Закирова Дарья Андреевна
Учитель
МАОУ СОШ №21, г. Серов
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №193245
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «9 мая — Великая Победа», приуроченный к празднованию 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов
Наименование конкурсной работы: Урок русского языка «Склонение имени прилагательного», приуроченный к празднованию 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов
Итоговая оценка: 1 место,  90 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №193245


Ход урока

 

Технология проведения Хронометраж Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

УУД
1 Организационный момент.

Цель:

– проверка готовности обучающихся

– создание мотивации к учебной деятельности

2 мин -Равняйсь! Смирно!

– Сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня на уроке я буду вашим командиром, а вы будете солдатами. Согласны? Отлично! Нам с вами предстоит сегодня много сделать и многое узнать. Пусть этот урок будет для всех нас удачным и интересным! И пусть вам помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Улыбнитесь друг другу, мы  начинаем  урок!

(Слайд №1)

– На наш урок пришло много гостей. Повернитесь к ним и поздоровайтесь.

– Молодцы, тихо садитесь.

Слушают наставления учителя, настраиваются на работу на уроке

Ученики встают из-за парт.

Дети поворачиваются к гостям, здороваются.

Садятся за парты.

Регулятивные УУД 

Умение включаться в учебную работу

Коммуникативные УУД

Умение воспринимать и понимать речь учителя.

2 Разминка руки и актуализация общих умений

Цель: 

– Повторение уже изученного материала, активизация знаний, мотивация к последующей работе.

– подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

– создание проблемной ситуации.  

6 мин (Слайд №2)

– Откройте свои тетради, запишите число, классная работа. 

(Слайд №3)

– Ребята, давайте вспомним, над какой частью речи мы с вами работаем на протяжении последних уроков?

– А что такое имя прилагательное?

– Со словами какой части речи связаны имена прилагательные  в предложении?

– Как определить род, число имён прилагательных?

(Слайд №4)

Сегодня на минутке чистописания мы вспомним каллиграфическое написание букв Вв и Нн (показ по образцу) и поиграем в игру.

 Игра «Верно – неверно»

– Я читаю информацию. Если вы согласны, то пишете сочетание Вв, если нет – Нн. Пишем на одной строке. 

1) Имя прил. часть слова.

2)Имена прил. отвечают на вопросы кто? что?

3) Имена прил. обозначают признак предмета.

4) Имена прил. изменяются по родам и числам.

5) Имена прил. являются главными членами предложения.

6) Имена прил. в жен. роде имеют окончания -ая, -яя.

– Сегодня мы с Вами познакомимся, как ещё могут изменяться имена прилагательные. Для этого выполните в парах задание на карточке в виде звёздочки. Вам необходимо определить падеж имен существительных.

Великая победа

Великой победы 

Великой победе

Великую победу 

Великой победой 

О великой победе

 – Итак, что вы заметили? Как изменялось имя существительное? 

– Как вы думаете, в каком падеже будет стоять имя прилагательное?

– Совершенно верно. Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу.

– Как вы думаете, какой теме будет посвящен наш урок?

(Слайд №5)

– Молодцы! Тема нашего сегодняшнего урока: «Склонение имени прилагательного».

– Какую цель мы перед собой поставим?

– Какие задачи будем выполнять?

– Совершенно верно, а тему материала, с которым мы с вами будем работать, вы узнаете, разгадав кроссворд и  определив его ключевое слово. (Слайд 6)

1.      Пулемёт

2.    сОлдат

3.      Бой

4.    пЕхота

5.      Дед

6.    тАнк

1. Из ограды ствол торчит,

Беспощадно он строчит.

Кто догадлив, тот поймёт

То, что это ….

2. Он готов в огонь и бой,

Защищая нас с тобой.

Он в дозор идёт и в град.

Не покинет пост….

3. Девиз у военных простой:

За край родной мы примем …

4. Всегда им победить охота,

Идёт вперёд, примкнув штыки….

5. Он на фронте воевал.

И давно седым уж стал.

По-военному одет,

Ветеран войны – мой ….

6. Гусеницы две ползут,

Башню с пушкою везут.

– Какое слово у нас с вами получилось? 

 -Молодцы! 

– Итак, весь наш материал будет связан с одной важной датой. С какой? 

