Кутлакаева Кристина Александровна
учитель-логопед
Д.с. №3 «Колокольчик»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №159953
Всероссийский конкурс «Лучший конспект урока», в соответствии требованиями ФГОС и ФООП (ФАООП)
Наименование конкурсной работы: Конспект логопедического занятия по развитию речи для старшего дошкольного возраста «Путешествие в Изумрудный город»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №159953


Конспект логопедического занятия 

по развитию речи 

для старшего дошкольного возраста 

«Путешествие в Изумрудный город»

Дети слышат плач и бегут на помощь. (Заходят в зал, а там плачет Элли)

Дети:

Здравствуй! И почему ты плачешь? Интересуются, что же произошло.

Элли:

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Элли. Я растеряла своих друзей, ведь это все злая ведьма Бастинда напустили сильный ветер на город  и даже Тотошка – мой любимый пес испугался и убежал куда-то. Настроение испорчено  и я не знаю, что же делать дальше…

Дети:

Мы тебе поможем! Для начала, нужно поднять тебе настроение! Мы знаем отличную игру,… поиграешь с нами?

Элли:

Ну давайте попробуем…, а что нужно делать?

Дети: 

Нужно дружно взяться за руки и повторять за нами!

Что за чудо-чудеса:

Раз рука и два рука!

 Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая!

Сильные руки не бросятся в драку,

Добрые руки погладят собаку,

Умные руки умеют лечить,

Чуткие руки умеют дружить.

Вместе за руки возьмемся 

И друг другу улыбнемся.

Элли:

Ну вот! Здорово, что я вас встретила! Мне уже веселее! 

Ой, смотрите, камень…какой-то(подносит к кулону с железным ключиком)… Раздается «звук магнита»

Он необычный…Вы не знаете что это за камень такой?

Дети:

Это МАГНИТ!

Элле:

А почему вы так решили?

Дети:

Потому, что только магнит может притягивать к себе металлические предметы.

Элли:

Ух ты! Как интересно!

А давайте вместе отправимся к Изумрудному городу? Я без вас не справлюсь!

Ответы детей:

Элли:

Ну тогда вперед!!!! 

Пускается  лазерный луч.

Элле останавливается (Как перед стеной – сирена)…-А дальше нам не пройти. Проход закрыт. 

Раздается «Звук магнита»

Элли:

Ребята, вы слышали?  Снова этот звук. Какая-то подсказка наверное…

Ответы детей:

Нужно воспользоваться магнитом и его магнитными свойствами!

 Элли:

Давайте, попробуем!!!

Берут магнит и подносят к лазерному лучу – начинается песня и открывается занавес.

Элли:

– Ура! У нас получилось! Дорога открыта! Идемте  за мной навстречу приключениям – найдем моих друзей!

Дети встречают железного дровосека (мим), подходят к колодцу с водой, на дне которого красные «осколки» (обрывки на скрепках)

Элли: 

Здравствуй железный дровосек! Как мы рады тебя видеть! 

Железный дровосек:

И я тоже! Наконец – таки Элли, я совсем застоялся и теперь совсем не могу пошевелиться! Только ты сможешь мне помочь.

Элли:

Бедненький ты сейчас мы все исправим (Смазывает). Вот так-то лучше. А теперь тебе срочно нужно размять мышцы и суставы. Ребята, подсказывайте упражнения для шеи…теперь для плечевого сустава. Следующее упражнение для спины…, а теперь – для колен.

-Ну воооот,  А почему ты такой грустный?

Железный дровосек: 

Мне и правда легче после зарядки, я снова могу двигаться. Но все же грустно…Из-за этого ветра, который подняла злая Бастинда, я снова потерял свое сердце, оно ударилось о колодцы и разбилось! Вот, посмотрите!

Дети подходят к колодцам

Железный дровосек продолжает:

Остались лишь осколки, которые мне не достать.

Элли:

Интересно, почему же не достать?

Железный дровосек:

Это знает каждый ребенок, вот у друзей спроси. 

Элли:

Ребята, а вы знаете, почему железному дровосеку самому не достать сердце из воды?

Дети: 

Потому что он железный и может заржаветь!

Элли:

Точно. Ну, тогда мы поможем ему, и достанем осколки (опускает руку в воду и одергивает) – мы ведь не заржавеем…стоп, нет…вода в колодце слишком холодная, боюсь, мои друзья, вы заболеете от переохлаждения. Надо что-то другое придумать!

Раздается «звук магнита»

Ответы детей:

Это звук магнита! Он нам поможет!

Элли:

И как, интересно, здесь же стекло…

Ответы детей:

Про взаимодействие магнита с предметами через стекло.

Элли:

Точно нам поможет магнит, посмотрите сколько их здесь – 4! И здесь 4! И здесь тоже! Так, нам нужно разделиться! А давайте, у кого сегодня оранжевая майка подойдут к этому колодцу. Кто в белых носках – проходите сюда. А на ком надета джинсовая одежда – сюда. 

– Давайте же поскорее приложим магниты к стеклу и аккуратно проведем наверх –  достанем осколки сердца из воды, не намочив рук! 

– Молодцы! Все осколки мы собрали вместе, дружно! Теперь самое время их соединить! (показывает на белое липкое сердце Ж.Д.)

Звук- стук сердца

Железный дровосек :

Ура! Вот спасибо вам ребята, мое сердце снова целое … и я смогу совершить еще много добрых дел! 

Элле обращает внимание на разбросанные кристаллы (детали города) спрашивает разрешение и кладет их в сумочку. 

Железный дровосек: 

Пойду- ка я в лес, дров нарублю!

 Прощаются!

Элли:

Вот здорово, что мы помогли Железному дровосеку! А пойдемте скорее дальше! Мне не терпится найти еще Льва, Страшилу и Тотошку!

Переход

Звучит музыка и все проходят дальше!

На экране дрожащий куст.

Элли:

Друзья, посмотрите, что ветер натворил!!! Разбросал столько металлического хлама…Интересно…а почему куст дрожит!?Ветра-то нет…

Лев:

Да это же я здесь прячусь!(испуганно)

Элли:

Лев, да это же ты! Вот мы и встретились! Как здорово!…А чего ты испугался?

Лев:

Я теперь боюсь абсолютно всего! Это ветер развеял мою смелость…Я теперь не тот отважный Лев, которого ты знала раньше, Элли…и мне так страшно…

Элли:

Ты не бойся, видишь со мной друзья, они все знают и обязательно нам помогут! Вот, ребята, взгляните, что песчаная буря натворила… все засыпала песком, а мне кажется,  там что-то интересное спрятано!

Лев:

Ой-ой! Как мне страшно! Не опускайте руки в песок, там ведь могут быть колючие металлические предметы и вы поранитесь!

Элли:

И правда, нам нужно быть осторожными, давайте снова разделимся (Разделились) все наденем перчатки(надели)

 Раздается «Звук магнита»

Элли:

А магнит опять напоминает нам о себе и, видимо, о каком-то  новом его свойстве!

Посмотрите, здесь ведь есть магниты  (показывает ).  Вложим по одному к себе в перчатку и посмотрим, что будет!

– Подносите ладони к песку (Скрепки цепляются к рукавичке и дети разгребают манку). 

-Ребята, что вы нашли? (На дне карточка со слогами: ОТ_ВА_ГА. )

Ответы детей:

Здесь буквы, а точнее слоги.

Элли:

Интересно, а что мы можем составить из слогов?

Дети:

Слово! 

Элли:

Ну конечно, может мы как раз его искали!

Дети выкладывают на мольберте карточки, соединяют их в слово, и громко читают. ОТВАГА

Элли:

Отвага! Точно! Лев, ты слышал? Ребята справились. Выходи поскорее мы нашли твою отвагу. Теперь ты снова будешь храбрым!

Лев (выходит из-за куста)

Как же вам это удалось? Боюсь  с этим свойствами камня –  магнита, как вы его называете, я  не знаком, расскажите, вдруг пригодится снова откапывать мою смелость

Ответы детей:

Магнит через ткань (предмет) притягивает металлические предметы.

Элле обращает внимание на изумруды, спрашивает разрешение их забрать с собой, кладет в сумочу.

Элли:

Ладно, Лев, рады были повидаться, но нам пора, надо выручать еще Страшилу и Тотошку!

Лев:

Спасибо, ребята и счастливо, я вас не забуду. 

Переход Элли: Друзья, нам предстоит еще дальняя дорога, а с музыкой и песней точно веселее…давайте сделаем музыкальные инструменты… послушаем как звучит песок, металл, другие к предметы и в путь!(завожу в круг) – поем и шумим

Дети отправляются дальше под музыку и встречают мудрого Гудвина и страшилу, которые  решают примеры:

(Гудвин:  Давай считать планеты: 2+3=5 – верно, а теперь посчитаем звезды: 2+3 =не знает)

Элле:

Гудвин, Страшила!!!! Здравствуйте мои дорогие!!! 

Гудвин:

Здравствуй  Элле.

Элле:

Познакомьтесь с моими новыми друзьями! Они очень добрые, смелые и умные.

Гудвин:

Приятно познакомиться. А я волшебник. Вот я здесь пытаюсь понять, как вернуть Страшиле разум. Но, кажется, я уже слишком устал…

Элле:

Честно говоря, нам бы тоже не мешало отдохнуть. Ведь мы такой путь проделали. Я столько нового узнала…

Гудвин: перелистывает книгу 

Так-так-так…снятие усталости, расслабление… где же это заклинание…

Раздается «звук магнита»

Элли:

Не надо заклинаний…ты слышал, это звук? Это звук магнита – подсказки. Он сопровождал нас всю дорогу и напоминал всякий раз, когда нужно было применить его свойства… вот и сейчас…, видимо он снова хочет нам помочь!

Гудвин:

Магнит, говорите…. Вот же (читает):- «Магнитное притяжение для расслабления и возвращения разума». Рассаживайтесь поудобнее, будем отдыхать!

(Зрительная гимнастика) .

(Закрыли ладошками глаза) – достает экран

Спал цветок. И вдруг проснулся (…Б. пробуждается…)

Больше спать не захотел (…начинает двигаться…)

Шевельнулся, встрепенулся (Поморгали часто, как крылья бабочки)

Взвился в верх и полетел…(Б. движется вверх-вниз…)

В поле бабочка порхала – (…вверх – вниз…)

Яркий мотылек. (…вверх – вниз…)

И легко перелетала с цветочка на цветок (…из стороны в сторону…)

Полетаем вместе с ней…(…из стороны в сторону…)

Последим глазами (…круг…)

Красоту полей весной (…круг в обратную сторону…)

Мы увидим сами.

Солнце утром лишь проснется, (…в любом направлении…)

Бабочка кружит и вьется

Элли:

Здорово отдохнули, друзья (встает, потягивается)…А ты, Страшило?

Страшило: Кивает. 

Я действительно отдохнул, мой разум просветлел….и вот теперь я думаю о вашем волшебном магните…Какие же его свойства использовал Гудвин?(обращается к детям)

Ответы детей:

Магниты и намагниченные предметы тоже притягиваются друг к другу. Бабочки ведь были на магнитах.

Элли:

Стоп-стоп-стоп…давайте не будем раскрывать всех фокусов нашего чудесного доброго волшебника…Страшила дальше и сам догадается, он ведь снова может думать…

Гудвин:

Да…А куда же вы теперь направляетесь?    (обращается к детям)

Ответы детей:

Мы идем искать Тотошку, может он в изумрудном городе?!  

Гудвин:

Тогда я должен вас расстроить… Города  больше нет. Злая ведьма напустила сильные ветры, и город рассыпался на детали – мелкие изумруды. Вот они…я давно пытают его собрать, но у меня не получается… не хватает элементов…  (Гудвин сдувает пыль и раскрывает на столе сложенный частично город)

Элли:

Как здорово, что ты их собрал! Ребята, у нас ведь есть недостающие части! Давайте же вместе попробуем все восстановить!

Восстанавливают…

Элли: Дети доставляют недостающие элементы и Элли поднимает за центр город. Звучит волшебная музыка. на экране изумрудный город

Все радуются

Элли:

У нас все получилось!!!! Как же мы рады!!!

Гудвин:

А давайте произнесем заклинание, которое поможет уберечь наш город от губительного ветра! 

Ответы детей:

Гудвин:

Повторяйте за мной:…

-Волшебство сейчас начнется…

Стоит воздуха набрать… (вдох…)

Баррамба, маррамба, шарики, барики, (На выдохе…) вдох…

Купорос, тафорос, барики, шарики, (На выдохе…) вдох…

Ветерок нам улыбнется… (Дуем – губы трубочкой.  Дышим животом)_

И не будет разрушать!

А наш Изумрудный город

Целый век будет сиять

Дети: Радуются

 

Гудвин: (Рассаживает детй вокруг «Города» и начинает беседу). А я приглашаю вас в изумрудный город.

–  Ребята, я волшебник, но все волшебники, прежде всего ученые, вы должны мне тоже помочь и раскрыть новые тайны этого, как вы говорите – магнита. Расскажите о его свойствах! Я еще не все его загадки разгадал…- вот мои зарисовки (карточки со свойствами воздуха, воды, красок, МАГНИТА). Дети выбирают нужные свойства и прикрепляют на интеллект – карты, которые есть у каждого ребенка. И Гудвин тоже. Путает детей, а они его поправляют!

-Ну вот, теперь мне ясно, как вы сюда добрались и какие свойства магнита вам помогли… его речь прерывает лай собаки и звук ветра

Элле :

Да это же Тотошка! Скорее к нему!!!

Гудвин:

Да, ребята, нам пора! А вы отправляйтесь в группу, вам ваши мудрый воспитатели расскажут о нашей Земле, ведь она тоже имеет магнитные свойства…

(Появляется анимация бегущей собачки)

Заходит Аида и зовет детей в группу.

Элле:

Мы еще обязательно встретимся…вы нам очень помогли, ведь без ваших знаний, мы бы не справились. До свидания, друзья!

Дети отправляются в группу, а Элле бежит навстречу Тотошке!

 

Конспект логопедического занятия по развитию речи для старшего дошкольного возраста «Путешествие в Изумрудный город»