Селюнина Татьяна Владимировна
учитель английского языка
Селюнина Нина Алексеевна
учитель математики
МКОУ Скляевская СОШ
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №159992
Всероссийский конкурс «Лучшая программа организации отдыха детей и их оздоровления», в рамках реализации федеральной целевой программы Развитие сферы отдыха и оздоровления детей
Наименование конкурсной работы: Пришкольный оздоровительный лагерь «Светофор» на базе МКОУ Скляевской СОШ. Профиль смены: «Безопасность дорожного движения детей»
Итоговая оценка: 1 место,  87 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №159992


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 Скляевская средняя общеобразовательная школа

Рамонского муниципального района Воронежской области

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

летнего оздоровительного лагеря

 «Светофор»

с дневным пребыванием детей

       Профиль смены: безопасность дорожного движения детей

Начальник лагеря: Шапошникова Наталья Васильевна

      Возраст детей: 7-14 лет.

      Срок реализации программы: июнь 2024 г.

с. Скляево-2024

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка 3
Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ 6
1.1. Цель и задачи воспитания 6
1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности     7
1.3. Основные направления воспитания 8
1.4. Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности 9
Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
2.1. Модуль «Будущее России. Ключевые мероприятия» 10
2.2. Модуль «Отрядная работа. КТД» 13
2.3. Модуль «Самоуправление» 15
2.4. Модуль «Дополнительное образование» 16
2.5. Модуль «Здоровый образ жизни» 16
2.6. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» 17
2.7. Модуль «Профилактика и безопасность» 18
2.8. Модуль «Профориентация» 19
2.9. Модуль «Детское медиа – пространство» 19
Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 20
3.1. Особенности организации воспитательной деятельности 21
3.2. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания 23
3.3.Календарный план воспитательной работы детского лагеря на 2024 год 24
Приложение 26

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная рабочая программа воспитания для организаций отдыха детей и их оздоровления в летнем пришкольном лагере «Светофор» при МКОУ «Скляевская СОШ» на основе Примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций, разработанной Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
  • Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990).
  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон

«Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

  • Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  • Федеральным законом от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации».
  • Приказы №№286,287 Министерства просвещения Российской Федерации об утверждении ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования от 31 мая 2021 года.
  • Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р).
  • Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
  • Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно- нравственных ценностей».
  • Планом основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 № 122-р).
  • Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26. 12.2017 № 1642).

Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018

№ 16.).

Согласно Федеральному закону от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениямии дополнениями) к организациям

отдыха детей и их оздоровления (далее –детский лагерь) относятся организации (независимо от их организационно- правовых форм) сезонного или круглогодичного действия, стационарного и (или) нестационарного типа, с круглосуточным или дневным пребыванием, оказывающие услуги по организации отдыха и оздоровления детей: организации отдыха детей и их оздоровления сезонного или круглогодичного действия, лагеря, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), детские лагеря труда и отдыха, детские лагеря палаточного типа, детские специализированные (профильные) лагеря, детские лагеря различной тематической направленности.

Программа является методическим документом, определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в детском лагере, разрабатывается с учетом государственной политики в области образования и воспитания.

Программа создана с целью организации непрерывного воспитательного процесса, основывается на единстве и преемственности с общим и дополнительным образованием, соотносится с примерной рабочей программой воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования.

Программа предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.

Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания. Ценности человека, дружбы, семьи, сотрудничества лежат в основе духовно-нравственного и социального направлений воспитания.

Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания. Ценность здоровья лежит в основе направления физического воспитания. Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.

Ценности культуры и красоты лежат в основе эстетического направления воспитания.

«Ключевые смыслы» системы воспитания, с учетом которых должна реализовываться программа:

«Люблю Родину». Формирование у детей чувства патриотизма и готовности к защите

идентичности через чувства гордости за свою Родину и ответственности за будущее России, знание истории, недопустимость фальсификации исторических событий и искажения исторической правды, на основе развития программ воспитания детей, в том числе военно- патриотического воспитания, развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества.

«Мы – одна команда». Особое внимание в формировании личности ребенка, основ его поведения и жизненных установок отводится социальномуокружению, важной частью которого является детский коллектив. Детский коллектив предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации, позволяет сформировать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства.

Детский коллектив объединяет детей с разными интересами, потребностями и индивидуальными особенностями. Важно выстраивать работу и коллективные дела так, чтобы они были интересными и значимыми для каждого ребенка.

«Россия – страна возможностей». Ребенка воспитывает все, что его окружает.

Окружающая среда формирует его взгляды, убеждения, привычки. Важно создавать воспитательную среду, доступную, интересную для ребенка. Создание благоприятной и разнообразной воспитательной среды возможно через вовлечение детей в конкурсы, мероприятия и проекты детских общественных объединений, заинтересованных организаций (АНО «Россия – страна возможностей», АНО «Большая Перемена», Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи «Движение Первых», Российское общество «Знание», Российское историческое общество), где каждый ребенок может найти то, что ему по душе. Необходимо популяризировать все возможности и социально значимые проекты организаций.

Принимая участие в мероприятиях движений и организаций, школьники получают возможность активно участвовать в общественной жизни страны, формировать гражданскую позицию, основываясь на идеалах добра и справедливости, в том числе через систему личностного и социального роста.

Программа включает три раздела: целевой; содержательный; организационный.

Приложение: примерный календарный план воспитательной работы.

Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ

Нормативные ценностно-целевые основы воспитания детей в детском лагере определяются содержанием российских гражданских (базовых, общенациональных) норм и ценностей, основные из которых закреплены в Конституции Российской Федерации.

С учетом мировоззренческого, этнического, религиозного многообразия российского общества ценностно-целевые основы воспитания детей включают духовно-нравственные ценности культуры народов России, традиционных религий народов России в качестве вариативного компонента содержания воспитания, реализуемого на добровольной основе, в соответствии с мировоззренческими и культурными особенностями и потребностями родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей.

