Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Республики Бурятия
«Республиканский многоуровневый колледж»
Статья на тему:
«Анализ мотивации студентов к занятиям физической культурой»
Выполнил:
Волков И.В.
г. Улан-Удэ
2025 год
Актуальность проблемы: отсутствие мотивации к занятиям физической культурой.
Цель: определение ведущих мотивов студентов к занятиям физической культурой.
Задачи:
- Рассмотреть мотивы к занятиям физической культурой
- Провести опрос студентов 1-4 курса, занимающихся физической культурой
- Определить уровень мотивации к занятиям физической культурой.
Объект исследования: обучающиеся ГАПОУ РБ «РМК».
Предмет исследования: мотивация к занятиям физической культурой.
Учитывая важность физического воспитания в жизни студентов, перед преподавателями стоит задача максимального привлечения студентов к активным занятиям физической культурой. Изучение мотивов, которые влияют на выбор студентов данного вида занятия, позволяет облегчить решение этой задачи. В данной работе мы попытались выяснить значимость различных мотивов, побуждающих обучающихся к принятию решения заниматься физической культурой.
В работах, посвященных данной тематике, обычно рассматриваются следующие мотивы к занятиям физической культурой в колледже: оздоровительные, двигательно-деятельностные, соревновательно-конкурентные, эстетические, коммуникативные, познавательно-развивающие, творческие, профессиональноориентированные, воспитательные, культурологические, статусные, административные и психолого-значимые.[1]
Рассмотрим более подробно каждый из них.
Оздоровительный мотив предполагает возможность укрепления своего здоровья и профилактику заболеваний. Общепризнано, что он является наиболее сильным.
Двигательно-деятельностные мотивы, основаны на том, что при занятиях физическими упражнениями в организме человека происходят изменения деятельности всех систем, в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной. Выполнение специальных физических упражнений для мышц всего тела значительно улучшают самочувствие, что, в результате, повышает качество отдыха.
Соревновательно-конкурентные мотивы основываются на стремлении человека улучшить собственные спортивные достижения. Стремление достичь определенного спортивного уровня, победить в состязаниях соперника – является одним из мощных регуляторов и значимой мотивацией к активным занятиям физическими упражнениями.
Эстетические мотивы. Мотивация студентов к занятиям физическими упражнениями заключается в улучшении внешнего вида и впечатления, производимого на окружающих (совершенствование телосложения, подчеркивание «выигрышных» особенностей фигуры, увеличение пластичности движений).
Коммуникативные мотивы. Занятия физическими упражнениями с группой сподвижников являются одной из значительных мотиваций к посещению спортивных занятий. Совместные занятия физической культурой и спортом содействуют улучшению коммуникации между социальными и половыми группами.
Познавательно-развивающие мотивы. Данная мотивация тесно связана со стремлением человека познать свой организм, свои возможности, а затем и улучшить их с помощью средств физической культуры и спорта.
Творческие мотивы. Занятия физической культурой и спортом дают неограниченные возможности для развития и воспитания в обучающихся творческой личности. Через познание огромных ресурсов собственного организма при занятиях физическими упражнениями личность начинает искать новые возможности в своем духовном развитии.
Профессионально-ориентированные мотивы. Группа данной мотивации связана с развитием занятий физической культурой, ориентированных на профессионально важные качества студентов различных специальностей, для повышения уровня их подготовки к предстоящей трудовой деятельности.
Административные мотивы. В качестве этих мотивов рассматриваются те или иные методы административного воздействия на студентов, вынуждающие их ходить на занятия.
Психолого-значимые мотивы. Занятия физическими упражнениями положительно влияют на психическое состояние студентов: позволяют обрести Физическая культура и спорт в системе образования России: инновации и перспективы развития уверенность в себе; снять эмоционального напряжения; предупредить развития стрессовых состояний; отвлечь от неприятных мыслей; снять умственного напряжения; восстановление психической работоспособности.
Статусные мотивы. Благодаря развитию физических качеств у подрастающего поколения увеличивается их жизнестойкость, повышает личностный статус при возникновении конфликтных ситуаций, увеличиваете потенциал жизнестойкости в экстремально-личностных конфликтах.
Культурологические мотивы. Данная мотивация приобретается у студентов под воздействием, оказываемым средствами массовой информации, обществом, социальными институтами. Она характеризуется влиянием на личность культурной среды, законов социума и законами «группы».
Методы исследования:
Для нашего исследования мы выбрали опрос студентов методом анкетирования, включив в анкеты основные виды мотивов, которые свойственны студентам, занимающиеся физической культурой на отделениях: «Физическая культура, спорт и туризм», «Технологии и дизайн», «Сервис». Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на поддержание здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.
Курс | ||
Отделение | ||
Пол | муж | жен |
Меня устраивают занятия физической культурой | да | нет |
Если бы разрешала администрация, я бы не занимался физкультурой вообще | да | нет |
Что я хочу получить от посещения занятий по физической культуре | ||
(оценить каждый пункт от 1-го до 6-ти баллов) | ||
укрепить свое здоровье | ||
улучшить физическое самочувствие | ||
получить хорошее настроение и удовольствие от занятий | ||
возможность испытать свои силы, познать свои возможности | ||
возможность общаться с друзьями | ||
возможность участвовать в соревнованиях | ||
достигнуть результатов в выбранном виде занятий | ||
получить баллы для зачета | ||
обрести уверенности в себе | ||
отдохнуть от учебы | ||
получить новые знания и навыки | ||
развить свои способности |
Результаты исследования:
В нашем исследовании приняло участие 709 студентов:
1 курс – 66 студентов
2 курс – 84 студента
3 курс – 26 студентов
4 курс – 35 студентов
Из 709 человек 636 довольны занятиями физической культурой, тем не менее 73 из них (10%) предпочли бы вообще не заниматься никакой физической культурой, если бы не существовало административного фактора, что говорит об очень низкой внутренней мотивации к занятиям физическими упражнениями.
У студентов 1 курса обучения мотивы распределились по значимости следующим образом:
Мотив | Сред. оценка | |
1 | укрепить свое здоровье | 5,1 |
2 | получить хорошее настроение и удовольствие от занятий | 5,0 |
3 | получить баллы для зачета | 4,7 |
4 | улучшить физическое самочувствие | 4,6 |
5 | получить новые знания и навыки | 4,5 |
6 | возможность испытать свои силы, познать свои возможности | 4,4 |
7 | возможность общаться с друзьями | 4,4 |
8 | развить свои способности | 4,2 |
9 | отдохнуть от учебы | 4,2 |
10 | возможность участвовать в соревнованиях | 3,9 |
11 | обрести уверенности в себе | 3,7 |
12 | достигнуть результатов в выбранном виде занятий | 3,7 |
Обработка результатов методами статистического анализа с применением критерия Стьюдента t0,05 показала, что достоверным различием между средними значениями выборки можно считать различие на 0,5 балла.
Это говорит о том, что мотив укрепления здоровья достоверно сильнее, чем мотив получения новых знаний и навыков (разница средних 0,6 балла) и в тоже время не имеет достоверного отличия от мотива «Получить баллы для зачета» (разница средних 0,4 балла).
У студентов 2-4 курсов обучения мотивы распределились по значимости практически также, т.к. между средними величинами, характеризующими порядок расстановки мотивов в первой четверки нет достоверного отличия:
Мотив | Сред. оценка | |
1 | получить баллы для зачета | 5,3 |
2 | улучшить физическое самочувствие | 4,9 |
3 | укрепить свое здоровье | 4,7 |
4 | получить хорошее настроение и удовольствие от занятий | 4,6 |
5 | возможность общаться с друзьями | 4,0 |
6 | получить новые знания и навыки | 3,7 |
7 | отдохнуть от учебы | 3,7 |
8 | возможность испытать свои силы, познать свои возможности | 3,6 |
9 | развить свои способности | 3,4 |
10 | достигнуть результатов в выбранном виде занятий | 3,2 |
11 | обрести уверенности в себе | 2,9 |
12 | возможность участвовать в соревнованиях | 2,5 |
Обработка результатов методами статистического анализа с применением критерия Стьюдента t0,05 показала, что достоверным различием между средними значениями этой выборки можно считать различие на 1 балл.
Таким образом, результаты анкетирования подтверждают традиционную высокую значимость оздоровительных мотивов. Укрепление своего здоровья и улучшение физическое самочувствия находятся в первой четверке рассматриваемых мотивов. Надо также отметить высокую значимость мотива, характеризуемого как получение хорошего настроения и удовольствие от занятий и внешнего административного мотива – «получить баллы для зачета».
И на первом и на старших курсах наименее значимыми являются соревновательно-конкурентные мотивы, а именно, «возможность участвовать в соревнованиях» и «достигнуть результатов в выбранном виде занятий», что можно трактовать как рассмотрение студентами посещения занятий по физической культуре скорее как вид рекреации. Мотив обретения уверенности в себе, который по утверждению психологов, играет в этом возрасте значительную роль [2] также оказался на одном из последних мест, как нам кажется, это связано с тем, что поступление в колледж сильно повышает самооценку учащихся.
Выводы
Анализ результатов проведенного анкетирования, на наш взгляд, представляют большой интерес, так как позволят понять, каким образом можно менять организационную форму проведения и содержание занятий так, чтобы на протяжении всего периода обучения у студентов сохранялась высокая мотивация к обучению физической культуре.
В свою очередь высокий уровень положительной мотивации к систематическим занятиям физической культурой ведет к увеличению эффективность этих занятий.
Список литературы:
- Наговицын Р.С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе, журнал «Фундаментальные исследования», №8, 2011.
- Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып.2. Л.: ЛГУ,1974, с. 3 11