– Кроме русского языка, мы будем с вами говорить на уроке о Великой Победе нашего народа в Великой Отечественной войне, 80-летие которой отмечается в текущем году. А значит, мы с вами не только изучим и повторим материал по нашей теме, но и закрепим ваши знания об истории и героическом подвиге  советского народа. 

– А теперь посмотрите, пожалуйста, на доску и прочитайте эпиграф. (Слайд 7)

Кто говорит, что на войне не страшно,                                                                 Тот ничего не знает о войне.

                                                                                                Ю. Друнина

– Как вы его понимаете?

– Почти 84  года назад сон советских людей был прерван громкими взрывами бомб и снарядов. Ранним утром 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.  (запись Левитана о начале войны) (Слайд 8) 

(Слайд 9) Война… короткое, но очень страшное слово, которое несет голод, холод, смерть, страх всем людям, разрушение мирной жизни. 

Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. 

Сегодняшний урок русского языка, сохранённого благодаря подвигу советских воинов, мы посвящаем Великой Победе. 

– Свой вклад в дело приближения победы сегодня внесём  и мы, превратясь на время в радистов, разведчиков,  шифровальщиков и снайперов. Итак, внимательно слушайте мои команды и четко выполняйте задания.

Записывают число, классная работа.

Имя прилагательное

Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы: какой, какая, кое, какие.

С именами существительными.

По имени существительному, с которым связано прилагательное. По окончанию или по вопросу.

Выполняют минутку чистописания

Вв, Нн

Нн 

Нн 

Вв 

Вв 

Нн 

Вв 

Слушают учителя

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

По падежам

В том же, что и имя существительное

Изменение имени прилагательного по падежам (склонение)

Цели: 1. Изучить изменение имени прилагательного по падежам.

Задачи: научиться определять падеж имени прилагательного; выполнять упражнения на закрепление.

Слушают учителя

Отгадывают загадки 

Пулемёт 

Солдат 

Бой 

Пехота 

Дед 

Танк 

Победа 

Юбилей победы в ВОВ

Слушают учителя

Читают эпиграф 

Выдвигают свои предположения 

Слушают учителя 

Смотрят запись

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других.
Познавательные: умение находить ответ на вопрос.
3 Организация деятельности учащихся по определению числа имён прилагательных 

Цель: перенос приобретенных знаний и их применение в новых или изменённых условиях с целью формирования умений.

7 мин – А теперь я предлагаю вам выполнить ваше первое боевое задание.

– У вас на партах лежат карточки с заданиями. Они не случайно выглядят в виде кусочка хлеба. Ведь в голодную, трагическую, тяжелейшую блокадную зиму у ленинградцев сформировалось отношение к хлебу как священному продукту, ценному до последней крошки. 

– Кто может мне сказать, почему?

– Придвиньте карточку к себе поближе.  Вам нужно определить падеж выделенных имен существительных и имен прилагательных, с которыми они связаны по смыслу.

Пусть небо будет голубое,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть пушки грозные молчат
И пулеметы не строчат,
Чтоб жили люди, города…
Мир нужен на земле всегда!

– А теперь давайте проверим (Слайд 10)

– Маша, прочти, пожалуйста, что у тебя получилось.

Слушают учителяПредполагают, что хлеб выдавали по карточкам, всего по 125 г в день

Выполняют задание 

Отвечает один учащийся. Остальные проверяют себя по эталону.

Коммуникативные: умение слушать других; умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.
Познавательные: формирование мыслительных операций; анализ, сравнение, обобщение. 
Регулятивные: саморегуляция к мобилизации сил и энергии
4 Физ.минутка 2 мин – Молодцы! Вы хорошо поработали. Но военные должны быть еще и в хорошей физической форме. А для этого необходимы тренировки (Слайд 11).

Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой – раз, левой – раз,
Посмотрите все на нас.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!

Молодцы, тихо садимся.

Встают, выполняют упражнение
5 Закрепление  изученного материала

Цель:

1)Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия

2)Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности

18 мин – На партах у вас лежат конверты (гармошки) с донесением с фронта. Но, к сожалению, полностью текст солдату, его доставлявшему, сохранить не удалось. Лист был поврежден,  и слова и окончания прилагательных «перепутались». Попробуйте восстановить текст из данных слов: машины, держали, боевые, улицы, под, огнём, непрерывным. (работают в паре) (Слайд 12)

– Какое предложение у вас получилось? Запишите его в свои тетради, определите падеж имён прилагательных.

