Должикова Марина Николаевна
Учитель-логопед
МБДОУ детский сад «Родничок»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №159916
Всероссийский конкурс «Педагог – профессия творческая», в рамках федерального проекта «Современная школа»
Наименование конкурсной работы: Авторская парциальная программа по обучению грамоте дошкольников
Итоговая оценка: 1 место,  90 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №159916


Обобщения педагогического  опыта учителя – логопеда МБДОУ детского сада  «Родничок» Алтайского края Хабарского района

Должиковой Марины Николаевны.

 

Авторская парциальная программа 

по обучению грамоте дошкольников 

(4-7 лет)

                                     Автор-составитель: Должикова Марина Николаевна

                                                                   учитель-логопед  высшей категории 

                                                                     

В наше  время  детей  с нарушением  речи  становится  всё больше.  Вопросы  подготовки  воспитанников  детских  садов  к  школе  приобретают  всё  большее  значение,  потому  что  в  настоящее  время  изменилось  содержание  начального  обучения.  Школа  заинтересована  в  том,  чтобы  дети,  поступающие  в  1-й  класс,  были  хорошо  подготовлены  к  обучению  грамоте,  т. е.  имели  бы  развитый  фонематический  (речевой)  слух,  хорошую  устную  речь,  навыки  в  составлении и анализе  предложений,  в  делении  слов  на  слоги,  умели  держать  карандаш  и  различать  строчки  в  тетради.  Дети,  получившие  такую  подготовку,  легко  и  свободно  овладевают  в  школе  процессом  чтения  и  письма.

Данный  вопрос изучается многими специалистами в области логопедии. Такими авторами, как: Г. А. Волковой, В. В. Коноваленко, И. Лопухиной, Л. Лалаевой, Л. Г. Милостивенко, Н. И. Москаленко, Т. А. Ткаченко. 

Готовность  к  обучению  дошкольников  грамоте  в  детском  саду  предполагает,  что  ребёнок  приступает  к  анализу  своей  речи  и  узнаёт,  что  она  состоит  из  предложений,  которые,  в  свою  очередь,  состоят  из  отдельных  слов,  слова  из  слогов,  слоги  из  звуков.  Звуки  при  письме  обозначаются  буквами.  С  психологической  точки  зрения  начальный  период  обучения  грамоте – это  формирование  у  ребёнка  нового  отношения  к  речи.  Предметом  познания  становится  сама  речь,  её  внешняя  звуковая  сторона. 

Мой педагогический стаж учителем – логопедом составляет 6 лет, а всего дошкольного педагогического стажа более 12 лет.

Мне хочется поделиться опытом работы по обучению грамоте детей начиная с детьми средней группы и заканчивая подготовительной группой.  Хочу представить модульную работу по обучению дошкольников грамоте

Результаты  обследования показывают, что у 90% детей имеются проблемы с речевым развитием. Когда обработала результаты обследования, я пришла к выводу, что необходимо разработать систему работы по формированию готовности к обучению дошкольников грамоте. Свою работу построила, учитывая индивидуальные особенности детей, а также опираясь на принципы:

– систематичности;

– повторности;

– последовательности;

– наглядности;

– доступности.

Работу по обучению грамоте с детьми начинаю с 1 октября, после того как укомплектую группу для индивидуальной работы в логопункте,  выделения в расписании места для работы с группами по обучению грамоте. 

Я изучила методики работы следующих авторов: Н. И. Москаленко «Учим детей грамоте», Л. Г. Милостивенко «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей», Н. В. Нищевой «Система коррекционной работы». 

 

Первый модуль начинается со средней группы (4-5 лет). С точки зрения психологов, ребёнок в возрасте 4–5 лет обладает особым «чутьём» к языку, которое в дальнейшем ослабевает. Важно уже со средней группы выстраивать занятия с дошкольниками так, чтобы формировать их интуицию к правильно построенным конструкциям языка, вырабатывать чёткое произношение слов, повышать словарный запас. Кроме этого, обучение грамоте способствует развитию мыслительной деятельности и памяти, анализу и синтезу информации. Все эти аргументы говорят о необходимости такого обучения.

                                                    ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ

Первый модуль называется «Обучайка». В средней группе развивается фонематический слух, артикуляционный аппарат, внимание к речевым и неречевым звукам, к способам образования звуков речи. Это подводит их к усвоению фонематического анализа — первому этапу овладения грамотой.

Обучение грамоте носит обшеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка. Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения.

В средней группе закладываются основы полноценного овладения детьми грамотой (чтением и письмом). Впервые для дошкольников речь из средства общения превращается в объект познания (изучения) и анализа, когда смысловая ее сторона «отделяется» от формальной, на которой и концентрируется внимание детей.

 -Они получают знания об основных законах речи: 

 -речь состоит из слов: 

-слов много, и они называют предметы, их признаки, действия предметов и с предметами: 

 -слова имеют протяженность (бывают длинные и короткие); 

-они звучат (состоят из звуков): 

-слово линейно (звуки в нем идут друг за другом);

 -из слов можно составлять предложения; 

-звуки в словах произносятся по-разному (одни можно потянуть, а другие произносятся коротко).

