Маклакова Ирина Владимировна
Учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10» ГО Нижняя Салда
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №159925
Всероссийский конкурс «24 мая — День славянской письменности и культуры», приуроченный ко Дню памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
Наименование конкурсной работы: «…А книги — это была целая жизнь. Надолго, навсегда… Потому что, когда ты с книгами, ты сразу с тысячами разных людей…»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №159925


«…А книги — это была целая жизнь. Надолго, навсегда… Потому что, когда ты с книгами, ты сразу с тысячами разных людей…» (Владислав Крапивин).

Все литературное пространство невозможно представить без детской литературы, которая остается важным культурным и социальным явлением. Детская литература ставит перед собой множество задач, и каждая из них оказывает существенное воздействие на формирование личности ребенка, его мировоззрение и моральные ценности.

 Литературные произведения для детей, созданные уральскими авторами, представляют для нас, жителей региона, особенный интерес. Детская литература родного края отличается значительным разнообразием жанров. Сегодня можно с уверенностью говорить об увеличении интереса юного читателя к своей родной земле, к региональным особенностям культуры, а, следовательно, и к своей литературной неповторимости. 

 Что такое Урал?  Урал — это уникальная «горнозаводская цивилизация», которая «…не имеет аналогов в России, где можно найти такое совмещение промышленности, природы и разнообразие людей…». В самом сердце этой «цивилизации» находятся заводы, строительство которых началось еще во времена Петра Великого. Урал — это еще и регион с богатой литературной традицией, которую, в первую очередь, формировали выдающиеся авторы, такие как Павел Петрович Бажов, Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк…Владислав Крапивин… и многие   другие писатели и поэты, чья жизнь и творчество (пусть даже на определенный период времени) были связаны с нашим краем. Но для каждого из них именно Урал стал вдохновением для создания замечательных произведений (поэм, повестей, сказов, рассказов, сказок…).

В творчестве Павла Петровича Бажова особенно выделяются его сказы, вдохновленные местным колоритом и мифологией. Большинство этих сказов Бажова посвящено уральской природе, ее богатствам и, конечно же, людям. Знаменитые «Хозяйка Медной горы», «Малахитовая шкатулка», «Синюшкин колодец», – где писатель неповторимым, особенным языком рассказал о красоте Урала, о несметных богатствах его недр, о могучих, гордых, сильных духом мастеровых людях, чей труд был нелегким, но очень важным и значимым не только для Урала, но и всей страны.  Очень непросто понять события бажовских сказов, не имея представления о природе Урала, о его горах, срытых до основания, о расступающихся пещерах и скалах; почти невозможно вообразить географию «Ермаковых лебедей», не видя уральских рек…  Вот такой он – настоящий мастер слова, патриот, воспевающий свой край, – Павел Бажов!

Дмитрий   Наркисович Мамин – Сибиряк очень любил писать для детей. Он считал, что польза чтения для малышей и подростков является важнейшей ценностью, которая побуждает их к познанию «Мира» и самого себя в этом мире. Широкую известность приобрели произведения Дмитрия Наркисовича для детей: «Уральские сказы», “Аленушкины сказки,” «Приемыш», «Зарницы», «По Уралу», «В каменном колодце», «Вертел» и многие другие замечательные произведения.   А вот очень известной и любимой многими читателями сказке о животных «Серая шейка” (1893) в этом году Юбилей – исполняется 130 лет со дня первой публикации этого произведения.  Главная мысль этого текста заключается в том, что когда приходит беда, очень хорошо, что рядом всегда найдутся добрые люди, которые обязательно помогут… 

Среди известных детских писателей и литераторов нашего края, отдельно хотелось бы выделить Владислава Крапивина. Владислав Петрович – российский писатель, автор многих произведений для детей и подростков. Его творчество охватывает разные жанры, включая приключения, фантастику, историческую литературу и многое другое. Крапивин — это один из наиболее известных и уважаемых авторов детской литературы не только на Урале и в России, но и за ее пределами. Ну и, конечно, Владислав Крапивин особенно любим на Урале за его самобытную, активную гражданскую позицию, плодотворную воспитательную работу с юными читателями, умение находить общий язык с ребятами всех возрастов.  Его произведения отличаются яркими и многогранными персонажами, увлекательными сюжетами и глубокими философскими смыслами. Владислав Крапивин часто обращается к вопросам детской и юношеской дружбы, справедливости, моральных ценностей, из которых ребята могут вынести важные жизненные уроки. Он также активно использует яркие колоритные элементы фольклора и культурного наследия в своих произведениях. Крапивин не только рассказывает захватывающие истории, но старается подарить юным читателям новые способы «видеть и понимать мир». Такие замечательные произведения, как «Мальчик со шпагой», «Трое с площади Карронад», «Оруженосец Кашка», «Та сторона, где ветер», «Застава на ярком поле», «Самолет по имени Сережа», «Острова и капитаны», «Тень Каравеллы», «Журавленок и молнии», «Голубятня на желтой поляне» и еще многие другие, не менее значимые, погружают, нас, читателей, в «…хрупкий мир упрямых подростков», которые мечтают, набивают первые серьезные  шишки,  ходят под парусами, размышляют о будущем, учатся  дружить, помогать и приходить на помощь тем, кто в этом нуждается, не струсить перед лицом зла и верить в то, что невзгоды пройдут обязательно.

 Герои книг Крапивина часто вызывают размышления и обсуждения, что делает их особенно ценными для развития читательского мышления и креативности. Кроме того, Владислав Крапивин активно сотрудничал со многими известными художниками и иллюстраторами, что, несомненно, придает его произведениям дополнительную художественную ценность. В общем, Владислав Петрович Крапивин — это выдающийся автор, который продолжает вдохновлять, радовать детей и взрослых своим талантом и неповторимым юношеским мышлением и задором. Поэтому надо обязательно знакомить современное поколение детей с творчеством Владислава Крапивина!

Знание детской литературы своего родного края, сохранение его культурного наследия – очень важно для юных читателей. Ведь детская литература родного края часто содержит уникальные истории, легенды, обычаи, которые помогают сохранить и передать культурное наследие этого региона будущим поколениям. Через чтение книг, созданных в родном крае, дети способны лучше понять свою общность, единство и место в мире. Они могут узнать о важных исторических событиях, традициях и ценностях своего народа.  Посредством литературы дети способны лучше понять окружающую природу, географию, климат и экосистему, что может способствовать развитию более ответственного отношения к окружающей среде. Чтение литературы родного края также может способствовать поддержке местных авторов и стимулировать создание новых произведений, отражающих уникальные черты региона. Ну и, конечно, развитие Языка… Чтение книг на местном диалекте или языке способствует развитию языковых навыков и способности к общению на родном языке. Знание детской литературы своего родного края помогает детям и подросткам более глубоко вникнуть в свою культуру, укрепить свою индивидуальность и развить гордость за свой край, свою малую Родину…   Детские авторы часто вкладывают в свои произведения моральные уроки и ценности, которые соответствуют культурным, общественным нормам и общепринятым ценностям. 

В целом, все детские писатели стремятся оказывать своим воспитывающим творчеством положительное влияние на детей и подростков, помогая им лучше понимать и ценить свой родной край, свою Родину,  прививая с раннего детства любовь к чтению, и,  тем самым, помогая формировать в детских душах,  важные навыки и ценности, такие как патриотизм,  любовь к своей  Родине, ее богатствам.

«…А книги — это была целая жизнь. Надолго, навсегда… Потому что, когда ты с книгами, ты сразу с тысячами разных людей…»