Колесникова Лариса Васильевна
преподаватель фортепиано
Сергеева Жанна Сергеевна
преподаватель фортепиано
МАУДО ЗАТО Северск «Детская школа искусств»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №159875
Всероссийский конкурс «Методических разработок и педагогических идей «Грани мастерства педагогов дополнительного образования»
Наименование конкурсной работы: Праздник посвящения в музыканты «Здравствуй, Музыка!» как эффективный способ развития положительной мотивации к обучению в классе фортепиано в ДШИ
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №159875


ПРАЗДНИК ПОСВЯЩЕНИЯ В МУЗЫКАНТЫ 

«ЗДРАВСТВУЙ, МУЗЫКА!» КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО В ДШИ

Колесникова Лариса Васильевна, 

Сергеева Жанна Сергеевна

преподаватели фортепиано,

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования ЗАТО Северск «Детская школа искусств», 

Томская область, г. Северск

Аннотация:

Статья посвящена актуальной проблеме педагогики – поиску новых путей формирования положительной мотивации к обучению игре на инструменте. Дается краткий анализ снижения мотивации к обучению, обосновывается необходимость поиска новых методов и технологий, направленных на решение данной проблемы путем вовлечения детей в творческую деятельность. Особое внимание уделяется первому празднику посвящения в музыканты «Здравствуй, музыка!», проведение которого способствует воспитанию у обучающихся интереса к музыке, вдохновляет на творчество, помогает сплочению и психологически комфортному вхождению в мир творчества и фантазии.

В педагогике существует множество сложных и актуальных проблем, но одной из ключевых является проблема формирования положительной мотивации к обучению, т.е. поиск путей и методов воздействия на ребенка, чтобы заинтересовать и вовлечь его в процесс обучения. В определенном смысле это проблема №1, поскольку от эффективности ее решения зачастую зависит успешность обучения в любом образовательном учреждении в целом. Затронутая проблема актуальна и потому, что в последнее время увеличивается число обучающихся с равнодушным и даже негативным отношением к учебе, наблюдается преждевременное прекращение обучения в учреждениях дополнительного образования, попросту говоря, дети «бросают» школу, находя другие занятия, которые их больше привлекают доступностью, зрелищностью или занятостью по времени. Эти явления заставляют нас, преподавателей, искать новые подходы, стимулирующие интерес обучающихся к обучению в ДШИ. Одной из важнейших задач учреждений дополнительного образования является формирование мотивации обучающихся к познанию и творчеству, которая оказывает влияние на успешность учебного процесса и играет важную роль в формировании личностных качеств обучающегося.

Основной контингент в ДШИ – это дети школьного возраста, у которых очень часто выбор творческой деятельности не имеет четкой мотивации. Они пришли учиться играть на музыкальном инструменте, руководствуясь любопытством или возрастным интересом. Как правило, все малыши хотят научиться играть на каком-либо инструменте. Для них это пока абстрактное желание, им просто нравится извлекать звуки. Они еще не понимают, что за кажущейся простотой стоят годы упорного труда. С другой стороны, дети часто поступают в школу по желанию родителей, поэтому педагогам необходимо способствовать превращению детского любопытства в устойчивую потребность общения с искусством. 

Первое прикосновение к инструменту кажется ребенку волшебством. Буквально все дети с чувством удивления и восхищения прикасаются пальчиком к клавишам – и фортепиано вдруг издает звук! Очень важно сделать так, чтобы это чувство восторга сохранялось на протяжении всех лет обучения. 