 Значение терминов слово и звук раскрывается для детей в различных упражнениях и дидактических играх без прямого объяснения. 

Цель: Развивать фонематическое восприятие детей на основе ознакомления с речевыми звуками и лексическими темами.

Задачи:

  1. Развитие межполушарного взаимодействие.
  2. Развитие лексико-грамматического строя речи.
  3. Развитие зрительного внимания.

4.Развитие мелкой моторики  рук детей пятого года жизни.

  1. Развитие связной речи.

6.Развитие фонематического слуха детей

  1. Создание предпосылок к обучению грамоте.
  2. Развитие у детей потребности в общение, как первейшем условии успешной деятельности.
  3. Повышать педагогическую компетентность родителей дошкольников в вопросах профилактики и коррекции речевых нарушений.
  4. Обучение родителей доступным приёмам логопедического воздействия на ход речевого развития своего ребёнка.

В основу обучения положен принцип сопоставления звуков: в играх и упражнениях дошкольники попеременно называют то твердый, то мягкий согласный звук. Например, в игре «Насос» логопед, воспитатель предлагает детям надуть мяч большим насосом: с-с-с, затем маленьким: сь-съ-сь. В игре «Петрушки с колокольчиками» они звенят сначала большими (з-з-з), а затем маленькими (зь-зь-зь) колокольчиками.

 В средней группе даются знания о первом звуке в слове. Дети учатся составлять предложения с использованием «живой модели», беря на себя роль слова, предложения о действиях детей или различных персонажей. В процессе целенаправленного обучения у дошкольников воспитывается фонематический слух, речевое внимание и они овладевают знаниями, необходимыми для проведения звукового анализа слов и всего дальнейшего обучения грамоте

Предполагаемый результат:

Создание условий для оказания своевременной коррекционно-развивающей логопедической помощи в условиях МБДОУ.

  • Позитивные изменения в речи детей.
  • Повышение компетентности членов семьи в вопросах речевого   развития ребёнка.
  • Разработка информационно – методического материала для родителей и педагогов (конспекты занятий, консультативный материал).

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Время реализации: Октябрь

Развитие слухового восприятия на неречевых звуках.

 Развитие слухового восприятия на речевых звуках.

Выбор темы проекта и его разработка.

Изучение научно – практических и методических источников по заявленной проблеме. Подбор методического материала по заявленной теме. Разработка перспективного годового плана занятий по данной теме. Заполнение речевых карт. Подготовка наглядного материала.

Разработка консультаций для родителей.

Обсуждение с воспитателями результатов диагностики. Обсуждение необходимости совместной работы по устранению речевых недостатков у детей. Рекомендации по созданию игровых пособий по теме «Повторюшка», «Свистелки», «Шипелки», «Звенелки», «Цоколки» и т.п.

Выступление на родительском собрание. Тема «Вот и стали мы на год старше».

Проверка степени развития фонематического слуха у детей  пятого года жизни.

Показать ребёнку карточки, на которых изображены предметы, животные или явления, схожие по произношению. Их названия должны отличаться лишь одним звуком: ком-лом-сом-дом, гора-кора, тучка-кучка и т.п. Взрослый говорит названия, а ребёнок выбирает картинки. Для получение правдивого результата должны быть соблюдены такие условия:

— педагог лишь называет изображение на картинках, а ребёнок только показывает;

— изображения называют в разной последовательности, иногда повторяются;

— дополнительные пояснения в процессе теста даваться не должны;

— взрослый не должен смотреть на называемую картинку, ребёнок может это заметить;

— при произношении проверяющий должен прикрывать рот рукой (или чем либо ещё), чтоб ребёнок определял все звуки лишь на слух;

— необходимо наблюдать за тем, как ребёнок указывает на картинки: уверенно или нет, смотрит ли вопросительно, а может он выбирает картинки наугад.

Ребёнок должен повторить группы слогов или слов со звуками, которые могут вызывать проблемы: та-да-га, ца-ча-ща, оть-оц-оть и т.п.

Основной этап (Ноябрь – мая)

Мероприятия

Проведение групповых занятий согласно календарного плана совместной деятельности:

Пополнение картотеки игр и упражнений «Звуки из коробочки», «Четвёртый лишний», «Один-много»; «Назови ласково», «Посчитай-ка», «1-2-5», «Наоборот», «Жадина»  и т.п.

Составление конспектов занятий.

Рекомендации воспитателям в работе с детьми по заданиям логопеда с использованием картотеки игр и упражнений. (Игры со звуками)

Индивидуальное консультирование родителей (в течение всего этапа), консультирование по теме «Речевые игры дома», «Читаем и сочиняем вместе с ребенком. Словесные игры и упражнения».

Создание обучающей презентации для детей «Обучай-ка».

Разработка консультативного материала для родителей (в течение всего этапа).

Дидактические материалы:

  1. Листочки, Снежинки, Пёрышки.
  2. Набор картинок для артикуляционной гимнастики.
  3. Ватные шарики.
  4. Насосы (большой и маленький), Комары (большой и маленький).
  5. Настольно-печатные игры.
  6. Наборы картинок по темам «Осень», «Фрукты», «Овощи», «Грибы», «Игрушки», «Посуда», «Птицы», «Зима», «Транспорт», «Весна», «Лето», «Мебель», «Одежда» и др..
  7. Звучащие игрушки.
  8. Набор карандашей.
  9. Художественная литература по темам.
  10. Дорожки.

Заключительный этап: (Май)

Диагностическое обследование. Мониторинг.

Заполнение речевых карт по итогам обследования.

Подведение итогов за учебный год. Обсуждение результатов проведённой работы.

Открытое занятие для родителей и воспитателей группы «Путешествие в страну Обучай-ка».

Предполагаемый результат: При систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, повысится уровень речевого развития, формирования грамматического строя речи, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью, использовать монологическую и диалогическую формы речи, активизируется познавательная деятельность детей, повысится интерес к занятиям. У родителей повысится уровень знаний по развитию речевых творческих способностей детей.

  • Позитивные изменения в речи детей.
  • Повышение компетентности членов семьи в вопросах речевого   развития ребёнка.
  • Разработка информационно – методического материала для родителей и педагогов (конспекты занятий, консультативный материал, обучающая презентация, картотека игр и упражнений )

Календарный план проведения совместной деятельности в средней группе.

Тема занятий Дата проведения 
1 Осень. 1 неделя октября
2. Овощи. 2 неделя  октября
3. Фрукты. 3 неделя  октября
4. Грибы. Ягоды. 4 неделя октября
5. Игрушки. 1 неделя ноября
6. Одежда. 2 неделя  ноября
7. Обувь. 3 неделя ноября
8. Мебель. 4 неделя ноября
9. Посуда. 1 неделя декабря
10. Комнатные растения. 2  неделя декабря
11. Зима. 3 неделя декабря 
12. Новый год. 4 неделя декабря
13. Зимующие птицы. 1 неделя января
14. Домашние птицы. 2 неделя января
15. Домашние животные. 3 неделя января
16. Дикие животные. 4 неделя января
17. Профессии. Продавец. 1 неделя февраля
18. Профессии. Почтальон. 2 неделя февраля
19. Транспорт. 3 неделя февраля
20. Профессии на транспорте. 4 неделя февраля
21. Весна. Мамин праздник. 1 неделя марта
22. Первые весенние цветы. 2 неделя марта
23. Цветущие комнатные растения.  3 неделя марта
24. Дикие и домашние животные весной. 4 неделя марта
25. Перелётные птицы. 1 неделя апреля
26. Насекомые. 2 неделя апреля
27. Аквариум. 3 неделя апреля
28. Правила дорожного движения.  4 неделя апреля
29. Открытое занятие «Путешествие в страну «Обучай-ка». 2 неделя май

 

Содержание Темы:

 

«Осень».  Учить детей называть приметы осени, проводить сравнительный анализ с другими временами года (лето, зима) выделять отличительные признаки; проводить аналогии, причинно-следственные связи; познакомить с осенними месяцами, уметь их отличать друг от друга.

 

 «Игрушки».  Учить детей составлять описания игрушек. Воспитывать навыки культурного общения, активизировать словарь; употреблять антонимы, форму множественного числа родительного падежа существительных. «Составление рассказов об игрушках» (Кошка, собака, лиса) Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия. Формировать умение составлять совместный с воспитателем описательный рассказ об игрушках. Закрепить правила обращения с игрушками. Развивать сосредоточенность внимания.

 

«Овощи». Учить детей описывать овощи, отвечать на вопрос, какой овощ, описывать по цвету, величине, вкусу, тактильному ощущению, по форме. Уметь называть ласково; изменять по падежам.  

 

«Фрукты». Пополнить знания детей о фруктах; активизировать словарь; формировать навыки связной речи. Учить детей описывать овощи, отвечать на вопрос, какой овощ, описывать по цвету, величине, вкусу, тактильному ощущению, по форме. Уметь называть ласково; изменять по падежам.  

 

 «Зима» Уточнить и обобщить представление детей о зиме, о зимних месяцах. Закрепить знание о признаках зимы. Совершенствовать навыки речевого общения. 

 

 «Новый год» Учить описывать картинку, фантазировать, составлять предложение по опорным словам.

 

«Зимующие птицы». Учить детей внимательно рассматривать картину и составлять небольшой рассказ по картине. Повторить с детьми название птиц. Знать части тела птиц.

 

«Транспорт». Познакомить детей с водным транспортом, активизировать в речи соответствующие слова. Закреплять умение объединять предметы в пары по материалу.

 

«Воздушный транспорт». Знакомить с воздушным транспортом, их составными частями, описывать их; упражнять в употреблении существительных во множественном числе, развивать речь.

 

«Правила дорожного движения. Светофор». Познакомить с обозначением дорожных знаков, сигналов светофора; развивать речь; активизировать словарь детей.

 

 «Весна». Уточнить и обобщить представление детей о весне, о весенних месяцах. Закрепить знание о признаках весны. Совершенствовать навыки речевого общения. 

Дать знания о сезонных изменениях, связанных с первыми месяцами весны; упражнять в употреблении существительных множественного числа. Март

 

«Перелетные птицы». Составление рассказа по картинке. Учить описывать птиц; развивать речь; уточнить представление детей о сезонных изменениях в жизни птиц. Формировать лексико-грамматический строй речи.

 

«Комнатные растения» «Фиалка» Познакомить с названием комнатных растений, способами ухода за ними; учить описывать комнатные растения. Формировать лексико-грамматический строй речи.

Апрель

 

«Полевые цветы» Познакомить с названием полевых цветов, их строение; упражнять в употреблении существительных во множественном числе; учить описывать цветы

 

«Садовые цветы» Познакомить с названием садовых цветов, их строение; упражнять в употреблении существительных во множественном числе. Формировать лексико-грамматический строй речи.

 

Составление рассказа «Я и моя семья» Формирование у детей представлений о семье, ее членах; развивать умение составлять короткие описательные рассказы о своей семье; совершенствовать навыки связной речи.

 

Составление рассказа по теме «Дом, в котором я живу» Познакомить с разными домами, учить описывать дома; упражнять в употреблении существительных множественного числа.

 

ВТОРОЙ МОДУЛЬ

Второй модуль рассчитан для детей старшей группы (5-6 лет) и называется «АБВГДейка».

 

Цель: Развивать фонематическое восприятие детей на основе ознакомления с речевыми звуками.

Задачи:

  1. Развитие фонематического слуха детей.
  2. Узнавать наличие конкретного звука в слове.
  3. Различать слова, которые состоят из одинаковых звуков, например, ракета-карета, липа-пила, кулон-клоун, бар-раб, марш-шрами т.п.;
  4. Различать слова, которые отличаются лишь одним звуком: коса-коза, куча-туча, ваза-база и другие.
  5. Знакомить с понятиями «гласный», «согласный», «твёрдый», «мягкий», «звонкий», «глухой» звуки.
  6. Учить давать характеристику речевым звукам.
  7. Создание предпосылок к обучению грамоте.
  8. Развитие у детей потребности в общение, как первейшем условии успешной деятельности.
  9. Повышать педагогическую компетентность родителей дошкольников в вопросах профилактики и коррекции речевых нарушений.
  10. Обучение родителей доступным приёмам логопедического воздействия на ход речевого развития своего ребёнка.

Предполагаемый результат:

  • Позитивные изменения в речи детей.

После завершения проекта дети научатся дифференцировать предлоги, правильно использовать предложно-падежные конструкции в своей устной речи.

  • Повышение компетентности членов семьи в вопросах речевого   развития ребёнка.
  • Разработка информационно – методического материала для родителей и педагогов (конспекты занятий, консультативный материал).

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Время реализации: Сентябрь.

Развитие слухового восприятия на неречевых звуках.

 Развитие слухового восприятия на речевых звуках.

Понятие «Согласный звук».

Повторить понятия «Гласный звук».

Выбор темы проекта и его разработка.

Изучение научно – практических и методических источников по заявленной проблеме. Подбор методического материала по заявленной теме. Разработка перспективного годового плана занятий по данной теме. Заполнение речевых карт. Подготовка наглядного материала.

Разработка консультаций для родителей.

Обсуждение с воспитателями результатов диагностики. Обсуждение необходимости совместной работы по устранению речевых недостатков у детей. Рекомендации по созданию игровых пособий по теме «Гласные и согласные звуки»

Родительское собрание. Тема «Вот и стали мы на год старше».

Проверка степени развития фонематического слуха у детей седьмого года жизни.

Показать ребёнку карточки, на которых изображены предметы, животные или явления, схожие по произношению. Их названия должны отличаться лишь одним звуком: ком-лом-сом-дом, гора-кора, тучка-кучка и т.п. Взрослый говорит названия, а ребёнок выбирает картинки. Для получение правдивого результата должны быть соблюдены такие условия:

— педагог лишь называет изображение на картинках, а ребёнок только показывает;

— изображения называют в разной последовательности, иногда повторяются;

— дополнительные пояснения в процессе теста даваться не должны;

— взрослый не должен смотреть на называемую картинку, ребёнок может это заметить;

— при произношении проверяющий должен прикрывать рот рукой (или чем либо ещё), чтоб ребёнок определял все звуки лишь на слух;

— необходимо наблюдать за тем, как ребёнок указывает на картинки: уверенно или нет, смотрит ли вопросительно, а может он выбирает картинки наугад.

Ребёнок должен повторить группы слогов или слов со звуками, которые могут вызывать проблемы: та-да-га, ца-ча-ща, оть-оц-оть и т.п.

Основной этап  (Октябрь – мая)

«Согласный звук». Звук «Б,ВД,Г,Х,Ф,С,З,Ш,Ж,Й,Ц,Ч,Щ,Л,Р».

 «Гласный звук». «Звуки Ы,Э,Е,Ё,Ю,Я.»

Дифференциация звуков: (Б-П);(Г-ГЬ); (Ф-ФЬ); (В-Вь);(Ы-И);(Й-ЛЬ); (К-Г); (Д-Т); (В-Ф); (С-З);(Ц-С); (Ч-Ц).

Понятия и характеристику согласных звуков: твёрдый согласный и мягкий согласный звук, звонкий согласный и глухой согласный звук.