Воспитательная деятельность в детском лагере реализуется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, зафиксированными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

  • Цель и задачи воспитания

Современный российский общенациональный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами

Российской Федерации в сфере образования цель воспитания: создание условий для личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон от 29 декабря2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, ст. 2, п. 2).

Задачи воспитания определены с учетом интеллектуально-когнитивной, эмоционально- оценочной, деятельностно – практической составляющих развития личности:

усвоение знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);

  • формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
  • приобретение социально значимых знаний, формирование отношения к традиционным базовым российским ценностям.
  • Методологические основы и принципы воспитательной

деятельности

Методологической основой Программы воспитания являются антропологический, культурно-исторический и системно – деятельностный подходы.

Воспитательная деятельность в детском лагере основывается на следующих принципах:

  • принцип гуманистической направленности. Каждый ребенок имеет право на признание его как человеческой личности, уважение его достоинства, защиту его человеческих прав, свободное развитие;
  • принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
  • принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;
  • принцип следования нравственному примеру. Пример, как метод воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
  • принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
  • принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
  • принцип инклюзивности. Организация воспитательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.

Данные принципы реализуются в укладе детского лагеря, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.

Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и детского лагеря, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-эстетическую среду, деятельности и социокультурный контекст.

Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно- нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.

Воспитывающие общности (сообщества) в детском лагере:

  • детские (одновозрастные и разновозрастные отряды). Ключевым механизмом воспитания в детском лагере является временный детский коллектив. Чтобы эффективно использовать воспитательный потенциал временного детского коллектива, необходимо учитывать особенности и закономерности развития временного детского коллектива.
  • детско-взрослые. Основная цель – содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, наличие общих ценностей и смыслов у всех участников. Главная детско-взрослая общность в детском лагере – «Дети-Вожатый».
  • Основные направления воспитания

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы:

  • гражданское воспитание, формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;

–  патриотическое воспитание – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;

духовно-нравственное   развитие   и   воспитание   обучающихся на основе духовно-нравственной культуры народов России

  • религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
  • эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
  • экологическое воспитание: формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей;
  • трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности;
  • физическое воспитание и воспитание культуры здорового образа жизни и безопасности: развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, личной и общественной безопасности;

– познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию.

  • Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности

Основные традиции воспитания в детском лагере являются:

  • совместная деятельность детей и взрослых, как ведущий способ организации воспитательной деятельности;
  • создание условий, при которых для каждого ребенка предполагается роль в совместных делах (от участника до организатора, лидера того или иного дела);
  • создание условий для приобретения детьми нового социального опыта и освоения новых социальных ролей;
  • проведение общих мероприятий детского лагеря с учетом конструктивного межличностного взаимодействия детей, их социальной активности;
  • включение детей в процесс организации жизнедеятельности временного детского коллектива;
  • формирование коллективов в рамках отрядов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
  • обмен опытом между детьми в формате «дети-детям»;
  • ключевой фигурой воспитания является ребенок, главную роль в воспитательной деятельности играет педагог, реализующий по отношению к детям

защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

Уникальность воспитательного процесса в детском лагере заключается в кратковременности, автономности, сборности.

Кратковременность – короткий период лагерной смены, характеризующийся динамикой общения, деятельности, в процессе которой ярче высвечиваются личностные качества.

Автономность – изолированность ребенка от привычного социального окружения, «нет дневника», вызова родителей – все это способствует созданию обстановки доверительности.

Сборность – предполагает объединение детей с разным социальным опытом и разным уровнем знаний, не скованных «оценками» прежнего окружения, каждый ребенок имеет возможность «начать все сначала».

Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках всех направлений   деятельности детского лагеря. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности представлены в соответствующих модулях.

Реализация конкретных форм воспитательной работы воплощается в Календарном плане воспитательной работы (Приложение), утверждаемом ежегодно на предстоящий год (сезон) с учетом направлений воспитательной работы, установленных в настоящей Программе воспитания.

ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ

2.1 Модуль «Будущее России. Ключевые мероприятия»

Направлен на формирование сопричастности к истории, географии Российской Федерации, ее этнокультурному, географическому разнообразию, формирование национальной идентичности.

Деятельность реализуется по направлениям:

1. Церемония подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации и исполнение Государственного гимна Российской Федерации.

Использование Государственного флага и исполнение Государственного гимна Российской Федерации при проведении церемонии подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации регламентируется Методическими рекомендациями «Об использовании

государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06) и «Стандартом Церемонии поднятия (спуска) Государственного флага Российской Федерации» (Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 № АБ-1611/06).

Торжественная церемония подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации проводится в день проведения открытия (закрытия) смены и в дни государственных праздников Российской Федерации.

  1. Дни единых действий, которые обязательно включаются в календарный план воспитательной работы и проводятся по единым федеральным методическим рекомендациям и материалам:

1 июня – День защиты детей;

 6 июня – День русского языка; 

12 июня – День России;

22 июня – День памяти и скорби;

  1.  «Цивилизационное наследие России» – важнейший ресурс в воспитании подрастающего поколения, который включает знания о родной природе, достижения культуры и искусства, изобретения и масштабные проекты, реализованные всей страной, это примеры сложных решений, которые принимались людьми в непростых обстоятельствах. Каждый обучающийся должен понимать, что цивилизационное наследие России прежде всего – это подвиги и примеры ратного труда, судьбоносные исторические события, имена тех, кто прославлял Отечество, а также памятники культуры.

В рамках модуля обучающиеся знакомятся с именами конкретных людей, которые прославили Россию, их подвигами. Изучают памятники культуры Отечества.

Цивилизационное наследие как ценностный ориентир для развития каждого гражданина

России предусматривает:

  • Знакомство с примерами реальных людей, событий, деятельности, которая происходила на благо России.
  • Знакомство с наследием народов России в области искусства, литературы, музыки, изобразительного искусства, архитектуры, театра, балета, кинематографа, мультипликации.
  • Изучение России, родного края, населенного пункта как культурного пространства. Знакомство обучающихся с историей своего населенного пункта, желание изучать историю и культуру своего края; изучать подвиги односельчан, развивать желание вносить личный вклад в сохранение культурного наследия своего региона, страны.

Данное направление должно предусматривать традиционные и современные интерактивные форматы, позволяющие знакомить обучающихся с «Цивилизационным наследием России».

  • Просветительский проект «Без срока давности».

Проект нацелен на патриотическое воспитание детей и подростков, направлен на формирование их приверженности традиционным российским духовно-нравственным ценностям

  • любви к Родине, добру, милосердию, состраданию, взаимопомощи, чувству долга.

Задача педагогической деятельности по реализации этого проекта – показать, какие ценности нашего народа позволили одержать победу над врагами, формирование убеждения о силе духа нашего народа и армии, о их моральном превосходстве. Предполагаемые форматы участия в проекте:

  • Уроки Памяти, Уроки Мужества. Через проведение Уроков необходимо показать обучающимся важность сохранения памяти о подвигах наших предков, защитивших родную землю и спасших мир от фашистской агрессии, о геноциде советского народа, о военных преступлениях нацистов, которые не имеют срока давности.
  • Вовлечение обучающихся старших классов в проект «Без срока давности» с помощью образовательных проектов, в том числе исследовательских.
  • Посещение мемориальных комплексов и памятных мест, посвященных увековечиванию памяти мирных жителей, погибших от рук нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны.
  • «Содружество Орлят России».

Цель программы «Содружество Орлят России» (для проведения в детских лагерях): развитие социально-активной личности ребёнка на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций многонационального народа Российской Федерации.

Смена в детском лагере является логическим завершением участия младших школьников в годовом цикле Программы развития социальной активности «Орлята России» и реализуется в период летних каникул.

Программа разработана с учётом:

  •  возрастных и психофизиологических особенностей младших школьников;
  •     ведущих видов деятельности в данном возрасте: игровой и учебной;
  • ключевых мотивов поведения младших школьников (интерес к новым видам деятельности, важность личных достижений, признания, самоутверждения, ориентированность на взрослого).

Материалы рекомендованы к реализации в представленном виде, но при этом являются вариативными. Каждый педагог может внести свой вклад в развитие содержания смен и дополнить программу региональным компонентом. Программа любого уровня (пришкольный, региональный, федеральный) легко адаптируется для смены разной длительности (от 7 до 21 дня).

Игровая модель и основные события смен направлены на закрепление социальных навыков и дальнейшее формирование социально-значимых ценностей, укрепление смыслового и эмоционального взаимодействия между взрослыми и детьми, подведение итогов и выстраивание перспектив дальнейшего участия в Программе «Орлята России» или проектах Российского движения детей и молодёжи.

Методической основой программ для детских лагерей является методика коллективной творческой деятельности И. П. Иванова.

Основными организационными пространствами детского лагеря являются:

-отряд – класс, как знакомый и постоянный коллектив для ребёнка (проживание в привычной атмосфере, реализация некоторых игровых заданий);

-временные объединения детей, для реализации программы смены (спортивная    команда, с/у, клуб по интересам, творческая мастерская, научное бюро и т.д.);

-все детско-взрослое сообщество летнего лагеря (участие в общелагерных   мероприятиях).

В помощь педагогам разработан методический комплекс с активными ссылками на дидактические материалы. Методический комплекс включает в себя:

  • программу пришкольного и регионального лагерей;
  • программу федеральной смены;
  • пояснительные записки к программам всех уровней;
  • рекомендуемые план-сетки к программам всех уровней;
  • план-конспекты и дидактические материалы для отрядных и общелагерных дел.
  •  «Ключевые мероприятия»

Ключевые мероприятия – это главные традиционные мероприятия детского лагеря, в которых принимает участие большая часть детей.

  • Торжественное открытие и закрытие смены (программы).
  • Тематические и спортивные праздники, творческие фестивали.
  • Акции, конкурсы, проекты, которые реализуются в течение смены.
  • Участие во всероссийских мероприятиях и акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям.
  • Проведение всероссийских и региональных мероприятий.

2.2. Модуль «Отрядная работа. КТД»

Воспитатель/вожатый организует групповую и индивидуальную работу с детьми вверенного ему временного детского коллектива – отряда. Временный детский коллектив или отряд – это группа детей, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря.

Для эффективного использования воспитательного потенциала отрядной работы необходимо учитывать особенности временного детского коллектива:

  • Коллектив функционирует в течение короткого промежутка времени; максимальный период не превышает 21 дня.
  • Как правило, коллектив объединяет детей, которые не были знакомы ранее.
  • Автономность существования: влияние внешних факторов уменьшается, ослабляется влияние прежнего социума, например, семьи, класса, друзей. В то же время у коллектива появляется новое место жизнедеятельности.
  • Коллективная деятельность. Участники коллектива вовлечены в совместную деятельность.
  • Завершенность развития: полный цикл: от формирования до завершения функционирования.

Отрядная работа строится с учетом закономерности развития временного детского коллектива (роста межличностных отношений) и логики развития лагерной смены.

Реализация воспитательного потенциала отрядной работы предусматривает:

  • планирование и проведение отрядной деятельности;
  • поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им возможности обсуждения и  принятия решений, создания благоприятной среды для общения; доверительное общение и поддержку детей в решении проблем, конфликтных ситуаций;
  • организацию интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел, позволяющих вовлекать в них детей с разными потребностями, давать им возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения; вовлечение каждого ребенка в отрядные дела и общелагерные мероприятия в разных ролях: сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов и редакторов, ведущих, декораторов и т.д.;
  • формирование и сплочение отряда (временного детского коллектив) через игры, тренинги на сплочение и командообразование, огонек знакомства, визитки; сформировать дружный и сплоченный отряд поможет знание периодов развития временного детского коллектива – этапов развития межличностных отношений;
    • предъявление единых педагогических требований (ЕПТ) по выполнению режима и распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и поведению, санитарно- гигиенических требований;
    • принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым они будут следовать в детском лагере, а также символов, названия, девиза, эмблемы, песни, которые подчеркнут принадлежность именно к этому конкретному коллективу;
    • диагностику интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявление лидеров, аутсайдеров через наблюдение, игры, анкеты;
    • аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ ситуации, мероприятия, анализ смены, результатов;
  • поддержка детских инициатив и детского самоуправления;
  • сбор отряда: хозяйственный сбор, организационный сбор, утренний информационный сбор отряда и др.;
  • огонек (отрядная «свеча»): огонек знакомства, огонек оргпериода, огонек – анализ дня, огонек прощания, тематический огонек. Специфическая форма общения детей и взрослых, представляющая собой коллективное обсуждение отрядом и педагогами прожитого дня, анализ проведенных акций и складывающихся в отряде взаимоотношений. Огонек – это камерное общение, сугубо отрядная форма работы;
  • коллективно-творческое дело (КТД). КТД как особый тип формы воспитательной работы, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта) разработаны и названы так И.П. Ивановым. Основу данной методики составляет коллективная творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа.

Это форма организации деятельности группы детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений, при которой вожатые действуют как старшие помощники и наставники детей. КТД могут быть отрядными и общелагерными.

Различаются следующие виды КТД по направленности деятельности: трудовые, познавательные, художественные, экологические, досуговые, спортивные. Каждый вид коллективного творческого дела обогащает личность определенным видом общественного ценного опыта.

                                          2.3. Модуль «Самоуправление»

Реализация воспитательного потенциала системы детского самоуправления направлена на формирование детско-взрослой общности, основанной на партнерстве детей и взрослых по организации совместной деятельности, предполагает реализацию детской активности и направлена на развитие коммуникативной культуры детей, инициативности и ответственности, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержку творческой самореализации детей.

Самоуправление формируется с первых дней смены, то есть в организационный период.

На уровне детского лагеря: самоуправление в детском лагере может складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным органам самоуправления относятся: деятельность дежурного отряда, работа творческих и инициативных групп, работа советов дела. Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов, деятельность клубов, штабов. Высшим органом самоуправления является сбор (совет) лагеря, в ходе которого решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа, проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа.

На уровне отряда: через деятельность лидеров, выбранных по инициативе и предложениям членов отряда (командиров, физоргов, культорг и др.), представляющих интересы отряда в общих делах детского лагеря, при взаимодействии с администрацией детского лагеря.

При формировании структуры отрядного самоуправления эффективным может  оказаться применение метода чередования творческих поручений (ЧТП).

2.4.Модуль «Дополнительное образование»

Дополнительное образование детей в детском лагере является одним из основных видов деятельности и реализуется через:

  • программы профильных (специализированных, тематических) смен;
  • деятельность кружковых объединений, секций, клубов по интересам, студий, дополняющих программы смен в условиях детского лагеря.

В рамках шести направленностей: социально-гуманитарная; художественная; естественнонаучная; техническая; туристско-краеведческая; физкультурно-спортивная.

Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования предполагает:

  • приобретение новых знаний, умений, навыков в привлекательной, отличной от учебной деятельности, форме;
  • развитие и реализация познавательного интереса;
  • вовлечение детей в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
  • формирование и развитие творческих способностей обучающихся.

2.5. Модуль «Здоровый образ жизни»

Модуль предполагает восстановление физического и психического здоровья в благоприятных природных и социокультурных условиях, освоение способов восстановления и укрепление здоровья, формирование ценностного отношения к собственному здоровью, способов его укрепления и т.п.

Основными составляющими здорового образа жизни являются: оптимальный уровень двигательной активности, рациональное питание, соблюдение режима дня, личная гигиена, соблюдение правил поведения, позволяющих избежать травм и других повреждений.

Система мероприятий в детском лагере, направленных на воспитание ответственного отношения у детей к своему здоровью и здоровью окружающих, включает:

  • физкультурно-спортивных мероприятия: зарядка, спортивные соревнования, эстафеты, спортивные часы;
  • спортивно-оздоровительные события и мероприятия на свежем воздухе
  • просветительские беседы, направленные на профилактику вредных привычек и привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом;
  • встречи с известными (интересными) людьми – общественными деятелями, деятелями спорта, культуры и искусства и др.

2.6.Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда детского лагеря обогащает его внутренний мир, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком детского лагеря.

Очень важно создать в детском лагере «дружелюбную» предметно- эстетическую среду, т.к. на период смены лагерь становится новым местом жизнедеятельности ребенка.

