Кутлакаева Кристина Александровна
учитель-логопед
Д.с. №3 «Колокольчик»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №159946
Всероссийский конкурс «Лучший конспект урока», в соответствии требованиями ФГОС и ФООП (ФАООП)
Наименование конкурсной работы: Конспект логопедического занятия «Знакомство с логопедом»
Итоговая оценка: 1 место,  87 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №159946


Открытое логопедическое занятие

«Незнайке пора в школу…»

Ход НОД

Введение в тему НОД

Воспитатель в группе принимает голосовое сообщение или звонок по телефону от друга, который попал в сложную ситуацию. Незнайку не принимают в школу. Предлагает помочь другу, направляя его к специалисту-логопеду, и приглашает детей пройти в кабинет следом.

Дети переходят в кабинет логопеда. И являются свидетелями происходящего.

Диалог между Незнайкой и учителем-логопедом:

Незнайка: Получил я приглашение, выучил стихотворение, подготовил выступление…Все-равно не понял я …в школу не берут меня. Замечает гостей-детей -Ой, ребята, всем привет (ответ детей). Может знаете ответ? Вроде я старался, а в садике на лишний год остался…?

Логопед: Подожди, не торопись. А ребятам покажись. Пусть послушают тебя, вдруг узнают здесь себя…

Незнайка: Хорошо, я без стесненья расскажу стихотворенье: Выходит на центр

МиСка косолапый по лесу идет…

СыСки собиСает

И в каЛман кладет.

СыСка отскочила пЛямо МиСке в лоб.

МиСка ЛасселдиЛся и ногою топ.

Логопед: Незнайка, отличное стихотворение, только ты его не очень понятно рассказал. 

Звуко-буквенный анализ слов:

Логопед показывает шишку и плоскостное изображение шишки на магнитной доске и спрашивает: 

  • Это СыСка? А что же это? (ответ детей) – шишка! так какой звук мы слышим первым? Правильно – Ш (закрепляют магнитную букву в слове –  названии под картинкой.

Пальчиковая игра су-джоук-массаж с шишкой

  • Логопед: ребята, можете все взять себе шишку, мы сейчас поиграем, чтобы вам легче было запомнить: 

Шишкой я круги катаю,

Взад-вперед ее гоняю.

Ею поглажу я ладошку-

Будто на ладошке кошка.

Шишку я сожму немножко,

Как сжимает лапки кошка.

Каждым пальчиком прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк – 

Шишка катится из рук                               (дуем на шишку со звуком Ш-ш-ш-ш)

 

  • Логопед показывает на полочку, где лежат игрушка медвежата и миски. 

Логопед: Незнайка, это кто? 

Незнайка: это МиСка. 

Логопед: Ребята, покажите, где здесь миска? Выходит ребенок и из двух предметов выбирает миску, а не мишку. Правильно, это миска-посуда для еды в виде большой чаши. 

Логопед: А это тогда что, тоже миска? А кто же остался на полочке? Выходит ребенок и правильно называет – МиШка. (Дети помогают разобраться и на магнитной доске крепят правильную букву, соответствующую нужному звуку).

Математическая игра «Подбери по размеру»

Логопед: Незнайка, смотри, есть мишка, есть миска, вот еще мишки и миска, ни какую сказку тебе не напоминают эти предметы?

Незнайка: Неа

Логопед: давай пересчитаем их.

Незнайка: Ребята, помогайте! Раз-миска, 2-миска, 3-миска и 1-миШка, 2, 3 мишки. А, точно! Это же про сказку «Три медведя!»

Логопед: Да, приходили детки из младшей группы и разбросали все мои игрушки на этой полочке, помогите разложить предметы по размеру. Раздаю каждому ребенку по три одинаковых предмета разного размера (ложки, шапки, чашки, мячики, елочные веточки, шишки). Они раскладывают по очереди.

Логопед: ну вот, незнайка, ребята, теперь вы точно услышали разницу в произнесении и запомнили, где мишки, а где миски.

Акустико – фонематическая игра «Квазиомонимы»

  • Логопед: Незнайка, еще какое-то важное слово из твоего стихотворения мы упустили…Может быть Роман?- неет, может доберман? – неет, может шаман? – неет, может лагман?- неет. Роман, доберман, шаман, лагман … а какое же слово, созвучное со всеми этими?- карман! – правильно.  

Незнайка: Вот же он –  каЛман. Ребята, а вы знаете, что такое каЛман? (ответы детей). Давайте разберемся, какой звук заменил Незнайка? (Р на Л) Достаю два кармана для д.и.

Дидактическая игра «Фонематические дорожки – кармашки» на дифференциацию звуков [Р] и [Л] и их расположение в словах.

Дети раскладывают карточки в два кармана с названиями «Р» и «Л» (лошки-рошки, лак-рак, барашка-бляшка, укол-укор, малина-Марина, игра-игла, угорь-уголь, юла-Юра…)

Итог НОД:

Логопед: молодцы ребята и ты, Незнайка, тоже молодец! Мы с вами так здорово поиграли сегодня, и все игры были полезными. Мы проговорили все трудные звуки и, надеюсь, помогли Незнайке научиться их различать и проговаривать верно.  А давайте все вместе правильно, красиво и дружно расскажем это стихотворение по-новому: 

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает и в карман кладет…

 

Логопед: Ну что, Незнайка, убедился, что в школу ты поторопился.

Приходи в мой кабинет. Будет ждать здесь логопед.

Речь исправим, звук поставим…Сыска сразу Шишкой станет. 

           Год до школы – не зевайте, приглашенья получайте!

(Ребятам раздаю пригласительные билеты на занятия)

           Приходите, буду ждать, речь мы будем исправлять!

Всем детишкам, спору нет, помогает логопед.

Доп. задачи (если время позволяет)

А сейчас я вам покажу, как же мы будем исправлять речь…Чтобы речь была плавной, следует научиться правильно дышать (пособие с трубочкой). А вот, взгляните, зеркало-оно покажет, в какой момент наш ротик искажает звук и куда нужно поставить язычок… А вот и мой помощник лого-игрушка. Пирожок отлично владеет язычком и вас научит.

Открытое логопедическое занятие

«Незнайке пора в школу…»

Цель: познакомить детей с новым педагогом как с помощником в формировании красивой и правильной речи.

Задачи:

  1. Дать представление о важности правильного звукопроизношения. Вспомнить сказку «Три медведя» и стихотворение А. Усачева «Мишка косолапый». Познакомиться с рассказом В.Ю. Драгунского «Заколдованная буква»
  2. Развивать фонематическое восприятие и слух, развивать мелкую моторику, звуко-буквквенный анализ, основные математические представления, от дифференцировать акустически и артикуляторно схожие звуки. 
  3. Воспитывать сопереживание, умение найти выход в сложной ситуации.

Предварительная работа: повторное прочтение и анализ сказки «Три медведя»,  речеподвижное проигрывание стихотворения Андрея Усачева «Мишка Косолапый», знакомство с рассказом В. Драгунского «Заколдованная буква»

Используемые материалы: шишки по количеству детей, предметные картинки на магнитах для звуко-буквенного анализа и синтеза, предметы разного размера для математической игры в количестве трех, пособие «кармашки», пригласительные для детей.

Целью данного занятия было знакомство воспитанников с  учителем-логопедом в образе наставника по правильной речи. Дети уже начинают понимать, что им скоро идти в школу, но есть время – целый учебный год, чтобы научиться произносить все звуки верно и красиво, поэтому, для сравнения и развития критического мышления, мы ввели в занятие героя, который страдает явными нарушениями звукопроизношения, по сути, также, как  и они. Именно через Незнайку показали, как мы слышим неправильную речь, как странно выглядим при этом и, что нужно обращать на это внимание. 

Проблемную ситуацию нам помог создать воспитатель, который отозвался на просьбу Незнайки и замотивировал детей помочь. Далее, перейдя в кабинет логопеда, дети видят ребенка – Незнайку, который столкнулся с проблемой и пытается ее решить с помощью нового взрослого.

В этом возрасте, некоторые дети уже знают буквы, а некоторые еще нет, поэтому задание со звуко-буквенным анализом также носило ознакомительный характер.  И через хорошо знакомый самомассаж с шишками, новая деятельность – звуко-буквенный анализ слов, – показалась детям совершенно понятной и простой. Параллельно, мы отдифференцировали схожие артикуляторно и аккустически и, часто смешиваемые, группы звуков.

Математическая игра «Подбери по размеру», также включала в себя первично речевые задачи, нам нужно было провести дифференциацию названий предметов на слух, проговорить количественный счет, а уже потом, продемонстрировать элементарные математические представления.

Акустико-фонематическая игра «Квазиомонимы» включила детей, подтолкнула их к тому, чтобы вспомнить и выбрать из схожих по звучанию-нужное слово. Эта простая задача на практике оказывается достаточно сложной для ребят, у которых есть нарушения гнозиса. Для меня здесь также имел место быть диагностический момент.

Дидактическая игра «Фонематические дорожки – кармашки» на дифференциацию звуков [Р] и [Л] и их расположение в словах, также дала ребятам возможность проверить, правильно ли они слышат эти звуки, не путают ли они их. Вообще отработка расположения звука в слове также является одним из этапов звукокоррекции.

Сегодня было продемонстрированно вводное занятие, (а в прошлый раз-итоговое). Это подготовительный этап, который вполне логично ложится на наш годовой развивающий курс. Возможно это занятие показалось простым относительно уровня возрастного развития группы. Я построила его таким образом, чтобы основную цель – знакомство, не перекрыть развивающими задачами. Данное занятие – в зоне актуального развития по Л.С. Выготскому. Это позволило детям чувствовать себя уверенно и постараться действительно вникнуть, для чего им нужны занятия с логопедом. Ведь Мотивация – наш главный «двигатель». Пока ребенок не услышит, каким образом его слышат другие…, пока не поймет, что его речь звучит иначе, чем это должно быть, совершенно бесполезно просить его делать артикуляционную гимнастику и работать над постановкой звуков. 

Сюрпризным моментом было получение пригласительных билетов на занятия. Теперь ребята поняли, что, если есть трудности и они захотят с ними справиться, я им помогу. Знакомство прошло успешно, цели и задачи занятия выполнены. 

 

Конспект логопедического занятия «Знакомство с логопедом»