Звуковой, слоговой анализ и синтез слова.

Составление предложений по схеме. Анализ предложения.

Профилактика нарушения письменной речи (дисграфии, дислексии).

Мероприятия

Проведение групповых занятий согласно календарного плана совместной деятельности:

Пополнение картотеки игр и упражнений «Звуки»

Составление конспектов фронтальных и подгрупповых занятий.

Разработка домашних заданий по теме (в течении всего этапа)

Рекомендации воспитателям в работе с детьми по заданиям логопеда с использованием картотеки игр и упражнений. (Игры со звуками)

Индивидуальное консультирование родителей по теме. (в течение всего этапа)

Создание обучающей презентации для детей «Чудесные звуки» (гласные и согласные  звуки). (слайды пополняются в процессе изучения тем).

Разработка консультативного материала для родителей. (в течение всего этапа)

«Новогоднее путешествие в страну Чудесных звуков». Включает в себя просмотр презентации по теме, практикум для детей и родителей.

Домашнее задание. Выставка «Звонкие согласные живут в моём рисунке.» Открытое занятие  «Мы со звуками на Ты»

Заключительный этап: (Май )

Диагностическое обследование. Мониторинг.

Заполнение речевых карт по итогам обследования.

Подведение итогов за учебный год. Обсуждение результатов проведённой работы.

Открытое занятие для родителей и воспитателей группы «Путешествие в страну Речевых звуков».

Предполагаемый результат:

  • Позитивные изменения в речи детей.

После завершения проекта дети научатся различать речевые звуки, давать им характеристику, выделять в ряду других звуков ,слогов и слов, подбирать слова с заданным звуком.

  • Повышение компетентности членов семьи в вопросах речевого   развития ребёнка.
  • Разработка информационно – методического материала для родителей и педагогов (конспекты занятий, консультативный материал, обучающая презентация, картотека игр и упражнений)

 

Календарный план проведения совместной деятельности в старшей группе.

Тема занятий Дата проведения 
1 Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. 3 неделя сентября
2. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. 3 неделя сентября
3. Имена собственные и их уменьшительные формы 4 неделя сентября
4. Звук А. 4 неделя сентября
5. Нарицательные существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения. 1 неделя сентября
6. Звуки А. 1 неделя октября
7. Глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени. 2 неделя октября
8. Звук У  2 неделя октября
9. Согласование существительного и глагола в числе. 3 неделя октября
10. Звуки У. 3 неделя октября
11. Согласование числительных «один», «одна» с существительными. 4 неделя октября
12. Звуки А-У 4 неделя октября
13. Приставочные глаголы. 1 неделя ноября
14. Звуки А-У. 1 неделя ноября
15. Предлог НА. 2 неделя ноября
16. Звук О. 2 неделя ноября
17. Согласование местоимений «мой», «моя» с существительными. 3 неделя ноября
18. Звук О. 3 неделя ноября
19. Предлог ПОД. 4 неделя ноября
20. Звуки А-У-О. 4 неделя ноября
21. Дифференциация предлогов НА и ПОД. 1 неделя декабря
22. Звук И. 1 неделя декабря
23. Предлог В. 2 неделя декабря
24. Звук И. 2 неделя декабря
25. Подбор определений к предметам и объектам (вопросы: какой по цвету и по форме. 3 неделя декабря
26. Звуки А-О-У-И 3 неделя декабря
27. Подбор определений (какой по величине). 4 неделя декабря
28. Звуки А-О-У-И. 4 неделя декабря
29. Относительные прилагательные (какой по материалу). 2 неделя января
30. Звук Т 2 неделя января
31. Подбор нескольких определений к предметам и объектам. 3 неделя января
32. Звук Т 3 неделя января
33. Предлоги В, НАД, ПОД. 4 неделя января
34. Звук П 4 неделя января
35. Падежные конструкции. Винительный падеж существительных в единственном числе. 1 неделя февраля
36. Звук П 1 неделя февраля
37. Падежные конструкции. Родительный падеж существительных  в единственном числе. 2 неделя февраля
38. Звук Н 2 неделя февраля
39. Составление 3- словных предложений. Понятие «слово» и «предложение» и «действия”
40. Звук Н 3 неделя февраля
41. Падежные конструкции. Дательный падеж существительных в единственном числе. 3 неделя февраля
42. Звуки П,Н 4 неделя февраля
43. Падежные конструкции. Творительный падеж существительных в единственном числе.
44. Звуки П,Н. 1 неделя марта
45. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. 1 неделя марта
46. Звуки М 2 неделя февраля
47. Падежные конструкции. Падежный предлог существительных с предлогом. 2 неделя марта
48. Звук М. 3 неделя марта
49. Падежные конструкции. Изменение существительных в единственном числе по падежам. 3 неделя марта
50. Звук К. 4 неделя марта
51. Предлог К. 4неделя марта
52. Звук К. 1неделя апреля
53. Предлог К, ОТ. 1неделя апреля
54. Звук Т,К 2неделя апреля
55. Притяжательные прилагательные. 2неделя апреля
56. Звук Т,К. 3неделя апреля
57. Глаголы-антонимы. 3неделя апреля
58. Уточнение понятий «гласные» и «согласные» звуки. 4неделя апреля
59. Согласование прилагательного и существительного в роде. 4 неделя апреля
60. Уточнение понятий «гласные» и «согласные» звуки. 1 неделя мая
61. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. 1 неделя мая
62. Уточнение понятий «гласные» и «согласные» звуки. 2 неделя мая
63. Открытое занятие для родителей и воспитателей группы «Путешествие в страну Речевых звуков». 2 неделя мая

 

ТРЕТИЙ МОДУЛЬ

 

Третий модуль рассчитан для детей подготовительной группы (6-7 лет) и называется «Азбука для дошкольника».

 

Цель: Развивать фонематическое восприятие детей на основе ознакомления с речевыми звуками, буквами.

Задачи:

  1. Развитие фонематического слуха детей.
  2. Узнавать наличие конкретного звука в слове.
  3. Различать слова, которые состоят из одинаковых звуков, например, ракета-карета, липа-пила, кулон-клоун, бар-раб, марш-шрами т.п.;
  4. Различать слова, которые отличаются лишь одним звуком: коса-коза, куча-туча, ваза-база и другие.
  5. Знакомить с понятиями «гласный», «согласный», «твёрдый», «мягкий», «звонкий», «глухой» звуки.
  6. Учить давать характеристику речевым звукам.
  7. Создание предпосылок к обучению грамоте.
  8. Развитие у детей потребности в общение, как первейшем условии успешной деятельности.
  9. Повышать педагогическую компетентность родителей дошкольников в вопросах профилактики и коррекции речевых нарушений.
  10. Обучение родителей доступным приёмам логопедического воздействия на ход речевого развития своего ребёнка.

Основные принципы реализации проекта 

В процессе логопедической работы по формированию навыка правильного использования предлогов в падежных конструкциях наиболее значимыми, как и при коррекции других нарушений речи, являются следующие принципы:

  • Принцип доступности – обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности, театрализованной деятельности.
  • Принцип гуманистичности – предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
  • Принцип деятельности – знакомство с предлогами осуществляется через различные виды детской деятельности. При этом для детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра.
  • Принцип интеграции – необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении и интеграция образовательных областей.
  • Принцип системности – решение задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках МБДОУ и семьи.
  • Принцип преемственности – организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития.
  • Наглядности.
  • Принцип комплексности. Нарушение предложно-падежных конструкций не является чаще всего изолированным нарушением. В связи с этим при устранении ошибок в употреблении данных конструкций логопедическое воздействие осуществляется на весь комплекс речевых нарушений (грамматический строй речи, лексика, фонематические функции, звукопроизношение).
  • Принцип максимальной опоры на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы.
  • Принцип учета зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому). Процесс развития любой функции речи, как и любой психической функции вообще, при коррекции нарушения должен осуществляться постепенно, с учетом ближайшего уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога.
  • Принцип постепенного усложнения заданий речевого материала. Логопедическая работа по формированию навыка употребления предлогов должна проводиться поэтапно, с постепенным усложнением. Особенности формирования данной речевой функции у детей с различными нарушениями речи определяют постепенное включение трудностей в коррекционную работу. Использование учебного материала, методических приёмов подчинены данному принципу обучения от простого к сложному. Так, на начальном этапе формирования навыка правильного употребления предлогов работа начинается с усвоения значений предлогов, а затем проводится обучение использованию этих предлогов в словосочетаниях и предложениях разных типов, сперва, в диалогической речи, в дальнейшем – закрепление в связной речи.

Предполагаемый результат:

  • Позитивные изменения в речи детей.

После завершения проекта дети научатся дифференцировать предлоги, правильно использовать предложно-падежные конструкции в своей устной речи.

  • Повышение компетентности членов семьи в вопросах речевого   развития ребёнка.
  • Разработка информационно – методического материала для родителей и педагогов (конспекты занятий, консультативный материал).

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Время реализации: Сентябрь.

 Развитие слухового восприятия на речевых звуках.

Повторить понятие «Согласный звук».

Повторить понятия «Гласный звук».

Выбор темы проекта и его разработка.

Изучение научно – практических и методических источников по заявленной проблеме. Подбор методического материала по заявленной теме. Разработка перспективного годового плана занятий по данной теме. Заполнение речевых карт. Подготовка наглядного материала.

Разработка консультаций для родителей.

Обсуждение с воспитателями результатов диагностики. Обсуждение необходимости совместной работы по устранению речевых недостатков у детей. Рекомендации по созданию игровых пособий по теме «Гласные и согласные звуки», “Согласные твёрдые имягкие”, “Звонкие согласные и глухие согласные”.

Родительское собрание. Тема «Вот и стали мы на год старше».

Проверка степени развития фонематического слуха у детей 6 лет

Показать ребёнку карточки, на которых изображены предметы, животные или явления, схожие по произношению. Их названия должны отличаться лишь одним звуком: ком-лом-сом-дом, гора-кора, тучка-кучка и т.п. Взрослый говорит названия, а ребёнок выбирает картинки. Для получение правдивого результата должны быть соблюдены такие условия:

— педагог лишь называет изображение на картинках, а ребёнок только показывает;

— изображения называют в разной последовательности, иногда повторяются;

— дополнительные пояснения в процессе теста даваться не должны;

— взрослый не должен смотреть на называемую картинку, ребёнок может это заметить;

— при произношении проверяющий должен прикрывать рот рукой (или чем либо ещё), чтоб ребёнок определял все звуки лишь на слух;

— необходимо наблюдать за тем, как ребёнок указывает на картинки: уверенно или нет, смотрит ли вопросительно, а может он выбирает картинки наугад.

Ребёнок должен повторить группы слогов или слов со звуками, которые могут вызывать проблемы: та-да-га, ца-ча-ща, оть-оц-оть и т.п.

Основной этап (Октябрь –  мая)

«Согласный звук». Звук «Б,ВД,Г,Х,Ф,С,З,Ш,Ж,Й,Ц,Ч,Щ,Л,Р».

 «Гласный звук». «Звуки Ы,Э,Е,Ё,Ю,Я.»

Дифференциация звуков: (Б-П);(Г-ГЬ); (Ф-ФЬ); (В-Вь);(Ы-И);(Й-ЛЬ); (К-Г); (Д-Т); (В-Ф); (С-З);(Ц-С); (Ч-Ц);(Щ-Ш); (Р-Л);(РЬ-ЛЬ); (Л-ЛЬ).

Понятия и характеристику согласных звуков: твёрдый согласный и мягкий согласный звук, звонкий согласный и глухой согласный звук.

Звуковой, слоговой анализ и синтез слова.

Составление предложений по схеме. Анализ предложения.

Профилактика нарушения письменной речи (дисграфии, дислексии).

 

Мероприятия

Проведение групповых занятий согласно календарного плана совместной деятельности:

Пополнение картотеки игр и упражнений «Звуки»; “Грамматика”.

Составление конспектов фронтальных и подгрупповых занятий.

Разработка домашних заданий по теме (в течении всего этапа)

Рекомендации воспитателям в работе с детьми по заданиям логопеда с использованием картотеки игр и упражнений. (Игры со звуками)

Индивидуальное консультирование родителей по теме. (в течение всего этапа)

Создание обучающей презентации для детей «Чудесные звуки» (гласные и согласные  звуки; звонкие и глухие; мягкие и твёрдые). (слайды пополняются в процессе изучения тем).

Разработка консультативного материала для родителей. (в течении всего этапа)

«Новогоднее путешествие в страну Чудесных звуков». Включает в себя просмотр презентации по теме, практикум для детей и родителей.

Домашнее задание. Выставка «Звонкие согласные живут в моём рисунке.» Открытое занятие   “Путешествие к горе Грамотейка”.


Дидактические материалы:

– Схемы гласных и согласных звуков.

 – Раздаточный материал для составления схем слов.

– Демонстрационный материал для составления схем слов.

– Настольно-печатные игры.

– Наборы картинок по теме.

– Звучащие игрушки.

– Флажки синего, зелёного, красного цветов.

– Разноцветные домики;

-Светофоры;

Фишки синие, зелёные,красные.

– Набор раскрасок.

– Художественная литература по теме.

Заключительный этап: (Май)

Диагностическое обследование. Мониторинг.

Заполнение речевых карт по итогам обследования.

Подведение итогов за учебный год. Обсуждение результатов проведённой работы.

Открытое занятие для родителей и воспитателей группы «Путешествие в страну Речевых звуков» или “Покорение горы Грамотейка”.

Предполагаемый результат:

  • Позитивные изменения в речи детей.

После завершения проекта дети научатся различать речевые звуки, давать им характеристику, выделять в ряду других звуков ,слогов и слов, подбирать слова с заданным звуком, проводить звуковой анализ слова.

  • Повышение компетентности членов семьи в вопросах речевого   развития ребёнка.
  • Разработка информационно – методического материала для родителей и педагогов (конспекты занятий, консультативный материал, обучающая презентация, картотека игр и упражнений).

Календарный план проведения совместной деятельности, подготовительная группа.

