Смирнова Олеся Владимировна
Воспитатель (начальная школа)
ОЧУ «Газпром школа»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №160008
Всероссийский конкурс «Наследники традиций», в рамках проекта «Культура для школьников»
Наименование конкурсной работы: Сценарий занятия для учащихся 3 класса «Ложки и ложкари»
Итоговая оценка: 1 место,  90 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №160008


Конспект занятия 

Класс: 3

Тема: “Ложки и ложкари”

Единица содержания: обогатить представления детей об истории ложки и профессии “ложкарь” для формирования уважения  к русскому народному творчеству, к русской культуре.

Цели: 

  • образовательная: познакомить детей с историей возникновения и временных изменениях ложки, с видовым разнообразием однородных предметов, с профессией “ложкарь”; 
  • воспитательная: воспитывать уважение  к русскому народному творчеству, к русской культуре;
  • развивающая: формировать познавательный интерес  к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете; развивать творческие способности  и познавательную активность.   

Тип занятия: урок изучения новых знаний.

Этапы занятия:

  • подготовка к активной учебно-познавательной деятельности,
  • усвоение новых знаний и способов действий,
  • первичная проверка усвоения,
  • итог на рефлексивной основе.

Оборудование: экран для демонстрации презентации, рабочие листы, деревянные ложки, контейнеры с ложками разных видов и назначения.

 

Ход занятия

  1. Подготовка к активной познавательной деятельности –   5    мин. 
Задача: обеспечение мотивации, актуализация информации

Методы: репродуктивный

Форма работы: фронтальная

Деятельность воспитателя Деятельность обучающихся
  • Слайд 1
    • Педагог держит за спиной 2 деревянные ложки, стучит одной о другую.
    • – Как вы думаете, что у меня в руках?
  • Слайд 2
  • Давайте проверим, разгадайте этот ребус.

– Деревянные подружки, звонко бьются друг о дружку. Расписные, как матрешки. Ну, конечно, это-ложки!

Слайд 3

 – Итак, тема нашего занятия-деревянные ложки. 

– Знаете ли вы что-нибудь о процессе изготовления деревянных ложек? Знаете ли о том, как называли людей, которые делали деревянные ложки?

Какие цели сегодня мы поставим перед собой?

Ответы детей

Отгадка: ложка

Ответы детей 

-Узнать историю деревянных ложек, узнать больше о людях, которые делали ложки, узнать о процессе изготовления, о видах ложек и их применении.

  • Усвоение нового материала  – 35    мин.

Задача: обеспечение восприятия и осознания нового материала

Методы: репродуктивный, продуктивный 

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная 

Деятельность воспитателя Деятельность обучающихся
Слайд 4

-Предлагаю посмотреть видео, после которого вам нужно будет заполнить рабочие листы.

(Приложение 1)

Слайд 5

-Вы услышали несколько незнакомых слов. Давайте проверим, правильно ли вы их поняли (Читает слово, дети называют значение. При нажатии появляется стрелочка, показывающая верный ответ).

Задание 1: ответь на вопрос (Приложение 2)

Проверяем (1 этап – взаимопроверка в парах, 2 этап – педагог называет правильный ответ).

– Россия – огромная страна. Традиции ложкарного мастерства в разных губерниях отличались. Самым именитым центром стало небольшое село  Семёновка в Нижегородской области. Известно оно стало благодаря редкой технологии – хохломской росписи. 

Семеновские ложки были очень красивые и качественные. Их покупали не только в России, но и  за границей – в далекой Персии. 

  Можно сказать, что расписные деревянные ложки – это часть  русского народного творчества, часть русской культуры.

 Мастерство изготовления ложек оттачивалось годами и передавалось как ценное наследие подмастерьям или сыновьям.

 -Какими качествами должны были обладать мастера – ложкари?

 – Сколько наименований ложек упоминалось в видеофильме?

– Как вы думаете, сколько видов ложек у нас сейчас дома?

– У меня дома оказалось 25 видов! 

-Сейчас я предлагаю вам поиграть. Для этого надо разделиться на группы.

У вас на столах лежат карточки. переверните их. что изображено? 

– Почему я выбрала эти деревья?

-Разделитесь на группы, подойдите к столу с соответствующей карточкой. 

Задание 2

-На каждом столе находится контейнер. В нем –  ложки и карточки с названием, или описанием того, для чего эту ложку используют . Откройте контейнер, выложите ложки на стол. Над ложкой положите карточку с названием (Приложение 3)

С ложками можно играть в подвижные игры.

Игра «Ты беги скорее ложка!»

Ты беги скорее ложка,

Быстро быстро по рукам.

У кого осталась ложка

Тот в кругу станцует нам!

-Сейчас мы пользуемся ложками из металла и пластмассы. Как вы думаете, в чем преимущества деревянных ложек?  

 – Однако это еще не все достоинства изделий из дерева. Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. 

– На Руси уж так идет,

Что талантливый народ –

Сам себе и жнец, и швец,

И на ложечках игрец!

Ложки знает целый мир,

Ложки – русский сувенир!

Задание 3.

Предлагает разделиться на пары с помощью карточек (Приложение 4). Каждой паре дает лист с описанием приема игры на ложках. (Приложение 5)

– Прочитайте, попробуйте выполнить.

(Пары по очереди называют способ и показывают его.)

Слайд 6

Звучит песня “Деревенские ложки» З. Роот

-Выполните прием, который я называю.

“Лады” (перед собой), “Колокол” (над головой”), “Комары”(у уха), “Блины” (с поворотом кисти), “Плечико”, “Коленочка”, и т.д.

Задание 4: “Собери пословицу” (Приложение 6). Необходимо соединить линией начало и конец пословицы.

    Ну, и напоследок – напутствие от предков: “Живите на красную ложку!” Как вы думаете, что оно означает? 

Красные ложки оставляли для больших праздников, берегли, пользовались ими редко. Красная ложка превратилась в символ богатства, достатка. Поэтому слова… буквально можно воспринимать как “жить, ни в чем себе не отказывая”.

Смотрят

Фронтально

Индивидуально

Парная работа

-Терпение, сила, ловкость, усидчивость

-70 наименований

Ответы детей

-Осина, клен, ольха, липа.

-Из них делали сырье для изготовления ложек

Выполняют, отвечают.

Встают в круг

-Древесина не выделяет вредные вещества. Не нагревается, не обжигает губы (как металл.) Отходами раньше топили печи.

В парах 

В парах

Индивидуально

  • Этап подведения итогов занятия на рефлексивной основе – 5 мин.

Задача: обеспечение оценки собственной деятельности с учетом поставленных в начале занятия целей

Методы: репродуктивный

Форма работы: фронтальная

Деятельность воспитателя Деятельность обучающихся
-Какие цели мы ставили перед собой?

-Достигли ли мы своих целей?

Фронтально, без оценивания

Приложение 1

 

 

Приложение 2

 

1.Какой указ издал князь Владимир? (употреблять пищу не рукой, а специальным прибором)

2.Как называли человека, который делал ложки? (ложкарь)

3.Когда на Руси зародилась эта профессия ? (в 10 веке)

4.В какое время года начинали отбор природного сырья для заготовок? (весной)

5.В какое время года приступали к изготовлению ложек? (осенью)

6.Использовали ли сердцевину дерева? (нет)

7.Сколько времени в среднем уходило на изготовление 1 ложки? (10-15 минут)

8.В каком городе была самая известная ярмарка? (Н.Новгород)

9.Кто носил с собой ложку в футляре ?(богатые люди)

10.Зачем во время Великой Отечественной войны солдаты “помечали” свои ложки? (чтобы солдата могли опознать в случае гибели).

 

Примечание: в занятии были использованы материалы ресурсов сети Интернет, а именно:

1). Видеофильм “Ложкарь” из цикла “Забытое ремесло” (телеканал “Культура”, ВГТРК, 2023 г.)

2). Пособие “Приемы игры на двух деревянных ложках” Васильевой Ю.Н.

Сценарий занятия для учащихся 3 класса «Ложки и ложкари»