Проходит время и, к сожалению, мы сталкиваемся с такой проблемой, как отказ от занятий в музыкальной школе. Кажется, было огромное желание, энтузиазм, талант и вдруг – категорический отказ! Причин потери мотивации к обучению много, также много и решений этих вопросов. Столкнувшись с первыми трудностями, ребенок начинает терять интерес к занятиям, поэтому педагогу важно создать условия для поддержания интереса, чтобы обучение не потеряло своей привлекательности, а мотивация к занятиям сохранялась на протяжении всех лет обучения. Непосредственность, открытость, вера в авторитет преподавателя являются благоприятными условиями для воспитания в этом возрасте мотивов ответственности, понимания необходимости учиться. В каждом случае это происходит индивидуально, в основном, решается положительно в пользу музыки, и, уже будучи выпускниками, дети говорят слова благодарности педагогу за то, что не дал совершить опрометчивый шаг. 

Выявленные противоречия позволили сформулировать главную проблему статьи: необходимость разработки и внедрения увлекательных форм и методов на основе развивающей модели обучения, которая способна обеспечить творческую деятельность детей и стимулировать формирование устойчивого интереса обучающихся к обучению в ДШИ, делать процесс обучения насыщенным по содержанию и разнообразным по формам. 

Предметом исследования в данной статье являются эффективные принципы организации воспитательной работы в ДШИ через поиск новых методов и форм в повышении мотивации к обучению игре на фортепиано, а цель продиктована стремлением сформировать у обучающихся интерес к занятиям музыкой посредством их вовлечения во внеклассные и концертные мероприятия через использование инновационных технологий.

Статья написана на основе собственного опыта по проведению праздников посвящения в музыканты как эффективного способа создания личностно-ориентированной и развивающей среды в ДШИ, что продиктовано необходимостью обобщить и систематизировать имеющийся опыт работы, направленный на развитие творческого потенциала и формирование устойчивой мотивации в музыкальном развитии обучающихся, расширить традиционные формы внеклассной работы с целью обновления их содержания и приемов воздействия на личность обучающихся.

В данной статье мы постараемся ответить на проблемные вопросы: как увлечь ребенка музыкой? Как сделать первую встречу с миром музыки ярким и незабываемым событием? Какие педагогические технологии будут стимулировать и «работать» на повышение мотивации к обучению в ДШИ? 

Внеклассная работа в ДШИ является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса. Каждая форма внеклассной работы обладает уникальными, только ей присущими возможностями привлечения обучающихся к музыке, раскрытия перед ними богатства и многообразия музыкального искусства. Творческая деятельность может стать одним из мощных мотивирующих факторов, что позволяет определить перспективы развития каждого ребенка и даст возможность детям активно включиться в процесс творческой деятельности.

Для представления опыта работы мы выбрали самый первый праздник посвящения в музыканты, предназначенный для введения юных пианистов в мир Музыки. Почему мы остановились именно на этом празднике? В повседневной суете детям просто необходимы праздники и развлечения. Праздник для них – настоящее событие, положительный эмоциональный заряд, энергетика которого наполняет детские сердца ожиданием чуда и готовностью впитывать все новое. 

Каждый год 1 сентября гостеприимно распахиваются двери всех образовательных учреждений для новых учеников. Малыши с волнением переступают порог, чтобы войти в мир знаний, открытий и свершений. Впереди их ждет долгий и интересный творческий путь, на котором будут удачи, порой разочарования, новые друзья и впечатления. А начинается этот путь с обряда посвящения, который на каждом отделении ДШИ проходит по-своему. 

Посвящение в музыканты «Здравствуй, Музыка!» на отделении «Фортепиано» – один из самых красочных праздников, который по доброй традиции проходит в конце первой четверти для вновь поступивших обучающихся подготовительного и 1 класса. Мы стараемся сделать этот праздник интересным и незабываемым для всех возрастных категорий участников и слушателей. Это большое и веселое театрализованное представление. В содержании мероприятия заложена ситуация успешного выполнения игровых заданий, создание творческой атмосферы сотрудничества и совместной деятельности обучающихся, преподавателей и родителей. 

Главная идея праздника заключается в том, чтобы сделать первый шаг в мир искусства ярким, запоминающимся и неповторимым событием. Вхождение в мир творчества в Детской школе искусств начинается со сказки, которая приходит в гости в день посвящения в юные музыканты. 

Главная цель этого мероприятия – увлечь учеников, сделать занятия музыкой интересными и любимыми. Суть праздника – создание атмосферы радости и чуда, которая вводит их в большую музыкальную семью школы, где и дети, и педагоги — это музыканты, объединенные одной целью.

К празднику посвящения в музыканты мы пишем сценарий. Сценарий построен так, чтобы каждое задание было успешным для участников и выполнялось в атмосфере творческого сотрудничества. Сюжет сценария написан в игровой форме, интересен для малышей, имеет познавательный и воспитательный характер и влияет на нравственное и эстетическое развитие детей. Игра является эффективной образовательной технологией, с помощью которой ребенок получает новые знания, общается со сверстниками, познает окружающий мир в доступной для своего возраста занимательной форме. 

Этот праздник отличается от остальных особой атмосферой: нарядно украшенный зал, сказочные персонажи, звуки музыки, – все это создает волшебную обстановку, пронизанную радостью первой встречи с музыкой. Праздник посвящения проходит в форме театрализованного концерта-действия, где обучающиеся средних и старших классов исполняют пьесы не только на фортепиано, но и на скрипке, баяне, аккордеоне, представляя слушателям – родителям, бабушкам и дедушкам – все многообразие инструментов, на которых обучаются дети в ДШИ. 

В это время на сцене происходят чудеса: увлекательное путешествие по стране Музыки. Перед юными музыкантами разворачивается волшебное действо, насыщенное приключениями и событиями. Дети погружаются в атмосферу праздника, с удовольствием слушают и живо реагируют на каждый концертный номер, встречая артистов аплодисментами. Увлекательные истории никого не оставляют равнодушным!

Главными персонажами праздника у нас являются Фея Музыки, домовые Ох и Ах, которые живут в школе искусств, и семь Ноток. Действие основано на принципе контраста характеров главных персонажей. Домовой Ох – вечно всем недоволен, стонет и ноет. Домовой Ах является его противоположностью: он полон оптимизма и уверенности, что все получится. Домовые постоянно ссорятся, спорят, но, к счастью, попадают во дворец Феи Музыки, у которой есть верные помощники – семь Ноток. 

Чтобы получить почетное звание юного музыканта, ребятам предстоит пройти ряд творческих испытаний: принять участие в конкурсах, отгадать музыкальные загадки, показать свои таланты и эрудицию, проявить ловкость и сноровку в конкурсах и творческих заданиях. Юные музыканты блестяще справляются со всеми заданиями и демонстрируют, чему они научились за два месяца учебного года. Они уже знают, что такое lеgatо, staccato, как правильно писать скрипичный ключ, определяют верное чередование белых и черных клавиш на клавиатуре, отгадывают музыкальные загадки и ребусы. А Фея Музыки дарит им вдохновение, благословляет их на трудный, но очень увлекательный путь – путь музыканта. 

Более того, для самих виновников торжества концерт является знаменательным событием в их творческой жизни, ведь в этот день они в первый раз выходят на большую сцену в качестве артистов. Они выступают с пьесами, состоящими буквально из нескольких звуков, но зато исполняют их на концертном рояле! А сколько нужно выполнить задач в своем первом выступлении, ничего не забыть и не перепутать! Нужно правильно и красиво выйти, поклониться, сесть так, чтобы ножки стояли на подставке, не висели в воздухе, а локти не следует прижимать к туловищу. Нужно сыграть свою пьеску и постараться не ошибаться, а потом встать, красиво поклониться и с достоинством уйти со сцены! А вы смогли бы так сделать? 

Таким образом, положительной мотивацией для детей является не только возможность показать свои знания, но и умение сыграть на фортепиано небольшие пьески. Детям нравится чувствовать себя артистами и слышать, как каждое выступление сопровождается бурными аплодисментами, ведь слушатели, сидящие в зале, понимают, как волнуются маленькие артисты, впервые в жизни выходящие на сцену. 

Кульминация праздника – торжественное произнесение детьми Клятвы музыкантов, в которой они обещают любить свой инструмент и заниматься без устали, быть верными и преданными Музыке, дорожить званием музыканта. После этого происходит вручение памятных свидетельств и сладких подарков. Конечно, дети получают от праздника море положительных эмоций! Веселый театрализованный праздник «Здравствуй, музыка!» помогает воспитывать у малышей интерес к музыке, вдохновляет на творчество, способствует сплочению коллектива первоклассников и психологически комфортного вхождения в мир творчества и фантазии.

Детям всегда очень важен интерес взрослых к их деятельности и внутреннему миру. В этом проявляется еще одна положительная черта наших праздничных мероприятий – это сотрудничество в самых различных вариантах. Оно заключается в тесном взаимодействии преподавателя и обучающихся в процессе подготовки праздника, в сотрудничестве детей в ходе развития сюжетной линии или в музыкальных номерах (например, хоровое пение или игра в ансамбле), в сотрудничестве детей и родителей, когда дома дети вместе с родителями придумывают костюмы, учат текст или стихи для выступления. Ребенок ощущает поддержку и понимание, он радуется своим первым успехам и открытиям, он желает новых публичных выступлений. 

Самым важным итогом первого праздника музыки являются чувства, которые испытывают дети, – радость от совместной творческой деятельности и уверенность в выборе такого важного и интересного занятия музыкой. Успех окрыляет, а одобрение публики и заслуженные аплодисменты являются лучшей мотивацией для дальнейшего обучения. 

На празднике посвящения в музыканты родители начинают более ясно представлять перспективы развития своего ребенка, слушая обучающихся средних и старших классов, уже владеющих навыками исполнительской деятельности. Особое впечатление на родителей производит ансамблевая игра на рояле в четыре, шесть, а то и восемь рук. По окончании мероприятия они часто задают вопрос: «Неужели и мы будем так играть?».

Практическая значимость нашего праздника заключается в разработке и апробации сценария для проведения мероприятия как фактора развития творческих способностей обучающихся, что позволяет повысить эффективность обучения игре на фортепиано, оптимизировать взаимодействие педагогов, детей и родителей на принципах гуманистической концепции обучения и социализации. 

Проведение праздника «Здравствуй, Музыка!» является полезным опытом работы для других отделений ДШИ, что подтверждается нашей практикой. Праздник музыки можно проводить как для отдельной категории детей по отделениям (фортепианного, народного, хорового, художественного отделений), так и для всего потока обучающихся 1 класса в целом. 

Подводя итог, следует отметить, что внеклассная работа не подменяет задач учебного процесса, а выступает в тесном единстве с общим содержанием обучения игре на инструменте в ДШИ. Ее успешность определяется установлением творческого сотрудничества преподавателей и обучающихся, предполагающего гуманное отношение и уважение к личности каждого ребенка в совместной деятельности при активном участии родителей. Участие детей в праздничных мероприятиях развивает социально востребованные в современном обществе качества личности: креативность и коммуникабельность, воспитывает трудолюбие, упорство в достижении цели, создает ситуацию успеха.

Переступая порог школы искусств, дети погружаются в звучащую атмосферу неизведанной страны Музыки, которой нет ни на одной карте. Их глаза распахнуты от удивления красотой этого мира, но это лишь первая ступенька на длительном пути постижения секретов исполнительского мастерства. Впереди их ждет множество удивительных открытий, свершений и побед. Мы, педагоги, от всей души желаем им целеустремленности, вдохновения и выдержки, которые помогут нашим ученикам прикоснуться к удивительному миру музыки и дойти до финала. В добрый путь, юные таланты!

Список литературы

  1. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учебное пособие под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Академия, 2003.
Праздник посвящения в музыканты «Здравствуй, Музыка!» как эффективный способ развития положительной мотивации к обучению в классе фортепиано в ДШИ