Жиманова Наталья Валентиновна
методист
МБУ ДО ЦТТ №1 имени В.В. Горбатко г. Новочеркасск
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №193178
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Лучшие педагогические практики в системе образования», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Методическая разработка «Рекомендации по использованию методов организации занятий по техническому и декоративно - прикладному творчеству в учреждении дополнительного образования»
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №193178


Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Лучшие педагогические практики в системе образования», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование

Методическая разработка «Рекомендации по использованию методов организации занятий по техническому и декоративно- прикладному творчеству в учреждении дополнительного образования» 

 

Автор: Жиманова Наталья Валентиновна, 

Методист МБУ ДО ЦТТ №1 имени В.В. Горбатко

г. Новочеркасск

 

По своей специфике образовательный процесс в учреждении дополнительного образования, в частности в МБУ ДО ЦТТ№1 имени В.В. Горбатко имеет развивающий характер, т. е. направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей. Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей учащихся, возрастных и психофизиологических особенностей детей и подростков, с учетом специфики изучения видов технического или декоративно-прикладного творчества, направления образовательной деятельности, возможностей материально- технической базы, типов и видов учебных занятий.

  • Формы занятий

        Учебное занятие, в течение которого учащиеся занимаются с педагогом предметной деятельностью, может иметь различные формы – традиционные привычные и нетрадиционные.

Среди традиционных форм можно отметить:

  • Семинары  – заранее подготовленные сообщения и выступления в группе и их обсуждение;
  • Дискуссии – постановка спорных вопросов, отработка умения отстаивать и аргументировать свою точку зрения;
  • Конференции – совещания для обсуждения различных тем и выработки решений;
  • Экскурсии – поездки с ознакомительными и информационными задачами;
  • Туристические походы – выработка спортивных и познавательных навыков, а также оздоровление;
  • Обучающие игры – моделирование различных жизненных обстоятельств с обучающей целью.

К нетрадиционным формам учебных занятий можно отнести такие:

  • Презентация – публичное представление определенной темы или предмета;
  • Защита проекта – обоснование и представление проделанной работы;
  • Круглый стол – неформальное обсуждение выбранной тематики;
  • Мозговая атака – решение нестандартных задач в коллективе;
  • Ролевые игры – предложение ребенку стать на место персонажа и действовать от его имени в моделируемой ситуации.

 

        Нетрадиционные формы организации деятельности учащихся:

  • Презентация предмета, явления, события, факта- описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.
  • Социодрама- сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений.
  • Защита проекта – способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем
  • “Крепкий орешек”- решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений
  • Конверт вопросов свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке
  • Выпускной ринг – отчет учащихся объединений, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми.              

 

          Золотарева А.В., Мухамедьярова Н.А., Пикина А.Л.. Тихомирова Н.Г. в книге «Концептуальные и организационные основы дополнительного образования детей: учебное пособие /под ред. А.В. Золотаревой- Ярославль: РИО ЯГПУ, 2024.- С. 225-226 прописывают следующие формы организации учебного занятия-акция, аукцион, бенефис, беседа, вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, гостиная, диспут, защита проектов, игра, концерт, КВН, конкурс, конференция, круглый стол, лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, представление, презентация, рейд, ринг, салон, семинар, соревнование, спектакль, творческая мастерская, тренинг, турнир, фестиваль, шоу, экскурсия, экзамен, эстафета, ярмарка.

  • Типы занятий:

    • Комбинированные – изложение материала, проверка домашнего задания и пройденного материала, закрепление полученных знаний;
    • Подача нового материала;

    • Повторение и усвоение пройденного материала – контрольные и проверочные работы, анализ полученных результатов;
    • Закрепление знаний, умений и навыков – постановка задачи и самостоятельная работа ребенка под руководством педагога;
    • Применение полученных знаний и навыков – прикладная работа ребенка, использующего на практике приобретенных знаний.

В педагогической деятельности педагог должен умело применять психологические методики, которые помогут ему ориентироваться в потребностях, желаниях и интересах детского коллектива. Для этого педагог может использовать анкетирование, психологические тесты, учебное моделирование различных жизненных ситуаций, деловые и ролевые игры.

  • Виды занятий:

  •  игра;
  • учебное занятие;
  • выставка; 
  • конкурс;
  • соревнования;
  • праздник.

 

  1. Активные формы познавательной деятельности на занятиях:

  • семинар;
  • диспут;
  • обсуждение сообщений, докладов;
  • конференция;
  • защита проекта;
  • олимпиада;
  • турнир;
  • соревнования;
  • викторина;
  • аукцион знаний;
  • мозговая атака;
  • брейн-ринг;
  • пресс-конференция;
  • час вопросов и ответов;
  • конкурс, смотр знаний и умений;
  • познавательные игры, интеллектуальный марафон, дебаты.
  1. Методы организации занятия в объединении:

  • репродуктивный:
  • словесные методы обучения;
  • методы практической работы;
  • метод наблюдения;
  • исследовательские методы;
  • метод проблемного обучения;
  • проектно-конструкторский метод;
  • метод игры;
  • наглядный метод обучения.

     Методы практико-ориентированной деятельности: упражнения; тренинг; тренировка; составление докладов.

     Словесные методы обучения: объяснение; беседа; консультация, диалог.

Графические работы: составление таблиц, схем, диаграмм, графиков, чертежей; работа с картами, схемами.

Метод наблюдения: запись наблюдений; зарисовка, рисунки; фото-видео съемка; проведение замеров.

Исследовательские методы: проведение опытов; эксперименты.

    Методы проблемного обучения:

  • проблемное изложение материала: анализ истории научного изучения проблемы, выделение противоречий данной проблемы;
  • эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов;
  • объяснение основных понятий, определений, терминов;
  • создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса;
  • самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов , фактов, доказательств;
  • самостоятельный поиск ответов обучающимися на поставленную проблему;
  • поиск ответов с использованием «опор» (опорных таблиц, алгоритмов).

Проектные и проектно-конструкторские методы:

  • разработка проектов, программ; построение гипотез;
  • моделирование ситуаций;
  • создание новых способов решения задачи;
  • создание модели, конструкций, конструирования игр, конструирование из бумаги;
  • создание творческих работ, литературных произведений;
  • художественное конструирование;
  • создание экспонатов, конструкций, моделей и изделий;
  • проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел.

Метод игры:

  • игры; дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные и.т.д.;
  • игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения;
  • игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра;
  • настольные, электротехнические, игры- конструкторы.

Наглядный метод обучения:

  • наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики;
  • демонстрационные материалы: модели, приборы, предметы;
  • демонстрационные опыты; видеоматериалы.

Проведение занятий с использованием средств искусства и техники:

  • изобразительное искусство;
  • декоративно-прикладное искусство;
  • техническое творчество.

Психологические и социологические методы и приемы, используемые при проведении занятий:

  • анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты, интервьюирование;
  • психологические тесты;
  • создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение);
  • деловая игра.

  • Формы контроля знаний, умений учащихся

В педагогической практике сложились следующие формы контроля проверки знаний учащихся.

         1.Традиционные:- устный опрос в виде фронтальной и индивидуальной проверки знаний; письменный опрос; диктант; зачёт; самостоятельная работа; практическая работа; тестирование; выставки; конкурсы; соревнования; игры; олимпиады;

         2.Нетрадиционные: решение кроссвордов; викторин; защита творческих работ или проектов.

 

Виды проверок знаний, умений, навыков.

 

  1. Индивидуальный опрос учащегося и демонстрация экспоната.
  2. Взаимоопрос учащихся, когда один из учащихся выполняет роль педагога.
  3. Опрос-игра «Спроси- отвечай- делай»
  4. Конкурс на лучший ответ, лучший экспонат.
  5. Самопроверка и самооценка знаний и умений (педагог сообщает критерии высокого, среднего, низкого уровня), а учащийся оценивает поделку.

 

Формы контроля могут делиться на индивидуальные и групповые:

 

Индивидуальные формы контроля Групповые формы контроля
Блиц-турнир

Индивидуальные карточки

Кроссворд

Соревнование 

«Найди ошибку»

Персональная выставка

Ребус

Деловая игра

Интеллектуальная игра

Мозговой штурм

Творческий конкурс

Тематическая выставка

Техническая выставка

Коллективная творческая работа

Выставка для родителей

Чайнворд

Экспрес-опрос

Зачётная работа

Защита творческой идеи

Реферат

Статья

Музейные уроки

Презентация технических моделей

Путешествие по станциям

Турнир

Час вопросов и ответов

Аукцион знаний и умений

Открытое итоговое занятие

Конкурс «Что? Где? Когда?»

Эстафета творческих дел

Зачётный поход

Город мастеров

  • Формы аттестации учащихся в объединении 

     Контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации учащихся на дальнейшее самостоятельное обучение, получение сведений для совершенствования педагогом образовательной программы и методики обучения.

Специфика деятельности в учреждении предполагает творческий подход к выбору форм педагогического контроля знаний, умений и навыков учащихся. Целесообразно на итоговом занятии провести устный опрос по карточкам, а можно – «Турнир знатоков и мастеров»,   «Аукцион знаний и умений». Здесь важно то, что содержание контроля не должно ограничиваться только информацией о пройденном материале.  Необходимо включать эмоционально- нравственный и действенно- практический опыт участников образовательного процесса.

        Частично решить проблему педагогического контроля в учреждении может методика коллективной творческой деятельности, помогающая формировать у детей потребность в познании, развивать целеустремленность, наблюдательность, любознательность, творческое воображение.

        Успех педагогического контроля будет зависеть от правильного сочетания организаторских и педагогических приемов и средств, грамотного выбора форм с учетом возраста детей.

Формы проведения аттестации учащихся

 

Для учащихся старшего

и среднего школьного возраста

Для учащихся младшего

школьного возраста

Для учащихся

дошкольного возраста

Аукцион знаний и умений

Выставка

Доклад

Интеллектуальная игра

Защита творческих

работ и проектов

Конкурс

Конкурс творческих

работ

Конференция

Кроссворд

«Мозговой штурм»

Олимпиада

Собеседование

Соревнование

 Тестирование 

Беседа

Викторина

Игра

Интеллектуальная игра

Конкурс

Кроссворд

Олимпиада

Путешествие

 Соревнование

Тестирование

Игра

Беседа

Викторина

Конкурс

Кроссворд

Путешествие

Сказка

Соревнование

 

Литература

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. [Текст] / В.П. Беспалько – М.: Педагогика, 2019. – 190 с.
  2. Буйлова Л.Н. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования. – М.: ЦДЮТ «Бибирево», 2021.
  3. Ушакова М.В. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования //Внешкольник. –  2017. – №1. – С. 30-32.
  4. Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие. [Текст] / К.М. Левитан – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2020. – 168 с.
  5. Фомин А.А. Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя.// Завуч. – №1. – 2020. с.59–65
Методическая разработка «Рекомендации по использованию методов организации занятий по техническому и декоративно – прикладному творчеству в учреждении дополнительного образования»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram