Кувшинова Екатерина Борисовна
воспитатель
Структурное подразделение «Детский сад №114 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №193276
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Воспитатель — профессия творческая», в условиях реализации ФОП ДО
Наименование конкурсной работы: Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста и на формирование и становление личности ребенка.
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №193276


                                                                    Кувшинова Е.Б.

                                     воспитатель 

Структурное подразделение «Детский сад №114 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района

 

Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста и его влияние на формирование и становление личности ребенка.

Самым важным из всех приобретений ребенка в раннем возрасте является его овладение родным русским языком. Через устное народное творчество ребенок познает родной язык, родные мотивы, физически развивается в играх, знакомится с окружающим миром. В современном мире вся наша жизнь очень динамична, взрослые всегда торопятся и торопят своих детей. Сейчас для детей разрабатывается огромное количество замечательных игр и технологий, это очень хорошо. Но хотелось бы, чтобы родители придавали больше значения такому важному аспекту, как колыбельные песни, пестушки (слово «пестушки» происходит от глагола «пестовать», что означает нянчить, «тютюшкать», лелеять, заботиться, носить на руках). Наверняка, многим знаком тот момент, когда дедушка или бабушка, слегка подкидывая вверх внучонка, присвистывая, говорят: «У-тю-тю! У-тю-тю!». Иногда родители совершают ошибку, заменяя колыбельные не просто на спокойную музыку, а на фоновые звуки гаджетов. Бесспорно, одним из способов общения с ребенком является фольклор.  В дальнейшем это будет иметь огромнейшее влияние на развитие и формирование ребенка, как личности. Так что же сулят колыбельные песни ребенку? Конечно, это обязательно грядущие удачи, победы и благополучие. Ведь сами колыбельные, как отдельный фольклорный элемент, не только наполнены материнской лаской, любовью, они положительно влияют на эмоциональное развитие ребенка, его душевное состояние, психологическое поведение и настроение в самый момент засыпания. Именно тогда, когда малыш слушает мамины ладушки, он получает и самые первые познания великого понятия «музыка» и, конечно, первые азы в развитии речи. Что примечательно: малыш начинает «гулить», это приводит в движение гортань ребенка и развивает ее, а когда малышу поют, он учится различать интервалы между словами, запоминает повторяющиеся музыкальные интонации. У такого ребенка речевые навыки проявятся гораздо раньше. Надо заметить то, что даже коротенькие детские песенки и есть те семена, из которых в дальнейшем рождается подлинный народный исполнитель – творческая личность. Когда ребенок начинает подрастать, ему нравится слушать считалки, заклички. Закличка – это обращение как к неживой природе, например, дождю, солнцу, небу, ручейку, («Солнышко – ведрышко, выгляди, высвети!»), так и к животному миру- птицам, разным зверям («Приди, Котенька – коток»). Эти заклички звучали как приказы: «Выгляни в окошечко!». Заклички могли быть одновременно дразнилками. («Андрей- воробей!»). А вот требовательные заклички возникли в давние времена, когда людям казалось, что они могут влиять на явления природы. («Дождик, лей!) Что же происходит в настоящее время с устным народным творчеством, проще говоря, фольклором? К сожалению, все это уходит из современного быта, современного языка. Хранителями фольклорных традиций остаются люди преклонного возраста и воспитатели детских садов. Народный фольклор имеет огромное значение в духовном развитии ребенка, его нравственном воспитании. Ребенку еще не совсем понятны чувства любви к своей стране, но известно, что именно в самом раннем детстве и зарождаются самые ее ростки. От того, что ребенок слышит и видит в детстве от близких, напрямую зависит формирование сознания и его отношение к окружающей действительности. Нужен ли нам фольклор в современной жизни? Ответ однозначный: нужен! Произведения русского фольклора – это основа нашего уклада жизни. Когда мы созерцаем старинные вещи, или вещи, сделанные мастерами-умельцами, мы испытываем трепет, желание потрогать их и обязательно создать такие же. Вышитые или лоскутные