Кутлакаева Кристина Александровна
учитель-логопед
Д.с. №3 «Колокольчик»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №159944
Всероссийский конкурс «Лучшая методическая разработка конспекта урока, при реализации современных образовательных стандартов»
Наименование конкурсной работы: Конспект открытого логопедического занятия по математике для детей среднего дошкольного возраста «Путешествие с Колобком»
Итоговая оценка: 1 место,  87 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №159944


Конспект открытого логопедического занятия по математике

для детей среднего дошкольного возраста

 «Путешествие с Колобком по волшебному лесу»

 

Заходят в зал дети (с младшим воспитателем)  и видят в окошко, как бабушка дочитывает колобку сказку-легенду о временах года.

Любуется колобком, поглаживает его и приговаривает:

 -Колобочек мой хороший, и румяный и веселый…Вот бы нам с тобой отправиться в путешествие по свету (мечтает)

Дети стучатся в окошко (ширма с окном перед занавесом)

Голос Колобка (Настя)

Кажется к нам гости

Бабушка

Ой…а кто это к нам пожаловал? Милости просим

Дети и младший воспитатель (Аида)

Здравствуйте! Мы ребята из детского сада «Колокольчик»!

Бабушка

Здравствуйте! Меня зовут Клавдия Акимовна, а это мой Колобок! А как вы здесь оказались?

Младший воспитатель

Погода на улице замечательная, вот мы и решили погулять. А вы хотите отправиться в путешествие? (Обращается к бабушке и Колобку)

Бабушка

Да…

Младший воспитатель

А можно мы с вами!?Наши ребята очень любят весело проводить время! Правда, ребята?

Ответы детей

Бабушка

Это хорошо! Я знаю один волшебный лес, где происходят чудеса и встречаются времена года – все вместе!

Дети и младший воспитатель

Как интересно…

Бабушка рассматривает детей

Младший воспитатель

Что случилось, Клавдия Акимовна?

Бабушка

Да вот смотрю я на вас и думаю…маловаты вы для путешествия в этот волшебный лес…

Младший воспитатель

Дк какие ж они маленькие…самые умные, смелые и храбрые…

Бабушка

Ну ежели вы такие, скажите, чем вы нам сможете быть полезны (помочь) в дороге, если что приключится? Вот мы с Колобком умеем песни петь, чтобы в дороге веселее было. А вы что умеете делать? (передает волшебную палочку)

Игра «Чем поможешь в путешествии»

Дети  с героями попадают на дорожку к зиме: (музыка зимы, скрип снега, елочки и снежинки, мягкие белые шарики и следы зайца с цифрами (2 набора 1-5) по обе стороны от дорожки)

Голос Колобка

 Ой! Как же красиво вокруг! А что это за время года, как вы думаете?

Ответы детей

Бабушка

 Смотрите, чьи-то следы! Ничего не понимаю…Все следы на дорожке перепутались… 

Ответы детей

Бабушка

Почему-то они совсем запутанны. Может попробуем вместе их распутать и это поможет нам выяснить кому же они принадлежат?

Дети раскладывают карточки-следы по порядку  в два ряда по обе стороны дорожки.

Голос колобка

 Давайте же скорее проверим, к кому же они нас приведут и в какое время года мы попадем! Идемте же!

Бабушка

Что-то я замерзла! На морозе-то холодно, погреться бы не мешало! Может быть поиграем все вместе, так идти будет веселее!!! Кто знает веселую игру снежинки?

Ребенок (Алиса)

Я знаю!

Бабушка

Ну тогда выходи вперед и покажи ее нам с ребятами!

Вперед выходит ребенок и проводит Рече подвижную игру. 

Ребенок

Закружились, завертелись (покружиться на месте)  

Белые снежинки.

Вверх взлетели белой стаей (поднять руки)

Легкие пушинки, (покружиться на носках)

Чуть затихла злая вьюга – (опустить руки, встать прямо)

Улеглись повсюду, (присесть, руки к полу)

Заблистали, словно жемчуг, (встать, руки вперёд)

Все дивятся чуду, (развести руки в стороны)

Заискрились, засверкали (руками выполнить движение «ножницы»)

Белые дорожки

Заспешили в зимний лес(шаги на месте)

Дети и старушка.