(Слайд 13) Отправляясь на защиту своей Родины, солдаты очень долгое время находились вдали от своих родных и близких. Единственным средством связи с родными для солдат была почта. 

Почта в годы войны играла очень важную роль, о которой говорится в песне «В путь».

(Просмотр видеофрагмента из кинофильма «Максим Перепелица», 1956 г. )     (Слайд 14).

– А сейчас я предлагаю вам выполнить групповую работу. Для начала давайте вспомним правила работы в группе 

(Слайд 15)

– У вас на столах лежат треугольнички. Именно такие приходили письма с фронта. Откройте их и прочитайте задания (работа в группах) (Слайд 16)

Вставь из слов для справок подходящие по смыслу имена прилагательные (окончания изменяй). определи падеж имён прилагательных. 

Четыре _______ года длилась война. _______ войска дошли до Берлина. Они водрузили _______ флаг над Рейхстагом. Наши _____ защитники радостно встречали победу. 

Слова для справок: долгий, красный, русский, доблестный. 

Давайте проверим, что у вас получилось. 

 (Слайд 17)

– Во время Великой Отечественной войны важную работу проводили радисты, передающие и точно записывающие необходимые сведения.

– Сейчас мы представим себя радистами и выполним следующее боевое задание. Возьмите карточку с рацией. Откройте её. Прочитайте задание.

Поставь прилагательные из скобок в нужном падеже. Запиши. Выдели окончание имен прилагательных и укажи падеж. Карточку вклейте в тетрадь.

Рассказывал о (трудный) сражении, гордился (геройский) поступком, радоваться (долгожданный) победе, произошло (великий) событие, увидели (праздничный) салют

Учитель выборочно проверяет работы нескольких обучающихся. Проверка по слайду.

– Давайте проверим, что у вас получилось.

Работают в паре.

Составляют из слов предложение и записывают его в рабочие тетради. Определяют падеж прилагательных.

Боевые машины держали улицы под непрерывным огнём. 

Слушают учителя.

Смотрят фрагмент фильма

Вспоминают правила групповой работы 

Работают в группах.

Четыре долгих года длилась война. Русские войска дошли до Берлина. Они водрузили красный флаг над Рейхстагом. Наши доблестные защитники радостно встречали победу. 

Слушают учителя

Читают задание 

Составляют и записывают словосочетания.

Рассказывал о трудном сражении, гордился геройским поступком, радовался долгожданной победе, произошло великое событие, увидели праздничный салют.

Регулятивные: выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

6 Рефлексия учебной деятельности на уроке 

Цели:  соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

3 мин – Давайте подведём итог урока. (Слайд 18)

– Какой теме был посвящен урок? 

– Был ли он вам полезен?  

– Понравилось ли вам сегодня на уроке?

– Вы все большие молодцы. На уроке особенно  отличились следующие солдаты, и они получают соответствующие оценки…

– А сейчас я предлагаю вам оценить вашу работу на уроке (Слайд 19). Возьмите в руки звёздочки, с которыми мы работали в начале урока.

Раскрасьте их:

Красным –  если на  уроке Вы  работали «отлично», верно выполняли задания командира и хорошо поняли  тему.

Жёлтым –  если на уроке вы  были недостаточно активными, некоторые боевые задания давались  с трудностью. 

– Поднимите Ваши звёздочки вверх и покажите мне и нашим гостям. 

– Я тоже хочу показать Вам звёздочку красного цвета, и поблагодарить за замечательную работу на уроке. 

А сейчас давайте запишем домашнее задание на понедельник. 

Отвечают на вопросы учителя

Склонение имени прилагательного 

Поощрение ребят, выставление оценок

Оценивают свою работу на уроке с помощью звёздочек.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

 Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей,  мотивов, жизненных интересов.

7 Домашнее задание  2 мин (Слайд 20)

Разноуровневое задание.

1. Для всех стр. 82  упр.140

2. Творческое задание. Написать короткое письмо-благодарность ветерану (3-5 предложений)

Записывают домашнее задание.

Слушают наставления учителя по его выполнению. 


Гармошка. Блокадный хлеб Гармошки. Донесение с фронта Звёздочки Письма с фронта Раскладушка. Рация

Урок русского языка «Склонение имени прилагательного», приуроченный к празднованию 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram