Кузнецова Татьяна Васильевна
Учитель
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Арамиль
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №159980
Международный конкурс «Творческий педагог»
Наименование конкурсной работы: Урок по литературному чтению в 3 классе
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)
Диплом Международного конкурса, бланк: ЕМ №159980


Технологическая карта учебного урока.

  1. Класс: 3В Дата: 10.10.2023г. Предмет: литературное чтение

Название раздела: Поэтическая тетрадь №1

Тема урока: И.З. Суриков «Детство»

  1. Ресурсы учителя:

– учебник по литературному чтению 3 класс. Часть 1. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий;

– презентация к уроку по литературному чтению на тему: «И.З. Суриков. Детство»;

– технологическая карта урока по литературному чтению на тему: «И.З. Суриков. Детство»

  1. Ресурсы для обучающихся: 

– учебник по литературному чтению 3 класс. Часть 1. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий;

– маршрутный лист урока по литературному чтению на тему: И.З. Суриков «Детство»

  1. Оборудование урока: компьютер, проектор, видеофильм, аудиозапись отрывка песни группы Непоседы «Чудо-детство».
  2. Межпредметные связи: музыка, история, рисование.
Тема И.З. Суриков «Детство»
Тип урока Урок открытия нового знания: урок-презентация.
Цели Знакомство обучающихся со стихотворением И.З. Сурикова «Детство»
Задачи
  1. Познакомить учащихся с биографией И.З. Сурикова;
  2. Познакомить обучающихся со стихотворением И.З. Сурикова «Детство»;
  3. Учить учащихся воспринимать содержание произведения на слух и читая самостоятельно;
  4. Включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения и работы на уроке;
Основное содержание темы
Основные термины и понятия, их определения Стихотворение – это небольшое произведение, изображающее переживания, чувства человека, вызванные каким — либо событием и имеющие стихотворную форму, т. е. деление на строки, ритм и рифму.

Биография – это описание жизни человека.

Планируемые результаты Предметные Метапредметные (УУД) Личностные
– использует различные виды чтения (изучающее, выборочное, поисковое);

– определяет различные средства выразительности;

– использует приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения);

 – анализирует текст.

регулятивные:

– определяет и формулирует цель деятельности на уроке;

-проговаривает последовательность действий на уроке;

-контролирует и оценивает свою деятельность на уроке; познавательные:

– находит ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– понимает авторский замысел, раскрывает и формулирует тему и идею художественного произведения;

коммуникативные:

– договаривается с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учится работать в паре: обсуждает текст, проявляя умения слушать отвечающего, задаёт вопросы, сопереживает, оказывает помощь собеседникам, выполняет различные роли (лидера, исполнителя);

– высказывает свою точку зрения по поводу прочитанного стихотворения; выражает отношение к персонажам.

– понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач;

– формирование морально-ценностной позиции у младших школьников путём целенаправленной работы с произведением

Ход урока

Дидактическая структура урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся ФОУД
Организационный этап Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

Будем грамотно читать,

Чтобы много, много знать!

Включение в работу,
организация рабочего места, самоопределение к
деятельности.
Ф, И
Речевая разминка Вёз на горку Саня

За собою сани.

Ехал с горки  Саня,

А на Сане сани.

  1. Читает учитель.
  2. Чтение с захватом наизусть.
  3. Прочитайте скороговоркой друг другу в парах. Слайд 1.
  1. Слушают учителя
  2. Читают с захватом. Проговаривают скороговорку те дети, которые ее запомнили.
  3. Работают в паре.
Ф, И, П
Определение темы и цели урока Чтобы узнать фамилию автора произведения, с которым мы сегодня будем знакомиться, соберите, пожалуйста, из букв фамилию:

О В КИ У Р С

Прослушайте отрывок песни и ответьте на вопрос: о чём это песня?

Сформулируйте тему урока.

Какие задачи поставим перед собой на урок?  Слайд 2.

Выходит группа обучающихся, у которых на парте лежали буквы. Составляют из букв фамилию автора.

Слушают отрывок песни, отвечают на вопрос. Формулируют тему и задачи урока. 

Тема урока: И.З. Суриков «Детство»

Задачи:

  1. Познакомиться с биографией И.З. Сурикова;
  2. Прочитать стихотворение И.З. Сурикова «Детство»;
  3. Продолжим учиться выразительно  читать;
  4.  Составим синквейн к стихотворению.
Ф, И, Г
Проверка домашнего задания, подготовленных учеников Ребята подготовили заранее биографию И.З. Сурикова. Слайд 3. Обучающиеся рассказывают биографию И.З. Сурикова:

1 ученик:

Иван Захарович Суриков родился в апреле 1841 года в деревне Новоселово Ярославской губернии в семье крестьянина, служившего приказчиком в Москве, а затем открывшего там собственную лавку. Детство Иван провёл в деревне, о чём сохранил самые светлые воспоминания.

2 ученик:

В 1849 году вместе с матерью Суриков переехал в Москву к отцу и вскоре был отдан для обучения грамоте к двум пожилым сёстрам из разорившейся купеческой семьи.

1 ученик:

Одна из них ввела Ивана в область жития святых, а другая приобщила к стихам поэтов – песенников.

2 ученик:

Увлечение Ивана вызвало неудовольствие его отца, и как только сын подрос, он поставил его себе в помощники. Несмотря на строгости, в свободные от работы минуты Суриков продолжал много читать и уже во второй половине 1850-х годов начал писать собственные стихи.

1 ученик:

Иван Суриков продолжал много писать, его стихи стали печататься в известных крупных журналах. Всё пережитое им он сумел выразить в простых, прочувствованных стихах, отличающихся лиричностью и мелодичностью. Основные темы его поэзии – жизнь крестьянства, их изнурительный труд, картины природы…

Учащиеся оценивают свой ответ.

Ф, П
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Проверьте себя, как вы запомнили биографию И.З. Сурикова. Соедините начало и конец предложения в задании номер 1 в маршрутном листе. Приложение 1. Выполняют самостоятельную работу с самопроверкой по эталону. Оценивают свою работу. Слайд №4. Ф, И
Изучение нового материала

Беседа по содержанию

Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока была жива его мама, его детство было счастливым. О нём он написал в своём стихотворении. Учитель читает стихотворение. Слайд 5.

Что вспоминает автор из детства?

Катались ли вы сами со снежной горки?

Какие чувства вы при этом испытывали?

А когда падали, катались дальше или уходили домой?

Как вы думаете авторские воспоминания связаны с радостными событиями или с огорчениями?

Учащиеся слушают и следят за учителем.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение.

Ф, И
ФИЗМИНУТКА  Повторяют движения на видео.
Словарная работа Прочитайте стихотворение жужжащим чтением, отмечая для себя непонятные слова.

Предположите, что означают данные слова.

Читают шепотом, выделяют непонятные слова, высказывают своё мнение о значении непонятных слов. Ф, И
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону В маршрутном листе соедините слово с его значением или картинкой. Проверьте себя, правильно ли вы предположили. Приложение 1. Выполняют самостоятельную работу с самопроверкой по эталону. Оценивают свою работу. Слайд 7. Ф, И
Выборочное чтение. Подберите строчки из стихотворения к иллюстрации. Слайд 9. Подбирают строчки из стихотворения к иллюстрации, зачитывают их.
Закрепление нового материала Кто готов прочитать стихотворение выразительно?

Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши? Чем?

Выразительное чтение стихотворения сильного ученика. Остальные ученики следят. Отвечают на вопросы учителя. Ф, И
Составление синквейна Составьте в паре синквейн к слову дети из стихотворения И.З. Сурикова «Детство» Приложение 1. Составляют синквейн к слову дети в маршрутном листе. Читают получившиеся синквейны. Например:

Дети.

Весёлые, игривые.

Катаются, хохочут, зябнут.

Детство – беззаботная пора.

Друзья.

Ф, П
Итог урока Писатели пишут стихи не для того, что бы описать что – либо, а для того чтобы передать чувства, переживания.  

Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

Что же самое главное для каждого человека?

Вернемся к задачам урока и посмотрим всё ли выполнено?

Отвечают на вопросы. Подводят итог урока. Ф, И
Рефлексия Оцените свою работу на уроке в маршрутном листе. 

Слушал краем уха

Шевелил мозгами

В поте лица

Выберите фразеологизм, который соответствует вашей работе на уроке литературного чтения. Приложение 1.

Проговаривают значения фразеологизмов. Оценивают себя. Ф, И
Домашнее задание Всем: выразительное чтение стихотворения с. 48-49.

По желанию:

Выучить наизусть стихотворение И.З. Сурикова «Детство»

Творческое задание: представь себя художником иллюстратором и нарисуй обложку к книге И.З. Сурикова «Детство»

Записывают домашнее задание. Выбирают домашнее задание по желанию. Ф, И

 

 

Урок по литературному чтению в 3 классе