 Дети, все вместе проходят по дорожке к ширме. Появляется герой-заяц (кукольный театр)…

Бабушка

Ой!, что это за избушка!?

Колобок

И кто здесь живет?! Вам интересно узнать, ребята?

Ответы детей

Бабушка

Сейчас все узнаем…(Стучится)…Выскакивает заяц.

Заяц (Инга)

Здравствуйте ребята! Милости прошу! 

Дети, Бабушка и Колобок

 Здравствуй, зайка!

Заяц

 А зачем вы пожаловали?

Бабушка и Дети

Мы с колобком и ребятами пришли в волшебный лес, чтобы увидеть все времена года. Как же тут красиво!!! 

Заяц

Да, зимний лес полон сказок и чудес…А я вот больше люблю гулять по лесу весной!

Колобок

Зайка, помоги нам в весенний лес пройти…нам очень хочется там побывать!

Заяц

Это же здорово! Конечно помогу! Я ведь знаю тайный волшебный код, который поможет вам пройти дальше.  Я же его на песке написал! ……Ой мой код засыпало снегом! Ребята, вы бы не смогли мне тоже помочь? …

Бабушка и дети

Мы в беде друзей не бросаем, рассказывай, что нужно сделать?

Заяц

Рассаживайтесь поудобнее (белое полотно). Перед вами коробочки с песком, цифрой и бусинами. Чтобы разгадать волшебный код, каждому из вас нужно написать цифру на песке и украсить ее бусинками, чтобы ветер больше не смог нам помешать.  

Колобок

 Я уверен, что мы быстро разгадаем тайный код.

Заяц

Тогда приступайте…

Музыка волшебная зимняя…

Бабушка

 Ой! Как интересно! Ясмина, у тебя какая цифра? А у тебя, Анзори? Давайте же поскорее их нарисуем? Тимоша, у тебя получается? А как красиво получилось у Вики! Какие же вы молодцы! Отлично справились с заданием. Теперь мы легко сможем подобрать код!

Заяц

Замечательно справились! А чтобы подобрать код, нам нужно расставить карточки в правильном порядке. Я буду показывать цифру, а тот у кого она окажется, будет ее называть и вставлять в нужное окошко. Хорошо?

Ответы детей

Итак, начнем…У кого цифра 5, подходите скорее!

Дети вкладывают цифры в кармашки 

Заяц 

А теперь…какая цифра? (показывает 4)

Дети

 Отвечают 4 и вкладывают карточки с номером 4. И т.д.

Заяц

 Ну а теперь, давайте же прочитаем этот код и проверим, все ли мы верно заполнили!

Бабушка

Давайте же вместе назовем код! 5-4-3-2-1-0 –Ура !

Звук затвора. 

Голос колобка

Все получилось, мы справились! Как здорово! Теперь мы можем отправиться в весенний лес!

Дети

 Да!

Бабушка

Ребята, а что нужно сказать зайке, ведь он показал нам дорогу… так помог…

Ответы детей

Заяц

 Да незачто! До свидания, ребята!

Дети

 До свидания!

Бабушка

Дети с героями попадают на весеннюю дорожку (травка(пластиковая), цветочки-одуванчики, солнышко+звуки весны): 

Бабушка

Глубоко вдыхает. Какой же свежий воздух в лесу весной. Присаживайтесь, отдохнем (искусственный коврик).

Усиливаются звуки весны, пение птиц.

Бабушка

 Прислушайтесь, как чудесно поют птицы. Сядьте поудобнее и закройте глаза…Представьте себя на весеннем лугу… Слышите, – бегут ручьи… тихо тают сосульки…Шелестит молодая трава…Делаем глубокий вдох…выдох…почувствуйте аромат весны…Насладитесь им… Весной природа пробуждается от зимнего сна, и мы с вами сейчас откроем глаза, Дети открывают глаза. Весной появляются первые весенние цветочки, они тянутся к солнышку. И мы с вами медленно поднимаемся и поднимаем руки вверх, потягиваемся.

Бабушка

 Ну что, отдохнули?

Ответы детей

Музыка. Голос волка.

Голос Колобка

 Ой!!!Ребята, кто это???

Ответ детей

Выходит волк

Волк (оглядывается вокруг)(Женя)

Эх! Заскучал я здесь один в лесу! О! здравствуйте, ребята! (Неожиданно находит детей)

Ответ детей

Волк

Рад вас видеть! Зачем в лес волшебный пожаловали?

Бабушка и дети

Мы путешествуем по волшебному лесу! Вот теперь оказались на весенней лужайке.

Колобок

Нам бы хотелось и к лету успеть, ягод вкусных насобирать, подскажи, куда идти дальше?!

Волк

С удовольствием подскажу, только если вы мне поможете!

Бабушка и дети

Конечно поможем!

Волк 

У меня сегодня день рождения! Придут лесные звери-друзья мои, а тут такой беспорядок. Вчера дул сильный ветер и все разбросал! Давайте наведем здесь порядок и разложим все по местам! В домик розового цвета, предлагаю принести предметы треугольной формы…А в этот – какого уж он цвета, забыл! (Оранжевый)- предметы, которые похожи на квадрат. В домик фиолетового цвета, принесите…(чешет затылок)…подскажите, какой формы предметы нужно разместить здесь (ответ детей)…Правильно, круглые. Ну а в этот домик, какие предметы вы принесете? (показывает на домик и ждет, пока дети назовут цвет) – Все верно – прямоугольные.

Колобок

Ну что, ребята, наведем порядок в лесу?

Ответы детей

Бабушка

Будьте внимательны, на пути вас ждут препятствия, которые нужно обойти!

Музыка. Игра «Чей домик»

(Елка, пирамидка, морковь, кубик-Рубика, телевизор, часы, мяч, арбуз, колесо, аквариум, книга, подарок (в прямоугольной коробке))  

Волк

Ну вот и порядок! Весело с вами играть! Спасибо, ребята!

Бабушка

 Всегда рады помочь! Но нам пора идти дальше!

Волк

Вам направо, следуйте по длинной стрелочке! Счастливого пути!

Бабушка и дети

До свидания, волк!!!!

Дети с героями проходят к летней дорожке (речка с разноцветными камешками, по которым мы идем, по бокам берег с летними цветами, звук реки и смеха детей)

Голос Колобка

Ох! Как же жарко…Устал немного, отдохнуть хочу

Бабушка

Сейчас у реки и отдохнем! Что же это за время года такое? Василиса, дай нам подсказку!

Бабушка

Ребенок Василиса

Ну хорошо:

Зеленеет все, цветет,

Зреет сочный, сладкий плод.

Солнце льет потоки света,

Это время года…(Лето)

Ответы детей

Бабушка 

Так вот почему тебе стало жарко, колобок…

Дети

 Лето вокруг. Летом жарко.

Бабушка

Мы любим лето, потому что нужно надевать меньше одежды, а вы, что носите летом? 

Ответы детей

Бабушка

 Мы с колобком любим летом купаться в реке, а вы?

Ответы детей

 И мы…еще на море…в озере…

Бабушка

А во что любите играть летом?

Бабушка

 Ой, что-то мы совсем заболтались и даже не заметили, как пришли к берлоге! Посмотрите скорее! Как вы думаете? Кто здесь живет?

Ответы детей

Бабушка

(стучит) берлога пустая…

Голос колобка

Медведь живет в берлоге только зимой, а сейчас ведь лето!

Бабушка 

Посмотрите, что я нашла! Находят записку (на экране)

Записка: «Ушел до зимы»

Голос колобка

Как ушел…куда ушел??? А кто же нам теперь поможет дальше пройти? Бабушка

Погодите, не расстраивайтесь раньше времени, здесь есть еще одна записка (на экране) 

Записка: «Как меня найти» – Пройдите к столу…

Бабушка

Давайте же пройдем (сажает детей по кругу) 

Бабушка продолжает читать записку

 Перед каждым из вас изображены линии, по которым вы и сможете ко мне добраться.  С помощью счетных палочек, постройте дорожку, а затем,  свяжитесь со мной! 

Бабушка

 Ну что, приступим? 

Бабушка помогает детям (палочка наверх, теперь направо, налево…проговариваем.) 

Бабушка 

Ну что справились? У всех дорожки готовы?

Ответы детей

Бабушка

Молодцы! Ну тогда давайте пальчиками пройдемся по своим дорожкам. Все на старт…идем!!!!

Дети двигаются к центу и нажимают на звонок. Раздается звук Skyp. 

На экране медведь.

Медведь

Здравствуйте ребята!  Вы нашли меня!!! А я здесь гуляю по лесу, шишки собираю и малину…

Бабушка и Колобок

Мишка, мы путешествуем по вашему волшебному лесу и нам бы очень хотелось успеть еще по осеннему лесочку прогуляться! Помоги нам поскорее 

Медведь

Ну хорошо, помогу конечно, раз уж вам удалось разгадать мои подсказки и найти меня! Ну тогда, я вас попрошу мочь мне собрать малину а я открою для вас дорожку к осеннему лесу, если уж вы туда направляетесь!

Бабушка

Хорошо! ребята, поможем медведю? Тогда становитесь в хоровод! 

Поют песню «По малину в лес пойдем»

Медведь (сквозь проигрыш)

Вам прямо…спасибо за помощь! До свидания!!!

Ответы детей

Дети с героями проходят к осенней дорожке (листья, пенечки,грибочки, корзина с урожаем, звук шуршания листвы)

Кто-то присаживается на пенечки…

Бабушка

Вот он какой осенний лес оказывается (задумчивое многоточие) яркий…а вы как думаете?

Ответы детей

 Золотые листья, часто идет дождик. В лесу появляются грибы. Люди собирают урожай. 

Бабушка

Вам нравится осень?

Ответы детей

Бабушка

Расскажи нам, Оля, что бывает осенью?

Дети подходят к ширме с тенью лисы. Тень начинает двигаться

 

Колобок

Друзья, посмотрите,  а кто же это!!!!?

Ответ детей

Выходит лиса со словами:

Лиса (Оксана)

Кто это тут ко мне пожаловал?

Бабушка и дети

Мы ребята из детского сада «Колокольчик» путешествуем с колобком по волшебному лесу

Лиса

Да знаю я все, кто вы такие, где вы были…

Колобок

Это еще откуда, лиса?

Лиса

 Вообще-то у меня есть волшебная карта, которая мне и показала, как вы путешествовали и добрались сюда. (Разворачивает карту). Я все видела и наблюдала за вами. Может поделитесь впечатлениями?

Бабушка

Конечно поделимся! Еще и споем для тебя, лисичка! 

Поют песню и показываем на карту

Лиса

Вот здорово! Так вы меня порадовали, что мне хочется встретиться с вами снова. Я дарю вам эту карту, она поможет вернуться к нам в волшебный лес снова, тогда, когда вы захотите-в любое время!

Дети, Бабушка и Колобок 

Спасибо тебе!

Лиса

Ладно-ладно, хорошо с вами, да только меня мой друг волк ждет, у него сегодня день рождения!!! Пока пока!!!

Ответы детей

Младший воспитатель

Ой-ей! Ребята! Что-то загулялись мы с вами! Пора в группу возвращаться! Нас же там второй завтрак ждет! Давайте прощаться!

Бабушка и Колобок

Ну что ж, и правда, пора прощаться! Нас с колобком дома дед уже заждался наверное! 

Колобок

Приходите к нам в гости почаще…

Бабушка

До свидания друзья! До новых встреч! Будем рады видеться снова!

Дети 

До свидания! 

Младший воспитатель (Уходя)

А вам понравилось путешествие? А тебе, Виктория?

 

Самоанализ

открытого логопедического занятия по математике

для детей среднего дошкольного возраста

 «Путешествие с Колобком по волшебному лесу»

 

Цель: способствовать усвоению математических знаний в игровой практике; удовлетворить потребность детей в эмоциональном и двигательном самовыражении с помощью элементарных математических представлений.

Формировать элементарные математические представления детей среднего дошкольного возраста в условиях игровой ситуации.

Задачи: 

Образовательные

  • закреплять навыки устного счета в пределах 5ти и обратно;
  • закреплять умение визуально определять и называть цыфры от 0 до 5ти;
  • обогащать словарный запас детей по лексической теме «Времена года», «Дикие животные»;
  • упражнять детей в различении форм предметов (квадратной, круглой, прямоугольной и треугольной);
  • закреплять умение видеть геометрические фигуры в окружающих предметах;
  • закреплять знание основных и промежуточных цветов;
  • расширять и обогащать словарный запас детей;
  • закреплять умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

 

Развивающие

  • укреплять психо-эмоциональное и физическое здоровье детей;
  • развивать социальный и эмоциональный интеллект;
  • способстовать эмоциональному переключению и реагированию на предложенную ситуацию;
  • развивать сенсорное восприятие и мелкую моторику рук;
  • осваивать навыки мышечного и эмоционального расслабления;
  • закреплять способы познания путем сенсорного анализа;
  • развивать мышление, в том числе и логическое, концентрацию и устойчивость внимания, долговременную, кратковременную и зрительную память, речь, восприятие, развивать ассоциативное воображение, побуждая к фантазированию;
  • развивать продуктивную деятельность.

 

Воспитательные

    • способствовать формированию любознательности, активности, отзывчивости;
    • формировать умение решать интеллектуальные и личностные задачи; закреплять представление о себе и знание об окружающей действительности;
    • воспитывать умение выполнять действия в коллективе для достижения общего результата
  • Воспитывать доброжелательность, взаимопомощь, любовь и уважение ко всем членам детского коллектива.

Материалы и оборудование:

Демонстрационное: карточки с цифрами-следы, коробочки с песком, плоскостные домики, карточки с изображением предметов различной формы, объемные конусы, 2 письма, счетные палочки, схемы дорожек, заполненная карта.

Наглядные: колобок-игрушка, заяц-варежка, видеоролик – медведь, ширмы и декорации, сенсорные коврики (искусственная трава), разноцветные камни, музыкальное сопровождение, оборудование для теневого этюда, проектор.

Для достижения цели и решения поставленных задач мы использовали следующие методы:

Словесные: беседа;

Наглядные: использование видеофрагмента, карты;

Практические: игровые упражнения, подвижные игры, динамические паузы дидактические игры, психологические игры; релаксационная пауза; игровая мотивация, поисково-исследовательская деятельность, конструирование, речеподвижная игра, самостоятельная деятельность. 

Метод морального поощрения: похвала, одобрение процесса деятельности. 

 

Нами была проведена предварительная работа: 

В различной игровой форме мы повторяли закрепляли знание цифр и счета от 1 до 5ти; повторяли цвета основные и промежуточные с помощью дидактических игр; соотносили геометрические фигуры с формами различных предметов окружения; решали проблемные ситуации на ориентировку в пространстве и на листе бумаги, воспользовались преимуществами предметно-развивающей среды, активизировали в памяти знания о временах года и диких животных с помощью художественной литературы и наглядных пособий; разучили стихотворение и загадку с несколькими детьми. Со всеми ребятами разучили песенку, которая легла в основу завершения занятия. 

 

Структура НОД:

Вводная часть – 4 мин.

Основная часть – 13 мин.

Заключительная часть – 3 мин.

Нетрадиционная форма проведения НОД – путешествие-игра, с дошкольниками, способствует созданию оптимальных условий для формирования зоны ближайшего развития. Так как основным видом деятельности детей дошкольного возраста является – игра, то вся организованная образовательная деятельность основана на игровом методе с привлечением героя-воспитателя и героев для организации театрализованных сцен. На наш взгляд, именно форма занятия – путешествие способствует созданию благоприятной атмосферы и психологического комфорта для развития предметно-орудийной, коммуникативной и поисково-исследовательской деятельности детей. 

Вводная часть. Через психологическую игру «Ладошки» мы организовали развертывание самой образовательной деятельности, плавное вхождение  в предстоящую игровую ситуацию (волшебное путешествие), познакомились, позволили самостоятельно выделить личностные особенности каждому ребенку и создали положительный эмоциональный настрой.  

Основная часть. Все части занятия взаимосвязаны между собой единым сюжетом. Детям было предложено пройтись по импровизированным тропинкам, ведущим их к четырем временам года. 

Перед первой дорожкой дети столкнулись с проблемной ситуацией – запутанными цифрами-следами. Им удалось преодолеть эту сложность в активной игровой деятельности, совместными усилиями. Затем, в игровую ситуацию мы включили ребенка, она провела речеподвижную игру, что позволило привлечь остальных ребят к активной беседе. Это помогло нам вспомнить особенности времени года – зима. Сюрпризным моментом стало появление героя-зайца, который предложил ребятам не менее увлекательную игру- восстановить код, который должен был быть полезным в дальнейшем пути. В этой части НОД, ребята продемонстрировали знание цифр –того, как они выглядят и того, как они пишутся, а также закрепили умение считать от 0 до 5ти, а забегая немного вперед, герой-заяц показал, как можно считать в обратном порядке. Этот момент показал нам уровень развития ребят, что в данной группе есть дети, которые соответствуют норме развития, а есть те, которые ее опережают. Уникальность этого задания заключается в нетрадиционном подходе. Дети всегда с удовольствием играют с песком и здесь мы дали им эту возможность-поиграть, одновременно проявив свои математические способности, навыки написания цифр, а также, проявить фантазию в оформлении своей коробочки, бусинами. Эта кропотливая деятельность стала своеобразной пальчиковой игрой для развития мелкой моторики рук. В результате проделанной работы, детям удалось достичь поставленной (промежуточной) задачи (получить код) и дружно отправиться к следующей дорожке. 

На весенней дорожке, им удалось расслабиться и пофантазировать, насладиться звуками пробуждающейся природы. А массажные тактильные коврики помогли снять излишнее эмоциональное напряжение. Монолог бабушки во время релаксации помог ребятам вспомнить о том, какой бывает весна. Немного расслабившись, ребята снова включились в активную подвижную игру вместе с героем-волком. В этой игре ребята с легкостью продемонстрировали знание промежуточных цветов и геометрических фигур. С особым интересом и азартам дети подбирали предметы к нужным формам (геометрическим домикам). Ребят порадовало, что в игре с волком у них появилась возможность проявить свою физическую активность преодолев препятствия в виде объемных конусов. Все справились с этим моментом НОД и получили возможность двигаться дальше к новым приключениям. 

По пути к летнему лесу, ребята немного отдохнули на волшебных цветных камешках. Для активизации в памяти особенностей следующего времени года, мы привлекли еще одного ребенка. С помощью загадки, ребятам удалось поделиться опытом и вспомнить особенности летнего периода. Непростую, но не менее интересную задачу ребятам приготовил герой медведь. В процессе совместной с воспитателем (в данном случае с бабушкой) и самостоятельной работы, ребята отработали навыки ориентировки на плоскости, закрепили понятия направлений вправо, влево, вверх и вниз. Ребятам очень нравится играть с недавно предложенными в активное пользование, счетными палочками и использовать их для конструирования, исходя из этого и было предложено данное задание. Далее мы применили деятельностный подход, выйдя на компьютерную связь Skyp, тем самым, приблизили ребят к субъективной реальности. Дети пообщались он-лайн с героем-волком, порадовали его хороводной песенкой. Что позволило переключиться с познавательной области на музыкальную, а заодно, плавно подойти к беседе о времени года – осень. 

Героя, представленного в осеннем лесу, ребята определили по тени. Это способствовало развитию зрительного восприятия, внимания и логического мышления. Встреча с последним героем-лисой, плавно подвела нас к заключительной части занятия. Дети с удовольствием продемонстрировали лисе каждый эпизод своего путешествия с помощью песенки, а карта, подаренная лисой стала настоящим сюрпризом и эффектной кульминацией волшебного путешествия на эмоциональном уровне. Я уверенна, что дети продолжат наше путешествие, играя с картой – решая новые задачи, тем самым развивая мышление, речевую самостоятельность и активность, уже в условиях своей группы. 

Хотелось бы обратить внимание, что интерес ребят возрастал на протяжении всей ООД. На наш взгляд, этому способствовала четко выстроенная канва плавно развертываемых событий. Каждый ребенок сумел проявить себя и получить эмоциональную поддержку и одобрение своей деятельности. Мы позаботились о каждом ребенке, в том числе и о нашем «особенном» мальчике, обеспечив для него поддержку в виде негласного помощника-младшего воспитателя.  За счет тщательно подобранных декораций, музыкального сопровождения и эмоциональности героев-участников проекта, нам удалось достичь эффекта максимальной включенности детей в образовательный процесс.

Я считаю, что цели и задачи достигнуты, дети получили богатые эмоциональные впечатления. А разработанная нами ООД была насыщенной, интересной и запоминающейся для детей.

 

Конспект открытого логопедического занятия по математике для детей среднего дошкольного возраста «Путешествие с Колобком»