Реализация воспитательного потенциала предметно-эстетической среды предусматривает:

  • тематическое оформление интерьера помещений детского лагеря (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и комнат для проживания детей;
  • озеленение территории детского лагеря, разбивка клумб, аллей, оборудование отрядных мест, спортивных и игровых площадок, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить территорию детского лагеря на зоны активного и тихого отдыха, создание дендроплана лагеря и использование его воспитательного потенциала; 
  • оформление отрядных уголков, позволяющее детям проявить свои фантазию и творческие способности. Отрядный уголок – форма отражения жизнедеятельности отряда, постоянно действующая, информирующая и воспитывающая одновременно, вызывающая интерес и стимулирующая активность детей. В оформлении отрядного уголка принимает участие весь отряд, вожатый является организатором и идейным вдохновителем.
  • событийный дизайн – оформление пространства проведения событий (праздников, церемоний, творческих вечеров, выставок, КТД, отрядных дел и т.п.);
  • оформление образовательной, досуговой и спортивной инфраструктуры;
  • совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой лагерной и отрядной символики (флаг, гимн, эмблема, логотип, элементы костюма и т.п.);
  • регулярная организация и проведение с детьми акций и проектов по благоустройству участков территории детского лагеря (например, высадка растений, закладка аллей, создание инсталляций и иного декоративного оформления отведенных для детских проектов мест);
  • акцентирование внимания детей посредством элементов предметно- эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях детского лагеря, его традициях, правилах;
  • звуковое пространство детском лагере – работа детского радио, аудио сообщения (информация, музыка) позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности, исполнение гимна РФ;
  • «места новостей» – оформленные места, стенды в помещениях (холл первого этажа, рекреации), содержащие в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно- нравственного содержания, поздравления, афиши и т.п.; 
  • размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ детей, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга, фотоотчетов об интересных событиях детском лагере.

 

2.7.Модуль «Профилактика и безопасность»

Профилактика и безопасность – профилактика девиантного поведения, конфликтов, создание условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости к неблагоприятным факторам;

Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в детском лагере предусматривает:

  • физическую и психологическую безопасность ребенка в новых условиях;
  • специализированные проекты и смены;
  • целенаправленную работу всего педагогического коллектива по созданию в детском лагере эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
  • разработку и реализацию разных форм профилактических воспитательных мероприятий: антиалкогольные, против курения, безопасность в цифровой среде, вовлечение в деструктивные группы в социальных сетях, деструктивные молодежные, религиозные объединения, культы, субкультуры, безопасность дорожного движения, противопожарная безопасность, гражданская оборона, антитеррористическая, антиэктремистская безопасность и т.д.;
  • организацию превентивной работы со сценариями социально одобряемого поведения, развитие у обучающихся навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению;
  • поддержку инициатив детей, педагогов в сфере укрепления безопасности жизнедеятельности в детском лагере, профилактики правонарушений, девиаций, организация деятельности, альтернативной девиантному поведению – познание (путешествия), испытание себя (походы, спорт), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно – духовная, благотворительная, искусство и д.р
  •  создание разностороннего оздоровительного и развивающего отдыха детей на основе изучения дорожной грамоты и формирования навыков безопасного поведения. Популяризация ПДД среди учащихся и привлечение школьников к изучению и соблюдению ПДД.

ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ

2.8.Модуль «Профориентация»

Воспитательная деятельность по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб. Задача совместной деятельности педагогических работников и детей – подготовить ребенка к осознанному выбору своей будущей

профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность ребенка к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не

только профессиональную, но и в непрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:

  • циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку ребенка к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
  • профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания детей о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной детям профессиональной деятельности;
  • экскурсии на предприятия и встречи с гостями: экспертами в области профориентации, представителями разных профессий, дающие ребятам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
  • организация на базе детского лагеря профориентационных смен, в работе которых принимают участие эксперты в области профориентации и где ребята могут глубже познакомиться с теми или иными профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развивать в себе соответствующие навыки;
  • участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно- тренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых уроков.

2.9.Модуль «Детское медиапространство»

Цель детского медиапространства (создание и распространение текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации детей. Воспитательный потенциал детского медиапространства реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:

  • детский редакционный совет и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через детскую газету, детское радио или телевидение) наиболее интересных моментов жизни детского лагеря;
  • детский медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение;
  • детская интернет-группа, принимающая участие в поддержке интернет-сайт

детского лагеря и соответствующей группы в социальных сетях с целью освещения деятельности детского лагеря в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к детскому лагерю, информационного продвижения ценностей детского лагеря и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, педагогическими работниками и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для лагеря вопросы;

  • детская киностудия, в рамках которой создаются ролики, клипы, осуществляется монтаж познавательных, документальных, анимационных, художественных фильмов, с акцентом на этическое, эстетическое, патриотическое просвещение аудитории;

– участие детей в региональных или всероссийских конкурсах детских медиа.

  • формирование культуры информационной безопасности, информационной грамотности, противодействие распространению идеологии терроризма;
  • онлайн-мероприятия в официальных группах детского лагеря в социальных сетях;
  • освещение деятельности детского лагеря в официальных группах в социальных сетях и на официальном сайте детского лагеря.
  • проведение на базе организаций-партнеров экскурсий, встреч, акций воспитательной направленности при соблюдении требований законодательства Российской Федерации;
  • социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые детьми, педагогами с организациями-партнерами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т.д. направленности, ориентированные на воспитание детей, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.

Раздел III ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  • Особенности организации воспитательной деятельности

Программа воспитания реализуется посредством формирования социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательных отношений руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные воспитательнозначимые виды совместной деятельности.

Работа детского пришкольного лагеря «Светофор» организуется на базе МКОУ Скляевская СОШ. Профиль лагеря – безопасность дорожного движения детей. С каждым годом всё сложнее становится дорожное движение. Постоянно растёт число автомототранспорта на улицах городов и посёлков. Бурный темп автомобилизации существенно повысил интенсивность дорожного движения, что, к сожалению, вызвало рост аварийности и травматизма на дорогах города. Дорожно-транспортный травматизм в России приобретает в последнее время признаки национальной катастрофы и особенно остро стоит проблема детского дорожного травматизма. В сложившейся ситуации приоритетное значение в сфере обеспечения безопасности движения приобретает подготовка дисциплинированных участников дорожного движения, и начинать эту подготовку нужно с детского возраста.

Задача взрослых, родителей и педагогов состоит в том, чтобы не только самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Учебно-воспитательная деятельность по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, проводимая в образовательных учреждениях, зачастую ограничивается изучением Правил дорожного движения, знаков, разметки, но не охватывает проблем воспитания культуры безопасного поведения и законопослушания. Поэтому летняя профильная смена – это идеальный вариант уделить больше свободного времени для занятий этим важным делом.

Детский лагерь – особое образовательное учреждение, в котором создаются условия для обеспечения воспитывающей, эмоционально-привлекательной деятельности детей, удовлетворения потребности в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности. Кратковременный характер пребывания, новое социальное окружение, разрыв прежних связей, позитивная окраска совместной деятельности со сверстниками, постоянное (круглосуточное) сопровождение взрослых и др. позволяют создать оптимальные условия для осуществления воспитательной деятельности и актуализации самовоспитания.

Воспитательный потенциал детского лагеря обладает рядом преимуществ по сравнению с другими образовательными организациями:

  • добровольность в выборе деятельности и формы ее реализации в детском демократическом сообществе, активность и самостоятельность ребенка в выборе содержания и результативности деятельности;
  • творческий характер деятельности;
  • многопрофильность;
  • отсутствие обязательной оценки результативности деятельности ребенка, официального статуса;
  • опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества с детьми и взрослыми; опыт жизнедеятельности и общения в коллективах высокого уровня развития, где наиболее успешно проходит самоактуализация личности.

Воспитательный потенциал детского лагеря позволяет осуществлять воспитание через изменение, конструирование особой среды проживания в условиях временного детского объединения – социальной микросреды, в которой протекает жизнедеятельность детей в условиях детского лагеря.

Основные характеристики уклада детского лагеря основные вехи истории детского лагеря, включенность в историко- культурный контекст территории, «миссия» детского лагеря в самосознании ее педагогического коллектива;

местоположение и социокультурное окружение (местное,региональное):

  • историко-культурная, этническая, конфессиональная специфика населения местности, региона;
  • организационно-правовая форма, направленность детского лагеря, образовательных программ (смен), режим деятельности (сезонного или круглогодичного действия, круглосуточное или дневное пребывание);
  • наличие социальных партнеров;
  • особенности детского лагеря, определяющие «уникальность» лагеря;
  • наличие существенных проблемных зон, дефицитов, препятствий в воспитательной деятельности и решения этих проблем;
  • кадровое обеспечение воспитательной деятельности. 

Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания

Основным методом анализа воспитательного процесса в детском лагере является самоанализ воспитательной работы, который проводится каждую смену с целью выявления основных проблем и последующего их решения, совершенствования воспитательной работы в детском лагере.

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в детском лагере, являются:

  • принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
  • принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между детьми и взрослыми;
  • принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности.

Основные направления анализа воспитательного процесса :

  1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития детей.

Критерием, на основе которого должен осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития детей в отряде за смену, нов условиях краткосрочности лагерной смены сложно сделать глубокие выводы и замерить динамику. Поэтому результаты воспитания представлены в виде целевых ориентиров:

  • усвоение знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
    • формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
    • приобретение социально значимых знаний, формирование отношения к традиционным базовым российским ценностям.

Важную роль играет аналитическая работа с детьми, которая помогает им оценить и понять приобретенный в лагере опыт, зафиксировать изменения, наметить дальнейшие планы по саморазвитию. Это можно делать с помощью разных методик. Главный инструмент – педагогическое наблюдение. Очень важно фиксировать личностные изменения, в том числе в педагогическом дневнике.

  1. Состояние организуемой в детском лагере совместной деятельности детей и взрослых.

Показателем эффективности воспитательной работы является наличие в детском лагере интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством.

Методы анализа, которые могут использоваться детским лагерем при проведении самоанализа организуемой воспитательной работы:

  • социологические: опрос участников образовательных отношений, экспертный анализ, фокус-группа, анализ документов и контекстный анализ;
  • педагогические: тестирование, собеседование, педагогическое наблюдение, игровые методы, аналитическая работа с детьми, метод самооценки.

Итогом самоанализа организуемой в детском лагере воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ  ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ

на 2024 год

Календарный план воспитательной работы детского лагеря составлен с целью конкретизации форм, видов воспитательной деятельности и организации единого пространства воспитательной работы детского лагеря.

План разделен на модули, которые отражают направления воспитательной работы детского лагеря в соответствии с Программой воспитания и определяет уровни проведения мероприятий.

№ п/п Наименование мероприятия Срок проведения Уровень проведения
Всероссийск ий/ региональн ый Детский лагерь Отряд
Модуль «Будущее России. Ключевые мероприятия»
      1    День детства.

  День открытия лагерной смены

1-й день             +
      2   День летней безопасности 2-й день             +
      3 День русского языка.

 Пушкинский день.

4-й день             +
      4   День России 7-й день             +
      5   День ПДД 10-й день             +
      6 День памяти и скорби. 13-й день             +
      7   Закрытие лагерной смены 14-й день             +
Модуль «Отрядная работа. КТД»
1 Сбор отрядов «От идеи – к делу!» 1-й день           +
2 Командная игра по станциям

«Светофория»

2-й день           +
3 Подготовка к конкурсу чтецов «Любимые строчки Пушкина» 3-й день +
4 Тематические занятия «Школа светофорных наук» в течение смены         +
5 Игровая программа «Мудрый пешеход» 6-й день +
6 Кругосветка «Моя Родина – Россия» 7-й день +
7 Викторина «Символы России» 7-й день
8 Игровое занятие «ГТО- путь к здоровью!» 9-й день +
9 Квест-игра «Мы помним, мы – гордимся!» 13-й день +
11 «Создаём праздник вместе» 14-й день +
Модуль «Самоуправление»
1. Праздничная программа «Открываем в лето двери!» 1й день +
2. Создаем праздник вместе 14-й день +
Модуль «Профилактика и безопасность»
    1 «Школа светофорных наук» в течение смены +
    2 Просмотр мультфильмов «Безопасность- это важно!» 2-й день +
    3 Командная игра по станциям «Светофория» 3-й день         +
    4   Игра-викторина «Как вести себя в походе» 5-й день           +
    5 Игровая программа «Мудрый пешеход» 6-й день           +
    6   Презентация «Правила на дороге для пешеходов» 6-й день         +
    7 Экспромт-программа «В мире дорожных знаков» 8-й день +
    8 Интеллектуальные гонки «День эрудитов ПДД!» 10-й день         +
    9 «Чудеса с мигалками» (шарады, загадки на тему ПДД» 10-й день +
    10 Беседа «Я-пассажир» 11-й день +
    11 Развлекательная игровая программа «Путешествие в страну «Светофория»» 11-й день           +
Минутка безопасности «Как вести себя в бассейне» 12-й день +
Модуль «Здоровый образ жизни»
    1 Велопробег «По родным просторам» 2-й день           +
      2 Соревнования по велоспорту «Крути педали» 2-й день           +
      3 «Вместе мы идем в поход» 5-й день +
      4 Игровое занятие «ГТО-путь к здоровью!» 9-й день +
      5 Малые олимпийские игры «Самые спортивные» 9-й день +
      6 Путешествие в страну «Купляндия» 12-13-й день           +
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
      1   Акция «Цветочная клумба» 1-й день             +
      2 Художественный конкурс «Портрет моего друга» 3-й день         +
      3 Фестиваль летних шляп 8-й день +          
Модуль « Дополнительное образование»
      1 «День защиты детей». 1й день +
      2 Выставка книг «Пушкин на все времена» 4-й день         +
      3 Конкурс рисунков «Радуга Пушкинского творчества» 4-й день         +
Модуль «Профориентация»
      1 Занятие «Все работы хороши-выбирай на вкус!» 8-й день +

 

Формы ключевых  событий и дел Краткое описание
1-й день смены. Организационный период. Формирование отрядов.
Общий сбор участников

«Открываем двери в лето».

«День защиты детей».

Приложение 2

Официальный старт смены – открытие с поднятием государственного флага РФ и исполнением гимна РФ, творческим номером, приветственной речью начальника лагеря. Знакомство участников смены с территорией лагеря, основными правилами и распорядком дня, ключевыми людьми, к которым можно обращаться в течение смены.

Ссылка на материалы дела:

https://disk.yandex.ru/i/VNVJHNYPrlA3iQ

2-й день смены. «День летней безопасности»
Игры, соревнования, велопробег  Мероприятия направлены на профилактику безопасного поведения во время летних каникул 
3-й день смены. «День друзей» 
Творческая встреча

«Знакомьтесь,это – мы!»

Знакомство отрядов друг с другом, творческая презентация визиток, названий и девизов; знакомство с творческой визиткой «вожатского» отряда – коллективом учителей,

педагогов, наставников-старшеклассников. Задания и игры на сплочение и командообразование и проведение для других ребят своей игры, с которой они познакомились во время отрядного творчества

«Мы – Орлята!»

Приложение 3 Ссылка на материалы дела:

https://disk.yandex.ru/i/0UqXS4_n4omtsg

4-й день смены. «По волшебным страницам книг».
«День русского языка». Конкурс знатоков

«Ларец народной

мудрости».

Конкурс направлен на знакомство детей с устным народным творчеством России/региона Российской Федерации. Это могут быть сказы и сказки, рассказы, былины, повести, песни, пословицы и поговорки
Приложение 7 Ссылка на материалы дела:

https://disk.yandex.ru/i/WbAW79TKQ8UihQ

Ключевые события и дела Описание ключевых дел
5-й день смены. Тематический день «День туриста»
Вместе мы идем в поход Ребята с повторяют правила поведения в поход. В походе в игровой форме проявляют сво туристические знания и навыки.
 
                  6-й день смены. Тематический день «День пешехода»
«День День Пешехода

Игровая программа «Мудрый пешеход»».

КТД «Я – пешеход» (плакат) Приложение 15

Ребята с помощью игрового приёма изучают правила поведения на дороге, опасности подстерегающие детей при несоблюдении правил. Просматривают обучающие мультфильмы. На основе этих правил, отряд придумывает и создает плакат «Я пешеход».
                7-й день смены День России
«День России». 

Викторина, праздничная программа, акция

Мероприятия направлены на патриотическое воспитание детей.
13-й день смены. Тематический день «День памяти и скорби»
Торжественная линейка, возложение цветов, квест-игра Во время проведения мероприятий посвященных Дню памяти, ребята узнают о событиях ставших причиной возникновения памятной даты. О исторических фактах июня 1941 года.
14 – й день смены. Тематический день «Создаем праздник вместе»
«Создаём праздник вместе»

(уровень лагеря) 

Подготовка к празднику по случаю окончания смены, включает в себя работу микрогрупп по выполнению небольших творческих поручений и репетицию отдельных элементов общего праздника.

Ссылка на материалы дела: http://kommunarstvo.ru/biblioteka/bibiv aent.html

 

Список использованных источников и литературы

  1. Аракелян Ю.А. «Смена маленького роста»: сборник информационно- методических материалов в помощь воспитателю детского лагеря, работающему с детьми 6-11 лет / Ю.А. Аракелян, А.А. Зарипова, С.И. Кравцова, О.В. Шевердина. ФГБОУ ВДЦ

«Орлёнок», 2015. – 80 с.

  1. Афанасьев С.П. «Что делать с детьми в загородном лагере?» / С. Афанасьев, С. Коморин, А. Тимонин. – М.: МЦ «Вариант», 2002. – 224 с.
  2. Багапова Л.Д. «Мгновения отличного настроения»: методический сборник игр и упражнений для отрядного педагога / Л.Д. Багапова, А.А. Сайфина, Н.А. Сакович. ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», 2020. – 40 с.
  3. Беляков Ю.Д. «Методика организации коллективных творческих дел и игр»: методическое пособие. Издание 2-е, переработанное и дополненное. ФГБОУ ВДЦ

«Орлёнок», 2020. – 80 с.

  1. Васильковская Н.И. «Создай команду!»: методическое пособие / Н.И. Васильковская, А.А. Сайфина, Л.Р. Уварова, Ю.С. Шатрова. ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», 2020. – 80 с.
  2. Газман О.С. «Каникулы: игра, воспитание» / Под ред. О.С. Газмана – М.: Просвещение, 1988 – 160 с.
  3. Газман О.С. «Педагогика в пионерском лагере: Из опыта работыВсероссийского п/л «Орлёнок» / О.С. Газман, В.Ф. Матвеев. – М.: Педагогика, 1982 – 96 с.
  4. Ершова Л.В. Организационно-педагогические условия социализации ребенка во временном внешкольном объединении: специальность 13.00.01.

«Общая педагогика, история педагогики и образования»: диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук/ Ершова Людмила Викторовна; Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. – Ярославль, 1995. – 183.

  1. Зубахин А.А. «Откроет целый мир вожатый»: книга отрядного вожатого

«Орлёнка» / А.А. Зубахин, А.В. Яблокова. ФГБОУ ВДЦ

«Орлёнок», 2015. – 336 с.

  1. Зубахин А.А. «Равнение на флаг!»: сборник методических материалов из опыта работы ВДЦ «Орлёнок» по работе с государственными символами Российской Федерации и символами «Орлёнка»/ А.А. Зубахин, Т.Л. Хацкевич. Издание 1-е, переработанное. ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», 2012.

– 112 с. ил.

  1. Иванов И.П. Воспитательная работа комсомольцев с пионерами в средней школе: диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1955.
  2. Иванов И.П. О сущности воспитательной работы в начальных классах // Педагогика начальной школы:   ХХI Герценовские   чтения. – Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1968.
  3. Иванченко И.В. «Как рождается микрогруппа?»: методическоепособие Издание 2-е, переработанное и дополненное. ФГБОУ ВДЦ

«Орлёнок», 2020. – 80 с.

  1. Киреева А.А. «Нам доверяют матери ребёнка»: сборник интерактивных форм работы с детьми и подростками по формированию навыков безопасного поведения и профилактике травматизма в детском лагере. Издание 2-е, дополненное и переработанное. ФГБОУ ВДЦ

«Орлёнок», 2015. – 108 с.

  1. Ковалёва А.Г. «Педагогика «Орлёнка» в терминах и понятиях»: уч. пособие- словарь / А.Г. Ковалёва, Е.И. Бойко, С.И. Панченко, И.В. Романец, А.М. Кузнецова. – М: Собеседник, 2005. – 192с

 Лутошкин А.Н. «Как вести за собой» / А.Н. Лутошкин, под ред. Б.З. Вульфова. – М.: Просвещение, 1986 – 208 с.

  1. Можейко О.В. «Организация аналитической работы с детьми в отряде»: методическое пособие. ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», 2017. – 44 с.
  2. Можейко О.В. «Педагогическая диагностика в отрядной работе»: методическое пособие. ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», 2017. – 56 с.
  3. Можейко О.В. «Сто незаданных вопросов»: сборник информационно- методических материалов в помощь отрядному воспитателю

«Орлёнка». Издание 2-е, переработанное. ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», 2018. – 108 с.

  1. Панченко С.И. «День за днём в жизни вожатого». – М.: Издательский дом

«Народное образование», 2008. – 354 с.

  1. Сайфутдинова Л.Р. Формирование коммуникативной культурыподростков в условиях временного детского объединения: специальность

13.00.02. «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)»: диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук/ Сайфутдинова Лариса Рафиковна; Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова. – Кострома, 2001. – 209 с.

  1. Столярова В.В. «Развитие детской активности и инициативы»:методическое пособие. ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», 2015. – 80 с.
  2. Фришман И.И. Игровое взаимодействие в детских объединениях: специальность 13.00.01. «Общая педагогика, история педагогики и образования»: диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук/ Фришман Ирина Игоревна; Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. – Ярославль, 2001. – 340 с.
  3. Хуснутдинова И. «Орлёнок». Книга вожатого. – М.: Собеседник, 2005. – 352

с.

  1. Чукина М.В. «Сказки-подсказки»: методическое пособие / М.В. Чукина,

Ю.С. Шатрова. ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», 2020. – 64 с.

  1. Шевердина О.В. Педагогические условия формирования опыта самопрезентации подростка во временном детском объединении: специальность 13.00.02

«Теория и методика обучения и воспитания (социальное воспитание в образовательной и высшей школе)»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Шевердина Ольга Васильевна; Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Костромской Государственный Университетим. Н. А. Некрасова, 2006. – 225 с.

  1. Шмаков С.А. «Дети на отдыхе»: приклад. энцикл.: учителю, воспитателю, вожатому – изд., доп. – М., 2001 – 173 с.
  2. Шмаков С.А. «Летний лагерь: вчера и сегодня»: метод. пособие. Липецк: Инфол, 2002. – 384 с.
  3. Шмаков С.А. «Лето, каникулы, лагерь»: экспресс-учеб. пособие: учителю, воспитателю, вожатому. Липецк: Ориус, 1995. – 142 с.
  4. Шмаков С.А. Игра учащихся как педагогический феномен культуры: специальность 13.00.01. «Общая педагогика»: диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук / Шмаков Сталь Анатольевич; Липецкий государственный педагогический институт. – Москва, 1997. – 409 с.
Пришкольный оздоровительный лагерь «Светофор» на базе МКОУ Скляевской СОШ. Профиль смены: «Безопасность дорожного движения детей»