Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Лучшие педагогические практики в системе образования», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Методическая разработка «Рекомендации по использованию методов организации занятий по техническому и декоративно- прикладному творчеству в учреждении дополнительного образования»
Автор: Жиманова Наталья Валентиновна,
Методист МБУ ДО ЦТТ №1 имени В.В. Горбатко
г. Новочеркасск
По своей специфике образовательный процесс в учреждении дополнительного образования, в частности в МБУ ДО ЦТТ№1 имени В.В. Горбатко имеет развивающий характер, т. е. направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей. Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей учащихся, возрастных и психофизиологических особенностей детей и подростков, с учетом специфики изучения видов технического или декоративно-прикладного творчества, направления образовательной деятельности, возможностей материально- технической базы, типов и видов учебных занятий.
-
Формы занятий
Учебное занятие, в течение которого учащиеся занимаются с педагогом предметной деятельностью, может иметь различные формы – традиционные привычные и нетрадиционные.
Среди традиционных форм можно отметить:
- Семинары – заранее подготовленные сообщения и выступления в группе и их обсуждение;
- Дискуссии – постановка спорных вопросов, отработка умения отстаивать и аргументировать свою точку зрения;
- Конференции – совещания для обсуждения различных тем и выработки решений;
- Экскурсии – поездки с ознакомительными и информационными задачами;
- Туристические походы – выработка спортивных и познавательных навыков, а также оздоровление;
- Обучающие игры – моделирование различных жизненных обстоятельств с обучающей целью.
К нетрадиционным формам учебных занятий можно отнести такие:
- Презентация – публичное представление определенной темы или предмета;
- Защита проекта – обоснование и представление проделанной работы;
- Круглый стол – неформальное обсуждение выбранной тематики;
- Мозговая атака – решение нестандартных задач в коллективе;
- Ролевые игры – предложение ребенку стать на место персонажа и действовать от его имени в моделируемой ситуации.
Нетрадиционные формы организации деятельности учащихся:
- Презентация предмета, явления, события, факта- описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.
- Социодрама- сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений.
- Защита проекта – способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем
- “Крепкий орешек”- решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений
- Конверт вопросов– свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке
- Выпускной ринг – отчет учащихся объединений, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми.
Золотарева А.В., Мухамедьярова Н.А., Пикина А.Л.. Тихомирова Н.Г. в книге «Концептуальные и организационные основы дополнительного образования детей: учебное пособие /под ред. А.В. Золотаревой- Ярославль: РИО ЯГПУ, 2024.- С. 225-226 прописывают следующие формы организации учебного занятия-акция, аукцион, бенефис, беседа, вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, гостиная, диспут, защита проектов, игра, концерт, КВН, конкурс, конференция, круглый стол, лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, представление, презентация, рейд, ринг, салон, семинар, соревнование, спектакль, творческая мастерская, тренинг, турнир, фестиваль, шоу, экскурсия, экзамен, эстафета, ярмарка.
-
Типы занятий:
-
- Комбинированные – изложение материала, проверка домашнего задания и пройденного материала, закрепление полученных знаний;
-
Подача нового материала;
- Повторение и усвоение пройденного материала – контрольные и проверочные работы, анализ полученных результатов;
- Закрепление знаний, умений и навыков – постановка задачи и самостоятельная работа ребенка под руководством педагога;
- Применение полученных знаний и навыков – прикладная работа ребенка, использующего на практике приобретенных знаний.
В педагогической деятельности педагог должен умело применять психологические методики, которые помогут ему ориентироваться в потребностях, желаниях и интересах детского коллектива. Для этого педагог может использовать анкетирование, психологические тесты, учебное моделирование различных жизненных ситуаций, деловые и ролевые игры.
-
Виды занятий:
- игра;
- учебное занятие;
- выставка;
- конкурс;
- соревнования;
- праздник.
-
Активные формы познавательной деятельности на занятиях:
- семинар;
- диспут;
- обсуждение сообщений, докладов;
- конференция;
- защита проекта;
- олимпиада;
- турнир;
- соревнования;
- викторина;
- аукцион знаний;
- мозговая атака;
- брейн-ринг;
- пресс-конференция;
- час вопросов и ответов;
- конкурс, смотр знаний и умений;
- познавательные игры, интеллектуальный марафон, дебаты.
-
Методы организации занятия в объединении:
- репродуктивный:
- словесные методы обучения;
- методы практической работы;
- метод наблюдения;
- исследовательские методы;
- метод проблемного обучения;
- проектно-конструкторский метод;
- метод игры;
- наглядный метод обучения.
Методы практико-ориентированной деятельности: упражнения; тренинг; тренировка; составление докладов.
Словесные методы обучения: объяснение; беседа; консультация, диалог.
Графические работы: составление таблиц, схем, диаграмм, графиков, чертежей; работа с картами, схемами.
Метод наблюдения: запись наблюдений; зарисовка, рисунки; фото-видео съемка; проведение замеров.
Исследовательские методы: проведение опытов; эксперименты.
Методы проблемного обучения:
- проблемное изложение материала: анализ истории научного изучения проблемы, выделение противоречий данной проблемы;
- эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов;
- объяснение основных понятий, определений, терминов;
- создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса;
- самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов , фактов, доказательств;
- самостоятельный поиск ответов обучающимися на поставленную проблему;
- поиск ответов с использованием «опор» (опорных таблиц, алгоритмов).
Проектные и проектно-конструкторские методы:
- разработка проектов, программ; построение гипотез;
- моделирование ситуаций;
- создание новых способов решения задачи;
- создание модели, конструкций, конструирования игр, конструирование из бумаги;
- создание творческих работ, литературных произведений;
- художественное конструирование;
- создание экспонатов, конструкций, моделей и изделий;
- проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел.
Метод игры:
- игры; дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные и.т.д.;
- игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения;
- игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра;
- настольные, электротехнические, игры- конструкторы.
Наглядный метод обучения:
- наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики;
- демонстрационные материалы: модели, приборы, предметы;
- демонстрационные опыты; видеоматериалы.
Проведение занятий с использованием средств искусства и техники:
- изобразительное искусство;
- декоративно-прикладное искусство;
- техническое творчество.
Психологические и социологические методы и приемы, используемые при проведении занятий:
- анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты, интервьюирование;
- психологические тесты;
- создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение);
- деловая игра.
-
Формы контроля знаний, умений учащихся
В педагогической практике сложились следующие формы контроля проверки знаний учащихся.
1.Традиционные:- устный опрос в виде фронтальной и индивидуальной проверки знаний; письменный опрос; диктант; зачёт; самостоятельная работа; практическая работа; тестирование; выставки; конкурсы; соревнования; игры; олимпиады;
2.Нетрадиционные: решение кроссвордов; викторин; защита творческих работ или проектов.
Виды проверок знаний, умений, навыков.
- Индивидуальный опрос учащегося и демонстрация экспоната.
- Взаимоопрос учащихся, когда один из учащихся выполняет роль педагога.
- Опрос-игра «Спроси- отвечай- делай»
- Конкурс на лучший ответ, лучший экспонат.
- Самопроверка и самооценка знаний и умений (педагог сообщает критерии высокого, среднего, низкого уровня), а учащийся оценивает поделку.
Формы контроля могут делиться на индивидуальные и групповые:
Индивидуальные формы контроля | Групповые формы контроля |
Блиц-турнир
Индивидуальные карточки Кроссворд Соревнование «Найди ошибку» Персональная выставка Ребус |
Деловая игра
Интеллектуальная игра Мозговой штурм Творческий конкурс Тематическая выставка Техническая выставка Коллективная творческая работа Выставка для родителей |
Чайнворд
Экспрес-опрос Зачётная работа Защита творческой идеи Реферат Статья |
Музейные уроки
Презентация технических моделей Путешествие по станциям Турнир Час вопросов и ответов Аукцион знаний и умений Открытое итоговое занятие Конкурс «Что? Где? Когда?» Эстафета творческих дел Зачётный поход Город мастеров |
-
Формы аттестации учащихся в объединении
Контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации учащихся на дальнейшее самостоятельное обучение, получение сведений для совершенствования педагогом образовательной программы и методики обучения.
Специфика деятельности в учреждении предполагает творческий подход к выбору форм педагогического контроля знаний, умений и навыков учащихся. Целесообразно на итоговом занятии провести устный опрос по карточкам, а можно – «Турнир знатоков и мастеров», «Аукцион знаний и умений». Здесь важно то, что содержание контроля не должно ограничиваться только информацией о пройденном материале. Необходимо включать эмоционально- нравственный и действенно- практический опыт участников образовательного процесса.
Частично решить проблему педагогического контроля в учреждении может методика коллективной творческой деятельности, помогающая формировать у детей потребность в познании, развивать целеустремленность, наблюдательность, любознательность, творческое воображение.
Успех педагогического контроля будет зависеть от правильного сочетания организаторских и педагогических приемов и средств, грамотного выбора форм с учетом возраста детей.
Формы проведения аттестации учащихся
Для учащихся старшего
и среднего школьного возраста |
Для учащихся младшего
школьного возраста |
Для учащихся
дошкольного возраста |
Аукцион знаний и умений
Выставка Доклад Интеллектуальная игра Защита творческих работ и проектов Конкурс Конкурс творческих работ Конференция Кроссворд «Мозговой штурм» Олимпиада Собеседование Соревнование Тестирование |
Беседа
Викторина Игра Интеллектуальная игра Конкурс Кроссворд Олимпиада Путешествие Соревнование Тестирование |
Игра
Беседа Викторина Конкурс Кроссворд Путешествие Сказка Соревнование |
Литература
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. [Текст] / В.П. Беспалько – М.: Педагогика, 2019. – 190 с.
- Буйлова Л.Н. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования. – М.: ЦДЮТ «Бибирево», 2021.
- Ушакова М.В. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования //Внешкольник. – 2017. – №1. – С. 30-32.
- Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие. [Текст] / К.М. Левитан – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2020. – 168 с.
- Фомин А.А. Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя.// Завуч. – №1. – 2020. с.59–65