Кутлакаева Кристина Александровна
учитель-логопед
Д.с. №3 «Колокольчик»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №159941
Всероссийский конкурс «Растим патриотов», в рамках реализации нравственно-патриотического компонента воспитания дошкольников в соответствии с ФОП ДО
Наименование конкурсной работы: Конспект логопедического занятия «Курс молодого бойца»
Итоговая оценка: 1 место,  89 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №159941


Конспект логопедического занятия

НОД патриотической направлености

«Курс молодого бойца»

Ход НОД.

Детям сообщаем, что сегодня  у них появилась возможность пройти курс молодого бойца и увидеть все секреты военных.

Дети заходят в кабинет и попадают на тактическую площадку, где их ждут задания.

Перед ними-орто-коврики, просим  присесть на корточки

Звук 1 (пролетающего самолета)

  1. Ситуативно-подвижная игра «Самолет»

Пролетает самолет                                   (Дети смотрят вверх)

Управляет им пилот                                (Жест «Указка»)

Соберемся с ним в полет?

– Вот!                                                       (Жест «Класс»- ответы детей)

Это правое крыло…                             (Руки в стороны, изображаем летящий самолет)

Наклоняем мы его.

А вот –левое крыло…

Покачнемся на него!

Я пропеллер завожу 

И внимательно гляжу.                           (Круговые движения рук-перед собой)

Поднимаюсь вверх, лечу,                      (Поднимаются на полупальцы)

Возвращаться не хочу!                          (Дети ловят самолет с письмом)

К детям запускается самолетик-письмо: молодые бойцы, вам предстоит нелегкий путь, пройдя который, вы узнаете, что помогает Российской армии не сдаваться, а идти вперед – до конца…

  1. -Ребята, поступила наводка на противника, есть координаты обстрела. Нам нужно произвести атаку и заполучить развед-данные. Для этого, мы станем настоящими артиллеристами, будем запускать эти гранаты прямо в цель, но только по моей команде (дети бросают мячи-су-джок в корзины – или по выстроенным модулям):

1 этап: бросайте дружно, если услышите среди прочих согласных звуков, звук «Р»:  П-К-Р; М-З-Р; Л-Р-Ф (дети сбивают башни из кубиков)

2 этап: теперь, стрелять будем только по команде 333! Готовы? Слушаем внимательно: 332, 334, 335, 333, 331, 336, 333 (дети целятся по бумажным самолетам, закрепленным на нитках)

3 этап: а теперь, договаривайте мою команду и бейте прямо в цель. Артиллерия, к бою!: 33- триии, и последний удар, готовы? 33-трииии! (дети отрабатывают удары по танкам противника-на нижней точке-на полу)

Под развалинами дети находят конверт 1- карточки-развед-данные- берут их с собой

  • – Друзья, вы справились с первой боевой задачей! Скорее проходите в тир! Здесь нам нужно потренироваться попадать прямо в цель – из высокоточного стрелкового оружия. Вот мишени, вот пули, вам нужно расположить пулю на кончик языка и силой своего выдоха попасть прямо в цель. Наша задача набрать всем вместе максимальное количество баллов. Готовы? Пли! (упражнение на развитие резкого выдоха, характерного для звука «Р»)

Звук3 окончание боя.

– Ну чтож, вы набрали максимальный балл и теперь у вас есть доступ к дополнительным развед-данным (дети берут с собой конверт2)

  • – Друзья, сейчас нам предстоит нелегкая задача. Нам нужен один ловкий и смелый солдат, который умеет хранить секреты, но непросто секреты, настоящую военную тайну. Кто готов стать разведчиком? (выбираем участника)

Ребенок ложится на кровать и слушает: «Сейчас ты узнаешь тайну звука выстрела… ты когда-нибудь слышал, как стреляет противник? 

1). Постановка «Р» от звука «Т» (получается т-т-тр-тр-тр)

Следующая тайна:

2). Постановка «Р» от звука «Д» (получается д-д-д-др-др-др)

Последняя военная тайна: 

3). Постановка звука «Р» от «Др…» (добавляем окончание «-уг»ДРУГ, «-ова», ДРОВА  « -он» и произносим ДРОН) На ухо повторяю это слово, а ребенок громко называет его.

Теперь, благодаря смелости русского солдата, вы выяснили, в чем сила врага? В чем? В Дроне!…Но русские не сдаются! – и мы это точно знаем.

  1. – Наши бойцы – вы, накопили разведывательные данные, которые нам предстоит расшифровать, да так, чтоб до Дронов противника не смогла дойти секретная информация! Вы готовы стать настоящими связистами? Как известно, шифр-это всегда загадка…(садимся за общий стол, делимся по парам и распределяем карточки из конвертов)

Дети получают фонарики. Нужно включит подсветку и рассмотреть изображение, затем отсортировать предметы, которые относятся к военной теме и, которые, никак к ней не относятся. 

  1. …Один из пары зачитывает слово – название предмета и находит выделенную букву.

(Карточки: патрон, боец, корабль, герой, армия, орден) А другой – переносит букву шифр буквы на воду – пишет букву на ложке и опускает на поверхность воды.

…-Бойцы, мы у цели! Перед вами буквы, из которых нужно составить слово – именно оно и даст нам ответ, что же всегда помогает Российской армии (звуко-буквенный анализ, составление слова ПОБЕДА (1. Сколько букв вы видете?на какое слово похоже? Сколько слогов в слове победа? Какой слог ударный? Какой звук мы слышим первым? Вторым? Последним?) Давайте тихо произнесем это слово. А теперь, громко!-ПОБЕДА!

Итог занятия.

…Конечно же это наша ПОБЕДА! Ведь любой бой заканчивается  победой и российский солдат, когда идет на боевую задачу,  четко знает, что МЫ ПОБЕДИМ! Я вас поздравляю, вы успешно прошли курс молодого бойца. Путь пройден, теперь вас ждет заслуженная награда.(награждение детей значком)

 

Самоанализ НОД «Курс молодого бойца»

Целью сегодняшнего занятия стало закрепление у детей общих речевых умений и способностей -через логопедические игры, в рамках лексической темы «Наша Армия».

Поставленные задачи мы решали поэтапно, на протяжении всего занятия.

(Задачи:

  1. Образовательные: познакомиться с военными профессиями, пополнить лексический запас по теме, закрепить навык правильного произношения звука «Р».
  2. Развивающие: развивать мелкую и крупную моторику, фонематический слух, речевое дыхание, артикуляционный уклад, звуко-буквенный анализ и синтез, связную речь, продолжать учиться определять позицию звуков в словах.
  3. Воспитательные: воспитывать патриотизм, интерес к военным профессиям, уважительное отношение к защитникам страны.)

Исп. материалы: бумажный самолет, мячики су-Джоук, модули-корзины, мишени, ватные шарики-пули, конверты с карточками, дрон-квадрокоптер, «волшебные фломастеры», посуда с водой, наградные значки.

Итак, мы провели логопедическое занятие в рамках лексической темы «Наша Армия». Целью стало  закрепление у детей общих речевых умений и способностей – через логопедические игры,

С помощью ситуативно-подвижной игры «Самолет» мы вошли в атмосферу занятия и получили понимание конечной цели мероприятия. Параллельно с этим, отработали понятие право-лево, уделили внимание двигательному праксису, а именно крупной моторике.

Следующим этапом была активная игра под кодовым названием «333», она несла в себе сразу несколько задач, а именно: развитие тактильных ощущений с помощью мячиков Су-ДЖОК, развитие крупной моторики через двигательную активность ребят, развитие фонематического восприятия –  а это одна из наших главных звуко-речевых задач.

Веселая стрельба в тире была следующим этапом занятия – очень важным для реализации логопедических целей. Здесь мы уделили внимание речевому дыханию, а именно, формированию и отработке воздушной струи, необходимой для постановки нужного нам звука – «Р». Плавно подготовились к постановке звука и перешли к следующей игровой ситуации.

Здесь была демонстрация того, как происходит непосредственно постановка звуков. Мы завели «артикуляционный моторчик» с помощью правильного артикуляционного уклада, где язык упирается в верхние зубы, а затем, силой воздушной струи нужный звук выходит вперед.

Итоговое задание было направленно на закрепление навыка звуко-буквенного анализа и синтеза. Оно было комплексным, включало в себя элемент сортировки- нужный для развития мышления. Также, здесь вы могли отследить умения детей сопоставить увиденную картинку с ее названием –  мы подключили зрительный анализатор.  Еще вы увидели отработку навыка прочтения; выделения нужной буквы среди ряда прочих; произнесение соответствующего написанной букве – ЗВУКА. Мы определили первый и последний звук в слове, выделили ударный гласный, последовательно расположили буквенные символы в слово, а также сумели посчитать количество слогов в этом слове.  Не забыли и про просодическую сторону речи.

Также, хотелось бы отметить отработку лексики, которая невидимой нитью тянулась на протяжении всего занятия. Ребята закрепили знания о военных профессиях. Нам удалось пополнили не только активный словарь ребят, но и активизировать пассивный, такими словами, как тир, дрон, три… – эти же короткие слова послужили помощниками для автоматизации звука «Р». 

В проведении занятия я использовала распространенные предложения, наполненные глаголами и прилагательными, что придало связной речи эмоциональности и привлекло ребят к проявлению активности на протяжении всего пути

А сюрпризный момент – значок о прохождении КурсаМолодогоБойца (с пометкой «зачет») – стал достойной наградой для ребят.

Итак, нам удалось последовательно справиться со всеми задачами, не отступая от структуры логопедического занятия и достичь поставленной цели.

 

Конспект логопедического занятия «Курс молодого бойца»