Маклакова Ирина Владимировна
Учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10» ГО Нижняя Салда
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №159926
Всероссийский конкурс «История малой родины в истории великой России», в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»
Наименование конкурсной работы: Статья «СОХРАНЯЯ ЦЕННОСТИ. РОЛЬ УРАЛА В СОХРАНЕНИИ КУЛЬТУРЫ СТРАНЫ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №159926


«СОХРАНЯЯ ЦЕННОСТИ.  РОЛЬ УРАЛА В СОХРАНЕНИИ КУЛЬТУРЫ СТРАНЫ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ»

Боевые действия не затронули наш регион, однако Урал и его жители внесли значительный вклад в достижение победы. Документальный фильм “Урал кует победу”, выпущенный Куйбышевской студией кинохроники в 1943 году, посвящен военному вкладу уральцев. На Уральских заводах производилось оружие Победы: танки, пушки и снаряды. Только в Свердловске промышленное производство выросло в семь раз за годы войны.

Однако наш регион внес не только промышленный, но и значительный вклад в сохранение культурных ценностей страны в тот период. Многим моим сверстникам, к сожалению, мало известно об этом. Культура является основой любого общества, и, по моему мнению, неправильно отождествлять вклад Урала в победу только с промышленным аспектом. “Опорный край державы” – это не только (и даже не столько) военная техника, но и сохраненные культурные ценности. Свердловск имел стратегическое значение как оборонный город всесоюзного значения. С конца лета и начала осени 1941 года он стал своеобразным “ковчегом” для эвакуированных деятелей культуры и искусства. Многие литераторы, журналисты и писатели ушли на фронт, чтобы сражаться и рассказывать о подвигах бойцов и командиров. Однако те, кто по возрасту или состоянию здоровья не мог принять участие в боевых действиях, в том числе и женщины-писатели, были направлены в эвакуацию на Урал.

Музеи, эвакуированные на Урал.

Свердловск стал убежищем для Херсонского археологического музея, который был эвакуирован из Севастополя в первые дни войны, 25 июня 1941 года. Пермь приняла 18 430 экспонатов Государственной Третьяковской галереи. Сарапул получил произведения из музейных пригородов Ленинграда и из Курска, а в Кургане были размещены коллекции Тульского областного музея. Экспонаты Русского музея также были отправлены в Пермь. Полтавский музей имени В.Г. Короленко нашел убежище в Свердловске и установил тесные связи с домом -музеем Мамина Сибиряка. Сотрудники этих музеев вели преподавательскую работу в Свердловске, в том числе в эвакуированных на Урал Московском государственном университете и других учебных заведениях региона. В доме Мамина – Сибиряка в это время проживал известный литературовед и профессор МГУ Н.К. Гудзий.

Театр в эвакуации.

В период войны театр приобрел огромное значение для страны, становясь не только источником развлечения, но и средством воспитания масс. На сцене театры воплощали героическую тему защиты Отечества, демонстрируя непоколебимый характер народа, его веру в победу и готовность к подвигу. В годы войны на Урал были эвакуированы такие известные театры, как МХАТ, Малый театр, Ленинградский театр оперы и балета, Ленинградский театр юного зрителя и другие. Популярность театров в те годы подтверждается внушительной статистикой: с 1941 по 1945 год театры Большого Урала поставили 3,7 тысячи пьес (в том числе 1,8 тысячи новых), провели 65,6 тысячи представлений, которые посетили 28,5 миллионов зрителей. Театральные коллективы и филармонии Урала активно участвовали в шефской работе: артисты давали концерты на передовой и перед ранеными в госпиталях. Эти артистические бригады провели на фронте около 11 тысяч концертов. Многие художники, артисты и музыканты отправились на фронт, проявляя свое патриотическое духом и вкладывая свой талант в поддержку духа бойцов. Однако не все из них вернулись с поля боя, оставив свой вклад в историю страны и театрального искусства.

Свердловская киностудия.

Советский кинематограф в годы Великой Отечественной Войны приобрел особую значимость, став важным средством патриотического воспитания и пропаганды. Художественные фильмы того времени обращались к темам патриотизма, героизма, ненависти к фашизму, мужества женщин и детей, а также партизанской борьбы. К концу войны жанры кинематографа стали более разнообразными, включая агитационные новеллы, комедии, исторические трагедии и экранизации произведений классической литературы.

В 1943 году было принято правительственное решение об учреждении киностудии в Свердловске, которая объединила Московскую, Ленинградскую и Одесскую киностудии, частично эвакуированные на Урал. В 1944 году Свердловская киностудия представила свой первый художественный фильм под названием “Сильва”, режиссером которого был опытный советский кинорежиссер Александр Ивановский. Этот фильм стал первой полнометражной игровой картиной, созданной на Свердловской киностудии, и первой экранизацией оперетты Имре Кальмана. Премьера состоялась в Свердловске в ноябре 1944 года, а затем в феврале 1945 года в Москве.

Следом за “Сильвой” вышли еще несколько фильмов, таких как “Алмаз” (режиссер-постановщик И. Правов), “Освобожденная земля” (режиссер-постановщик А. Медведкин), “Страницы жизни” (режиссер-постановщик А. Мачерет). Кроме того, на Урале прошли десятки кинофестивалей, включая кинофестиваль “Фашизм – злейший враг человечества” в Челябинске в 1943 году. Этот фестиваль включал в себя показ антифашистских фильмов, беседы, встречи с участниками фронта и тыла, а также организацию фотовыставок и выставок агитплакатов.

Урал, как точка сборки культуры Страны.

«Вождь» Свердловской писательской организации П.П. Бажов приложил все усилия, чтобы обеспечить условия пребывания приехавших писателей в Свердловске. Несмотря на сложности, связанные с перенаселенностью города эвакуированными, Бажов сумел доказать важность литературной деятельности в военные годы.

Эвакуация на Урал не только спасла выдающихся литераторов, которые внесли свой вклад в дело Победы, рассказывая о трудовом подвиге уральцев. Она также стимулировала развитие культурной жизни города. Урал активно участвовал в победе в Великой Отечественной войне, укрепляя промышленный и культурный потенциал страны. Важным элементом военной эпохи было воздействие культуры на общество. Культурные ценности, литература и искусство играли роль духовного оружия, без которого победа была бы труднодостижимой. Деятели образования, литературы и искусства способствовали патриотическому воспитанию масс, поднимали готовность людей к самопожертвованию на фронте и в тылу. 

Эвакуация “золотого фонда” культуры на Урал стала мощным импульсом для творческой работы местной художественной и педагогической элиты. Эти события также стимулировали развитие искусства, музыки и театра в регионе. Множество художников, композиторов и литераторов придали нашей области новый культурный импульс, способствуя ее вкладу в общую победу.,,,

Статья «СОХРАНЯЯ ЦЕННОСТИ. РОЛЬ УРАЛА В СОХРАНЕНИИ КУЛЬТУРЫ СТРАНЫ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ»