сито,

Серый дождик затяжной…»

– О чём стихотворение? 

– Какова тема урока сегодня?

 -Продолжим работать с дождевыми словами. Какие цели поставим сегодня?

-Откроем новые секреты родного языка.

– О каких дождях рассказывается в стихотворении?

– Запишем в тетради:

Дождик проливной – ливень.

Дождик весёлый, озорной – слепой.

Дождь сквозь солнце – грибной.

Дождь сеет, как сквозь сито – ситник.

– Укажите знакомые  части речи.

– Упражнение 9. Выпишите подходящие для описания дождя прилагательные и глаголы.

– Вы сделали книжки-малышки «Дождевые слова» и рассмотрели их. Удачно подобрали отрывки из произведений разных авторов. Вы уже так много знаете о дожде. 

Технология личностно-ориентированного обучения.

Игровая технология.

Обучение в сотрудничестве.

Образно-художественное представление материала.

Актуализируют полученные ранее знания.  

Проводят параллель с ранее изученным материалом.

Формулируют тему урока.

Определяют значимые для себя цели  урока.

Осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, 

делают обобщения, выводы. Расширяют кругозор, лексику природных явлений.

Вспоминают

учебный  материал.

.

4. Открытие новых знаний. – Как можно назвать дождь, описываемый Евгением Ивановичем Носовым в рассказе «Белый гусь»? Слайд 3.

«Первые капли дождя полоснули по лопухам кувшинок. Сразу всё вон зашумело, трава заходила сизыми волнами, лозняк вывернуло наизнанку Я едва успел набросить на себя плащ, как туча прорвалась и  обрушилась холодным косым …. (ливнем)»

Слайд 4.

-Богат и неповторим русский язык. Ни один язык мира не может похвастаться многообразием и богатством, точностью выражения звуков, красок, образов и мыслей. И ни в одном языке мира нет таких удивительных, самобытных слов, как в нашем родном языке.

-Много разных названий есть у дождя.

Как только не называют дождь жители разных мест нашей Родины: сеногной, дряпня, лепень, хижа, купальный, косохлёст, подстёга, бус, морось…

  • Попробуйте объяснить эти слова. Слайд 5.
  • Можно назвать дождь из текста Носова косохлёстом? Подтвердите словами текста. (Трава заходила сизыми волнами, лозняк вывернуло наизнанку.)
  • Одни слова объяснить нам легко, другие сложно. Почему?
  • Слова, которые используют только жители какой-то местности, называют местными, диалектными. Эти слова знают в определенной области, районе, деревне и то, видимо, только бабушки и дедушки.  А вы хотите узнать такие слова?
Информационно-коммуникативная технология. Исследовательская, проблемно-поисковая технология.  Технология проведения дискуссий. Подводящий диалог.

.

Участвуют в диалоге, осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, делают обобщения, выводы. Расширяют кругозор, знания о своем крае. 

Поэтапное заполнение схемы-модели изучаемых объектов на карточках и на доске.

5. Физминутка. Капля раз,

(Прыжок на носочках, руки на поясе.)

Капля два. (Прыжок.)

Очень медленно сперва.

(4 прыжка.)

А потом, потом, потом

(8 прыжков.)

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли,

(Руки развести в стороны.)

От дождя себя укрыли.

(Руки полукругом  над головой.)

Здоровьесберегающая технология.

Игровая технология.

Снятие физической усталости, эмоциональный подъём.
5. Первичное закрепление. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
  • Учебник, стр. 23 упр.7. Прочитайте, какие слова К.Паустовский называет местными?
  • Прочитайте задания к упр. 8 стр.23-24 и выполните его. Запишите текст.
  • Моросей и моросить — это родственные слова? Докажите. Выделите корень.
  • Как вы поняли слово «жарки»?
  •  Прочитайте словарную статью, рассмотрите фотографию на стр. 24.

– Встречали ли вы такое растение? Как его называют ваши родные, знакомые, соседи? Расспросите их.

Личностно-ориентированная.

Фронтальная  и индивидуальная работа.

Работа с информацией.

Ориентация на собственный опыт.

Выполняют задания, объясняют свой выбор.
6. Включение в систему знаний и повторение. – Послушайте текст Л.Ф. Медведева: «Раз мы с подругой в лес по ягоды пошли, лес большой, аж до самого окоёма, а подружка всё вперёд да вперёд бегит, еле достогнала её. »

Все ли слова из текста были понятны?

– Какие? Почему?

– А можно догадаться, что они обозначают? Слайд 6.

Работа в группах: каждая группа анализирует один текст Леонида Медведева и, опираясь на него, объясняет непонятные слова. 

Тексты на карточках.

1) Это красивое старинное название, которое в 18 веке зачем-то заменили иностранным «горизонт», а окоём – это то, что емлет око или, по-теперешнему, охватывает зрение человека. Мне жалко, что оно ушло из употребления, и современные люди в большинстве своём его не знают.

2) Догнать можно по-всякому: и пешком, и на велосипеде, и на лошади, и не любом другом транспортном средстве, а достогнать – значит догнать своими ножками. Одно из старинных названий ноги — стегно.

– 

Технология деятельностного метода.

Групповая работа.  Исследовательская работа.

Работа с информацией.

Выполняют задания, обсуждая совместно в группах.

Работают с информацией.

7.Домашнее задание.   – Узнайте у родных и знакомых, как они называют луговое растение жарки.

– Выполните упражнение 10, стр.25. 

8.Рефлексия учебной деятельности. Организация окончания урока. – На уроке все хорошо работали.

– При выполнении какого задания вы испытывали трудность?

– Продолжите фразу:

  •  Я узнал на уроке…
  • Могу похвалить себя за…

–  Прикрепите к облачку  на доске дождевые капельки своего  настроения: голубые – отличное, я доволен своей работой;  жёлтые – хорошее, на уроке я работал неплохо;  черные – плохое, тревожное, мне было трудно.

Самоанализ, самооценка. Соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности
Технологическая карта урока русского родного языка в 3 классе по теме «Дождик вымочит, а красно солнышко высушит»