Тема занятий Дата проведения 
1 Звук. Согласный, гласный. Звуки Б,БЬ. Дифференциация звуков (Б-П) 1 неделя октября
2. Падежные конструкции. Именительный падеж множественно числа существительных.  1 неделя октября
3. Звуки Д, ДЬ. Дифференциация звуков (Д-Т) 2 неделя октября
4. Приставочные глаголы. 2 неделя октября
5. Звуки Г, ГЬ. Дифференциация звуков (Г-К) 3 неделя октября
6. Предлоги В, НА, ПОД. 3 неделя октября
7. Звуки Ф, ФЬ. Дифференциация звуков (Ф-ФЬ) 4 неделя октября
8. Падежные конструкции. Дательный падеж множественного числа существительных. 4 неделя октября
9. Звуки В, ВЬ. Дифференциация звуков (В-Ф) 1 неделя ноября
10. Глаголы совершенного и несовершенного вида. 2 неделя ноября
11. Звуки Х, ХЬ. Дифференциация звуков (К-Г-Х) 2 неделя ноября
12. Предлоги В,ИЗ 3 неделя ноября
13. Звук Ы. Звуковой анализ и синтез слова ДЫМ. 3неделя ноября
14. Составление четырёхсложных предложений с введением одного определения. 4 неделя ноября
15. Звуки С,СЬ. Звуковой анализ и синтез слова ОСЫ 4 неделя ноября
16. Падежные конструкции. Творительный падеж множественного числа существительных. 1 неделя декабря
17. Звуки З, ЗЬ. Дифференциация звуков (С-З) 1 неделя декабря
18. Предлоги К,ОТ. 2 неделя декабря
19. Звук Ш. Звуковой анализ и синтез слова ДУШ. 2 неделя декабря
20. Составления предложений с включением нескольких определений и объединение их в рассказ. 3 неделя декабря
21. Звук Ж. Звуковой анализ и синтез слова ЖУК.  3 неделя декабря
22. Относительные прилагательные. 4 неделя декабря
23. Звук Э. 4 неделя декабря
24. Падежные конструкции. Предложный падеж множественного числа существительных. 2 неделя января
25. Звук Й. Дифференциация (Й-ЛЬ). 2 неделя января
26. Согласование числительного и существительного: 

-в родительном падеже;

-в дательном падеже;

-в творительном падеже;

В предложном падеже. 

3 неделя января
27. Звук Е.  3 неделя января
28. Падежные конструкции. Родительный падеж множественного числа существительных. 4 неделя января
29. Звук Ё. 4 неделя января
30. Притяжательные прилагательные. 1 неделя февраля
31. Звук Ц. Дифференциация звуков (Ц-С). 1 неделя февраля
32. Предлоги С,СО. 2  неделя февраля
33. Звук Ч. Дифференциация (Ч-Ц). 2 неделя  февраля
34. Родственные слова. 3 неделя февраля
35. Звук Щ. Звукобуквенный анализ слова ЩУКА. Дифференциация звуков (Щ-Ш). 3 неделя февраля
36. Предлоги ИЗ-ПОД. 4 неделя февраля
37. Звуки Л,ЛЬ. Дифференциация звуков (Л-ЛЬ) Звуковой анализ и синтез слов: ЛАМА, ЛИСА. 1 неделя марта
38. Предлоги ИЗ-ЗА 1 неделя марта
39. Звуки Р,РЬ. Дифференциация Р-РЬ. Звуковой анализ и синтез слов КРАН, РИС.
40. Дифференциация Р-Л; РЬ-ЛЬ. 2 неделя марта
41. Обучение самостоятельной постановке вопросов. 3 неделя марта
42. Мягкий и твёрдый знак. 3 неделя марта
43. Приставочные глаголы. 4 неделя марта
44. Работа над фразой. Сложносочинённое предложение с союзом А.  4 неделя марта
45. Звук Ю. 1 неделя апреля
46. Работа над фразой. Сложносочинённое предложение с союзом ПОТОМУ ЧТО. 1 неделя апреля
47. Звук Я. 2 неделя апреля
48. Предлог НАД. 2 неделя апреля
49. Несклоняемые существительные. 3 неделя апреля
50. Согласование числительного, прилагательного и существительного. 3 неделя апреля
51. Предлоги ПЕРЕД. 4 неделя апреля
52. Предлоги ОКОЛО. 4 неделя апреля
53. Повторение. 1 неделя мая
54. Открытое занятие   “Путешествие к горе Грамотейка”. 2 неделя мая

 

Специальная и методическая литература:

  1. Арушанова А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб.научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А. М. Шахнарович. – М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 1993. – С. 4-16.
  2. Елкина Н. В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. – М., 1999. – 16 с.
  3. Лалаева Р.И, Н.В.Серебрякова «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников». С-П «Союз», 1990.
  4. Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР». С-П. «Детство-пресс», 2008.
  5. Костылёва Ю.Н. «Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики» . «ТЦ Сфера» ,2014.
  6. Павлова-Зеленская Т. «Звукоразличение как развлечение. Превращалочка». «Литера», 2006.

7.Т.А.Ткаченко «Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 5 лет». М. «Гном и Д», 2005.

  1. Т.А.Ткаченко «Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6 лет». М. «Гном и Д», 2005.

9.Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР». С-П. «Детство-пресс», 2008.

10.В.В.Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР» (1,2,3 периоды) М. «Гном и Д»,2002.

11.Е. А. Пожилнко «Волшебный мир звуков и слов». М. «Владос», 2001..

12.Тетради для обучения грамоте детей дошкольного возраста. // Нищева Н.В.

  1. Н.В. Нищева “Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет”Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО  Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2019.- 200 с.

14.Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР». С-П. «Детство-пресс», 2008.

15.О. А. Новиковская «Скороговорки и чистоговорки для развития речи». М. «Астрель»
16.Н.В.Дурова “От звука к букве”. 

  1. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие /Л.В.Журова, Н.В.Дурова, Н.С. Варенцова, Л.Н.Невская/ Под ред. Н.В.Дуровой.-М.:   Школа Пресс, 1998.-144 с. 

 

 

 

 

 

Авторская парциальная программа по обучению грамоте дошкольников