одеяла, тряпичные куклы. Глядя на них, хочется водить хоровод, петь народную песню. Устное народное творчество содержит в себе огромные возможности для развития речевых навыков, которые с самого раннего возраста побуждают ребенка к речевой активности. Фольклорные произведения своим богатым содержанием и порой оригинальной формой самым лучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка. Они почти незаметно ведут ребенка в мир народного слова, раскрывая его богатство и многогранность. Благодаря малым формам устного народного творчества устанавливается эмоциональный контакт взрослого и ребенка, расширяется детский кругозор, естественным образом, обогащается речь ребенка, и формируется его положительное отношение к окружающему миру. Сначала, как и говорилось выше, это колыбельные песни, заклички, ладушки, но ребенок растет и знакомится со сказками, поговорками, загадками. Эти произведения богаты и по форме и по содержанию и, конечно, содержат в себе некий нравственный аспект. Поэтому происходит развитие мыслительных процессов ребенка, его воображения, сообразительности и эмоционального фона. Эти фольклорные формы просты и непосредственны в изложении для понимания ребенком и наиболее интересны для него. Далее воспитательная ценность, заключенная в произведениях русского народного творчества, скажется на формировании у ребенка его патриотических чувств. У ребенка раннего возраста формируются определенные моральные ценности. Потешки легко запоминаются и воздействуют на ребенка гораздо сильнее, чем нудные нравоучения. Именно в этот период детства зарождаются те чувства и черты характера, которые невидимой нитью связывают маленького человека с корнями его народа. Глубина этой связи – в песнях и языке народа, музыке, обычаях. Не надо забывать о важной части игры – считалке. В простейшей своей форме считалка – это счет и прежде всего он решал, кому водить. Интересно то, что давным-давно считалка являлась чем-то особенным, почти магическим. В числа на Руси верили всегда. Если вспомнить русские народные сказки, то почти всегда в них упоминались числа «три», «семь», «девять», «двенадцать», «тринадцать». У этих чисел был свой особенный смысл. Но с течением времени, счет стал условным, и сама считалка приобрела юмористическую окраску. Она стала просто смешным стихотворением, некой забавой, в которой иногда даже просто не было никакого смысла. Детям считалки очень нравятся! Поэтому их смело можно применять в играх или любой подходящей ситуации. В число любимых детских забав входят загадки. Слушая, а затем разгадывая загадку, ребенок почти всегда испытывает восторг. На Руси народ очень любил сочинять загадки. «Без лица в личине». Что это значит? «Лицо» загаданного предмета обязательно скрыто под некой маской, «личиной», под иносказанием. Главное свойство загадок это то, что они открывают во всей окружающей нас действительности немало интересного, поэтического. Бывает, что в загадке рассказывается целая история, ребенку нужно представить, «нарисовать» в своем воображении картинку, сопоставить ее с вариантами ответов. Обязательно нужно читать детям сказки. В сказках нет непоправимых бед и нет горьких слез, у сказки всегда счастливый конец. Как сказка может сформировать личность? А не она ли учит твердости духа, борьбе со злом, корыстью и слабостью характера? И именно сказка дает первые понятия о нравственности, верном понимании жизни. Бывают такие сказки, которые учат презирать и осуждать мир, где приоритетом являются жадность, нажива, лесть и обман. Русский народный фольклор сравнивают с чудодейственной живой водой. В. Аникин писал «Фольклор прошлых веков- величайшее богатство нации, неотъемлемая часть нашей художественной культуры, совершенное творение многих веков. Фольклор и сегодня приносит радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам». Так давайте приумножать этот чудесный родник устного народного творчества, читать детям сказки, прибаутки, загадывать загадки и петь песенки и колыбельные. И тогда дети будут, несомненно, расти отзывчивыми, добрыми, настоящими патриотами своей страны, любящими родное слово.

Список литературы

Аникина В.П. Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. – 2-е изд. – М.: Детская литература, 1977. – 367 

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста и на формирование и становление личности ребенка.

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram