Кутлакаева Кристина Александровна
учитель-логопед
Д.с. №3 «Колокольчик»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №159939
Всероссийский конкурс «Лучшая методическая разработка конспекта урока, при реализации современных образовательных стандартов»
Наименование конкурсной работы: Методическая разработка НОД
Итоговая оценка: 1 место,  88 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №159939


Открытая организованная деятельность по активизации речевого развития (на прогулке)

учителя-логопеда

«Сюрпризы природы»

Ход НОД.

Вступление:

На площадке собраны воспитанники всех групп.

Ведущая: Доброе утро ребята! Какой чудесный летний день сегодня! А вы любите лето? (ответы детей) Мы живем в горной местности и погода здесь особенная. Какие природные явления мы наблюдаем летом, почти каждый день? (ответы детей)  Я вам сейчас подскажу!-вот, отгадайте-ка мои загадки.

Загадки:

Хоть без ножек и без рук
По небу гуляет круг.
Он гуляет только днем.
Ночью круг мы не найдем (солнце)

 

Красно-желтенький кружок,

Теплый, яркий наш дружок.
Догадались, что за круг
Освещает все вокруг? (солнце)

 

Ведущая: Выносим огромное солнышко. Правильно, ребята, это солнышко! Оно светит летом каждый день. нам становится тепло и весело. Повеселимся вместе с солнцем?! (ответы детей)  

Тактильная игра «Солнышко»

Ведущая: Инструкция: давайте встанем в большой круг и повернемся друг за другом, как огромный солнечный паровозик. А теперь, найдите спинку соседа, положите свои руки на плечи того, кто впереди. Слушайте меня и повторяйте движения:

Нарисуем солнце!                                  (поглаживающие движения по тексту)

Нарисуем речку…                                             

Ну а в серединке,

Покажем мы сердечко!

Солнце утром рано встало!

Всех детишек приласкало.

Гладит спинку,

Гладит шейку,

Гладит ручки…

Ну а мы ладошкой – хлоп!-

Загорают дети Вот!

 

Ведущая: Отлично поиграли с солнышком! А теперь, давайте угадаем, с чем мы будем играть сейчас?

 

Загадки:

Шумит он в поле и в саду,                         (повторяют движения)
А в дом не попадёт.
И никуда я не пойду,
Пока он не пройдет (дождь)

 

Слезки капают из тучи –
Плачет мокрый, невезучий.
Лета теплого художник —
Хлюпает по лужам…(дождик)

 

Ведущая: достаю зонтик Когда идет дождик, что происходит с зонтиком? (ответы детей) Правильно! Когда идет дождик, какими становятся дорожки? (ответы детей) Правильно! 

Экспериментирование- рисование водой «Капельки»

Ведущая: Инструкция: А давайте повеселимся и нарисуем на асфальте много-много капелек (демонстрирую рисование по трафарету). Возле какой группы будет капелек больше, та группа и подружится с дождиком сильнее всех! Под музыку про дождик раздаём брызгалки (пульверизаторы). Игра длится 1 песню.

Ведущая: молодцы ребята! Как много капелек! Думаю, дождик доволен и подружится со всеми ребятами (группами). Проверим? Открываю зонтик, а из него высыпаются сердечки на детей.

Ведущая: Здорово! Какие интересные и веселые природные явления, оказывается! Я хочу еще!  А вы хотите? (ответы детей) Тогда, слушайте внимательно и отгадайте поскорее следующую загадку!

 

Загадки:

Вместо беленьких снежинок,
Вместо капелек-дождинок
С неба камушки летят,
По земле они стучат.
Что за ледяной парад?
Это дождь из льдинок – …(град)

 

Сыплет ледяной горох
И непонятно в чем подвох?
Устроил всем переполох.

Удивил он наших крох (град)

 

Ведущая: Ребята, а вы видели когда-нибудь град? Достаю из сумки-холодильника лед. Интересно, каким бывает лед? (ответы детей). А давайте повеселимся и немного охладимся! Воспитатели раздают кубики льда.

 

Игра на развитие соматогнозиса и пространственных представлений «Фокус»

 

Ведущая: Игра называется «Фокус», а почему, вы узнаете в конце! Будьте внимательны, чтобы наш фокус получился! Инструкция: в руках кусочек льда

Выполняем движения под аудио запись стихотворения.

 

           Фокус

 

За рукой и под рукой,

Из-под кисти-на покой, 

Над рукою он кружит,

От нее теперь бежит.

 

Между пальцев подержу

И в ладошку положу

Из руки его достану, 

Слева, справа прятать стану.

 

Подержу вверху внизу,

Мимо носа пронесу.

Лед с одной рукой играет,

И к другой перетекает.

Льдинку к носу приложу

И напротив подержу.

Выше глаз и глаз пониже,

Дальше от меня и ближе.

 

Лёдик весело катался

И со мной не попрощался!

 

Ведущая: Друзья, со мной лед не попрощался, а с вам? (ответы детей).  И куда же он делся? (ответы детей). Теперь вы поняли, в чем фокус? (ответы детей).

 

Ведущая: Ну чтож, странно, вроде бы лето, а у нас мокрые ладошки, дорожки вокруг тоже мокрые. Как бы нам все это просушить? Угадаете? (ответы детей).

 

Загадки:

Невидимка озорной:
Всё играет он с травой,
Листья в воздухе кружит
И куда-то все спешит (ветер)

 

Без рук, без ног,
А окна открывает (ветер)

 

Ведущая: Сейчас нам на помощь придёт легкий ветерок. Дети перемещаются на покрывала и изготавливают дыхательный тренажер «Вертушка»

 

 Ведущая: ребята, покажите какие вертушки у вас получились? Как здорово они кружатся с помощью ветерка. Вы можете их забрать с собой, вдруг будет жарко или понадобится просушить что-нибудь.

 

Итог НОД:

Ведущая: Вот такой летний денек мы себе устроили! Кто к нам приходил? (ответы детей) – солнышко! С кем мы подружились?- с дождиком! А кто научил нас фокусу? – лед! Кто же помог нам всё высушить? – ветерок!

Ведущая: «А какая завтра погода?»- спросите у меня

Дети: «А какая завтра погода?»

Ведущая: Нам ответит природа!!!!

                 До свидания, ребята!

Самоанализ

логопедического занятия на прогулке

«Сюрпризы природы»

Целью сегодняшнего занятия стала активизация сенсорной системы и знакомство с природными явлениями в летний период.

Задачи:

  1. Образовательные: познакомиться с природными явлениями, узнать их основные характеристики, пополнить лексический запас, закрепить знания опытным путем.
  2. Развивающие: развивать сенсорную систему, мелкую и крупную моторику с помощью тактильных и речедвигательных игр. Формировать пространственные представления, речевое дыхание. Развивать восприятие и ощущение собственного тела с помощью самомассажа и контрастотермии.
  3. Воспитательные: воспитывать командное взаимодействие, вызывать интерес к природным явлениям и их особенностям, пробовать видеть необычное в обыденном.

Используемые материалы: солнце из поролона, трафареты для рисования на асфальте, пульверизаторы с водой, зонты (по количеству групп), оберточная бумага в форме сердец (наполнитель для зонтов), сумка-холодильник, кубики льда по количеству детей, макеты для дыхательного тренажера, коктейльные трубочки, ножницы, клей, коврики, колонка для музыкального сопровождения.

В летний период весьма актуальна образовательная деятельность на свежем воздухе, ведь дети большую часть времени проводят на прогулке, а помешать им могут только изменения погоды, природные явления – тема, которой я посвятила это мероприятие. 

А какие же сюрпризы готовит нам природа каждый день, отвечали дети, отгадывая загадки. Первое, с чем мы взаимодействовали – это солнце – самый яркий объект лета. Через массажную игру под слова из стихотворения, ребята, расслабили мышцы, почувствовали друг друга тактильно, ощутили тепло рук друг друга, ну и конечно получили массу приятных ощущений и заряд положительных эмоций.

Ответом на следующую загадку, был дождь, который олицетворил зонт. Здесь ребята экспериментировали с водой, пробовали рисовать на асфальте в нетрадиционной технике, используя трафареты и параллельно, развивали кистевой и пальцевый праксис, выполняя нажим на пульверизатор. Также, мною был поставлен акцент на командное взаимодействие. Здесь включили небольшой соревновательный момент между группами. А эмоциональное удовлетворение ребята получили от финала этого этапа, когда, открыв зонтики, на них высыпалась масса сердечек, так метафорично прозвучало одобрение и благодарность от дождика.

Природное явление – град, представила в виде льда, ведь его можно потрогать, всячески по взаимодействовать с ним. Мне приглянулось стихотворение «Фокусник» на развитие пространственных представлений и соматогнозиса, оно из пособия О.И. Крупенчук «Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова». Я записала его аудио, чтоб ничто не отвлекало непосредственно во время игры, получилось очень удобно. Я учла, что лед – это прекрасный материал для усиления чувствительности и активизации сенсорных ощущений. Контрастотермия оказалась как раз кстати, ребята разбудили свои кожные рецепторы лица и рук. Также здесь имел место эксперимент, ведь в финале игры, льда в руках уже не оказывалось, что доказывало таинственное название деятельности «Фокус». Это также эмоционально активизировало детей, и подготовило к логически верному следующему этапу.

Дальше мы играли с ветерком, для чего переместились для подгрупповой работы на коврики, постеленные на лужайке. Здесь деятельность проходила в соответствии с возрастным развитием, подготовительные группы выполнили поделку самостоятельно, вырезали круги, надсекли и загнули края. Старшие и средние группы активно взаимодействовали с воспитателями, которые помогли проконтролировать правильность выполнения. А ясли и вторая младшая группа просто выбрали понравившуюся картинку на вертушке и приступали к дыхательной гимнастике, направляя воздух в трубочку. Вся эта деятельность также была направленна на развитие речи, а точнее ее базовых, подготовительных этапов, таких как мелкая моторика и дыхательная гимнастика.

Все мероприятие сопровождалось песенками про лето, что повлияло на общий эмоциональный фон и хорошее настроение детей.

Итогом НОД стали прекрасные поделки – вертушки, с которыми ребята довольные и счастливые отправились на дальнейшую прогулку. В свою очередь, я свои и цели и задачи выполнила и считаю, проведенное мероприятие реализованным на сто процентов.

 

Разработала и провела 

учитель-логопед Кутлакаева К.А.

Открытая организованная деятельность по активизации речевого развития (на прогулке) учителя-логопеда «Сюрпризы природы»